Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы оценки конкурентоспособности компаний не вызывает сомнений, так как в настоящее время любые предприятия функционируют в жестких условиях конкурентной среды и деятельность предприятия должна быть направлена на завоевание и удержание предпочтительной доли рынка, на достижение превосходства над конкурентами, что обеспечивается, в известной мере, проведением стратегического планирования на предприятиях. Особенно это актуально для российских компаний в условиях современных геополитических вызовов.
В современных условиях функционирующей рыночной экономики конкуренция является важнейшим фактором, определяющим результат экономической деятельности отдельных предприятий и являющимся ориентиром для развития региона, отрасли и национальной экономики в целом. При этом оценка уровня конкурентоспособности, которая является отправной точкой исследования, играет важную роль в достижении значительных результатов в конкурентной борьбе. Поэтому в рамках функционирования предприятия необходимость проведения такого анализа часто является объективным условием. Примерами могут служить: диагностические исследования организации, оценка результатов деятельности организации, расчет основных критериев для планирования и прогнозирования, принятие решений относительно изменения политики конкурентоспособности организации и инвестиций в него.
Пандемия Covid-19 заставила предприятия столкнуться с целым рядом ранее неизвестных проблем. Бизнесу пришлось перестраиваться, и в новых реалиях конкуренция оказалась как никогда высока. В таких условиях предприятиям для повышения конкурентоспособности приходится разрабатывать новые стратегии. Вопрос оценки конкурентоспособности приобретает особое значение для современных отечественных фирм, работающих в условиях санкционной политики, которая все больше обостряет внутреннюю и международную конкуренцию. При этом несостоятельность традиционной экспортно-ориентированной модели экономического развития свидетельствует о необходимости фундаментальных преобразований, в том числе связанных с формированием конкурентных стратегий и конкурентных преимуществ отечественных предприятий. И успех такой трансформации напрямую зависит от применяемых инструментов оценки конкурентоспособности, ориентированных на выявление перспективных направлений организационного развития.
Целью работы является изучение методики оценки конкурентоспособности компании и разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности на основе проведенного анализа.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Представить организационно — экономическую характеристику рассматриваемой компании.
2. Провести анализ показателей конкурентоспособности компании на рынке.
3. Выявить проблемы и представить пути повышения конкурентоспособности компании.
Объектом исследования выступает ООО «Интернет решения» (ОЗОН).
Предметом исследования выступают показатели работы компании и ее стратегия развития.
Информационной базой для написания научной работы является научная и учебная информация по теме стратегического подхода к управлению организацией и финансово-экономического анализа.
В данной работе были применены методы финансового анализа, стратегического анализа.
Глава 1 Производственно-экономический анализ работы предприятия
1.1 Общая характеристика предприятия
Общество с ограниченной ответственностью Ozon – крупнейший в России мультикатегорийный маркетплейс с развитой логистической сетью. Озон - популярная платформа электронной коммерции и стратегическиориентированная IT-компания с собственной технологической инфраструктурой.Торговая площадка Ozon - это ворота для малых и средних предприятий для запуска и развития их бизнеса в России.
Озон - развитая логистическая сеть, ключ к обработке сотен тысяч ежедневных заказов и их быстрой доставке по всей крупнейшей стране мира. Ozon развивает систему сервисов, дополняющих основной бизнес компаний, включая финтех-продукты в рамках Ozon Bank, сервис Ozon.Travel и экспресс-доставку через Ozon fresh.
Маркетплейс и IT-платформа 20 с лишним лет в российской электронной коммерции >370 млн. товаров в 20+ категориях и 49 миллионов активных покупателей, 5 500 ИТ-инженеров.
Ozon предлагает один из самых больших ассортиментов товаров в российской электронной коммерции. Данная торговая площадка - это универсальный магазин для удовлетворения самых разнообразных потребностей покупателей, ассортимент которого включает в себя товары для дома, электронику, товары для красоты и здоровья, одежду и многое другое. Компания связывает продавцов с миллионами покупателей и предоставляет им инструменты для развития своего бизнеса. Рост компании обеспечивается постоянными инновациями, которые внедряет собственная команда технических специалистов.
В первом квартале 2024 года у Ozon было 49 миллионов активных покупателей, что на 31 % больше, чем в первом квартале 2023 года.
Количество заказов, размещенных на Ozon, выросло на 70 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 1 квартале 2024 года и составило 305 миллионов.
По итогам первого квартала 2024 года оборот продаж (по показателю валовой товарной стоимости, или GMV) вырос на 88 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 570 млрд рублей.
Ozon охватил более 72,1 млн ежемесячных активных пользователей (MAU).
По данным Mediascope BrandPulse 2023, 86,5 % покупателей в российском интернете пользуются Ozon хотя бы раз в месяц.
Около 5 500 специалистов работают в собственной технологической лаборатории Ozon Tech. Они разрабатывают IT-платформу, систему управления складом, а также новые продукты и услуги.
Ozon Tech автоматизирует управление складом и отслеживание заказов для поддержки своей инфраструктуры электронной коммерции, которая обрабатывает более 2,7 миллиона заказов в день.
Озон соединяет и облегчает сделки между покупателями и продавцами на торговой площадке (сторонний бизнес), а также продает товары напрямую покупателям (прямые продажи, или бизнес первой стороны).
Ozon стремится к расширению дополнительных услуг (финтех и другие вертикали,например, онлайн-доставка свежих продуктов Ozon).
Миссия компании - «мы стремимся использовать передовые технологии, логистику и инновации, чтобы всегда быть на шаг впереди потребностей наших клиентов. Предоставляя доступ к продукции как от международных поставщиков, так и от небольших местных производителей, мы стараемся улучшать жизнь и создавать новые возможности для всех жителей России, независимо от их расположения — от самого удалённого уголка страны до её столицы».
1.2 Анализ технико-экономических и финансовых показателей предприятия
Основные операционные и финансовые показатели за четвертый квартал и весь 2023 год представлены ниже.
- В 4 квартале 2023 года обороты, включая услуги, вырос на 111% по сравнению с 67% в 4 квартале 2022 года, в основном за счет значительного увеличения количества заказов и более высокой средней стоимостью заказа. Выручка с учетом услуг вырос на 111% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 1 752,3 млрд рублей в 2023 финансовом году, превысив наш прогноз роста на 90%-100%.
Рост оборотов в 2023 году, включая услуги, был обеспечен 130%-ным увеличением оборота Маркетплейса.
Общая выручка выросла на 37 % и 53 % по сравнению с предыдущим годом в 4 квартале 2023 года и в 2023 финансовом году, соответственно, благодаря комиссионным на рынке и быстрому росту доходов от рекламы и финансовых услуг.
- Скорректированный показатель EBITDA составил 0,1 млрд рублей в 4 квартале 2023 года и 4,2 млрд рублей за 2023 финансовый год. Несмотря на рост инвестиций, скорректированный показатель EBITDA как процент от выручк, включая услуги, увеличился на 0,6 п.п. по сравнению с предыдущим годом и составил 0,2% благодаря дисциплине расходов, эффекта операционного рычага и большей монетизации наших рекламных и финтех-услуг в 2023 финансовом году.
Рост рынка электронной коммерции во многом обусловлен постоянным расширением клиентской базы и растущим спросом на товары и услуги по всей России.
Ограничения, наложенные на бизнес, и уход международных брендов с российского рынка в 2022 году привели к к резкому сокращению ассортимента товаров, продаваемых в офлайне. Это, в сочетании с растущей доступностью мобильного интернета и расширением инфраструктуры онлайн-магазинов (центры обработки и сортировки товаров, пункты самовывоза и камеры хранения) по всей России, способствовало росту числа торговых площадок.
Рост рекламной активности в онлайн-ритейле создает условия, при которых большинство товаров в онлайн-магазинах продается со скидкой или с помощью бонусных программы. Это стимулирует покупательский трафик и активность, стимулируя продажи, поскольку покупатели видят возможность сэкономить на своих покупках или получить дополнительные преимущества.
Ключевые показатели деятельности предприятия за последние годы представлены в рамках финансово-экономического анализа ниже.
Представленный ниже анализ финансового положения и эффективности деятельности ОЗОН выполнен за период с 01.01.2020 по 31.12.2022 г. на основе данных бухгалтерской отчетности организации за 3 года.
Таблица 2.1.1. Структура имущества и источники его формирования
Показатель Значение показателя Изменение за анализируемый период
в тыс. руб. в % к валюте баланса тыс. руб.
(гр.5-гр.2) ± %
((гр.5-гр.2) : гр.2)
31.12.2019 31.12.2020 31.12.2021 31.12.2022 на начало
периода
(31.12.2019) на конец
периода
(31.12.2022)
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамов, В. С. Стратегический менеджмент в 2 ч. Часть 1. Сущность и содержание : учебник и практикум для вузов / В. С. Абрамов, С. В. Абрамов ; под редакцией В. С. Абрамова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 270 с.
2. Акмаева, Р.И. Стратегический менеджмент : учебное пособие / Р.И. Акмаева – Москва: Русайнс, 2020. — 256 с.
3. Голубков, Е. П. Стратегический менеджмент : учебник и практикум для вузов / Е. П. Голубков. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 290 с.
4. Зуб, А. Т. Стратегический менеджмент : учебник и практикум для вузов / А. Т. Зуб. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 375 с.
5. Малюк, В. И. Стратегический менеджмент. Организация стратегического развития : учебник и практикум для вузов / В. И. Малюк. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 361 с.
6. Мардас, А. Н. Стратегический менеджмент : учебник и практикум для вузов / А. Н. Мардас, О. А. Гуляева, И. Г. Кадиев. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 176 с.
7. Отварухина, Н. С. Стратегический менеджмент : учебник и практикум для вузов / Н. С. Отварухина, В. Р. Веснин. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 336 с.
8. Попов, С. А. Актуальный стратегический менеджмент. Видение – цели – изменения : учебно-практическое пособие / С. А. Попов. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 447 с.
9. Попов, С. А. Стратегический менеджмент: актуальный курс : учебник для вузов / С. А. Попов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 481 с.
10. Портных, В.В. Стратегия бизнеса / В.В. Портных. – 4-е изд. – Москва : Дашков и К, 2021. – 274 с.
11. Родионова, В. Н. Стратегический менеджмент : учебное пособие / В. Н. Родионова. – 3-е изд., испр. и перераб. – Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2020. – 106 с.
12. Розанова, Н. М. Конкурентные стратегии современной фирмы : учебник и практикум для вузов / Н. М. Розанова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 343 с.
13. Савченко, А. Б. Стратегический менеджмент : учебное пособие / А. Б. Савченко. – Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2020. – 228 с.
14. Сидоров, М. Н. Стратегический менеджмент : учебник для вузов / М. Н. Сидоров. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 158 с.
15. Сироткин, С. А. Стратегический менеджмент : учебник / С.А. Сироткин, Н.Р. Кельчевская. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 263 с.
16. Скобкин, С. С. Стратегический менеджмент в индустрии гостеприимства и туризма : учебник для вузов / С. С. Скобкин. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 442 с.
17. Соклакова, И.В. Стратегический анализ деятельности организации : учебное пособие для бакалавров / И.В. Соклакова, М.С. Санталова, И.Л. Сурат и др. – 2-е изд. – Москва : Дашков и К, 2021. – 242 с.
18. Тебекин, А. В. Стратегический менеджмент : учебник для вузов / А. В. Тебекин. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 333 с.
19. Шифрин, М. Б. Стратегический менеджмент : учебник для вузов / М. Б. Шифрин. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 321 с.
20. Ярунина, Т.А. Теоретические основы разработки стратегии развития организации / Т.А. Ярунина // Актуальные исследования. – 2020. – №2 (5). – С. 55-58.