Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Переход к рыночным отношениям в экономике, а также научный прогресс значительно ускорили процесс внедрения новых достижений информатизации во все сферы социально-экономического развития человечества. Термин «информация» впервые появился при создании мультитерминальных информационных систем и массовых сетей. Информатизация экономических процессов предполагает прежде всего повышение эффективности работников, что снижает соотношение цен на продукцию и повышение квалификации, а также подготовку специалистов, ведущих управленческую деятельность. В развитой стране одновременно происходят две взаимосвязанные революции: Информационные технологии и экономика, призванные помочь всем.
Информационные технологии существовали давно, поэтому с развитием информационно-коммуникационных технологий появились различные варианты: «информационно-коммуникационные технологии», «компьютерно-информационные технологии» и т.д.
Информационные технологии – это совокупность средств и методов, которые осуществляют сбор, регистрацию, передачу, накопление, поиск, обработку и защиту информации на основе разработанных программных, компьютерных и связанных с ними средств и методов, которые предоставляются клиентам с информацией, необходимой для выполнения задачи управления систематизированы.
Современные информационно-коммуникационные технологии существенно меняют все социальные отношения. Формируется новое информационное общество. Новые технологии не только изменили способ производства товаров и услуг, но и создали новые возможности для реализации гражданских прав, личной самореализации, доступа к знаниям, обучения новых поколений и проведения досуга. Дистанция информационного общества сокращается, и происходит глобализация, создающая беспрецедентные возможности для регионального развития. Растущее значение развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в основных сферах жизни современного общества и государственного управления привело к недавнему переводу использования информационных технологий в категорию приоритетных направлений национальной политики России.
Цель исследования – рассмотреть информационный менеджмент и управление знаниями.
Задачи исследования:
изучить сущность, цели, задачи и функции информационного менеджмента;
рассмотреть роль информационного менеджмента в управленческой деятельности и определить проблемы и пути их решения в информационном менеджменте;
исследовать общие положения управления знаниями.
Объект исследования – информационный менеджмент. Предмет исследования – тенденции развития информационного менеджмента и системы управления знаниями.
Теоретическими и методологическими основами явились фундаментальные методы научного исследования: анализ, синтез.
Структура работы обусловлена поставленной целью и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1 Сущность, цель, задачи и функции информационного менеджмента
Информация - это сведения об окружающем мире, которая является предметом хранения, преобразования, передачи и использования, это знания, выраженные в сигналах, сообщениях, уведомлениях и т.д. Создателем общей теории информации и основоположником цифровой коммуникации является Клод Шеннон. «Математическая теория связи» («Mathematical Theory of Communication»), в которой впервые обосновывается возможность использования двоичного кода для передачи информации, стала известна ему благодаря фундаментальной работе 1948 года [1].
Информационные системы чаще всего подразумевают совокупность технологий и программ, используемых в информационных системах. Систему можно назвать только аппаратной частью компьютера. Систему можно назвать только аппаратной частью. Также систему можно считать множеством программ, которые могут решать конкретные прикладные задачи, дополненные процедурами документации и контроля счетов.
Информационное общество - это общество, в котором большинство сотрудников заняты хранением, обработкой, производством, продажей и обменом информацией. Информатизация общества - глобальный социальный процесс, особенностью которого является то, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является накопление, сбор, обработка, передача, хранение и использование информации, осуществляемое на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также основа различных средств обмена информацией [5].
Тема «Информационного общества» приобрела особое значение и актуальность в 1990-е годы с развитием «новой экономики», «экономики знаний», «цифровой экономики» и т.д. Определение «информационного общества» приобрело новые значения после того, как «большая восьмерка» обсудила и приняла термин «глобальное информационное общество» в Окинавской хартии. Это понятие использовалось для обозначения цели, которая может быть достигнута в результате глобального развития информационных и коммуникационных технологий.
Информатизация общества обеспечивает:
активное использование часто расширяющегося интеллектуального потенциала общества, сосредоточенного в печатной форме фонда, а также научной, производственной и иной деятельности его участников;
интеграция информационных технологий в научную и производственную деятельность, инициирует развитие всех сфер общественного производства, интеллектуализацию трудовой деятельности;
высокий уровень информационных услуг, доступность любого члена общества к различным источникам достоверной, корректной информации, визуализация предоставляемой информации, существенность используемых данных.
Признаки информационного общества:
1. Понимание обществом приоритета информации над другими продуктами человеческой деятельности.
2. Исходной основой различных сфер человеческой деятельности (экономической, производственной, политической, образовательной, научной, творческой, культурной и т.д.) является информация.
3. Информация - это продукт деятельности современного общества.
