Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Два талантливейших поэта, представители своей эпохи – Федор Иванович Тютчев и Афанасий Афанасьевич Фет.
То, насколько обогатило их творчество систему русского стихосложения сложно оценить. В текстах обоих поэтов, представителей чистого искусства, можно найти черты, которые свойственны поэзии того времени. Быть может, именно поэтому творческую манеру и поэзию данных двух поэтов часто сравнивают. Нельзя не отметить, что и у Тютчева, и у Фета есть особые и неповторимые детали и настроения, которых нет у других поэтов.
Говоря о сходстве творческой манеры двух поэтов, нельзя не обратить внимание на то, как описывается внутренний мир лирических героев. Поэты в своих текстах стремятся передать весь спектр глубинных эмоциональных переживаний человека, кроме того, портреты их лирических героев очень психологичны.
Помимо психологии, оба поэта используют прием параллелизма: внутренний мир, настроение человека, его глубокие переживания и эмоции часто отражаются естественным образом. Описание поэтом самой природы также похоже. Их природа двухмерна: у нее есть ландшафтный и психологический аспект.
Это объясняет использование параллелизма: описание внешнего мира, так сказать, превращается в описание чувств лирического героя.
Еще одно сходство - мотивы любовной лирики. Тютчев и Фет пережили страшную трагедию: они потеряли любимого человека, и эта потеря отразилась на лирической природе их любви.
Несмотря на такое большое количество сходных черт в приведенной выше лирике Фета и Тютчева, в их творчестве довольно много различий.
Объект исследования – поэзия Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.
Предмет исследования – весенняя лирика Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.
Цель исследования – рассмотреть весенние мотивы в лирике Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.
Задачи исследования:
-рассмотреть своеобразие творческой манеры Ф.И. Тютчева,
-провести анализ стихотворений о весне Ф.И. Тютчева,
-определить своеобразие творческой манеры А.А. Фета,
-провести анализ стихотворений о весне А.А. Фета.
Методы исследования: анализ и обобщение материалов источников, соответствующих теме исследования.
Теоретической базой исследования послужили научные труды следующих ученых: Амуртаевой Д.М., Ачкасовой Г.Л., Ковтуновой И.И., Стеклянниковой С.Ю. и др.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения данного материала в рамках преподавания дисциплины «История русской литературы» для студентов вузов филологического направления, а также для подготовки учебно-методических материалов для проведения урока литературы в школе.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список литературы.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ВЕСЕННЕЙ ЛИРИКИ Ф.И. ТЮТЧЕВА
1.1. Своеобразие творческой манеры Ф.И. Тютчева
Особенности лирики Тютчева отличают его стихи от стихотворений других писателей. Лирический герой постоянно сомневается, он что-то ищет, он находится на краю пропасти. Автор часто утверждает, что жизнь заканчивается, и конец ее всегда трагичен. Он рассказывает о болезненном опыте, с которым сталкивается герой, но продолжает стремиться к единству с принципом существования [6, с. 88].
Невозможно сказать, какая тема является главной в стихотворении. По мнению исследователей, Тютчев в сочетании с общими чертами поднимает несколько важных вопросов в одном произведении. Ключевые тематики:
• Романическая;
• Описание природы;
• Философская;
• Гражданская;
• Хаос и космос.
Каждый стихотворный текст поэта имеет лирический характер. Чаще всего Тютчев создавал лаконичные произведения, которые проблематично было классифицировать касательно жанровой принадлежности.
Если говорить об отличии Тютчева и его лирики от других поэтов-современников, то важно отметить его индивидуально-авторский подход к созданию стихов. Сложно представить, чтобы он заранее продумывал тему или искал нужный момент. Текст создается под влиянием импульса, эмоции, поэт полагается на непредвиденные ощущения, сердечные переживания, впечатления от увиденных явлений [6, с. 88].
Особенности романтической лирики Тютчева проявляются в отсутствии конфликта между лирическими героями и обществом. Поэзия базируется на метафизических принципах.
