Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Речь – это средство интеллектуального развития личности и средство её успешной адаптации и социализации. Важным аспектом психического развития старших дошкольников является речевая деятельность и сформированная связная речь. Ребёнок должен уметь слышать звуки, определять их места в слове и др.
Дети должны чётко произносить слова и звуки, грамотно выстраивать предложения, вступать в диалог с другими детьми и взрослыми. Дети должны понимать смысл того, о чём их спрашивают, должны умело отвечать на вопросы педагога и выполнять ту задачу, которую перед ними поставили. Эта та основа, которая определяет речевую культуру ребёнка, обеспечивает их речевое развитие и всё это непосредственно связано с формированием связной речи.
Воспитание всесторонне развитой личности всегда предполагает совершенствование у субъекта познания и мышления. Это сделать достаточно сложно, если у человека не развита речь. Именно речь является основным средством человеческого общения. Развитие речи у дошкольников всегда являлось актуальной задачей для системы дошкольного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) регламентирует это как одно из важных требований.
Дошкольники должны обладать некоторыми речевыми навыками, в том числе, осознанным построением речевого высказывания в соответствии с задачами общения. Те навыки, которые ребёнок приобретёт в ДОУ, будут всегда служить ему языковой основой, которая формирует развитую языковую личность.
Связанная речь – это высшая форма речевой деятельности и способность субъекта рассказывать, или пересказывать смысл игры, сюжетной картинки и др. Это позволяет говорить о том, насколько у ребёнка сформирована связная речь. Она неразрывно связана с миром мыслей и слов.
Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение, но и умение рассказывать о каком-либо событии, явлении или последовательности событий. Развитая речь позволяет максимально полно реализовать социальный и личностный потенциал ребенка, поскольку речь лежит в основе общения, коммуникации и взаимодействия между людьми. Без этого невозможно нормальное психическое развитие и функционирование личности. В связной речи реализуется основная функция языка – коммуникативная.
У детей старшего дошкольного возраста речь достигает высокого уровня, накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений; у детей формируется умение контролировать свою речь. У ребенка 5-7 лет связная речь должна быть сформирована полностью, ребенок должен не только правильно строить предложения, но и правильно отвечать на вопросы и рассказывать о своих наблюдениях и др.
Цель работы: изучение и обоснование необходимости создания предметно-пространственной среды по речевому развитию старших дошкольников.
Объект исследования: процесс речевого развития старших дошкольников.
Предмет исследования: технология, развивающая предметно-пространственную среду по речевому развитию старших дошкольников.
Гипотеза исследования. Заключается в предположении о том, что речевое развитие дошкольников будет успешным, в случае:
-использования игровых технологий в процессе развивающей деятельности ДОУ;
-использовании комплекса мероприятий по речевому развитию дошкольников.
Задачи:
1. Изучить проблему речевого развития старших дошкольников.
2. Рассмотреть технологию по развитию предметно-пространственной среды при речевом развитии старших дошкольников.
3. Сделать предварительное описание опытно-поисковой работы при речевом развитии старших дошкольников.
4. Представить комплекс мероприятий по речевому развитию старших дошкольников.
5.Провести анализ результатов исследований по проблеме.
Теоретико-методологические основы исследования:
1. Психологическая теория самоконтроля (Д.Б. Эльконин, И.А. Зимняя, Г.С. Никифоров)
2. Теория деятельности (К.А. Албульханова-Славская, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн)
3. Теория личностно-ориентированного образования (П.И. Пидкасистый, В.А. Сухомлинский, М.Н. Снаткин и др.).
В работе предполагается использовать следующие теоретические и практические методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение, эксперимент, беседа, анализ опыта педагогов.
База исследования - Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № комбинированного вида.
Структура работы: введение, две главы, пять параграфов, заключение, список использованной литературы, приложение.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении понятий речевое развитие старших дошкольников и использовании соответствующих средств и способов для речевого развития старших дошкольников.
Практическая значимость исследования заключается в подборе комплекса средств в виде дидактических и интерактивных игр для старших дошкольников, которыми могут воспользоваться педагоги ДОУ и студенты педагогических колледжей.
Речь – это один из видов общения, которое необходимо людям в совместной деятельности, в общественной жизни, в обмене информацией и др. Речью называют общение с помощью языка [12]. Методикой развития речи детей дошкольного возраста занимались исследователи М.М. Алексеева, А.М. Бородич, В.В. Гербова, Т.П. Колодяжная, О.И. Соловьева и др.
Ведущей задачей при этом всегда является накопление словарного запаса ребёнка. У детей дошкольного возраста происходит быстрый рост активного словаря. В методике развития речи дошкольников есть немало исследований, которые посвящены использованию игровых приёмов и технологий, в том числе, интерактивных.
Исследователь Т.Г. Рамзаева рассматривает речь как вид человеческой деятельности. Речь основана на использовании средств языка, т.е. слов, фраз, предложений и др. Каждый педагог сегодня должен проводить систематическую работу по формированию речевой компетенции старших дошкольников.
Большое значение в данном случае приобретает методически скоординированная работа педагогов по развитию речи у детей. Основным способом подобной организации речевой деятельности дошкольников является работа по развитию их речи. Специалисты признают, что овладение связной устной речью дошкольниками затруднено рядом причин. Это не всегда правильная речь в семье, или недостаточный словарный запас ребёнка и др. [4].
Несмотря на большое количество исследований в этой области, задача формирования и развития связной устной речи не находит своего однозначного решения. Для речи характерен ряд следующих функций:
-каждое слово, или предложение имеет определенный
контекст;
-сообщения – это передача информации, знаний и опыта;
-словесные выражения – это воспроизведение с помощью интонации, ударения и построения;
-речевые воздействия – это побуждение дошкольника к выполнению задач и проявлению активности.
Опираясь на мнение известного советского психолога Л.С. Выготского, можно сделать вывод, что при овладении речью, ребенок переходит от части, к целому. Овладевая постепенно каждым словом, ребёнок переходит к комбинациям из двух или трех слов, затем к простой фразе и позже, к сложным предложениям. Заключительным этапом становится связная устная речь, состоящая из серии подробных предложений.
Характеристика связной устной речи и особенности ее развития, содержатся в ряде работ современной лингвистической, психологической и специальной методической литературе [24]. Системно-деятельностный подход подразумевает также реализацию личностно ориентированного подхода к каждому дошкольнику. Педагогу в подобных случаях необходимо самому определять, какие конкретно современные образовательные технологии он сможет использовать в своей образовательной практике, чтобы обеспечить реализацию индивидуального подхода к каждому ребёнку. Связная речь представляет собой логическое сочетание предложений, обеспечивающих общность и взаимопонимание.
С.Л. Рубинштейн считал, что связная речь – это адекватная речевая формулировка мыслей говорящего или писателя, с точки зрения ее разборчивости для слушателя или читателя. Как считал исследователь А.В. Текучев, устная речь считается связной, если она организована по законам логики и грамматики.
Высказывание – это и речевая деятельность, и результат этой деятельности. Под связной речью понимают содержательное изложение утверждения, обеспечивающее общение и понимание речи собеседником. Основной характеристикой устной речи является ее понятность для собеседника. А.А. Леонтьев вводит термин «высказывание» в концепцию связной устной речи. Он считал, что связная устная речь – это коммуникативная единица, от одного предложения до всего текста, полная по содержанию и характеризующаяся определенной грамматической или композиционной структурой.
Это связано с последовательностью, с логической организацией излагаемого текста в соответствии с темой и коммуникативной задачей. Связная устная речь – это речь, которая отражает все существенные аспекты ее предметного содержания. Связная устная речь понимается как детальное изложение определенного содержания, которое осуществляется логически, последовательно и точно, грамматически правильно и образно [8].
Автор А.М. Летушина утверждала, что развитие связной устной речи идет от овладения ситуативной, к овладению контекстной речи. Формирование связной речи зависит от интеллектуального развития ребенка. Бурное развитие методов формирования синтаксической структуры
речи дошкольников, лежит в основе методической работы по
разработке связной монологической устной речи. Развитие устной речи детей включает в себя решение многих других проблем, которые возникают при обучении ребёнка связной речи. Это:
-словарная работа, достаточный словарный запас субъекта и умение его использовать при разговоре, помогают наиболее полно выразить мысль;
-формирование грамматической структуры речи - умение субъекта выражать мысли простыми и общими сложными предложениями, правильно используя грамматические формы рода, числа и падежа;
-воспитание у субъекта культуры речи, которая должна быть понятной, выразительной и ясной.
Связная устная речь субъекта понимается в нескольких значениях:
- деятельность говорящего вслух субъекта;
-продукт, в виде текста, или высказывания, как результат этой деятельности;
- работа с субъектом по развитию речи.
Связная устная речь – это единое значимое и структурное целое, включающее в себя взаимосвязанные, и тематически объединённые законченные предложения. Связность слов в предложениях и текстах, является основным условием коммуникативности речи. Различают следующие критерии связности устных сообщений:
- значимые связи между частями текста или рассказа;
-логическая и грамматическая связь слов в предложении и
предложений между собой;
- связи между частями предложения;
- полнота мысли рассказывающего субъекта.
Автор М.М. Алексеева пишет о том, что коммуникативная функция связной устной речи осуществляется в двух основных формах. Это диалог и монолог. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер метода их формирования [5].
