Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Исследования развития внимания давно представлены в научном поле. Внимание остается одной из центрических психических функций человека и активно исследуется с разных сторон.
Внимание – психическая функция, отвечающая за способность человека направлять свое поведение на окружающую ситуацию. Внимание позволяет человеку отбирать нужную информацию, выделять важные особенности, дифференцировать процессы, предметы и явления.
В отечественной психологии внимание - это сосредоточение психической деятельности человека, деятельности его личности в данный момент и в этих условиях (Н.Ф. Добрынин), организация умственной деятельности (К. K. Платонов).
Внимание совершенствуется на протяжение всей жизни человека, однако младший школьный возраст является периодом его приоритетного развития. В этом возрасте происходят кардинальные изменения в когнитивных процессах ребенка, которые сопровождаются изменениями в его внимании. Понимание особенностей внимания младшего школьника и его развития является ключевым фактором для успешного преподавания и воспитания детей этого возраста.
Степень изученности проблемы исследования. Современная наука располагает большим числом научных исследований проблемы развития внимания, его физиологических основ и механизмов функционирования.
Исследованиями развития внимания в младшем школьном возрасте занимались Н.Ф. Добрынин, З.М. Истомина, Б.М. Теплов, Д.Н. Узнадзе и др.
Особенности внимания школьников с интеллектуальной недостаточностью были рассмотрены И. В. Беляковой, С. Д. Забрамной, М. С. Певзнер, В. Г. Петровой, С. Я. Рубинштейн. В своих трудах эти ученые отмечают своеобразие внимания у детей с интеллектуальной недостаточностью, а также описывают пути и средства его коррекции. В коррекционной психологии существует небольшое число работ, посвященных изучению внимания. К ним относятся исследования, выполненные Г. Л. Баскаковой, С. В. Лиепиня, Ф. Г. Хабибуллиной и других специалистов.
У школьников с интеллектуальной недостаточностью уровень развития внимания обусловливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Внимание как главное условие осуществления познавательной деятельности обеспечивает возможности успешного обучения, проводимого с помощью не только традиционных методов, но и с использованием новых информационных технологий. В данной работе рассматривается проблема развития и коррекции внимания у учащихся начальных классов с интеллектуальной недостаточностью.
Актуальность темы исследования определяется противоречием между:
- на социально-педагогическом уровне – необходимостью развития внимания младших школьников как условия общего развития ребенка и недостаточным уровнем развития внимания у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью;
- на научно-методическом уровне – необходимостью выбора эффективных методов, приемов и средств развития внимания у обучающихся начальной школы с интеллектуальной недостаточностью и недостаточным методическом сопровождением данного вопроса в условиях урочного и внеурочного времени.
Цель – рассмотреть особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
Объект исследование – внимание как психическая функция.
Предмет исследования – особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
Гипотеза: развитие внимания у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью будет эффективно если:
- работа по развитию внимания будет осуществляться на каждом уроке вне зависимости от учебного предмета;
- педагогом будут использованы различные методы, приемы и формы организации деятельности детей;
- будет проведена внеклассная работа по развитию внимания.
Задачи исследования:
1.Проанализировать понятие «внимание», его виды и свойства,
2.Рассмотреть особенности развития внимания в младшем школьном возрасте;
3. Описать особенности развития внимания у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью;
4. Провести диагностику развития внимания у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью;
5. Разработать рекомендации по развитию свойств внимания у обучающихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостатосностью.
Теоретико-методологическую основу исследования составили теоретические положения в области:
- раскрытия феномена «внимание» и выявления его компонентного состава (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, Р.С, Немов и др.), позволившие выявить основные черты и характеристики внимания, определить его свойства, необходимые для проведения диагностического исследования.
- особенностях развития внимания в младшем школьном возрасте с интеллектуальной недостаточностью (И. В. Белякова, С. Д. Забрамная, М. С. Певзнер, В. Г. Петрова и др.), позволившие выявить основные психолого-педагогические особенности обучающихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью, определить особенности развития всех свойств внимания и направления будущей коррекции.
- методах и приемах коррекции развития внимания в младшем школьном возрасте (С.И. Волкова, С.С. Левитина, З.С. Мусина, И.В. Страхов), позволивших выделить методы и приемы развития внимания младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
База исследования.