Каждый человек одинок в осознании цикличности бытия. Они не умеют выражать чувства и переживаемый настрой, потому что не могут облечь чувства человека в слова.
Главные темы произведений Федора Ивановича:
• Россия, Родина;
• Состояния природы: весна, природа, душа, осень, зима, лето;
• Чувства и человеческие отношения: любовь, человеческий образ перед вечностью бытия;
• Смерть, конечность жизни, трагизм разрыва с миром;
• Философские направления, борьба чувств, жизнь.
Поэтом создано множество детских стихотворений и литературных шедевров для школьной аудитории. Отличительной чертой творчества Тютчева для детей являются неповторимые эмоции и трепетность в отношении, которое поэт стремится передать в своих строках. В них отмечается доброта, надежда, вера в будущее и любовь к природе.
Писатель не считал поэзию своим главным занятием. Он писал стихи по велению сердца, многие из них не опубликованы.
Федор Иванович предпочитал работу дипломата. Благодаря ей он часто бывал за границей, но всегда скучал по дому, когда был в отъезде. Историко-политические взгляды поэта сложились на основе сравнения жизни России и других держав [8, с. 62].
Таким образом, говоря об особенностях творчества Тютчева, следует отметить, что многие стихотворения на гражданские и философские темы объединены общим пафосом. Поэт исследует вечность, хаос и бытие. Он преподносит идею таким своеобразным образом, что читатель непреднамеренно проникается видением поэта.
Федор Иванович часто и долго размышлял над проблемой глобальных потрясений, выстраивая отношения дня и ночи. Это ярко отражено в стихотворениях:
• «О чем ты воешь, ветр ночной»;
• «Сижу задумчив и один».
В большинстве работ Тютчева превалирует философская лирика, даже если писатель использует образы природы. Он поставил для себя три важнейшие цели:
• Постижение жизни человека;
• Поиск гармонии между людьми и природой;
• Исследование всех мировых тайн.
1.2. Анализ стихотворений о весне
«Весенний цикл в поэзии Ф.И.Тютчева» объединил в себе стихотворные тексты на весеннюю тему в творческом наследии Тютчева. Федор Иванович из всех времен года отдавал предпочтение весне не только в юности, но и в зрелые годы.
Так, весна становилась главным объектом его поэзии, именно о ней он страстно писал в письме Екатерине Кирилловне Зыбиной, датируемым от 28 апреля 1869 года [10, с. 29].
"Да, весна – это единственный переворот в этом мире, который заслуживает обстоятельного отношения, и, по крайней мере, единственный, который всегда будет удачным. Согласно мнению великого британского поэта, вся земля улыбается этому времени года и этому утру жизни, как будто она не окружала могилу".
Эти строки были написаны Тютчевым за 4 года до своей смерти, после бесчисленных потерь родных и друзей, пережитых поэтом, именно поэтому его высказывания так важны и заслуживают внимания.
Весенние мотивы встречаются практически во всем творчестве Тютчева, но большая часть его стихотворных текстов, особенно посвященные весне, были написаны поэтом в ранний период его творческого пути. Сосредоточим внимание на весенний цикл лирических произведений поэта «Весна» («Любовь земли и прелесть года », 1821-1822).
Данный текст можно назвать программным, ввиду того, что в нем отражено то понимание весны, которое сохраняется поэтом до конца своей жизни. Впервые атрибут самого прекрасного времени года явится в лирических произведениях, которыми станут все лирические произведения цикла "благоухающие цветы", "солнце, сияющее в ясном небе", "легкие мотивы для ощущения радости и победы". Наступление весеннего времени для поэта – это всегда праздник обновления и воскрешения [6, с. 88].
В стихотворении также отражено религиозное понимание весны. В статье "О Пасхе, весне и родине" преподобный Всеволод (Филипьев) писал: "Наша духовная весна – это Пасха Христова, а пасха Христова имеет границы и расстояния, и чем ближе день светлого Христова Воскресения, тем светлее и приятнее будет на душе будь." Этот свет и радость в поэзии передаются не только лексикой и образами, но и синтаксисом. Все предложения в окончательном варианте эмоционально окрашены. Переживание удовольствия стало решающим для юного Тютчева. В 1823 году в Мюнхене поэт работает над переводом оды Шиллера «An die Freude» («К радости»). Русский поэт нарекает свое стихотворение «Песнь радости» и это подлинно жизнеутверждающий гимн, который призван славить Творца за его милость к человеку.