В лингвистической литературе пишут, что диалогическая и
монологическая речь различаются по коммуникативной, языковой и
психологической природе. Главной особенностью диалогической речи является чередование разговоров одного собеседника с прослушиванием и
последующим разговором другого.
Фрагмент для ознакомления
3
Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева // Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2010. – 400 с.
2. Аванесова, В.Н. Дидактическая игра как форма организации
обучения в детском саду [Текст] / В.Н. Аванесова // Умственное воспитание
дошкольников; под ред. Н.Н. Поддьякова . – Москва: Академия, 2018. –528 с.
3. Аниськин, В.Н. Повышение дидактического потенциала
информационных технологий на основе комплексирования средств их
реализации [Текст] / В. Н. Аниськин // Информатизация образования. – 2010. – No1. –С. 241 – 243.
4. Арсенова, М.А. Мультимедиа ресурсы как средство
математического развития детей старшего дошкольного возраста [Текст] /
/М.А. Арсенова, С.С. Хотякова // Научный аспект. – 2013. – N 4. – С. 59 – 64.
5. Балабанова, Л.К. Компьютерные игры в обучении детей 4-7лет:
программа, развернутое планирование модели занятий [Текст] / Авт.-сост. Л.К. Балабанова. – Волгоград; Учитель, 2012. – 175 с.
6. Булгакова, Н.Н. Знакомство с компьютером в детском саду [Текст] / Н.Н. Булгакова. - Информатика. – 2011. – N 18. – С.16-17. - Текст непосредственный.
7. Божович, Л.И. Речь и практическая интеллектуальная
деятельность ребенка (экспериментально теоретическое исследование)
: http://psyjournals.ru (дата обращения: 18.05.2024).
8. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] /
/А.К. Бондаренко – Москва.: Издательский центр, 2011. – 160 с.
9. Быкова, Т.П. Интеллектуальные игры [Текст] / /Т.П. Быкова
//Дошкольное воспитание, 2014. – N 1. – С. 30 – 32.
10. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович // СПб.: Питер. - 2008. - 400 с.
11. Введенская, Л.А. Культура речи [Текст] / Л.А. Введенская // Ростов н/Д: Феникс. - 2011. – 448 с.
12. Гольдин, В.Е. Речь и этикет [Текст] / В.Е. Гольдин // М.: просвещение. - 2008. – 120 с.
13. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду [Текст] / В.В. Гербова // Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет / В. В. Гербова. М.: Мозаика-Синтез. - 2010. - 64 с.
14. Граудина, Л.К. Культура русской речи [Текст] / Л.К. Граудина // Учебник для вузов. – М.: НОРМА. - 2018. – 560 с.
15. Голд, Е.А. Создание условий для развития речи детей на примере лексической темы «Знакомство с родным городом» / Е.А. Голд. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 47-50. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7924/ (дата обращения: 18.05.2024).
16. Григорьева, Т.П. Развитие речи младших школьников / Т.П. Григорьева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 14 (73). — С. 289-292. — [Электронный ресурс] - Режим доступа. –URL: https://moluch.ru/archive/73/12441/ (дата обращения: 18.05.2024).
17. Гуляева, Е.В. Компьютерные игры в жизни дошкольников [Текст] / Е.В. Гуляева, Ю. А. Соловьева // Психологическая наука и образование. – 2012. – No2. – С. 5 – 12.
18. Гуляева, Е.В. Компьютерные игры в жизни дошкольников [Текст] / Е.В. Гуляева. - Психологическая наука и образование. – 2012. – N 2. –С. 5-10.
19. Гушлевская, Г.С. Организация работы компьютерно-игрового
комплекса дошкольного учреждения [Текст] / Г.С. Гушлевская. - Детский сад от А до Я. – 2003. – N 1. – С.17-21.
20. Гурьев, С.В. Использование компьютера в образовательном
процессе детей дошкольного возраста /С.В. Гурьев:
http://www.rusedu.info/Article849.html (дата обращения: 18.05.2024).
21. Данилина, В.В. Использование информационно-коммуникативных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста [Текст] / В.В. Данилина, Н.Н. Янкина // Молодой ученый. – 2016. – N 12. – С. 31–34.
22. Дмитриев, Ю.А. Параметры отбора компьютерных игр для
обучения и развития детей дошкольного возраста детей [Текст] / Ю.А. Дмитриев // Здоровьесберегающее образование – 2011. N 1(13). – С. 56– 61.
23. Дмитриевских, Л.С. Обучение дошкольников речевому общению: занятия и игры для детей [Текст] / Л.С. Дмитриевских. – М.: Сфера. - 2011. – 64 с.
24. Ильяшенко, М.В. Воспитание культуры речевого общения в дошкольном детстве: учебно-методическое пособие [Текст] / М.В. Ильяшенко, О.С. Ушакова. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина. - 2013. – 198 с.
25. Короткова, Э.П. Беседа как средство развития речи у детей дошкольного возраста: Учеб. - метод. пособие [Электронный ресурс]. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007647264 (дата обращения: 18.05.2024).
26. Киселёва, Е.А. Речевые разминки как средство обогащения словарного запаса дошкольников и младших школьников / Е. А. Киселёва, Т. В. Царькова // Молодой ученый. - 2015. - № 23 (103). - С. 966-969. - URL: https://moluch.ru/archive/103/23901/ (дата обращения: 18.05.2024).
27. Коник, О.Г. Психолого-педагогические основы процесса формирования речевых умений дошкольников / О. Г. Коник, С. А. Борцова. — Текст: непосредственный // Дошкольная педагогика. — 2017. — № 1 (8). — С. 28-31. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/53/2014/ (дата обращения: 18.05.2024).
28. Карпова, Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения.
Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Е.В. Карпова. – Ярославль: «Академия развития», 2014. – 240 с.
29. Клопотова, Е.М. Компьютерные игры в жизни современных
дошкольников [Текст] / Е.М. Клопотова //Дошкольное воспитание –2014. – N 7. – С. 97-104.
30. Коротаева, Е. В. Дидактические основы интерактивного обучения [Текст] / Е. В. Коротаева // Дошкольное воспитание. – 2013. – N 2. – С. 105 –108.
31. Леонтьев, А.Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А.Н. и Запорожца А.В. [Электронный ресурс]. URL: http://pedlib.ru/Books/6/0112/6_0112-1.shtml (дата обращения: 18.05.2024).
32. Леушина, А.М. Развитие связной речи у дошкольников / А.М. Леушина [Электронный ресурс]. URL: http://pedlib.ru/Books/2/0278/2_0278-3.shtml (дата обращения: 18.05.2024).
33. Лежнина, М.А. Электронные образовательные ресурсы в
развитии детей дошкольного возраста [Текст] / М.В. Лежнина //Вектор науки ТГУ. –2011. – No3(6). – С. 183 – 186.
34. Лыкова, И.А. Дидактические игры и занятия. Интеграция
художественной и познавательной деятельности дошкольников [Текст] / И.А. Лыкова. – Москва: Издательский дом «Карапуз» – Творческий центр
«Сфера», 2012. – 144 с.
35. Михайлова, З.А. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников [Текст] / З.А. Михайлова, Т.И. Бабаева. Москва: Детство - Пресс, 2012. – 160 с.
36. Моторин, В.К. «Воспитательные возможности компьютерных игр»: https://moluch.ru/archive/46/5657/ (дата обращения: 18.05.2024).
37. Микляева, Н.В. Познавательное и речевое развитие дошкольников [Текст] / Н.В. Микляева // Издательство: Сфера. - 2015. - 208 с.
38. Познавательно-речевое развитие дошкольников [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.maam.ru/maps/news/30705.html (дата обращения: 18.05.2024).
39. Пудовкина, Н.В. Развитие речи как средство обучения младших
школьников родному языку [Текст] / Н.В. Пудовкина, Л.П. Нестерова - М.: Молодой ученый, 2016. – С. 809-813.
40. Речевое развитие ребенка 6-7 лет [Электронный ресурс] Режим доступа: http://deti.baby-calendar.ru/psixicheskoe/razvitie-rechi/ot-6-do-7-let/ (дата обращения: 18.05.2024).
41. Соловьева, О.И. Методика развития речи и обучения родному языку
в детском саду [Текст] / О.И. Соловьёва.- М.: Молодой ученый, 2016. – 128 с.
42. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Электронный ресурс]. URL: http://pedlib.ru/Books/2/0320/2-0320-1.shtml (дата обращения: 18.05.2024).
43. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей [Текст] / Е.И. Тихеева. - М.: Просвещение, 2019. – 56 с.
44. Тихеева Е.И. Развитие речи дошкольника [Текст] / Е.И. Тихеева. - М.: Просвещение. - 2020. – 34 с.
45. Усова, А. П. Обучение в детском саду [Электронный ресурс]. URL: https://www.twirpx.com/file/1751149/ (дата обращения: 18.05.2024).
46. Федина, Ж.Р. ИКТ- компетентность педагогов ДОУ / Ж.Р. Федина: http://www.maam.ru/detskijsad (дата обращения: 18.05.2024).
47. ФЗ об Образовании в РФ / https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 10.06.2024).
48. Об утверждении ФГОС ДО (дополнения 2024 года) / https://www.pg34.ru/SVEDEN/education/2023-2024/fgos_do.pdf (дата обращения: 10.06.2024).
49. Федеральная образовательная программа ДО / https://files.oprf.ru/storage/image_store/docs2022/programma15122022.pdf (дата обращения: 10.06.2024).