Фрагмент для ознакомления
2
В современном информационном обществе, где технологии и интернет играют ключевую роль, важно не только понимать, как формируются социальные группы и личности, но и изучать влияние этих процессов на общество в целом. Формирование новых коммуникативных сообществ становится все более значимым аспектом исследований в области социологии и психологии.
Социальные группы и личности в информационном обществе проходят через множество изменений и трансформаций под воздействием постоянного потока информации, общения через социальные сети, блоги, видео-хостинги. Возникают новые форматы коммуникации, новые ценности и идеологии, которые оказывают влияние на формирование личности и социальных групп.
Актуальность исследования. В информационном обществе, где с помощью цифровых технологий происходит интенсивный обмен информацией, личность становится особенно важным аспектом. Люди используют социальные сети, форумы, чаты и другие онлайн-платформы для общения, обмена информацией и формирования сообществ на основе общих интересов и ценностей. Личность каждого участника влияет на динамику взаимодействия в таких сообществах, определяя их культуру, цели и ценности.
Социальные группы также играют важную роль в формировании новых коммуникативных сообществ в информационном обществе. Люди объединяются на основе общности интересов, профессиональной деятельности, убеждений и других факторов, чтобы обмениваться информацией, поддерживать взаимодействие и находить новые возможности для сотрудничества.
Изучение влияния личности и социальных групп на формирование новых коммуникативных сообществ в информационном обществе поможет лучше понять механизмы общения и взаимодействия в онлайн-средах, а также разработать стратегии для эффективного управления и поддержания таких сообществ. Таким образом, данная тема исследования является актуальной и важной для современного общества.
Цель данной курсовой работы заключается в изучении процессов формирования новых коммуникативных сообществ в информационном обществе, их взаимосвязи с личностью и социальными группами.
Исходя из поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Познакомиться с понятием личности и социальной группы;
2. Определить понятие информационное общество, выделить его особенности и характеристики;
3. Ознакомиться с коммуникативными сообществами, видами и принципами их формирования;
4. Провести исследование влияния информационного общества на личность и социальные группы.
Объект исследования - процесс формирования новых коммуникативных сообществ в информационном обществе.
Предмет исследования - роль личности и социальной группы в процессе формирования новых коммуникативных сообществ.
Методы исследования: анализ литературы, интернет-сообществ, опросы, анализ статистических данных о взаимодействии личности и социальных групп в информационном обществе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в современном информационном обществе происходит активный процесс формирования новых коммуникативных сообществ на основе интересов, ценностей, убеждений и других характеристик личности и социальной группы. Исследование этого процесса позволит лучше понять динамику общественных отношений, взаимодействий и конфликтов в современном мире.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ, ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ СООБЩЕСТВ.
1.1. Понятие личности и социальной группы
Личность - это конкретный человек, который является представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимается определенной деятельностью, осознает свое отношение к окружающей среде и обладает индивидуальными психологическими особенностями. Личность - это система социально значимых качеств личности, мера ее доминирования в социальных ценностях и социальных ценностях. способность выполнять эти значения.
С точки зрения психологии человек как личность характеризуется следующим:
- развитием самосознания, являющегося основой формирования психической деятельности, самостоятельности личности в своих суждениях и поступках, направленности в первую очередь на самопознание, саморазвитие, поиск смысла жизни;
- Активностью - желанием выйти за пределы ролевой формулы и желанием выйти за рамки реализованных возможностей для расширения сферы деятельности;
- Наличием "Я- образа", обеспечивающим единство и идентичность его личности, делая его реальным, ожидаемым, идеальным, проявляющееся в самооценке, самооценке, уровне притязаний и т. д.;
- Направленностью - стабильной системой мотивации: потребностей, интересов, идеалов, убеждений и т. д.;
- Способностью, характеристиками и качествами, обеспечивающими успех конкретной деятельности;
- Характером - устойчивым набором индивидуальных черт человека, которые определяют характерный для него образ поведения и эмоциональные реакции.
Личность чаще всего определяется как совокупность ее социальных и приобретенных качеств. Это означает, что личностные характеристики не включают генотипически или физиологически обусловленные человеческие характеристики и никоим образом не зависят от жизни общества. Понятие "личность" обычно включает такие характеристики, как более или менее стабильность, демонстрация личности человека и описание действий, которые важны для человека.
Личность - это человек, который социально обусловлен, вовлечен в такую систему психологических характеристик, которые проявляются в стабильных социальных связях и отношениях и определяют нравственное поведение человека, незаменимое для него и других.
Личное пространство имеет сложную структуру и множество измерений. События внешнего мира, в котором находится личность, и отношения, которые она устанавливает с объектами внешнего мира, составляют внешнее пространство личности. Представления о мире и о себе, переживания различных событий, отношение к себе, самоконтроль и саморегуляция, жизненные цели и планы - все это составляет внутренний мир личности. Социальная сфера, в которой находится человек, выражается в его внутреннем мире. С другой стороны, внутренняя жизнь личности так или иначе раскрывается - во время деятельности, во время деятельности, во время общения.
