Фрагмент для ознакомления
2
В связи с тенденциями в современном российском обществе (динамичная по протеканию управленческая деятельность, расширение и углубление требований в рамках большинства профессий и другое) актуальна проблема конкурентоспособности и успешности личности. Одним из показателей успеха в профессиональной деятельности является карьерный рост. Карьера является важным показателем профессионального развития личности и характеризует обретением ею профессиональной самодостаточности, мобильности, ответственности, ориентацией на культурные ценности профессиональной среды, непрерывное самообразование и саморазвитие
Методологические основы психологического подхода к профессиональному формированию личности были обоснованы в работах известного психолога С.Л. Рубинштейна. Ученый рассматривал проблему профессионального становления личности, в контексте выдвинутого им тезиса о том, что внешние причины воздействуют на личность, преломляясь, прежде всего, через внутренние условия, поэтому эффективность процесса и результата зависит от внутренних свойств объекта.
Узкое понимание сути карьеры рассматривает ее во взаимосвязи с активностью личности, которая определяет динамику ее продвижения в процессе трудовой деятельности, и определяется как сознательное достижение в этом направлении личностью ранее намеченных целей.
Проблема самооценки является одной из главных и актуальных проблем в организационной психологии. Её изучением занимались как зарубежные, так и отечественные психологи: Ф. Зимбардо, У. Джемс, Л.С. Выготский, М.И. Лисина. Проблема является достаточно актуальной в связи с тем, что человек по своей сущности считается составляющей социума, поэтому для него огромное значение имеет отношение окружающих, оценка его способностей, качеств. Однако также и не менее важна самооценка, отношение индивида к самому себе, которое формируется на протяжении всей его жизни.
Целью данной работы является рассмотрение самооценки как фактора успешности профессиональной деятельности.
Задачи:
-рассмотреть самооценку как психологический феномен;
- описать методологические основы психологического подхода к профессиональному формированию личности, самооценку как фактор профессионального развития личности.
Объект исследования – самооценка личности.
Предмет исследования - самооценка как фактор успешности профессиональной деятельности.
Проблема самооценки является достаточно актуальным в наши дни и в то же время сложным. Изучение психологической литературы позволило заключить, что существует множество подходов к понятию феномена самооценки, в рамках разных научных школ, и несмотря на то, что данной проблемой занималось большое количество отечественных и зарубежных исследователей на протяжении длительного времени, единое определение самооценки на сегодняшний день не существует. В таких направлениях как фрейдизм, неофрейдизм и бихевиоризм, понятию самооценка в целом уделялось мало внимания или вообще не рассматривалось. Наибольшее развитие данное понятие получило в рамках гуманистического направления, результатом чего стало признание понятия самооценка как компонента в структуре личности, которому дается центральное положение, так называемое ядро личности.
Именно самооценка играет ведущую роль в саморегуляции человека. Поэтому значение самооценки в жизни человека трудно переоценить.
Стоит отметить, что помимо большого количества различных подходов, существует еще одна сложность в понимании самооценки, а именно – тот факт, что самооценку рассматривают не как самостоятельное образование, а как составляющую самосознания, Я-концепции, личности, рефлексии. Также наблюдается разрозненность взглядов на то, что именно исследователи понимают под термином самооценка. На первый взгляд, данное понятие кажется очевидным и сводится к оцениванию индивидом самого себя, однако некоторые исследователи приравнивают к самооценке такие понятия как самоуважение (self-respect), самоотношение (self-regard, self-attitude) и самопринятие (self-acceptance). Другие исследователи разделяют эти понятия от самооценки, однако считают их взаимосвязанными.
С учетом данной проблематики становится очевидной необходимость систематизировать данные о понятии самооценки, определить ее компоненты и структуру, чтобы иметь четкое представление о понятии самооценки и разработке на основе этих знаний эффективных методик по ее коррекции.
Считается, что первым использовал термин самооценка американский психолог У. Джеймс в рамках прагматической психологии в конце XIX в. Он считал самооценку эмоциональным компонентом, выражающимся в довольстве или недовольстве собой, и приравнивал самооценку к самоотношению. Также он вывел простую формулу выявления самооценки – успех, деленный на уровень притязаний. Для повышения самооценки У. Джеймс считал, что необходимо либо достигать успеха, либо снижать уровень притязаний. Важно отметить, что он также первым обратил внимание на изучение самооценки в контексте личностных ценностей и значимых сфер .
