Фрагмент для ознакомления
2
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТУДЕНТОВ
1.1. Проблема психологического благополучия в современной психологии
Общее представление о благополучии человека существует с древнейших времен. Оно по-разному связано с другими понятиями, такими как счастье, удовлетворение, качество жизни, и было предметом размышлений ранних философов. Недавно появившаяся категория психического здоровья является предметом исследований психологов и социологов в стране и за рубежом. Однако еще необходимо изучить взаимосвязь между различными понятиями, характеризующими положительные функции личности, определить области совпадения и различий, чтобы окончательно ясно понять структуру, качество и природу счастья. Психологическая практика также должна иметь содержательную теорию личного счастья и связанных с ней методов борьбы с психологической болью [7].
Категория психологического счастья тесно связана с идеей гармоничного и удовлетворительного существования человека в различных философских концепциях и занимает ключевое положение в понимании личности и ее развития в психодинамических подходах (А. Адлер, Дж. Боулби, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни, Э. Эриксон, К.Г. Юнг), а также с психологической концепцией позитивного функционирования человека, которая берѐт своѐ начало в теориях экзистенциально-гуманистического направления психологии (Дж. Бьюдженталь, А. Лэнгле, А. Маслоу, Р. Мэй, К. Роджерс, В. Франкл) и в его современном ответвлении - позитивной психологии (И. Бонивелл, П. Вонг, М. Селигман, М. Чиксентмихайи).
В основу концепта психологического благополучия положен тезис о постоянной потребности и способности человека к развитию, самореализации и самоактуализации, в зависимости от степени осуществления которых он и ощущает собственную психологическую целостность и удовлетворённость.
Для характеристики состояния субъективного мира личности в аспекте его благоприятности употребляют различные термины: переживание (ощущение) счастья, удовлетворенность жизнью, эмоциональный комфорт, благополучие, психологическое здоровье, жизнестойкость, жизненный потенциал. Как пишет Л.В. Куликов, по сравнению с прочими, понятие благополучия трактуется в различных подходах и научных дисциплинах [10]. Р.М. Шамионов уточняет, что слово «благо» определяется как «то, что дает достаток, благополучие, удовлетворяет потребность», значит, «благо – получив» в его обыденном понимании и есть достижение этого [13].
Понятие «психологическое благополучие» описывает состояние и особенности внутреннего мира человека, которые определяют опыт благополучия, а также поведение, которое создает и проявляет ситуативное благополучие.
Какие личностные характеристики связаны с такой внутренней картиной мира личности и стиля, образа жизни? Ответ на этот вопрос более сложный, потому что разные исследователи, описывая даже сходные черты личности, часто используют разные понятия, разные словарные запасы.
В качестве основных компонентов психологического благополучия К. Рифф выделил: позитивные отношения с окружающими, самопринятие (позитивная оценка себя и своей жизни), автономность (способность следовать собственным убеждениям), компетентность (контроль над окружающей средой, способность эффективно управлять своей жизнью), наличие целей, которые дают жизненное направление и смысл, личностный рост как чувство непрерывного развития и самореализации [14].
Похоже, что примерно тот же список можно сформулировать другими словами, предполагая, что психологическое благополучие связано с такими личными характеристиками, как уверенность в себе, адекватная самооценка, позитивный взгляд на жизнь, доброжелательность, коммуникабельность, эмоциональная стабильность [9].
Понятие «психологическое благополучие» тесно связано с такими понятиями, как психическое здоровье, значимость жизни, в меньшей степени с понятием «личная адекватность», а с понятием «психическое здоровье» - в малой степени.
Независимо от того, как разные исследователи определяют психологическое благополучие, самый важный вопрос - как его измерить. В исследовании П. П. Фесенко определялся не объективными показателями и не рациональной оценкой, а эмоциональной окраской чувств и ощущений от собственной жизни. «Низкий уровень фактического психологического благополучия обусловлен преобладанием негативного аффекта (общее чувство собственного несчастья, неудовлетворенность собственной жизнью), высокой распространенностью позитивного аффекта (чувство удовлетворенности собственной жизнью, счастья)» [11].
Понятие «психологическое благополучие» определяется в свою очередь двумя терминами: «психологическое» и «благополучие».
Благосостояние - это состояние человека или объективная ситуация, когда у человека есть все, что благоприятно характеризует его жизнь в глазах окружающих, его близких и самого себя.
«Благосостояние» - «получение блага для человека» [12]. Преимущества, которые получил человек, можно отнести к разным вещам и обстоятельствам, преимуществам самого широкого диапазона: здоровье его и его близких, богатство, хорошие отношения с важными людьми и даже хорошая погода на месте его резиденция.
Социальное благополучие означает получение целого ряда социальных льгот и обычно связано с наличием друзей и любимого человека, хорошей работой, возможностью заниматься хобби, здоровьем, образованием и общим уровнем жизни, по крайней мере, в целом. уровень.
Что же означает фраза «психологическое благополучие»?
«Психологический», как широко распространенное понятие, задается тремя ключевыми словами: внутренним, нерациональным, ситуативным. «Психологический» относится к внутреннему миру человека, но это внутренний, который не является полностью рациональным, который нельзя описать строго логическим образом или выходит за рамки разума и целесообразности [8].
Когда человек строго логичен, когда у него есть цель, он сознательно выбирает оптимальные средства и разумно реализует запланированный план, это понятно и рационально, здесь нет места для психологии, психология здесь не нужна. Психология и психология о том, что логика не подходит. То, что строго логично, рационально. Можно сказать, по-другому: психологическое не может быть строго измерено и надежно идентифицировано по внешним признакам, в этом случае поведенческий подход к явлению должен быть дополнен феноменологическим подходом. Как пишет об этом Э. Динер: «Изучение психологического благополучия должно учитывать не только непосредственно измеренный уровень благополучия, но и учитывать внутреннюю, индивидуальную систему координат» (по мнению П.Фесенко) [11].
Кроме того, «психологический» - это определяет, в первую очередь, ситуативное поведение, а не ход жизненного пути. Ход жизненного пути определяет «личный», а не «психологический». Личное - то глубокое, что порождает все остальное психологическое. Психологический - больше о личных инструментах, личный - об эго-идентичности, мотивах и ориентации человека.
2. Психологическое благополучие исключает психические заболевания, а именно нестабильное, плохое или непосредственно плохое настроение, легкость попадания в негатив и трудности выхода из негатива. Обиды, страхи, раздражение, усталость, неспособность переносить жизненный стресс ... - вот характеристики психического и психологического стресса. Низкий эмоциональный тонус, враждебность, горечь, отсутствие интереса к жизни, проблемы психосоматики и проблемы психологической защиты - признаки ослабления психического здоровья. Невроз и депрессия - это уже явные психические заболевания, явные психологические расстройства.
3. Как пишет Р.П. Фесенко: «Существующие исследования в психологии личности не дают однозначного ответа на этот вопрос», но на основе собственных исследований автор утверждает, что значимость жизни и психологическое благополучие личности прямо и существенно коррелируют с друг с другом [11]. По его данным, «все структурные компоненты психологического благополучия напрямую связаны с уровнем осмысленности жизни и жизненных ориентаций». К сожалению, причинно-следственные связи в работе Р.П. Фесенко недостаточно ясен и может породить различные толкования. Создает ли значимость жизни психологическое благополучие или психологическое благополучие порождает интерес к значимости жизни? Или, может быть, и значимость жизни, и психологическое благополучие на самом деле являются независимыми ветвями, растущими от одного корня, и в равной степени порождаются чем-то третьим, например, общей культурой индивида? Отдельный, очень интересный вопрос касается психологического благополучия маленьких детей, для которых вопрос о значимости жизни в принципе не стоит.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии [Текст] / А. Адлер / Пер. с англ. А. Боковикова. М.: Академ. Проект, 2011. 240 с.
2. Александрова, И.Н. Возрастные особенности отношения студентов к психологическому здоровью [Текст] / И.Н. Александрова; Ставропольский гос.пед. институт // Изд-во: Общ.согранич.ответств. «Центр развития научного сотрудничества». №9-1. – Новосибирск, 2012 – 93 с.
3. Аргайл, М. Психология счастья [Текст] / М. Аргайл. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 271 с.
4. Батурин, Н.А. Теоретическая модель личностного благополучия / Н.А. Батурин, С.А. Башкатов, Н.В. Гафарова // Вестник ЮУрГУ. Cерия «Психология». – Челябинск. – 2013. – Т. 6, № 4. – С. 4–14.
5. Башкатов, С.А. Влияние характеристик темперамента и базовых свойств личности на компоненты позитивности как основы личностного благополучия / С.А. Башкатов // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». – 2013. – Т. 6, № 1. – С. 4–13.
6. Братусь, Б.С. К проблеме человека в психологии [Текст] / Б.С. Братусь // Вопросы психологии. — 1997. — No 5. — 3–19 с.
7. Гоголева М.Н., Макарова А.П. Удовлетворенность учебной деятельностью студентами гуманитарного и технического профиля // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-2. – С. 192-192.
8. Гордиенко Н. Н. Индивидуально-психологические особенности студентов, осваивающих технические и гуманитарные специальности // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. №39.
9. Дубровина, И.В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности [Текст] / И.В. Дубровина; Вестник практической психологии образования№3. – 2009. – 17-21 с.
10. Куликов, Л.В. Здоровье и субъективное благополучие личности [Текст] / Л.В. Куликов // Психология здоровья: учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. – С. 405–442.
11. Фесенко П. П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности : автореф. дис. ... канд. псих. наук : 19.00.01 / Фесенко Павел Петрович. – Москва, 2005. – 24 с.
12. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени [Текст] / К. Хорни. – М.: Академический проект, 2006. – 140 с.
13. Шамионов, Р.М. Соотношение адаптационной готовности и социальной ак-тивности личности [Текст] / Р.М. Шамионов // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2012. – Т. 5. – № 2. – С. 72–80.
14. Ryff C.D. The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology. - 1995. - Vol. 69. - P. 719-727.