Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Развитие выносливости и ее роль в физическом воспитании учащихся актуально для всех возрастных групп. На формирование выносливости влияют многие факторы. Основными факторами являются функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также изменения гомеостаза центральной нервной системы, возникающие при длительной работе в закрытых помещениях. Снижение общего уровня работы человека приводит к снижению эффективности его деятельности, вследствие чего возникает низкая самооценка. Поэтому важно развивать выносливость – важнейшее качество человека, которое заключается в способности эффективно противостоять негативным факторам внешней и внутренней среды и повышать работоспособность.
Долгое время урокам футбола в школе не уделялось должного внимания; Футбольных секций было мало, поэтому этим видом спорта занимались мало обучающихся. Это связано, прежде всего, с низким уровнем организационной активности образовательных учреждений, однако в последние годы внимание к этой проблеме значительно возросло. В настоящее время развитие школьного футбола считается важным звеном в подготовке юных футболистов.
Актуальность исследования определяется важной ролью выносливости в процессе развития профессиональных качеств футболистов.
Цель исследования - изучить современную методику развития выносливости в футболе.
Объект исследования – процесс развития выносливости в процессе занятий в футбол.
Предмет исследования – методические подходы, методы и средства развития выносливости в процессе занятий в футбол.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие «выносливость».
2. Провести анализ методических подходов, методов и средств, направленных на развитие выносливости в футболе.
Теоретическая и практическая значимость результатов исследования основывается на систематизации и анализе имеющей научно-методической и практической литературы по проблеме развития выносливости в футболе.
Глава I. Развитие выносливости и ее роль в футболе
1.1 Понятие о выносливости
Выносливость – это способность противостоять физическому утомлению при мышечной деятельности [5].
Уровень выносливости – это продолжительность времени, в течение которого мышечная активность выполняется с определенным типом и интенсивностью. Например, при циклических видах движения (ходьба, бег, плавание и т. д.) измеряется наименьшее время преодоления определенного расстояния.
В спорте и боевых искусствах двигательная активность измеряется с течением времени. В видах координационной деятельности, связанных с точностью движений (гимнастика, фигурное катание и др.), показателем выносливости является стабильность технически правильного выполнения [1].
Поскольку продолжительность тренировки ограничена усталостью, выносливость также можно определить как способность организма противостоять утомлению.
Усталость или утомление – состояние организма, вызванное длительной или энергичной деятельностью и характеризующееся снижением работоспособности. Усталость возникает через определенный промежуток времени после начала и проявляется в невозможности продолжать деятельность с той же эффективностью.
Общая выносливость играет важную роль в оптимизации жизнедеятельности, является важной частью физического здоровья и, в свою очередь, служит предпосылкой формирования специфической выносливости.
Общая выносливость: во-первых, способность школьника выполнять длительную и эффективную работу с умеренной интенсивностью, включающую общую функцию мышечного аппарата (более 2/3 мышц тела) и высокие требования к сердечно-сосудистой и дыхательной системам, ЦНС [1].
Во-вторых, это способность работать с меньшей интенсивностью в течение более длительных периодов времени, используя аэробные источники энергии. Вот почему ее еще называют аэробной выносливостью.
В-третьих, Матвеев Л.П. термин «общая выносливость» относится к нескольким функциональным характеристикам организма, имеющим неизвестную основу в различных видах деятельности [4].
В-четвертых, это способность долго и эффективно выполнять задачи разного характера, что повышает адаптацию к стрессу» и положительно влияет на развитие характерных компонентов деятельности [4].
Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов общую выносливость являют как основу физической работоспособности, необходимую для успешной профессиональной деятельности. Она также играет важную роль в оптимизации жизни, важной составляющей физического здоровья, кроме того, общая выносливость служит основой формирования специфической выносливости, поэтому у каждого студента должен быть прочный фундамент, м. Вы можете переключиться на другой вид деятельности с более узкой направленностью [16].
Специальная выносливость – это способность эффективно выполнять специфическую нагрузку за определенное время, в рамках требований специализации. Другими словами – это выносливость к одному какому-либо виду спортивной деятельности, при которой спортсмен может эффективно проводить технические приёмы за время схватки, игры и т. п. С точки зрения педагогики, специальная выносливость это многокомпонентное понятие, потому что уровень её развития зависит от совокупности причин: от общей выносливости, от технико-тактического мастерства, от скоростных возможностей, от волевых качеств спортсмена [14].
В зависимости от интенсивности работы и выполняемых упражнений различают:
– скоростную,
– силовую,
– скоростно-силовую,
– координационную
– выносливость к статическим усилиям [2].
Уровень развития выносливости можно оценить на основе двух групп показателей: внешних (поведенческих), определяющих эффективность двигательной активности, и внутренних (функциональных), отражающих условное изменение различных функций тела и системы организма, которые позволяют осуществлять эту деятельность.