Именно в контексте потребностно-мотивационной сферы рассматривал самооценку А. Маслоу, отмечая, что у человека есть потребность в самоуважении и признании. И от того, насколько реально человек оценивает себя, свои способности и умения и ставит реальные цели, и зависит его самооценка.
Представители символического интеракционизма Ч. Кули и Д. Мид рассматривали самооценку в рамках социального взаимодействия, то есть это представление о том, как человека оценивают другие, и это оказывает немаловажное влияние на его Я-концепцию.
Детально к рассмотрению понятия самооценка подошел Карл Роджерс, подразумевая под данным термином самопринятие. В своей концепции он вывел три модальности: «реальное Я», «зеркальное Я» («социальное Я») и «идеальное Я». Соответственно, под «реальным Я» понимается представление человека о самом себе, под «зеркальным Я» – представление о том, как его видят другие, под «идеальным Я» – каким индивид хотел бы стать.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. - 384 с.
2) Анцыферова А.И. Концепция самоактуализирующейся личности А.Маслоу //Вопросы психологии, 2000, № 4, с.173-180. Анцыферова Л.И. Системный подход к изучению формирования и развития личности. //Проблемы психологии личности.-М.,2003.
3) Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: пер. с нем. Боковикова А.М. / Адлер А. – М. : Фонд «за экономическую грамотность», 2001 – 375 с
4) Вахрина В.Н., Становова Л. А. Самооценка и социально-психологический климат как фактор успешности профессиональной деятельности//ПСИХОЛОГИЯ, ОБРАЗОВАНИЕ: АКТУАЛЬНЫЕ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ. Материалы Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов, молодых учёных и их наставников. Тверь, 2022. С. 56-60
5) Галкина, Т. В. Самооценка как процесс решения задач: системный подход / Т. В. Галкина. – 2-е изд. – Москва: Издательство «Институт психологии РАН», 2019. С. 105. – 399 c.
6) Кон И.С. В поисках себя: Личность и её самосознание.-М.,2000.
7) Коростылева. Л.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. СПб. 2005. С.97-98.
8) Кудинов, С.И. Психодиагностика личности: учебное пособие / С. И. Кудинов, С. С. Кудинов. - Москва : Российский ун-т дружбы народов, 2018. С. 105. – 228 с.
9) Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Изд. Группа «Евразия», 2011. С.21.
10) Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия, 1999. — 478 с.
11) Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу. – 2-е изд., испр. - М. : Смысл: Альпина нон-фикшн, 2011. – 496 с.
12) Мехоношина Т.И. Самооценка как фактор профессионального развития личности//ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: ИННОВАТИКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. Сборник научных статей по материалам X Международной научно-практической конференции в 3 частях. Том Часть 3. Уфа, 2023. С. 87-90
13) Мубаракшина Е. Самооценка личности относится к числу актуальных теоретических и практических проблем в психологии//НАЦИОНАЛЬНАЯ АССОЦИАЦИЯ УЧЕНЫХ. 2022. С. 22-41
14) Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М, 1994.
15) Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, СПб:, Питер 2003г. ( Серия «Мастера психологии») 688с
16) Татаринова Е. А. Самооценка как психологический феномен// Психологическая наука и новые вызовы современности : сборник научных трудов /отв. ред. Н. А. Коваль ; М-во науки и высш. обр. РФ, ФГБОУ ВО «Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина». – Тамбов : Издательский дом «Державинский», 2023. С. 294-300
17) Ульябаева Г.Ш. Шакирова Д.М., Самооценка - что это такое: понятие, структура, виды и уровни, коррекция самооценки // Вопросы студенческой науки. - 2019. - № 5-1. — С. 389-390
18) Фромм Э. Характер и социальный процесс «Психология личности». - М.: изд-во МГУ, 2005, с. 48-59
19) Хребина С.В. Развитие личностной готовности студентов к построению успешной карьеры: учебное особие / С.В. Хребина – Электрон. текстовые дан. – М.: Кнорус, 2017. 300 с.
20) Щелокова Е.Г. Ценностно-смысловое содержание карьерной направленности: автореф. дис.... канд. психол. наук / Е.Г. Щелокова. – Ярославль, 2012. 25 с.
21) Юндин Р.Н. Психологические механизмы формирования профессиональной направленности личности / Р.Н. Юндин //Университетские чтения-2010: мат-ла науч.-метод, чт. Часть X. – Пятигорск: ПГЛУ, 2010.