Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В образовательной системе Российской Федерации одним из самых значимых событий последних лет по праву можно назвать принятие Федерального государственного стандарта дошкольного образования. Этот стандарт разработан на основе Конституции РФ, законодательства РФ с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка и утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155 [1]. Главной целью нового нормативного документа стала ориентация на психолого-педагогическое сопровождение детей в процессе социализации, а также укрепление основных компонентов здоровья ребенка: физического, психологического, социального и нравственного. В дошкольный период эти задачи являются приоритетными, ибо закладывают основу для правильного развития личности. Практика показывает, что даже самые сложные и неоднозначные проблемы, связанные с воспитанием в данный период, намного проще решаются в семейной обстановке и при близком общении взрослых и детей. Именно в дошкольном возрасте ребенок активно познает окружающий мир, отношения людей, определяет свое место в установившейся социальной системе; внимание ребенка становится более устойчивым, формируется произвольное мышление, развивается восприятие цветов, форм и величин. В этом периоде выражена детская фантазия, особенно ярко проявляющаяся в игровой деятельности. Ребенок начинает избирательно относиться к общению со сверстниками, но наиболее авторитетным и важным человеком в жизни ребенка остается взрослый.
Актуальность работы. Роль взрослых в развитии ребенка нельзя недооценивать. То, что ребенок в детские годы приобретает в процессе общения со взрослыми, он сохраняет в течение всей последующей жизни [2]. Но в современном обществе, где нехватка времени является проблемой эпохи, все чаще взрослые, всесторонне развивая детей, забывают о банальном личном общении. А ведь только при личном общении со взрослыми у ребенка могут правильно сформироваться не только нравственные ценности (милосердие, великодушие, любовь к окружающему миру, понятия доброты, силы воли, честности), но и прививаются семейные ценности, определяется понятие о правильном институте семьи. Не зря Л. С. Выготский считал, что отношение ребенка к миру - зависимая и производная величина от самых непосредственных и конкретных его отношений к взрослому человеку. Поэтому так важно заложить основу доверительных отношений между ребенком и взрослым, обеспечив эмоционально и психологически благоприятные условия для гармоничного развития ребенка [3].
Цель работы. Рассмотреть особенности влияния взрослых на детей дошкольного возраста.
Объект работы: психическое развитие ребенка дошкольного возраста.
Предмет работы: влияние взрослого на процесс психического развития дошкольников.
Задачи работы:
Рассмотреть особенности психического развития ребенка по работам зарубежных и отечественных психологов.
Анализировать современные методики исследования психического развития дошкольников
Выяснить степень влияния взрослых на развитие детей дошкольного возраста
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, синтез, обобщение, абстрагирование, эксперимент.
Структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
1 Психолого-педагогический анализ роли взрослого в развитии ребенка дошкольного возраста
1.1. Исследование влияния взрослого на психическое развитие детей в работах зарубежных психологов
Детство можно назвать наиболее интенсивным периодом развития человека и становления личности. Именно на протяжении первых 5-7 лет жизни происходит активное социальное и личностное развитие человека, освоение различных видов деятельности, в том числе и самостоятельной, а также формирование интересов, черт характера и представлений об окружающем мире. Важно подчеркнуть, что в этом возрасте устанавливаются первые социальные связи, ребенок вовлекается в систему общественного воспитания: ясли, детский сад, подготовительный класс. В данном возрасте взрослый является основным авторитетом, примером для подражания и сложно недооценить его роль в жизни маленького человека. Именно поэтому влияние взрослого на детей дошкольного возраста является неизменной причиной интереса для психологов и педагогов. Рассмотрим особенности данного вопроса по работам отечественных и зарубежных психологов.
Теория здравого смысла. Исследователь Фритц Хейдер. Многие взрослые при воспитании детей руководствуются прежде всего позицией здравого смысла. Данная позиция не требует особого образования и характеризуется убеждениями большинства людей и личным опытом. Грубо говоря, если в нашей стране принято идти в школу в 6-7 лет, мало кому придет в голову обучать ребенка школьным премудростям в более раннем или более позднем возрасте. Основной проблемой данной теории является то, что все бесконечное множество вариантов поведения взрослого и ребенка объясняется с помощью ограниченного числа факторов [4]. Американский психолог Ф. Хейдер изучил этот феномен и пришел к выводу, что хоть теория здравого смысла является наиболее удобной для большинства людей в силу ее простоты, позволяющей сократить время на анализ взаимодействия с ребенком. Проще говоря, взрослый опирается на опыт предыдущих поколений в той или иной ситуации, не учитывая индивидуальные особенности ребенка. В теории здравого смысла взрослый всегда играет роль учителя, которая и выступает как основание для объяснения ребенку его поведения. Также в этой теории часто присутствует оценка развития ребенка, делящаяся на два типа: нормальное и ненормальное. Нужно ли говорить, что данная оценка редко бывает объективной.
Концепция ассоциативных психологов. Исследователь Мария Монтессори. Основной задачей ассоциативной психологии является объяснение формирования сознания в ходе детского развития. Суть данной концепции заключается в том, что любые впечатления могут соединяться друг с другом и формировать комплексы ощущений. Например, ребенок видит перед собой яблоко. Со зрительным образом тут же связываются вкусовые (кислое или сладкое), тактильные (гладкая кожура), слуховые (хруст откусываемого яблока), а также образы, связанные с долговременной памятью (такие яблоки любит бабушка). Богатство комплекса ощущений напрямую связан с эмпирическим опытом ребенка: чем больше он взаимодействовал с окружающей средой, тем более полными и разнообразными будут эти комплексы.
