Фрагмент для ознакомления
2
Правоприменительные акты являются важнейшей формой правоприменительных отношений, то есть представляют собой внешние документальные представления и способы интеграции их содержания. Они (акты) представляют собой сложные правовые явления и имеют многогранную взаимосвязь с другими социальными явлениями, в том числе правовыми. Их совокупность и организация находятся в правоприменительных отношениях, как правовой инструмент государственного управления обществом и как одна из правовых форм осуществления функций государства, как важнейшее средство осуществления правового регулирования и обеспечения субъективных прав и обязанностей о людях.
Актуальность данного исследования, несомненно, определяется социальным, доктринальным, правоприменительным и нормативным аспектами. Современная российская правовая система находится на этапе позитивного развития, что выражается в совершенствовании основных институтов и законодательства, а также правоприменения в целом.
Для обеспечения такого развития необходимо комплексное устранение недостатков в реализации права, что формирует теоретическую и практическую проблему ошибок в правоприменении. В этой связи актуальным является изучение методологических основ и доктринальных баз, которые могут быть применены для преодоления ошибок в различных сферах и отраслях юридической деятельности.
Целью исследования является анализ понятия, структуры и видов правоприменительного акта.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.раскрыть понятие и структуру правоприменительного акта;
2.рассмотреть виды правоприменительных актов;
3.дать понятие и причины правоприменительных ошибок;
4.выявить негативные последствия правоприменительных ошибок;
5.исследовать профилактику правоприменительных ошибок.
Объект исследования являются общественные отношения, регулирующие правоприменительные акты.
Предметом исследования являются нормы права, регулирующие коллизионные вопросы правоприменительного акта.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Степень разработанности темы. Из всех разновидностей юридических ошибок правоприменительные ошибки одни из первых попали в "поле зрения" ученых. Они получили развернутое и глубокое исследование на уровне отраслей права и отдельных сфер правоприменения. Существенный вклад внесен специалистами права: Кириченко В.Ф., Якушин В.А., Гилязев Ф.Г. Значительное исследование проблема правоприменительных ошибок получила в следственной и судебной сфере.
Эмпирическую базу исследования составили судебная практика судов РФ.
Нормативную основу исследования составили Конституция РФ; и иные материалы юридической практики.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка литературы.
1.Теоретические аспекты правовой природы правоприменительного акта
1.1.Понятие и структура правоприменительного акта
В общей теории права разработка вопросов, связанных с выяснением природы, сущности, содержания и формы правоприменительных актов, отражена в работах многих правоведов (А.В.Аверина, С.С.Алексеева, Ф.А.Григорьева, И.Я. Дурягина, В.Н.Карташова, К.Н.Княгинин, В.В.Лазарев, Н.Е.Новикова, В.Н.Синюкова, А.Д.Черкасова, В.А.Юсупова).
Но до сих пор природа этих актов трактовалась неоднозначно. Их сущность и качественные характеристики не всегда четко определены. Классификация этих актов является неполной.
Существуют различные определения правоприменительного акта. Так, Ф. А. Григорьев рассматривает его как государственно-властный индивидуальный юридический акт, выраженным в определенной форме и изданным компетентным органом, направленным на разрешение определенных юридических дел, отвечающим требованиям законности и легитимной организации правоприменения путем установления субъективных прав и юридических обязанностей или определения меры государственного воздействия.это влияет на преступника.
И.Ю. Дюрягин понимает под актом применение норм права (актом документом), выражающим государственную волю, властное, принятое компетентными органами и имеющее юридическую силу, служит одним из законных средств осуществления организационной деятельности государства, вызывающее возникновение, изменение или прекращение правовых отношений.
В.А. Юсупов самостоятельно регулирует ведение правоприменительной деятельности путем установления, изменения или прекращения субъективных прав и обязанностей, а также действий участников управленческих отношений при определенных обстоятельствах.