К внешним показателям выносливости при циклических упражнениях относится:
1) пройденная дистанция за определенное время (например, 12 – минутный тест Купера);
2) наименьшее время, чтобы преодолеть довольно большое расстояние (бег 5000 м, плавание 1500м);
3) наибольшее расстояние при движении с указанной скоростью «до отказа» [13].
Скоростная выносливость – это выносливость, осуществляемая в видах деятельности, предъявляющих крайние требования к скоростным параметрам движения, и поэтому выполняемых со скоростью, превышающей аэробный метаболизм. Основным внешним показателем скоростной выносливости является время поддержания скорости, или отношение достигнутой скорости к скорости движения или расстояния: чем меньше разница скоростей, тем выше уровень скорости. выносливость Очевидно, что расстояние преодолевается на полной мощности. Скоростная выносливость часто тесно связана с силовой выносливостью. В футболе скоростная выносливость – это способность эффективно выполнять высокоскоростные действия на протяжении всего матча.
Координационная выносливость проявляется в двигательной деятельности, повышая требования к координационным способностям. Такая выносливость проявляется, например, в обманных приемах, игре в футбол, баскетбол, гандбол, а также во многих соревнованиях по гимнастике и весьма сложных технико-тактических действиях в спортивных играх [8].
Силовая выносливость – это поддержание оптимальной мышечной силы в течение длительного периода времени и является одной из важнейших двигательных характеристик в профессиональном физическом воспитании и спорте. Успех двигательной деятельности во многом зависит от уровня ее развития. При работе с большой мощностью явление силовой выносливости специфично и в конкретном виде спорта или физических упражнениях, выполняемых профессионально, хотя и обеспечивается теми же биоэнергетическими механизмами.
У гимнастов, пловцов, борцов, бегунов или боксеров, выносливость будет разной [13].
Для каждого упражнения внешним показателем выносливости обучающегося является величина и характер изменения различных биомеханических параметров двигательного движения (длина, частота шагов, время прыжка, точность движения и т. д.) в середине и в конце упражнения. Сравнивая эти значения в разное время, можно определить степень различий и сделать вывод об уровне толерантности. Чем меньше эти значения изменяются в конце тренировки, тем выше уровень выносливости.
К показателям внутренней выносливости относятся изменения в центральной нервной системе, сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной и других системах и органах спортсмена при утомлении [8].
Развитие выносливости происходит с дошкольного возраста до тридцати лет (она может превышать умеренно интенсивные нагрузки). Наиболее интенсивное развитие этого показателя наблюдается с 14 до 20 лет [9].
Таким образом, выносливость является важнейшим физическим свойством организма в любой физической активности и виде спорта. Развитие выносливости – необходимая часть учебно-тренировочного процесса.
1.2 Методические подходы развития выносливости в футболе
Футбол – вид спорта, способствующий многостороннему физическому развитию человека и в то же время предъявляющий высокие требования к участникам. При игре в футбол необходимо сохранять высокую работоспособность в течение длительного периода времени и выступать на фоне общей усталости и стресса. Любой спорт предполагает психологический стресс, и футбол не является исключением.
Футбольные тренировки развивают способность быстро осваивать двигательные навыки и быстро приспосабливать двигательную деятельность к меняющейся ситуации. Навыки футбола демонстрируются движениями с мячом и без него, а также сменой игровых ситуаций. Передвижения, связанные с ведением, обводкой, отбором и ударами по мячу, требуют от игроков проявления координационных возможностей [2]. Кроме того, двигательное движение в футболе – это боевое искусство и внешние условия постоянно меняются (условия поля, зрители, погода), что требует высокой выносливости и выносливости.
Занятия футболом оказывают следующее положительное влияние на организм детей:
1. Укрепление опорно-двигательного аппарата. Регулярные тренировки по футболу укрепляют скелетные мышцы, а также увеличивают скорость регенерации костей. Ученые также установили, что футбол является весьма эффективным способом предотвращения возрастных патологических изменений костей и частых переломов у пожилых людей. Помимо изменений плотности костей, исследователи отметили увеличение размера и силы мышц голени и бедра, особенно в икроножных мышцах, что помогло улучшить стабильность и общий баланс тела [15].
2. Повышение выносливости. Футбол влияет на выносливость. Поэтому этот вид спорта положительно влияет на сердечно-сосудистую систему. Сердца футболистов легко адаптируются к умственным и физическим нагрузкам. Кроме того, игра в футбол тренирует легкие и развивает икроножные мышцы, подколенные сухожилия [15].
3. Улучшает реакцию и тренирует умственные способности. Самое главное в футболе – не пропустить мяч. Футболисты должны всегда быстро реагировать на пасы игроков соперника или игроков своей команды, они должны всегда следить за мячом и уметь вовремя забить его в ворота. Такое постоянное наблюдение за игрой отлично влияет на скорость реакции и тренирует ум [15].
4. Улучшает работу сердечно-сосудистой системы. Сердце людей, занимающихся спортом, лучше адаптируется к различным умственным и физическим нагрузкам, в результате люди не страдают от болей в области сердца, одышки при физической нагрузке, менее склонны к физической усталости, нормализуется сердечный ритм [15].
Футбол как командный вид спорта поддерживает всестороннее физическое развитие юного спортсмена. У юного футболиста формируются следующие черты характера: способность подчинять личные интересы интересам команды, чувство ответственности и строгое соблюдение образа жизни и спортивного режима, пунктуальность, уважение к соперникам или партнерам по играм и спортивной этике; устойчивость к неблагоприятным условиям окружающей среды и т.д.
Футбол развивает не только скорость, ловкость и силу, но и коллективизм и взаимовыручку, смелость, активность и волю к победе.
Соревновательный характер, высокий уровень эмоциональности и самостоятельная работа делают футбол эффективным видом активного отдыха. Благодаря разнообразию двигательной деятельности, широкой координации и возможностям спорта футболисты быстро и эффективно овладевают двигательными навыками и умениями, в том числе служебными [15].
Футбольные навыки определяются владением мячом, включая: удары ногами, ведение, остановку, обводка, ввод мяча из-за боковой линии и техника игры вратаря. Основа тактического взаимодействия – передача мяча. Они определяют стиль и темп командной игры. Одним из основных элементов игры является удары по воротам, от которого зависит исход матча.
Действия футболистов во время игры носят преимущественно динамический характер, где интенсивность выполняемой работы постоянно колеблется от умеренной до максимальной. Все это предъявляет очень высокие требования к физической подготовленности футболистов.
Футбол часто используется как дополнительный инструмент в тренировках по другим видам спорта. Игра в футбол (или ее элементы) – это больше, чем просто общие физические упражнения. Максимальная скорость и сила воли, широкое тактическое мышление позволяют совершенствовать многие специальные качества, необходимые в различных видах спорта.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Андриянова, Е.Ю. Развитие выносливости в школьном возрасте / Е.Ю. Андриянова // Физическая культура воспитание, образование, тренировка - №3. – 2009 – с. 55
2. Бакланов, Л.Н. К вопросу об определении эффективных периодов развития общей выносливости у школьников / Л.Н. Бакланов // Развитие двигательных способностей у детей: (Тез.симпоз.).- М: Просвящение, 2011.- 9-10с.
3. Бельский, И.В. Актуальные проблемы теории и методики физической культуры и спорта учащейся молодежи / И.В. Бельский - сборник статей - М.: Минск 2008 - 218 с.
4. Волков, Н.И. Рекорды выносливости: прошлое, настоящее, будущее / Н.И. Волков, С.В. Ионов - 2009 - №10. - С.21-24.
5. Гужаловский, А.А. Воспитание выносливости. Основы воспитания физических способностей / А.А. Гужаловский, В.П. Попов - М. Физкультура и спорт, 2006
6. Гужаловский, А.А. Развитие двигательных качеству школьников / А.А. Гужаловский.- Минск, 2010 - 87 с.
7. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Ю.Д.Железняк, П.К. Петров. — 6-е изд., перераб. — Москва: Издательский центр «Академия», 2013 — 288 с.
8. Каганов, Л.С. Развиваем выносливость / Л.С. Каганов.- М.: Знание, 2011 - 98 с.
9. Кузнецова, З. И. Критические периоды развития двигательных качеств школьников / З.И. Кузнецова // Физическая культура в школе.- М.: Просвещение, 2008.- 7-9с.
10. Лях, В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития / В.И. Лях. - М.: Терра - Спорт, 2010 - 192 с.
11. Лях, В.И. Физическая культура Методические рекомендации 5-7 классы / В.И. Лях, М. «Просвещение», 2015 г.
12. Макеева, В.С. Методы педагогического контроля на уроках физической культуры / Макеева В.С., Москва: ИЛ, 2013 — 315 c.
13. Сухарев, В.М. Методы развития выносливости. Теория и методика физического воспитания / В.М. Сухарев – М.: – 2002 – №8. – С. 242 – 245
14. Теория и методика физического воспитания: учебник для студентов факультета физической культуры педагогических институтов / Под ред. Б.А. Ашмарина. М.: Просвещение, 2014 - 287 с.
15. Швыков, И.А. Футбол в школе: учебное пособие / И.А. Швыков. - М.: Терра и спорт, Олимпия Пресс, 2012. - 144 с.
16. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов вузов / Ж.К. Холодов, В. С.Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 480 с.