Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На протяжении тысячелетий мировое правовое мышление выработало три принципиально разные формы пересмотра судебных актов: пересмотр, апелляция и уничтожение.
Апелляция появилась в Древнем Риме. Суть его заключается в том, что вышестоящий суд в ответ на жалобу заинтересованного лица пересматривает дело и соответственно, отменяет первоначальное решение, независимо от имеющегося в деле решения суда первой инстанции. Апелляция считается завершённой, когда апелляционная инстанция самостоятельно собирает и проверяет доказательства, когда суд исходит из материалов, имеющихся в деле в ходе рассмотрения.
Судебная система в цивилизованном обществе включает в себя два типа компетентных органов. Одни из них рассматривают и разрешают гражданские, административные и уголовные дела, другие проверяют правильность отправления правосудия мировыми судьями и судами низшей инстанции контролируется апелляционным, кассационным и надзорным органами. В то же время апелляционный пересмотр является обычным методом проверки судебных решений и постановлений моровых судей, в то время как надзорный пересмотр является исключительной и специальной процедурой пересмотра.
Поправки к закону о правосудии представляют собой не только самостоятельную сферу процессуальной деятельности, но и самостоятельную стадию гражданского судопроизводства. Суды всех уровней судебной системы в той или иной степени вовлечены в эту деятельность.
Эволюция и значение апелляционных жалоб в судебном процессе Российской Федерации
Появление института апелляции в России прошло долгий путь становления и развития. Изучив историю возникновения и развития апелляционной системы в гражданском процессуальном праве России, можно выделить определённые этапы её развития.
Первый этап обозначен как «категорический» и исчисляется с момента появления первых правовых актов 11 века. И до выхода в свет первой судебной книги в конце 15 века. Этот период характеризуется отсутствием возможности обжалования решения судьи.
Второй этап с конца 15 века по вторую половину 19 века. Это связано с появлением возможности обжалования решения суда.
В российских государствах органы обжалующие решения судов, появились с конца 15 века по начало 16 века. За это время были опубликованы судебные книги 1497 и 1550 годов, и появилась возможность пересмотра судебных решений. Например, в Судебном акте от 1490 года упоминается «разбирательство по существу» как возможность пересмотра дела. Если кто либо из сторон считает принятое судом решение несправедливым, он может подать жалобу в вышестоящую инстанцию, рассмотрел его и вынес решение, не разрешив при этом представить новые доказательства. Такие судебные разбирательства носили экстраординарный характер. Затем в Соборном уложении 1649 года было установлено, что подать жалоб государю можно было только после того, как человек обратился к просителю по приказу.
Таким образом, публикация судебных учебников по отечественному праву стала, по сути, началом формирования институтов обжалования решения суда, что напоминает апелляцию, а не содержание.
Процедура обжалования действовала в середине 17-19 веков (до 1864 года), её содержание было скорректировано. Верховный суд принял решение передать дело в суд низшей инстанции для нового рассмотрения. В настоящее время закон проводит различие между частной жалобой и апелляционной жалобой. Были поданы частные жалобы на медленное рассмотрение дела, нарушение процессуального порядка. Затем была подана апелляция на решение суда.
Третий этап (1864-1917) характеризовался судебной реформой 1864 года, которая внесла большой вклад в развитие апелляционного суда. В 1911 году были приняты основные акты судебной реформы: о создании судебных учреждений, декрет об уголовном судопроизводстве, декрет о гражданском судопроизводстве, декрет о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Благодаря судебной реформе были созданы суды первой и второй инстанции, причём первая инстанция состояла из мировых судей и окружных судов, вторая инстанция, то есть податель апелляции, Всемирный конгресс мировых судей и судебная палата окружных судов. Правительствующий сенат является высшим судебным органом и проверял действия нижестоящих судов, которые вступили в силу при отмене решения.
Таким образом, была создана последовательная и теоретически обоснованная система рассмотрения дел. В первой инстанции иск был рассмотрен по существу, апелляционный суд проверил судебные акты суда первой инстанции, которые не вступили в законную силу, а при рассмотрении дела об отмене иска были проведены судебные акты, которые вступили в законную силу. Апелляционный суд должен был разрешить дело, подтвердит юридические и фактические аспект дела том же объеме, что и в первой инстанции, не возвращая дело в суд первой инстанции для нового рассмотрения и принятия нового решения. Апелляционный суд не мог предъявить иск, который не был заявлен судом первой инстанции и не был рассмотрен. Всё это соответствовало сути апелляционной жалобы, которая была направлена на предотвращение вступления в законную силу незаконны и необоснованных судебных актов, принятых в первой инстанции.
Результатом судебной реформы 1864 года стало изменение всей судебной системы Российской империи. В результате реформ, проведённых в российском государстве, сложилась чёткая система рассмотрения дел, состоящая из суда первой инстанции, апелляционного суда и кассационного суда.
В 1917 году институт апелляций как и всё дореволюционное судопроизводство, прекратил своё существование. Проверка решения суда, которое не вступило в законную силу, была не обжалованием, а отменой.
Четвёртый этап развития института апелляции можно датировать периодом с 1991 по 2012 год. Возвращение к апелляции в гражданском процессуальном законодательстве России впервые было обозначено в Постановлении Верховного Совета РСФС № 1801- 1 « О концепции судебной реформы в РСФС» № 1991-10-24.