Неделимое единство включает в себя определенные исторические обстоятельства, материальную основу его существования и деятельность, направленную на их изменение, которые определяют духовный образ человека, оставившего свой след на его жизненном пути.
Вся человеческая жизнь проходит в рамках определенных социальных групп. Во время учебы в школе, по дороге на работу или отдыха человек постоянно вступает в отношения с другими людьми и сталкивается с отношениями с разными типами людей. В этих отношениях различают 2 системы - деловые отношения, возникающие между людьми как носители определенных социальных функций, и симпатии и антипатии, влечение или отталкивание которые составляют личные отношения.
На развитие личности влияют как деловые, так и личные отношения.
Определенное социальное сообщество, в котором люди находятся в непосредственном контакте друг с другом (семья, круг друзей, рабочие, солдаты взвода, персонал лаборатории, учащиеся одного класса и т. д.) называется малой группой или контактной группой.
Высшая форма организации - это социальная группа, представляющая собой группу людей, объединенных общей целью, имеющей социальное значение, и соответствующей внутригрупповой организацией, обеспечивающей достижение этих целей. Наиболее развитая социальная группа - коллектив. Основная цель социальной группы - преднамеренное регулирование межличностных отношений для реализации интересов группы. В социальной группе у человека есть отношения не только с другими людьми, но и со многими членами группы.
Социальные группы делятся на малые (в рамках прямого личного контакта) и большие (например, класс, партия, нация, определенные отрасли производства, государство).
В повседневной жизни люди не единичны, а включены в несколько небольших групп, таких как семьи, трудовые микроколлективы, различные группы по интересам, спортивные клубы и т.д.
Большая часть поведения человека в микросреде объясняется его желанием самоутвердиться в референтной группе и утвердить такое положение в группе, которое обеспечивает ему признание, уважение и поддержку.
Социальные группы организуют, упорядочивают отношения внутри групп, для реализации этих отношений создаются специальные функциональные образования. Наличие определенных санкций - мер воздействия регулирует поведение людей, обеспечивает стабильность в общественной жизни и направляет их на удовлетворение общих потребностей. Эффективность социальной системы зависит от четкой картины ее функций и независимости от интересов личности. Назначение лиц в группе, которые могут эффективно выполнять определенную задачу, называется конфигурацией группового ранжирования.
Положение человека в группе, его права и обязанности определяют статус человека. Поведение человека, соответствующее его социальному статусу, называется социальной ролью.
Поведение человека в группе зависит от понимания своей роли, принятия ее и способности выполнять ее. Человек играет сразу несколько ролей: гражданин, специалист, отец, брат, бригадир, участник спортивной секции и т.д.). Социальные роли включают обобщенные способы выполнения определенных социальных функций, когда от человека ожидают определенных действий.
Фрагмент для ознакомления
3
Адамьянц, Т.З. К диалогической телекоммуникации: от воздействия - к взаимодействию [Текст] / М.: Институт социологии РАН. 1999. - 136 с. - ISBN 5-87065-012-7.
Акулич М. М., Голенкова З. Т., Путилова Е. А. Интернет-сообщества в России: возникновение и развитие // Общество и право. 2004. №3 (5). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-soobschestva-v-rossii-vozniknovenie-i-razvitie (дата обращения: 20.05.2024).
Акчурин, И.А. Концепция виртуальных миров и научное познание [Текст] / И.А. Акчурин - М.: Книжный дом "Университет", 2000. - 194 с. - ISBN: 5-8025-0058-0.
Аладышкина А. С. Современное интернет-сообщество: социально-стратификационный анализ // Дисс. канд. социол. наук. – 2006. URL: https://static.freereferats.ru/_avtoreferats/01002902207.pdf (дата обращения: 20.05.2024).
Бондаренко С. В., Волков Ю. Г. Социальная структура виртуальных сетевых сообществ : дис. – Ростов н/Д : Ростовский государственный университет: Институт по переподготовке и повышению квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук, 2004. URL: https://static.freereferats.ru/_avtoreferats/01002747009.pdf (дата обращения: 20.05.2024).
Бородина Т. В. и др. Социальный диалог: коммуникативные стратегии личностной репрезентации общественных отношений: Автореф. дис.... канд. филос. наук: 09.00. 11. – 2003. URL: https://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/31480/735566.pdf?sequence=-1 (дата обращения: 20.05.2024).
Бороздина, Г.В. Психология делового общения [Текст] / Г.В. Бороздина - М.: ИНФРА-М, 2006. - 224 с. - ISBN: 5-16-001969-3.
Виханский, О.С., Наумов А.И. Менеджмент - [Текст] / О.С. Виханский, А.И. Наумов - М.: Гардарики, 2002. - 453 с. - ISBN 5-98118-037-4.
Вишневецкий К. Криминогенная виктимизация социальных групп в современном обществе. – Litres, 2022. URL: https://books.google.com/books?hl=ru&lr=&id=4l1pEAAAQBAJ&oi=fnd&pg=PA3&ots=xhXcNHwedI&sig=0K1DNcTmVwDjck8KShz8AbVEOas (дата обращения: 20.05.2024).