В рамках ассоциативной психологии было выработано множество рекомендаций, как для психологов-педагогов, так и для родителей. Основными задачами этих рекомендаций является не только расширение комплекса ощущений, но и установка правильных впечатлений. Благодаря методикам, направленным на эти результаты, у ребенка становится шире кругозор, в памяти закрепляются сложные комплексы ощущений, на основании которых потом возникают способности к суждению и рассуждению. Одним из ведущих специалистов ассоциативной психологии считается М. Монтессори, которая является автором множества методик, разработанных специально для детей дошкольного возраста. Они помогают родителям и педагогам не только развивать ребенка, но и проводить диагностику [5]. По мнению М. Монтессори, педагог должен приспосабливаться к возможностям и интересам ребенка, уделять больше внимание взаимодействию детей с природными объектами и создавать специальные условия для проведения занятий с детьми.
Концепция психоанализа и концепция Альфреда Адлера. Исследователи: Зигмунд Фрейд, Анна Фрейд, Джейн Левингер, Бруно Беттельхейм, Альфред Адлер. Идея бессознательного была основой психоаналитической теории Зигмунда Фрейда. Он предположил, что у каждого человека есть такие желания и стремления, о существовании которых он даже не подозревает. Согласно работам Зигмунда Фрейда в практике раннего детского развития был сформулирован ряд задач, таких как: нетравматическое приучение детей к туалету; создание условий для игр с водой и глиной (преодоление затруднений, возникших на анальной стадии); удовлетворение потребности детей в тесном контакте. З. Фрейд подчеркивал, что перед взрослыми стоит задача грамотного ознакомления ребенка со скрытыми частями тела человека противоположного пола. Правильное поведение в данной ситуации поможет избежать множества проблем во взрослой жизни. Концепция психоанализа, разработанная З. Фрейдом, послужила источником для множества теорий воспитания, над которыми работали последователи и ученики З. Фрейда, в частности его дочь Анна Фрейд, которая и заложила основу для Эго-психологии. По мнению А. Фрейд, взрослый должен организовывать взаимодействие с ребенком таким образом, чтобы тот не только желал чего-либо, но и прикладывал усилия для исполнения своего желания [6]. Основные аспекты психо-педагогической концепции А. Фрейд:
● осознать наличие бессознательного в детском возрасте;
● смотреть на себя как на носителя социальных норм и правил;
● предоставлять возможности для эмоционального отреагирования детьми своих внутренних конфликтов;
● устанавливать эмоциональный контакт с ребенком;
● поддерживать инициативу ребенка в изучении реальности;
● создавать условия для различных видов детских игр [4].
Психолог А. Адлер в начале своей карьеры опирался на труды З. Фрейда, но позже разработал собственную концепцию. В основе этой концепции лежит идея о том, что человеком управляют не столько инстинкты, сколько цели, к которым он стремится. А. Адлер утверждал, что родители обязаны не только обучить ребенка начальным навыкам (письму, счету, чтению), но и несут ответственность за обеспечение надлежащей психологической основы для его развития, в том числе и социального.
Концепция гештальтпсихологов. Исследователи: Курт Левин, Б. Зейгарник, Ф. Хоппе. Основным принципом гештальтпсихологии в вопросе взаимодействия взрослого и ребенка является идея «проблемного обучения». Суть его заключается в том, что ребенку не дается готовый материал, а ставится посильная задача, «проблема», в процессе решения которой, ребенок получает новые знания. Этот способ дает возможности для развития мышления, воображения, научит ребенка самостоятельности.
Ведущим специалистом в данном направлении был Курт Левин, который в последствии разработал собственную концепцию, названную его именем. Ее суть заключается в том, что взрослые прежде всего должны поддерживать активность ребенка, ставя перед ним конкретные задачи и помогая достигать их. Так у дошкольников будет развиваться и независимое поведение, и положительная самооценка.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов 4-е изд., стереотип. Издательский центр «Академия», 1999 г. — 672 с.
2. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Психология личности. - М.: Издательство Академия, 2009. - 304 с.
3. Веракса Н. Е., А. Н. Веракса. Зарубежные психологи о развитии ребенка-дошкольника. Пособие для педагогов дошкольных учреждений 230 с.
4. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. Издательство Перспектива, 2018 г. – 224 с.
5. Кроль В. М. Психология и педагогика. - М.: Издательство Высшая школа, 2009 г. - 325 с.
6. Лидере А. Г. Психологическое обследование семьи: учеб. пособие-практикум для студ. фак. психологии высш. учеб. Заведений. Издательский центр «Академия», 2007 г. — 432 с.
7. Монтессори М.. Полный курс воспитания. Издательство: АСТ, 2019 г. – 576 с.
8. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., Издательский центр «Академия», 1999 г. - 456 с.
9. Мухина В.С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Л.А. Вегнера. – 2-е изд., перераб, и доп. Издательство Просвещение, 1985 г. – 272 с.
10. Петровского А.В. Общая психология. Издательство Просвещение, 1976. - 479 с.
11. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Сост., новая ред. пер. с фр., коммент. Вал. А. Лукова, Вл. А. Лукова. Издательство: Педагогика-Пресс, 1994. – 526 c.
12. Практическая психология образования: Учебное пособие 4-е изд. / Под ред. И.В. Дубровиной. Издательство Питер, 2007 г. – 592 с.
13. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. Издательство: Владос, 1996 г. - 529с.
14. Цветкова Т. В. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Письма и приказы. Издательство: Сфера, 2018 г.
15. Шульц Д., С. Шульц. История современной психологии. Издательство: Евразия, 2002 г. – 532 с.
16. Эрикссон Э.. Детство и общество. Издательство: Прогресс книга, 2019 г. – 448 с.