С.С.Алексеев отметил, что при теоретическом осмыслении правоприменительной деятельности законодательство должно учитывать смысловые различия, существующие между понятия "судебное решение", "распоряжение отдельных правительств" и "акт применения" Если первое понятие включает в себя окончательные правоохранительные меры, то второе указывает на результат правоприменения, а третье выражает результат решения по судебному делу и считается соответствующим его внешним условиям.
С точки зрения В. Н. Карташова, эти акты представляют собой особую знаковую систему, позволяющую понять и принять решение. С помощью актов использования можно выявить основные элементы, которые составляют содержание правоприменительной практики (юридические действия субъектов, их деятельность в области техники, стратегии, результаты и т.п.), а также ее внутренней процессуальной формы (стадии, производства, режимы) .
По поводу сущности актов правоприменения существуют различные мнения. Среди отечественных авторов (Ф. А Григорьев, И. Я Дюрягин, В. А Юсупов и др.) бытует мнение о том, что данные акты являются государственными актами, выражающими волю государства и принимаемыми органами власти.
По нашему мнению правоприменительные акты не всегда имеют отношение к власти в государстве. Субъекты права могут быть как государственными органами (их должностные лица), так и негосударственными организациями (органы местного самоуправления).
Основные признаки актов правоприменения, которые мы смогли выявить в ходе анализа представленных выше определений и их определения, были следующими:
1.Они являются сравнительно самостоятельной разновидностью правовых актов, в связи с этим им присуще множество общих признаков, которые характерны для всех правовых актов. Их можно отнести к числу разновидностей актов реализации права, которые занимают определенное место среди индивидуальных юридических актов.
2.Многие авторы, такие как С.С. Алексеев, И.Я. Дюрягин, В.В. Лазарев и другие, придерживаются мнения о том, что акты права издаются в соответствии с нормами права. Мы полагаем, что они могут быть приняты на основе и в соответствии с различными юридическими нормами (например, нормативными, индивидуальными, праворазъяснительными и т.п.).
3.В отличие от нормативных правовых актов, правоприменительные акты, в первую очередь, имеют отношение к разрешению конкретных юридических ситуаций, которые касаются непосредственно участников процесса, а также адресуются им лично; в их юридическом содержании присутствуют индивидуальные конкретные предписания.
4.На основании этих актов, можно сделать вывод о том, что они являются официальным подтверждением результатов судебных решений по юридическому вопросу.
5.Правовые акты имеют власть над людьми и их обязательность для всех. Это выражается в том, что они обладают властным качеством и обязательны для тех, кому они адресованы. Как пишет В.В. Лазарев, в случае если акты были изданы по одному и тому же делу, то их соподчиненность становится наиболее заметной. В соответствии с мнением автора, кассационная инстанция должна быть обязательной для суда, рассматривающего дело в первой инстанции .
6.Установление юридической силы (властности, обязательности) осуществляется посредством различных способов государственного и иного воздействия (поощрительных и принудительных, материальных и духовных, организационных и т.д.)
7.При этом они не являются актами любого участника процесса, а лишь строго установленных субъектов права, которые издают свои решения по тем вопросам, которые непосредственно входят в их компетенцию. Среди них есть и государственные органы, в число которых входят их руководители и должностные лица, и негосударственные организации (например, органы местного самоуправления или корпорации).
8.Согласно правилам, акты должны быть приняты в соответствии с определенной для них процедурой. При этом для постановлений таможенников, которые касаются наложения административных штрафов, существует один порядок их подготовки и вынесения, который закреплен в административном законодательстве. В то же время для решений арбитражных судов действует другой порядок. Здесь проявляется взаимосвязь внутренней и внешней формы правовой практики.
9.Акты правоприменения являются особым юридическим фактом (составом), устанавливают (прекращают, изменяют и т. п.) субъективные права и обязанности, конкретные меры ответственности и/или поощрения, влекут иные юридические и социальные последствия, направленные на удовлетворение и защиту интересов граждан, их коллективов и организаций.