4. Информация в чистом виде является предметом купли-продажи.
5. Равные возможности доступа к информации из всех слоев общества.
6. Информационная безопасность, информационное общество.
7. Защита интеллектуальной собственности.
8. Взаимодействие всех структур государства и государств друг с другом на основе информационных и телекоммуникационных технологий.
9. Управление государством, общественными организациями информационно-коммуникационными технологиями.
Помимо положительных аспектов, прогнозируются также опасные тенденции в информационном обществе:
усиление влияния СМИ на общество;
информационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и организаций;
существует проблема отбора достоверной и качественной информации;
некоторым людям будет трудно адаптироваться к среде информатизации.
существует опасность разрыва между людьми, вовлеченными в разработку информационных технологий, и потребителями.
Информационный менеджмент-это совокупность методов и средств информационного обеспечения и информационного менеджмента деятельности предприятия (организации). Целью информационного менеджмента является обеспечение эффективного развития организации путем регулирования различных видов ее информационной деятельности.
Задачи информационного менеджмента [6]:
качественная информационная поддержка процессов управления в организации;
внедрение системы управления информационными ресурсами;
обеспечение управления обработкой информации на всех уровнях;
обеспечение коммуникационного менеджмента.
Объектом управления в информационном менеджменте является:
информация в различных формах ее существования;
информационные системы и информационные технологии;
информационная индустрия и информационный рынок;
персонал, реализующий функции производства, использования и хранения информации.
Субъектами управления являются специальные федеральные и региональные органы, реализующие государственную политику в области управления информацией, а также службы управления информационными ресурсами учреждений, организаций и предприятий.
Существует три типа управления информацией:
управление предприятием (организацией);
управление внутренней документацией;
управление публикациями.
Управление предприятием включает вопросы, связанные с организацией источников информации, средств передачи, созданием баз данных, технологий обработки данных и безопасностью данных. В соответствии с объемом управленческих задач различают стратегический информационный менеджмент (SIM) и оперативный информационный менеджмент (OIM).
Понятие «стратегический» применительно к управлению информацией подразумевает, с одной стороны, систематическое определение долгосрочных целей по всем направлениям (на период 3-5 лет), с другой стороны, выбор способа достижения поставленной цели и определение набора задач, решение которых приводит к поставленной цели. Такие задачи решаются на уровне высшего руководства организации. Выбранные решения долгосрочных задач формируют наборы исходных данных (задач) для оперативного, то есть наиболее краткосрочного уровня (в области обработки информации это период времени до одного года). Спектр управленческих задач включает разработку, внедрение, эксплуатацию и усовершенствование автоматизированных информационных систем и сетей, поддерживающих деятельность предприятия (организации). В этих сетях должно осуществляться управление информационными ресурсами [9].
Таким образом, управление информацией превращается в базовую технологию организации управленческой деятельности во всех сферах информационного общества.
Некоммерческие организации часто используют технологические проекты в качестве катализаторов для изменения бизнес-процессов и поведения своих организаций, только чтобы обнаружить, что организация не обновляется вместе со своими технологиями. Это привело ко многим технологическим проектам, на которые тратится много денег с очень небольшой (или отрицательной) выгодой. По этой причине OO+NT=EOO находит отклик практически у любого опытного специалиста некоммерческой организации.
Действительно, несколько последних десятилетий — это период широчайшего проникновения ИТ во многие сферы жизни, особенно связанные с производством, бизнесом и управлением. Благодаря трем важнейшим качественным скачкам — персонализации вычислений, компьютерным коммуникациям и технологиям групповой работы — и сами ИТ претерпели глубокие изменения. Однако расчеты на то, что ИТ сами по себе способны решить возникающие там проблемы, не оправдались. Известно, например, что с 60-х годов, когда на предприятиях США началось активное внедрение компьютеров, общие затраты на них составили более двух триллионов долларов. Однако ожидаемый и как бы адекватный этим инвестициям рост производительности так и не был достигнут. А основная причина в том, что применение ИТ мало что меняло в способе ведения бизнеса: сохранялись в основном прежние траектории и объемы потоков бумаг, не менялись «конфигурация» и число лиц, принимающих решения, и т.п. [11].
С середины 80-х годов изменения в сфере производства и бизнеса во многих странах мира происходят ускоренными темпами. Основные симптомы этих перемен — глобализация конкуренции, сокращение длительности жизненного цикла товаров и особенно времени их жизни на рынке, рост требований к качеству товаров и услуг. В России, отчасти благодаря ее «особому» историческому пути, эти изменения во многих отношениях проявляются особенно наглядно.
