Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В современном мире велика роль общения, развития межличностных отношений, ведь без общения не обходится ни одна деятельность. Ребенок – это личность, которая также входит в систему межличностных отношений. Когда ребенок поступает в школу, начинается активное приобретение коммуникативных навыков. А развитие его личности в системе личных отношений зависит от построения отношений со сверстниками, положения ребенка или его статуса в группе. Этот этап развития коммуникативных навыков общения приходится на период младшего школьного возраста.
Проблема межличностных отношений в группе сверстников всегда привлекала внимание педагогов и отечественных психологов. Необходимо определить роль отношений со сверстниками в формировании личности школьника на разных этапах его жизни, и, в частности, в младшем школьном возрасте - наиболее ответственном периоде перехода ребенка к новой социально значимой системе отношений.
В современном научном мире наблюдается значительный рост психолого-педагогических исследований, посвященных проблеме межличностных отношений младших школьников. В психологии существуют разные подходы к пониманию этого явления, каждый со своим предметом изучения. Проблемой межличностных отношений занимались такие психологи, как Т.А. Репина, Я. Л. Коломинский, Н. Н. Обозов, В.Р. Кисловской, В. С. Мухина, А. В. Кривчук, и др., где основной темой были структура и возрастные изменения в детском коллективе. Я.Л. Коломинский говорит о том, что отношения взаимоотношения суть явления внутреннего мира, внутреннего состояния людей.
В последние десятилетия в России и за рубежом активно и всесторонне рассматривается проблема коллективных, кооперативных и групповых форм работы (В. Дойз, Х. Й. Лиймец, Г. Г. Кравцов, С. Г. Якобсон, Л. И. Айдарова Т. А. Матис, А. В. Петровский, А.А. Тюков, В.П. Панюшкин, Д.И. Фельдштейн, А.И. Донцов, А.К. Маркова, Я.Я. Ломпшер, Г.А. Цукерман, В.В. Рубцов и др.).
Коллективное творческое воспитание – это особый способ организации жизни детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение общего быта. Коллективная творческая деятельность является важнейшим структурным компонентом методики коллективного творческого воспитания. Эта методика предполагает широкое участие каждого в отборе, разработке, реализации и анализе коллективных дел.
Каждый имеет возможность определить для себя долю, характер своего участия и свою ответственность. Коллективная творческая деятельность позволяет создать в школе широкую творческую площадку, а значит, каждый участник может придумывать, писать, фантазировать, то есть создавать что-то новое. В ходе коллективной творческой деятельности дети приобретают коммуникативные навыки, учатся работать, делиться успехами и ответственностью с другими, много узнают друг о друге.
Таким образом, одновременно происходят два важных процесса - формирование и сплочение коллектива класса, и формирование личности учащегося, развитие определенных личностных качеств.
Объектом исследования: межличностные отношения младших школьников
Предмет исследования: межличностные отношения младших школьников в группе сверстников
Целью: изучить развитие межличностных отношений младших школьников в группе сверстников
Задачи:
1. определить значение межличностных отношений младших школьников;
2. изучить приёмы и методы развития межличностных отношений младших школьников;
3. провести экспериментальное исследование сформированности межличностных отношений младших школьников в группе сверстников
4. разработать программу по формированию межличностных отношений младших школьников со сверстниками в процессе совместной деятельности.
Гипотеза: предполагаем, что у развитие межличностных отношений младших школьников в группе сверстников будут развиваться положительно при условиях: если учащихся будет объединять совместная коллективная деятельность; если эта деятельность доступна, выбрана по собственному желанию и приносит удовольствие;
Методы исследования:
- теоретические методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы;
- эмпирические методы исследования: диагностика, наблюдение, беседа; методы математической обработки полученных данных.
Практическая значимость: Подобранные методики для исследования межличностных отношений младших школьников, а также проработаная по данной теме информация может быть использована педагогами в учебно-воспитательном процессе начальной школы для формирования межличностных отношений обучающихся.
База исследования: МОУ «Средняя общеобразовательная школа», в исследовании приняли участие дети младшего школьного возраста, 2 класса, в количестве 11 человек.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Психологические особенности детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст – особенно важный период в психологическом развитии ребенка, когда происходит интенсивное развитие всех психологических функций, формирование сложных видов деятельности, закладка творческих способностей, формирование мотивационно-потребностных структур, формирование моральных норм, самооценки и элементов волевой регуляции поведения.
И.А. Шаршов утверждает, что обучение ребенка в школе является началом важного этапа в развитии человеческого возраста [2, с.96].
Младший школьный возраст — это особый период в жизни ребенка. Ранние этапы школьной жизни занимают возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 школьные годы). Наиболее глубоко и содержательно этот возрастной диапазон представлен в работах Л.И. Божович, Е.Е. Кравцовой, Д.Б. Эльконина и др. [2, 17].
А.Г. Маклюрков отмечает, что этап начальной школы — это эпоха в жизни ребенка, с 6-7 до 10-11 лет. Этот возраст во многом определяется социальными изменениями в современной системе образования, а именно поступлением в первый класс и переходом в среднюю школу. Происходящие в жизни ребенка изменения, такие как появление новых значимых людей (учителей), освоение новых видов деятельности (обучения) и статус ученика начальной школы, можно рассматривать как психологически и социально значимый период для этой возрастной группы [15, с.92]. Как отмечают психологи, младший школьный возраст является сензитивным для развития и становления следующих характеристик:
– мотивов учения, развития познавательных интересов;
– индивидуальных особенностей и способностей;
– навыков самоконтроля, самореализации и саморегуляции;
– навыков общения со сверстниками.
Основным видом деятельности для младшего школьника является обучение. В этом возрасте, прежде всего, происходят изменения в когнитивной сфере. Основным новообразованием является мышление, которое приобретает характеристики абстракции и обобщения. За относительно короткое время обучения в школе необходимо усвоить научную систему понятий, что требует не только запоминания, но и манипулирования мышлением. Процесс обучения в школе предполагает не только приобретение отдельных знаний и навыков, но и их обобщение, формирование интеллектуальных операций.
В этом возрасте формирование воли определяет также дальнейшее развитие всех психических функций. В младшем школьном возрасте произвольность проявляется лишь в единичных случаях. В школе все действия, по существу, произвольны, так как всегда есть необходимость сознательно регулировать свое поведение и манеру поведения.
В области восприятия младший школьник совершает переход от непроизвольного восприятия дошкольника к целенаправленному, произвольному наблюдению за объектами с подчиняющемуся определенной задаче.
Когда ребенок начинает посещать школу, он обычно физически и психологически готов к обучению, к вступлению в новый и важный период своей жизни и к тому, чтобы справляться с различными требованиями, предъявляемыми к нему школой. Психологическая готовность также рассматривается с субъективной точки зрения. Сначала ребенок объективно психологически готов к школе, то есть достиг необходимого для школы уровня психологического развития. Он отличается остротой восприятия, свежестью, любознательностью и живостью воображения. Внимание уже относительно длительное и устойчивое, что проявляется в игре, рисовании, лепке и элементарных поделках.
Дети приобретают определенный опыт управления своим вниманием и самостоятельной его организации. Е.Е. Кравцова рассматривает память как основное новообразование, которое становится смысловым и произвольным. Память имеет ярко выраженный когнитивный характер. Изменения в области памяти связаны с тем, что, во-первых, дети начинают осознавать особую задачу памяти и отделять эту задачу от других. Во-вторых, усиленное формирование навыков памяти происходит на уровне младшей школы [8].
Дети уже знают из опыта, что для того, чтобы что-то хорошо запомнить, необходимо повторить это несколько раз. Зрительная и образная память у детей развита относительно хорошо, но все предпосылки для развития вербальной и логической памяти уже имеются. Эффективность осмысленной памяти возрастает. К тому времени, когда дети поступают в школу, их язык уже достаточно хорошо развит. Грамматика правильная, есть некоторые выразительные способности.
В результате дети приходят в школу со значительно расширенными возможностями. К моменту поступления в школу у детей вырабатывается определенная степень настойчивости, позволяющая ставить перед собой более амбициозные цели и достигать их (хотя они часто не придерживаются их), они делают первые попытки оценить собственное поведение в социальном смысле, у них впервые появляется чувство долга и ответственности.
Выше описана объективная психологическая готовность детей к школьному обучению. Однако следует подчеркнуть и другой аспект - субъективную психологическую готовность. Это желание и готовность учиться в школе и быть готовым к новым формам взаимодействия со взрослыми. Здесь также, конечно, существуют четкие индивидуальные различия.
Когда ребенок начинает ходить в школу, весь его образ жизни, его социальный статус, его место в обществе и в семье кардинально меняются. Основным видом деятельности становится обучение, а важнейшей социальной обязанностью - обязанность учиться и приобретать знания. Обучение — это серьезная задача, требующая постоянной организации, дисциплины и больших усилий со стороны детей. Все чаще им приходится делать то, что они должны делать, а не то, что они хотят делать. Ученики попадают в новый для них коллектив, где они живут, учатся, растут и взрослеют. С момента их поступления в школу возникает фундаментальное противоречие, которое способствует развитию на ранних этапах обучения. Это противоречие в возрастающих требованиях, предъявляемых к личности ребенка уровнем учебной деятельности, группой, вниманием, памятью, мышлением и психологическим развитием. Требования постоянно возрастают, и под них постоянно подстраивается текущий уровень психологического развития.
Учебная деятельность в начальных классах стимулирует развитие психических процессов, непосредственно воспринимающих окружающий мир, т.е. ощущения и восприятие. В начальной школе возможности спонтанной регуляции и контроля внимания ограничены. Кроме того, спонтанное внимание у детей младшего школьного возраста должно быть кратковременным и в иных случаях строго мотивированным.