Среди исследователей жизни и творчества Тютчева бытует мнение, что поэт развивался за рубежом как мыслитель, которому было чужды православные ценности и традиции. Трудно согласиться с такой однозначной оценкой, читая письма и стихи Тютчева в те годы, когда он жил вдали от родины, "Песнь радости", созданная в Мюнхене, пронизана библейскими мотивами и образами. В тексте фигурирует обилие церковнославянской лексики, элементы молитвы, псалмов, воспоминания из текста Евангелия [10, с. 29].
По эмоциональным настроениям, религиозному постижению источника радости для всего живого в мире "Песнь радости" напоминает поэму "Весна" (1821-1822). В воспевании весны, утра и юности С.Л. Франк увидел выражение религиозных чувств Тютчева: "Весна, утро и юность - все это олицетворение небесных, светлых и жутковатых принципов самой земной жизни, потому что в этих явлениях она имеет форму, которая воплощает черты, которые определяют небеса в земной, местной жизни".
Это типичное религиозное чувство, это не отрыв от Земли, не уединенная высота, а именно высшее и чистейшее проявление Небесного Начала, которое окружено со всех сторон и пропитано этим небесным началом, как бы в фокусе земного существования".
Таким образом, С.Л.Франк подчеркивает духовное понимание весны как проявления Божественного откровения, через чувства, которые завладевают человеком в это время года, а природа, которая расцветает весной, напоминает нам о утраченном рае. Для Тютчева весна всегда приносит "дух жизни, силы и свободы".
Эта идея становится стержневой в лирическом произведении "Могила Наполеона" (1829, 1854). Мотив растворения, слияния человека с ярким весенним миром звучит в произведении "Нет, мой вкус к тебе" (1830-е). Весенняя природа олицетворяет изобилие человеческого существования.
Цветущий и благоухающий мир весенней природы красив как днем, так и ночью, В.С.Соловьев первым в истории стал изучать лирику Тютчева, обратив внимание на так называемые ночную лирику поэта.
В лирических ночных текстах, по мнению философа, поэт раскрывает "темные корни" существования мира, которые лежат в основе лирики Тютчева. Однако концепция Соловьева кажется весьма односторонней, и В.Н. Касаткин доказательно утверждает: "Тютчев раскрывает не только тьму< >, но и "корень мирового бытия" света [6, с. 88].
Если анализировать первый период Тютчева работы, "золотое время", когда весна царила в душе поэта и в его стихах. Т. И. Райнов писал: "Тютчев был молод и полон сил, его душа была живой, его яркой и насыщенной личного присутствия, весь из себя, Тютчева, в его образы и подобия, представленных безличные качества. Он олицетворял ее в образе добровольного и щедрого существа, которое "весной устраивает пир для своих сыновей", или в образе прекрасной девушки, побеждающей старую зимнюю леди. Для него естественно представлять раннюю весну в образе женщины, которая все еще спит, улыбаясь "сквозь редеющий сон" с приближением утра этого года.
Струна поэтической лиры Тютчева «нагрета яркими лучами любви, восторга и весны» где здесь физическое и где психическое, природное и человеческое''. Они так сближены, так тесно слиты, что «бродя без дела и без цели», Тютчев чувствует себя способным < > «набресть на свежий дух синели или на светлую мечту».
Поэтому в первый период творчества весна является центральной темой лирики Тютчева. Во всех стихотворениях она – животворящее начало, сила, несущая свет, радость, воскрешение и обновление. Пришло время торжества природы и человека, празднества "любви к земле" [6, с. 88].
Ф.И.Тютчев – поэт и философ. Именно с его именем связано течение философского романтизма, которое появилось в России из немецкой