Важнейшие принципы эффективного информационного менеджмента: целостность, иерархическая упорядоченность, целевая направленность, научная обоснованность и оптимальность, сочетание централизации и децентрализации, демократизация.
Целостность определяет необходимость рассмотрения организации как целостной социально-экономической системы. Иерархическая упорядоченность регламентирует уровень дифференциации процессов эффективного информационного менеджмента в организации. Целевая направленность – управление, ориентированное на конкретный результат
Научная обоснованность и оптимальность формулирует необходимость использования научного подхода, широкой гаммы методов и инструментов для обоснования управленческих решений. Сочетание централизации и децентрализации устанавливает требование рационального разделения управленческих решений на основе обоснованного делегирования полномочий и ответственности менеджеров. Демократизация предполагает использование поведенческих инструментов для мотивации продуктивного сотрудничества менеджеров [7].
Компьютеры используются для хранения и обработки информации в автоматизированной и автоматизированной информационной системе. Эти системы имеют широкие функциональные возможности и могут сохранять и обрабатывать большие массы информации. Компьютерные носители информации и памяти. Средства компьютерной техники в системах автоматического и автоматизированного управления информационными системами используют не только хранение и поиск информации, но также выполнение операций по сбору, подготовке и пересылке информации компьютерами. В деятельности автоматизированной информационной системы АИС человек принимает участие в различных стадиях технологических процессов обработки информации, в процессах сбора, ввода и поиска информации. Человек - партнер АИС извне, так что выходные данные системы направлены на него [10].
В автоматической информационной системе все процессы происходят без человеческого участия. Обычно в больших системах используются автоматические системы, такие как автоматизированные системы контроля технологических процессов и объектов. В подобных системах входные данные подаются сигналами или какими-то физическими величинами, выходные данные используются для контроля и управления. По характеру обработанной информационной системы она делится на документальную и фактическую. Объекты обработки и хранения документов в документальной системе - определенные книги, статей, патентов и других информационных материалов. Обработка информации, как правило, заключается в поиске необходимых для пользователя документов. В ответ на поставленный пользователем вопрос, система выдаёт соответствующий документ или его копию. В документальной системе важно играть роль вопросов оценки содержания, содержания и запросов документа, определения степени согласованности содержания документа с содержанием запросов.
Таким образом, информационные технологии (ИТ) - это процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Об информации, информационных технологиях и о защите информации : Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 31.12.2022) // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 31 (ч. 1). – Ст. 3448.
2. Голицына, О.Л. Информационные системы: Учебное пособие / О.Л. Голицына, Н.В. Максимов, И.И. Попов. – М.: Форум, 2019. – 352 c.
3. Горбенко, А.О. Информационные системы в экономике. Учебное пособие / А.О. Горбенко. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2020. – 292 c.
4. Информационные системы и технологии управления: Учебник / Под ред. Г.А. Титоренко. – М.: Юнити, 2020. – 591 c.
5. Информационные системы и технологии: Научное издание / Под ред. Ю.Ф. Тельнова. – М.: Юнити, 2020. – 303 c.
6. Информационные технологии и вычислительные системы. Программное обеспечение. Операционные системы. Математическое моделирование. Интернет-технологии / Под ред. С.В. Емельянова. – М.: РОХОС, 2019. – 148 c.
7. Кипервар Е.А., Мамай Е.В., Мизя М.С. Цифровое государственное управление: вероятные риски и новые возможности / Е.А. Кипервар, Е.В. Мамай, М.С. Мизя // Креативная экономика. – 2020. – Том 14. – № 10. – С. 2223-2242.
8. Крутиков В.К., Доможир В.В., Якунина М.В., Шаров С.В. Цифровая экономика и формат образования // Креативная экономика. – 2020. – Том 14. – № 10. – С. 2533-2550. –[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://creativeconomy.ru/lib/110960 (дата обращения: 11.12.2023 г.).
9. Обушева, К. А. Цифровая трансформация государственного управления / К. А. Обушева // Молодой ученый. – 2022. – № 20 (415). – С. 490-493.
10. Основы искусственного интеллекта : учебное пособие / Е. В. Боровская, Н. А. Давыдова. Ҹ 4ңе изд., электрон. – М. : Лаборатория знаний, 2020. – 130 с.
11. Шкодинский С.В., Надысева Д.М. Особенности функционирования искусственного интеллекта в условиях современных институциональных изменений // Креативная экономика. – 2020. – Том 14. – № 10. – С. 2243-2252. –[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://creativeconomy.ru/lib/110900 (дата обращения: 11.12.2023 г.).
12. Ясенев, В.Н. Информационные системы и технологии в экономике: Учебное пособие для студентов вузов / В.Н. Ясенев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 560 c.