Развитие бессознательного внимания происходит гораздо лучше на ранних этапах обучения в школе. Начало обучения в школе стимулирует его дальнейшее развитие. Все новое, неожиданное, яркое или интересное привлекает внимание ученика без каких-либо усилий с его стороны.
Для одной возрастной группы характерна относительно низкая устойчивость внимания (в основном в первом и втором классах). Неустойчивость внимания в младших классах является результатом слабости процессов возрастного торможения.
Первоклассники, а иногда и второклассники, не умеют долго концентрироваться на работе и легко отвлекаются.
Память в младшем школьном возрасте находится под влиянием обучения и развивается в двух направлениях. Возрастает роль и вес вербальной, логической и семантической памяти, у детей развивается способность сознательно управлять своими воспоминаниями и регулировать их представление (запоминание, воспроизведение и припоминание).
Дети начинают обучение в школе с обладая конкретным мышлением. Под влиянием обучения оно постепенно переходят от внешнего восприятия явлений к осознанию их сущности и отражают в своем мышлении их основные свойства и характеристики, что позволяет им делать начальные обобщения,
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Амельков, А.А. Психологическая диагностика межличностного взаимодействия [Текст] / А.А. Амельков. - Мозырь: Содействие, 2006
2.Бардышевская, М. К. Диагностика психического развитияребенка : учебное пособие для вузов [Текст] / М. К. Бардышевская. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 153 с.
3.Безденежная А., Крищенко Е., Дроздова И., Безденежная Т., Антипова И., Юматова И. Возрастная психология. [Текст] - М.: Феникс, 2012. - 592 с.
4.Брюхова, А. А. Коррекционная работа по формированию межличностных отношений у младших дошкольников [Текст] /А. А. Брюхова // Молодой ученый. – 2016. – 208 с.
5.Бурлакова, Н. С. Детский психоанализ. Школа Анны Фрейд: учебник для вузов [Текст] / Н. С. Бурлакова, В. И. Олешкевич. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 270 с.
6.Верникова, Л.М. Театрализованные представления для школьников / Л.М. Верникова. [Текст] - М.: Владос, 2013. - 636 c.
7.Волков Б.С. Психология возраста. От младшего школьника до старости. [Текст] - М.: Владос, 2013. - 512 с.
8.Выготский, Л. С. Психология развития. Избранные работы [Текст] / Л. С. Выготский. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 281 с.
9.Гальцова, Е. А. Детско-юношеский театр мюзикла: программа, разработки занятий, рекомендации [Текст] / Е.А. Гальцова. - Москва: Машиностроение, 2016. - 902 c.
10.Григорьева, Ольга Александровна Школьная театральная педагогика. Учебное пособие [Текст] / Григорьева Ольга Александровна. - М.: Лань, 2015. - 724 c.
11. Крутецкий В.А. Психологические особенности младшего школьника. [Текст] - М: Москва 2007.- 314 с.
12. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. Н. Лисина. [Текст] - СПб.: Питер, 2009. - 320 с.
13. Лыгин, С. М. Пьесы для школьного театра [Текст] / С.М. Лыгин. - М.: Владос, 2004. - 192 c.
14.Макарова, Алевтина Ивановна Ростовые куклы. Театральные постановки для детей, сценарии [Текст] / Макарова Алевтина Ивановна. - М.: Феникс, 2014. - 454 c.
15. Мандель, Б. Р. Возрастная психология: учебное пособие [Текст] / Б.Р. Мандель. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: ИНФРА-М, 2021. – 350 с.
16.Матяш, Н. В. Возрастная психология [Текст] / Н. В. Матяш, Т. А. Павлова. – Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2020. – 268 с.
17.Михайлова, А. Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. Пособие для учителей [Текст] / А.Я. Михайлова. - М.: Просвещение, 1975. - 128 c.
18.Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учебник для вузов [Текст] / Л. Ф. Обухова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 460 с.
19.Пирлик, Г. П. Возрастная психология: развитие ребенка в деятельности: Учебное пособие [Текст] / Г. П. Пирлик, А. М. Федосеева. – Москва: Московский педагогический государственный университет, 2020. – 372 с.
20.Подольский, А. И. Психология развития. Психоэмоциональное благополучие детей и подростков: учебное пособие для вузов [Текст] / А. И. Подольский, О. А. Идобаева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 124 с.
21.Психология развития и возрастная психология / С. И. Самыгин, И. Н. Алексеенко, В. И. Бондин [и др.]. [Текст] – Ростов-на-Дону: Общество с ограниченной ответственностью «Феникс», 2021. – 318 с.
22.Склярова, Т. В. Общая, возрастная и педагогическая психология: учебник и практикум для вузов [Текст] /Т. В. Склярова, Н. В. Носкова; под общей редакцией Т. В. Скляровой. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 235 с.
23.Солдатова, Е. Л. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез : учебник для вузов [Текст] / Е. Л. Солдатова, Г. Н. Лаврова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 384 с.
24.Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов [Текст] / И. В. Шаповаленко. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 457 с.