Гейтс, Б. Дорога в будущее [Текст] / Пер. с англ., Б. Гейтс - М.: Русская редакция, 1996. - 281 с. - ISBN 5-7502-0019-1.
Горбачева Анна Геннадьевна Влияние современных информационных технологий на взаимодействие людей в рамках малых социальных групп // Вестник НГУЭУ. 2013. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-sovremennyh-informatsionnyh-tehnologiy-na-vzaimodeystvie-lyudey-v-ramkah-malyh-sotsialnyh-grupp (дата обращения: 20.05.2024).
Зверинцев, А.Б. Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга менеджера [Текст] / А.Б. Зверинцев - Союз, 1997. - 267 с. - ISBN 5-87852-054-0.
Иванов, В.Е. Интернет в формировании диалогического пространства в социокультурной среде [Текст] / В.Е. Иванов - М.: Изд-во МГУ, 1992. - 117 с.: ил. - (Серия «Мир Психологии»). - ISBN 5-28544-345-х.
Кашкин, В.Б. Введение в теорию коммуникации [Текст] / В.Б. Кашкин - ВГТУ, 2000. - 175 с. - ISBN 978-5-9765-1424-9.
Колин К.К. Социальная информатика: Учебное пособие для вузов.- М.: Академический проект, 2004 (2000).- 350 с
Конецкая, В.П. Социология коммуникации [Текст] / В.П. Конецкая - М.: Space,2005. - 254 с. - ISBN 975-5-94839-234-9.
Крылов, А.Н. Менеджмент коммуникаций [Текст] / А.Н. Крылов. - М.: Национального института бизнеса, 2002. - 228 с. - ISBN 3-631-51014-4.
Крылов, А.Н. Менеджмент коммуникаций [Текст] / А.Н. Крылов. - М.: Издательство Национального института бизнеса, 2002. - 202 с. - ISBN 5-8309 -0049-1.
Лазаревич А. Становление информационного общества. Коммуникационно-эпистемологические и культурно-цивилизованные основания. – Litres, 2021. URL: https://books.google.com/books?hl=ru&lr=&id=HsAUEAAAQBAJ&oi=fnd&pg=PT2&ots=JI2jJrOtoe&sig=45NFOXmKQBe95mEyUu9EAygZTpI (дата обращения: 20.05.2024).
Лактионов, А.В. Информационное общество [Текст] / А.В. Лактионов - АСТ. Мидгард, 2004. - 507 с. - ISBN: 5-17-022346-3.
Лещенко А. М. Социальные сети как механизм конструирования коммуникации в современном обществе // Режим доступа: http:// www. dissercat. com/content/sotsialnye-seti-kakmekhanizmkonstruirovaniya-kommunikatsii-v-sovremennom-obshchestvе. – 2011. URL: https://static.freereferats.ru/_avtoreferats/01005397822.pdf?ver=3 (дата обращения: 20.05.2024).
Ляпоров, В. Цифровой мир. Новый человек? [Текст] / В. Ляпоров, 2000. - № 1. - С.24-25. - ISSN 0042-8841.
Назаров, М.М. Массовая коммуникация в современном мире [Текст] / М.М. Назаров - М.: ЛКИ, 2002. - 233 с. - ISBN: 978-5-382-00824-0.
Почепцов, Г.Г. Теория коммуникации [Текст] / Г.Г. Почепцов. - М.: "Рефл-бук", К.: "Ваклер" 2001. - 656 с. - ISBN 5-87983-101-9.
Родионов, А.А. Социология массовой коммуникации [Текст] / А.А. Родионов - М.: Социальные отношения, 2002. -- 262 с. - ISBN: 5-94907-002-X.
Соколов, А.В. Общая теория социальной коммуникации [Текст] / А.В. Соколов - М.: Михайлова В. А., 2002. - 461 с. - ISBN 5-8016-0091 -4.
Соколов, А.В. Общая социальная коммуникация [Текст] / А.В. Соколов - Михайлова В.А., 2002 г. -- 461 с. - ISBN 5-8016-0091-4.
Терин, В.П. Информационное и коммуникационное воздействие в условиях глобализации [Текст] / В.П. Терин - РАН, 1992. - 62 с. - ISBN 966-521-224-9.
Федотова, Л.Н. Социология массовой коммуникации [Текст] / Л.Н. Федотова - М.: Научный мир, 2001. - 214 с. - ISBN 5-89176-137-8.
Цуладзе, А.М. Политическое манипулирование или покорение толпы [Текст] / А.М. Цуладзе - М.: Книжный дом Университет, 2003. - 144 с. - ISBN: 5-8013-0057-0.
Чесноков, С. Аудитория российского Интернета: измерения и реальность [Текст] / С. Чесноков, 2002 - №1. - С. 46-99 - ISBN 5-8465-0263-6.
Шарков, Ф.И. Основы теории коммуникации [Текст] / Ф.И. Шарков - М.: Дашков и К°, 2010. -- 592 с. - ISBN 5-94907-003-8.