10.Основополагающими являются правоприменительные акты, которые направлены на реальное преобразование тех или иных сфер общественной жизни, их целью является удовлетворение потребностей и интересов различных групп населения .
11.С помощью этих актов можно добиться признания и защиты прав, свобод и законных интересов людей, их коллективов и организаций. Это позволит укрепить законность и правопорядок в любом гражданском обществе.
С помощью анализа признаков, которые указывают на правоприменительные акты, мы смогли сформулировать его следующее определение. Это письменный акт, принятый субъектом правоприменительной практики в соответствии с действующими правовыми предписаниями (нормативными, праворазъяснительными, индивидуальными и т. п.), официально закрепляющий и внешне оформляющий решение по конкретному юридическому делу, устанавливающий (прекращающий, изменяющий) персональноадресованные права и обязанности, меры поощрения и/или ответственности людей, их коллективов и организаций.
Качество правоприменительных актов. Так как правоприменительная практика «обслуживается» соответствующими правоотношениями, то следует отметить, что проблемы качества этих актов имеют большое значение в различных сферах жизнедеятельности российского общества.
В результате сопоставления работ отечественных и зарубежных авторов, а также изучения иных теоретических и эмпирических источников, свойств и элементов юридического содержания и форм правовых актов, мы пришли к следующим выводам о качестве их работы. При этом важно соблюдать следующие условия:
-акты должны быть достоверными, логически обоснованными и обладать достаточной доказательной базой;
-они должны иметь логическую аргументацию и быть обоснованными;
-они должны быть изложены предельно ясно, точно и кратко, с учетом языка и правил написания;
-правоприменительные решения и акты должны быть готовы в максимально короткие сроки, при этом они должны быть достаточно полными и охватывать все потребности в регулируемой сфере общественных отношений;
-основополагающими характеристиками, которые характеризуют правоприменительные акты, являются их обязательность, устойчивость, непротиворечивость, отсутствие ошибок и пробелов, коллизий, искажений смысла реализуемых законов и подзаконных актов;
-данные качества зависят от множества факторов: материальных и духовных, поощрительных и принудительных, организационных и прочих. Также они могут зависеть от способов государственного воздействия, а также от средств и способов их использования;
Фрагмент для ознакомления
3
I. Нормативные правовые акты
1. Конституция РФ: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 года]. - URL: http://www.pravo.gov.ru
2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 06.04.2024) // Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, № 46, ст. 4532
3. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 06.04.2024) // Собрание законодательства РФ, 09.03.2015, № 10, ст. 1391
4. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2022) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.06.2022) // Бюллетень Верховного Суда РФ", № 7, июль, 2022 (начало)
II. Специальная литература
5. Антонов, М. В. Теория государства и права : учебник и практикум для вузов / М. В. Антонов. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 497 с.
6. Бакарджиев Я. В., Ромашов Р. А., Рыбаков В. А. Теория государства и права в 2 частях. Часть 1. М: Юрайт, 2024. - 196 с.
7. Берг Л. Н., Березина Е. А. Теория права: правовое воздействие и правовое регулирование. М: Юрайт, 2023. - 394 с.
8. Бялт В. С. Теория государства и права в схемах. М: Юрайт, 2023. - 448 с.
9. Бялт В. С. Теория государства и права. М: Юрайт, 2023. - 121 с.
10. Васильева Е.Г. Механизм взыскания неправомерно (ошибочно) предоставленного имущественного налогового вычета по НДФЛ: актуальные вопросы правоприменения // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2023. № 10. С. 32 - 45.
11. Гавриков В. П. Теория государства и права. М: Юрайт, 2023. - 462 с.
12. Жинкин С. А. Теория государства и права: Курс лекций. М: Феникс, 2022. - 412 с.
13. Зеленцов А.Б. Административная власть как правовая категория // Административное право и процесс. 2021. № 2. С. 35 - 41.
14. Еркалов, А. А. Правоприменение и акты правоприменения в оперативно-розыскной деятельности / А. А. Еркалов // Юридическая наука. – 2022. – № 6. – С. 91-96.
15. Кердан, Л. Н. Юридическая сила как свойство правоприменительного акта / Л. Н. Кердан // Вестник Евразийской академии административных наук. – 2020. – № 4(53). – С. 75-79.
16. Кердан, Л. Н. Теоретико-правовые основы понятия и признаков правоприменительного акта / Л. Н. Кердан // Философия социальных коммуникаций. – 2020. – № 3-4(52-53). – С. 28-33.
17. Комаров С. А. Общая теория государства и права. М: Юрайт, 2023. - 529 с.
18. Корсаков Д.Н. О поправках в Конституцию РФ, регулирующих статус и полномочия органов судебной власти // Российская юстиция. 2020. № 7. С. 55 - 58.
19. Котляр, Е. М. Понятие и виды правоприменительных актов в отечественной правовой системе / Е. М. Котляр // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2020. – № 10(50). – С. 169-174.
20. Лазарев, В. В. Теория государства и права : учебник для вузов / В. В. Лазарев, С. В. Липень. - 5-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 521 с.
21. Лютягина Е. А., Волков А. М. Теория государства и права. Схемы, таблицы, определения, комментарии. М: Юрайт, 2023. 171 с.
22. Маркина Е., Смоленский М.Б., Клюшкина Л.Ю. Конституционное право России. М.: КноРус, 2020. - 232 с.
23. Никитин, А. А. Механизм формирования правоприменительного усмотрения / А. А. Никитин // Вопросы российского и международного права. – 2021. – Т. 11, № 2A. – С. 161-171.
24. Никитин, А. А. Механизм формирования правоприменительного усмотрения / А. А. Никитин // Юридическая наука в Китае и России. – 2021. – № 4. – С. 163-169.
25. Нудненко Л.А. Конституционное право России. Практикум. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2020. - 264 с.
26. Перевалов В. Д. Теория государства и права. М: Юрайт, 2024. - 342 с.
27. Пиголкин А. С., Головистикова А. Н., Дмитриев Ю. А. Теория государства и права. М: Юрайт, 2024. - 517 с.
28. Протасов В. Н. Теория государства и права. М: Юрайт, 2024. - 496 с.
29. Ромашов, Р. А. Теория государства и права : учебник и практикум для вузов / Р. А. Ромашов. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 443 с.
30. Теория государства и права : учебник для вузов / В. К. Бабаев [и др.] ; под редакцией В. К. Бабаева. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 582 с.
31. Теория государства и права для обучающихся по специальности "правоохранительная деятельность" / под ред. Р. Ф. Ромашова, Е. Л. Харьковского. М: Юрайт, 2023. - 472 с.
32. Теория государства и права. Общая часть / под ред. А. П. Альбова. М: Юрайт, 2023. - 163 с.
33. Теория государства и права. Особенная часть / под ред. А. П. Альбова. М: Юрайт, 2023. - 343 с.
34. Федорова М.Ю. Конституционное право на социальное обеспечение в зеркале инструментальной юриспруденции // Российский юридический журнал. 2021. № 4. С. 139 - 153.
35. Чертков А.Н. Публичная власть: состав, единство и сущность взаимодействия // Конституционное и муниципальное право. 2020. №10. С.19 - 23.
36. Чернышов, А. В. Классификация и функциональная характеристика правоприменительных приказов / А. В. Чернышов // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2022. – № 1(144). – С. 55-63.
37. Шкляр, Т. А. Юридическая (правовая) природа решений судов общей юрисдикции по нормоконтролю / Т. А. Шкляр, Г. Г. Шмелева // Российская юстиция. – 2021. – № 10. – С. 6-11.