Практическая значение результатов исследования обусловлена тем, что данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в процессе работы с детьми младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью в развитии внимания на учебных занятиях.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Глава 1. Современные представлений о проблеме развития внимания у младших школьников с интеллектуальными нарушениями
1.1 Внимание: понятие, виды, свойства
Внимание – психическая функция, отвечающая за способность человека направлять свое поведение на окружающую ситуацию. Внимание позволяет человеку отбирать нужную информацию, выделять важные особенности, дифференцировать процессы, предметы и явления.
В отечественной психологии внимание - это сосредоточение психической деятельности человека, деятельности его личности в данный момент и в этих условиях (Н.Ф. Добрынин), организации умственной деятельности (К. K. Платонов) [5, с. 66].
Понятие «внимание» рассматривается разными исследователи неоднозначно, поэтому в основе выявления ключевых характеристик внимания представим результаты контент-анализа (Таблица 1).
Таблица 1 – Контент-анализ понятия «внимание» на основе определений разных авторов
Внимание является сквозным психическим процессом, т.е. пронизывающим все процессы деятельности индивида. В связи с этим внимание как психическое явление рассматривается с нескольких сторон: как процесс, состояние или свойство личности [8, с. 35].
Эту позицию не поддерживают ведущие психологи, занимающиеся детской психологией. С. Выготский [7], П. Я. Гальперин, Р. С. Немов [22] и др. в них внимание рассматривается как самостоятельный психический процесс.
Как подчеркнул С.Л. Рубинштейн, внимание не обладает содержательной стороной и, как следствие, проявляется в разрезе других процессов, например, с мышлением. Внимание есть сторона всех познавательных процессов сознания, и они сами по себе играют роль предметно-направленной деятельности» [24, с.55].
В исследованиях П.Я. Гальперин опирается на позиции деятельностного подхода и, исходя из этого, считает, что внимание есть произвольное управление деятельностью человека, которая подчиняется контролю. Контроль же заранее сформирован в сознании человека [16, с. 98].
Внимание представляет собой динамическую характеристику познания. В связи, с чем оно может изменяться с течением времени и поддаваться коррекции, в случае нарушения.
Вниманием всегда движут потребности и мотивы: если человек не заинтересован деятельностью, он не будет акцентировать на нем свое внимание. Поэтому внимание не является самостоятельным познавательным процессом, так как его характер определяется многими факторами деятельности и отношения человека [12, с. 276].
Понятие внимания включает в себя несколько основных характеристик.
Во-первых, внимание – это настраиваемый процесс. Человек может настраиваться на определенные объекты или задачи и игнорировать другие, менее важные стимулы. Настройка внимания может осуществляться как сознательно, так и бессознательно.
Во-вторых, внимание имеет свою направленность. Это означает, что человек может сосредоточить свое внимание на конкретном аспекте объекта
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антипанова, Н. А. Особенности развития детей с нарушениями интеллекта / Н.А. Антипанова, М.А. Дацко, - Текст: непосредственный //Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2016. – №. 2. – С. 24-27.
2. Апетян, М.К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника / М.К. Апетян. – Текст : электронный // Молодой ученый. — 2014. — № 14 (73). — С. 243-244. — URL: https://moluch.ru/archive/73/12457/ (дата обращения: 18.12.2023).
3. Афанасьев, В.Ф. Особенности изменения произвольного внимания младших школьников в условиях учебной деятельности / В. Ф. Афанасьева. – Текст: непосредственный // Развитие познавательных возможностей школьников в условиях учебной деятельности. - Волгоград, - 2008 - 236 с.
4. Блонский, П.П. Психология младшего школьника / П.П. Блонский. – Московский психолого-социальный институт, 2006. – 632 с. – Текст: непосредственный. – ISBN: 5-87224-053-4.
5. Бобокулова, Г. Ш. Основные положения определения развития внимания. – Текст: электронный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 1020-1022. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29001/ (дата обращения: 18.05.2024).
6. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. – Москва : Просвещение, 2003. – 273 с. – Текст: непосредственный.
7. Выготский, Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию / под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова. – М.: Просвещение, 2007. – С. 184-219. – Текст: непосредственный.
8. Гиппенрейтер, Ю.Б. Психология внимания / Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романович. – Текст: непосредственный // Хрестоматия по вниманию. – 2001. – № 4. – С. 67-72.
9. Гомезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М. В. Гомезо, Л. М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с. – Текст: непосредственный. - ISBN 5-93134-195-1.
10. Григорьева, И.К. Особенности развития внимания младших школьников / И. К. Григорьева. – Текст: электронный. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. №3-7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-vnimaniya-mladshih-shkolnikov (дата обращения 19.05.2024).
11. Добрынин, Н.Ф. О теории и воспитании внимания / Н. Ф. Добрынин. – Текст: непосредственный // Хрестоматия по вниманию / под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова. – М.: Просвещение, 2003. – С. 243-259.
12. Захарова, И. Н. Особенности свойств внимания: концентрация, устойчивость и переключаемость у младших школьников / И. Н. Захарова. – Текст: электронный // Молодой ученый. — 2018. — № 49 (235). — С. 272-275. — URL: https://moluch.ru/archive/235/54570/ (дата обращения: 18.05.2024).
13. Золотая, И.Г. Применение дидактических игр на уроках математики для развития внимания / И. Г. Золотая. – Текст: электронный // Научная библиотека открытого доступа «Киберленинка», Муниципальное образование: инновации и эксперимент № 1, 2011. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/primeneniedidakticheskih-igr-na-urokah-matematiki-dlya-razvitiya-vnimaniya (дата обращения: 13.05.2016).
14. Иовенко, Е. Ю. Внимание как психологический ресурс / Е. Ю. Иовенко. – Текст: электронный // Молодой ученый. — 2012. — № 12 (47). — С. 409-412. — URL: https://moluch.ru/archive/47/5838/ (дата обращения: 18.05.2024).
15. Исаев, Д.Н. Практикум по психологии умственно отсталых детей и подростков: учебное пособие для студентов медицинских и педагогических вузов / Д. Н. Исаев, Т. А. Колосова. – Санкт-Петербург : КАРО, 2012. – 176 c. – Текст: непосредственный. - ISBN: 978-5-9925-0726-3.
16. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии / Е.М. Мастюкова. – М.: Просвещение, 1992. – с. 245. – Текст: непосредственный.
17. Маллер, А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью » Единство детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / А. Р. Мастер, Г. В. Цикото. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208 с. – Текст: непосредственный.
18. Мальцева, К.П. Развитие внимания школьника / К. П. Мальцева. – М.: Академия, 2000. – 67 с. – Текст: непосредственный.
19. Маpютина, Г.М. О связи свойств внимания и успеваемости учащихся вторых классов / Г. М. Марютина, Т. А. Мешкова, Н. В. Гавриш. – Текст: непосредственный // Вопросы психологии. М.: Просвещение, 1988. 78 с.
20. Международная классификация болезней 11-го пересмотра. – Текст: электронный. - URL: https://doctorsan.ru/mkb-11 (дата обращения 19.05.2024).
21. Мусина, З. С. Развитие внимания у детей и пути его воспитания / З. С. Мусина. – Текст: электронный// Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2013. - №23. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-vnimaniya-u-detey-i-puti-ego-vospitaniya (дата обращения: 18.05.2024).
22. Немов, Р.С. Общая психология: краткий курс / Р. С. Немов. – СПб.: Питер, 2008. – 304 с. – Текст: непосредственный.
23. Обухова, Л. Ф. Детская (возрастная) психология / Л. Ф. Обухова. - М.: Российское агентство, 1996. - 374 с. – Текст: непосредственный.
24. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 712 с.
25. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. - СПб, 2004 - 248с. – Текст: непосредственный.
26. Рыбалко, Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология / Е. Ф. Рыбалко. – Спб.: Питер, 2001. – 224 с. – Текст: непосредственный.
27. Сидорина, Е.В. Особенности развития внимания в младшем школьном возрасте / Е. В. Сидорина, О. А. Катушенко, С. А. Фалина. – Текст: электронный // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №60-4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-vnimaniya-v-mladshem-shkolnom-vozraste (дата обращения: 18.05.2024).
28. Ташина, Т.М. Классификации нарушений интеллекта (исторический аспект) / Т.М. Ташина. – Текст: электронный // Инновационная наука. 2015. №11-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsii-narusheniy-intellekta-istoricheskiy-aspekt (дата обращения: 21.02.2024).
29. Тупталова, А. С. Развитие внимания младших школьников в учебной деятельности. – Текст: электронный // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 610-612. — URL: https://moluch.ru/archive/130/36082/ (дата обращения: 18.05.2024).
30. Шипицына, Л.М. Психология детей с нарушениями интеллектуального развития : учебник для студентов учреждений высшего проф. учр-я / Л. М. Шипицына. – Москва : Академия, 2014. – 224 с. – Текст: непосредственный.