Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы данной работы обусловлена следующими обстоятельствами.
К числу наиболее актуальных проблем современности относится проблема гендерного равенства, преодоления устоявшихся культурных дискриминационных стереотипов. Осознание гендерных проблем и устранение различных барьеров, препятствующих формированию равноправных отношений между мужчинами и женщинами.
Проблема гендерного равенства чрезвычайно интересна и важна, и одновременно трудно решаема. Это новая парадигма исследований в гуманитарных науках последних десяти лет в России. Эта парадигма определяет условие развития общества, и ход развития связан с реализацией идеи гендерного равенства, с включением потенциала женщин в историю современной цивилизации.
Гендер раскрывает отношения не только различия маскулинности и фемининности, но и неравенства, власти. На уровне гендерных отношений гендер является категорией анализа власти мужчин как группы над женщинами как группы, а также и властных отношений в пределах указанных групп. Без понимания власти как источника гендерных различий невозможно полностью понять и проанализировать процесс становления гендерной идентичности. Понимание самого механизма тендерного неравенства может служить отправной точкой для понимания причин всякого рода неравенств: классового, этнического, расового и т.п.
Теоретической основой исследования являются научные труды отечественных и зарубежных авторов, рассматривающие: проблемы развития личности (К.А.Абулъханова-Славская, Б.Г.Ананьев, A.Г.Асмолов, Л.С.Выготский, А.В.Иващенко, А.И.Крупнов, А.Н.Леонтьев, К.К. Платонов и другие); проблемы общего системного анализа (Л.И.Анцыферова, B.А.Барабанщиков, Б.Ф.Ломов, Н.И.Рейнвалъд, Д.И.Фельдштейн и другие); проблемы различий полов.
Так, психологи отмечают, что разделение людей на мужчин и женщин является центральной установкой восприятия нами различий, имеющихся в психике и поведении человека.
Объект исследования: гендерные различия.
Предмет исследования – проблемы гендерного неравенства.
Цель работы – рассмотреть гендерные проблемы власти.
Задачи работы:
- рассмотреть психологию гендерных различий;
- проанализировать гендер в контексте социальной психологии;
- выявить проблему гендерного неравенства в мире;
- рассмотреть гендерную власть как междисциплинарную проблему.
Методологическую основу исследования наряду с общенаучными методами: диалектики, анализа и синтеза, индукции и дедукции, историко-правового, логического, институционального, системно-структурного анализа и др.
Научно–теоретическая и практическая значимость исследования определяются содержащимися в нем выводами и предложениями, важными с научной точки зрения, а также разнообразным и широким нормативным и фактическим материалом, на который они опираются. Выводы, представленные в данной работе – отклик на многие острейшие проблемы, с которыми сегодня сталкивается общество
Масштабы различий между женщинами и мужчинами являются нерешенной проблемой психологической науки. Одно известное утверждение, известное как гипотеза гендерного сходства, заключается в том, что женщины и мужчины очень похожи по большинству психологических переменных. Однако другие эксперты утверждают, что, наоборот, более крупные различия характерны даже в фундаментальных областях человеческого функционирования, таких как личность» .
Подобные несоответствия в научных утверждениях могут вызывать недоумение, поскольку все они основаны на количественном анализе большой общей базы данных психологических исследований.
Большое количество психологических исследований посвящено гендерным/половым различиям и сходствам. В качестве доказательства можно привести базу данных PsycINFO Американской психологической ассоциации, которая включает 89 415 журнальных статей, опубликованных с 1950 по 2021 год, в которых основное внимание уделяется этим сравнениям, о чем свидетельствует присвоение индексного термина человеческим половым различиям.
Исследования отношений и личностных качеств предоставляют информативный прецедент для понимания масштабов половых/гендерных различий. «В 1960-х годах взаимосвязь между психологическими предрасположенностями и соответствующим поведением приобрела известность, когда Уикер (1969) в отношении установок и Мишель (1968) в отношении личностных качеств показали, что эти связи обычно были очень слабыми» . Вскоре появились возражения. Демонстрируя важность агрегирования для величины эффектов, Фишбейн и Айзен (1974) показали, что, несмотря на слабую связь большинства конкретных видов поведения с соответствующими установками, агрегирование такого поведения тесно связано. Аналогичным образом, Эпштейн (1979, 1980) показал, что, несмотря на слабую связь большинства конкретных видов поведения с соответствующими чертами личности, совокупность таких моделей поведения тесно связана.
Один из способов оценить, различаются ли мужчины и женщины психологически, — это анализ психологической литературы, посвященной зрительно-пространственным способностям. «В исследовании, оценивающем пространственные навыки с помощью теста умственного вращения, было обнаружено, что мужчины лучше справляются с идентификацией идентичных трехмерных объектов и имеют более высокие результаты в науке по сравнению с женщинами» .
Женщины демонстрируют преимущество в лингвистической обработке, такой как фонологические задачи, то есть рифмование, создание фраз в прошедшем времени и размер словарного запаса. Предлагаемое объяснение состоит в том, что языковые функции более сильно латерализованы в левом полушарии мозга у мужчин, в то время как женщины более равномерно используют оба полушария во время лингвистической обработки.
Существуют не только психологические различия в языковых способностях, но и в отношении мотивации. Хотя мотивацию можно определить как стремление совершить определенное действие или поведение, самоэффективность относится к убеждениям людей о своих способностях, которые влияют на их поведение.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Базандиди, А. Ю. Проблемы методологии изучения женского движения / А. Ю. Базандиди // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 535-537.
2. Гендерная социология : учеб. пособие / авт.-сост. А. В. Гаврилин ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир : Изд-во ВлГУ, 2023. – 80 с.
3. Гендерная психология и педагогика : учебник и практикум для вузов / О. И. Ключко [и др.] ; под общей редакцией О. И. Ключко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 559 с.
4. Зубенко, Д. А. Гендер как фактор развития супружеских конфликтов / Д. А. Зубенко // Молодой ученый. — 2019. — № 13 (251). — С. 258-259.
5. Ербулатова, И. К. Гендерные различия в вербальной коммуникации / И. К. Ербулатова, А. Ж. Есенгазиева // Молодой ученый. — 2023. — № 49 (496). — С. 487-489.
6. Иванников, В. А. Психология : учебник для среднего профессионального образования / В. А. Иванников. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 480 с.
7. Леонов, Н. И. Психология общения : учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. И. Леонов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 193 с.
8. Мартынюк, О. Б. Психология семьи : учебное пособие для вузов / О. Б. Мартынюк. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 380 с.
9. Морозов, Р. Н. Специфика понятия «гендер» в отечественной и зарубежной лингвистике / Р. Н. Морозов // Молодой ученый. — 2021. — № 24 (366). — С. 410-412.
10. Морозюк, С. Н. Психология личности. Психология характера : учебное пособие для вузов / С. Н. Морозюк. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 217 с.
11. Мочалкина, А. А. Проблема изучения гендера в зарубежной и отечественной лингвистике / А. А. Мочалкина // Молодой ученый. — 2019. — № 6 (244). — С. 268-271.
12. Нартова-Бочавер, С. К. Психология личности и межличностных отношений : учебное пособие для вузов / С. К. Нартова-Бочавер. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 262 с.
13. Немов, Р. С. Психология : учебник для вузов / Р. С. Немов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 501 с.
14. Петрова, Р. Г. Гендерология и феминология : учебник для вузов / Р. Г. Петрова. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 207 с.
15. Шнейдер, Л. Б. Психология идентичности : учебник и практикум для вузов / Л. Б. Шнейдер. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 328 с.