В 1995- 2012 годах в Гражданский процессуальный кодекс РСФС 1964 года, вступивший в силу в этот период, были внесены изменения, согласно которым кассация стала обладать признаками апелляции.
Следующим шагом на пути развития апелляций в гражданском судопроизводстве в России стало возрождение Всемирного института правосудия в 1998 году. В 1998 году был принят закон «О мировых судьях Российской Федерации», который потребовал принятия новых законодательных норм по вопросу о решениях апелляционного суда, принимаемых мировыми судьями. Исходя из этого, в 2000 году в УПК РФСФ была введена глава, которая предусматривала особый порядок проверки решений мировых судей, не вступивших в законную силу.
Проблема заключалась в том, что параллельно велись два дела о пересмотре судебных актов, которые не вступили в законную силу, - об уничтожении и обжаловании. При обжаловании было проверено решение мирового судьи, которое было принято в первой инстанции и не вступило в законную силу, а при отмене – акт Федерального суда общей юрисдикции, который был принят по настоящему делу и не вступил в законную силу. Таким образом, обжалование и уничтожение были дублированы друг с другом.
В 2003 году вступил в силу Гражданский процессуальный закон Российской Федерации. В нем сохранена прежняя система проверки судебных актов, которые не вступили в законную силу. Судебный акт мирового судьи был обжалован в рамках процедуры обжалования, а судебный акт Федерального суда общей юрисдикции был проверен в рамках процедуры отмены.
Этап пятый- с 2012 года по настоящее время. С 1.02.2012 года в России восстановлены нормы, регулирующие процедуру обжалования по гражданским делам. Федеральный закон от 09.12.2010 года в связи со вступлением в силу 353-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» была изменена система проверки и пересмотра судебных актов всей системы судов общей юрисдикции.
Настоящий федеральный закон совершенствует порядок обжалования судебных решений и, в частности, вводит единый порядок обжалования судебных актов, не вступивших в законную силу. В соответствии с положениями УПК Российской Федерации решение суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, проверяется в апелляционном порядке, а решение суда, вступившее в законную силу, обжалуется в порядке уничтожения и надзора.
Следовательно, после 01.01.2012 обжалование решения суда по гражданскому делу будет осуществляться последовательно. Обжаловать решение суда, минуя апелляцию, невозможно. Эти поправки позволяют установить единую процедуру обжалования судебных решений, которые не вступили в законную силу, и в полной мере обеспечить право на равное и справедливое судебное разбирательство.
Федеральнаяконституцияот 29.07.2018№ 1-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральную Конституцию по вопросам судебной системы Российской Федерации"и отдельные федеральные конституционные законы, связанные с созданием Кассационного суда общей юрисдикции и Апелляционного суда общей юрисдикции" изменили систему судов общей юрисдикции. К числу федеральных судов, действующих в Российской Федерации, в настоящее время относятся Апелляционный суд общей юрисдикции Кассационный суд общей юрисдикции.Наоснованиипункта19.2статьи2,пункта31.12Федеральной Конституции.1996№1-ФКЗ"О судебной системе Российской Федерации"Апелляционный суд общей юрисдикции являетсясудомпрямойапелляционнойинстанциивовзаимосвязисВерховнымсудомРеспублики,Областным(краевым)судом, Судом города федерального значения, Судом автономной области, Судом автономной области, действующей на территории соответствующего судебного апелляционного округа. В Российской Федерации на территории каждого судебного округадействуют5апелляционных судов общей юрисдикции военный апелляционный суд. Суд, приравненный к районному суду, сохранил полномочия апелляционного суда в связи с судебными решениями, принятыми районным судом и гарнизонным судом. Районный суд сохранил полномочия Апелляционного суда в связи с судебным решением, принятым мировым судьей.
28.11.2018 Федеральный закон №451-ФЗ "Овнесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ввел, среди прочего, изменения в порядок обжалования в гражданском судопроизводстве. Эти изменения отражают современные тенденции в унификации гражданского и арбитражного процессов, стремление законодателей к оптимизации процессуальной деятельности и процессуальной экономии.
Обобщая исторический опыт развития Апелляционного суда в России и основываясь на анализе норм УПК Российской Федерации, можно сделать вывод, что на разных этапах истории России, с развитием норм гражданского судопроизводства в России, Апелляционный суд потерпел значительные изменения. Из особого способа обжалования решения суда апелляция превратилась в институт, призванный предотвратить вступление в законную силу незаконных и необоснованных судебных актов, принятых в первой инстанции.
Сущность и общая характеристика апелляционных жалоб по судебным делам в Российской Федерации
Для своевременного выявления и устранения ошибок в судебных решениях предусмотрена система пересмотра судебных решений. Современное гражданское процессуальное законодательство России предусматривает пересмотр судебных решений в следующих формах: рассмотрение апелляционных жалоб, отказ в производстве по делу, производство в суде надзорной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.
Апелляции обладают особенностями, которые отличают этот орган от других форм судебного администрирования по вопросам законности и эффективности судебных решений. В доктрине гражданского процессуального права выделяют следующие особенности апелляции, которые обычно определяют суть этого института: