Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблема развития внимания у детей младшего школьного возраста в сегодняшнем мире приобрела особую значимость и актуальность. Это связано, прежде всего, с высокой динамикой современной жизни и интенсивностью поступления информации из различных источников. Наряду с этим, растет число детей, потерявших интерес к учебе, имеющих сниженный интеллектуальный уровень, совершающих массовые ошибки при выполнении учебных заданий, причинами которых часто становятся несформированность способности к концентрации и устойчивости внимания, неумение распределять и переключать внимание.
Требования к результатам образовательной деятельности младших школьников, которые отображены во ФГОС НОО и направлены на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, указывают, что для успешного их освоения у обучающихся нужно развивать определенные способности, такие как мышление, память, внимание и другие. Внимание – это базовая психическая функция личности, одно из главных условий успешной учебной деятельности. В то же время, именно в процессе учебной деятельности оно и развивается.
В последнее время стали все более актуальны проблемы развития внимания, а также проведения коррекционной работы с теми детьми, которые имеют различные нарушения внимания.
Внимание — это концентрация на объекте, субъекте или процессе. Избирательное внимание, то есть внимание к одному объекту, приводит к одновременному невниманию к другому объекту, когда один объект выбирается среди большого количества других объектов. Само внимание не может быть описано как особый когнитивный процесс. Внимание присуще всем когнитивным процессам, включая восприятие, мышление и память. Оно функционирует как способность организовывать процессы.
Поэтому внимание занимает особое место в системе психических процессов. Это связано с тем, что внимание включено во все другие психические процессы, является необходимым элементом этих процессов, не может быть отделено от них и не может быть изучено изолированно в "чистом" виде. Например, с феноменом внимания впервые столкнулись при рассмотрении динамики когнитивных процессов и специфики различных психических состояний человека. Неизменно кажется, что "субстанция" внимания исчезает, как только делается попытка отделить его от всех других элементов психических явлений.
Природа свойств внимания подробно раскрыта в исследованиях С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Добрынина, И.В. Страхова и других. Различным аспектам процесса развития внимания учащихся начальной школы посвящены труды таких ученых, как: Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, С.П. Зубова, С.Л. Кабыльницкая, Т.К. Комарова, В.А. Крутецкий, Т.М. Матюлина и других.
Однако нельзя не видеть особенностей внимания, которые пронизывают все другие психические явления, в которых проявляется внимание, и которые не могут быть сведены к различным моментам деятельности, в которые вовлечен человек. Эти особенности касаются наличия в них определенных динамических, наблюдаемых и измеряемых характеристик, таких как количество, концентрация, конвертируемость и многих других, которые не имеют прямого отношения к таким когнитивным процессам, как ощущение, восприятие, память и мышление.
С проблемой развития внимания, которая считается одной из наиболее сложных и важных проблем в педагогике и психологии, в ее практическом аспекте приходится регулярно сталкиваться любому современному педагогу. У младших школьников трудности в обучении в основном связаны с неумением или с неспособностью сосредоточиться на воспринимаемой информации и выполняемом задании [9].
Однако особенности внимания и его развитие у младших школьников недостаточно изучены.
Таким образом, значимость данного вопроса определяют актуальность проблемы.
Цель исследования – исследования особенностей внимания у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования – внимание детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – особенности внимания у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1. Раскрыть понятие внимание в психолого – педагогической литературе
2. Рассмотреть виды внимания
3. Анализ особенности внимания у детей младшего школьного возраста
4 Провести практическое исследование развития уровня внимания у детей младшего школьного возраста
5. Проанализировать результаты исследования.
Методы исследования:
теоретические: анализ психолого педагогической литературы;
практические: диагностика, количественный и качественный анализ полученных результатов.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили:
- положения теории, посвященной развитию внимания (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, П.Я. Гальперин);
- основные общепсихологические подходы к исследованию воображения (Л.С.Выготский, В.В.Давыдова, А.М. Матюшкин, Н.А. Менчинская, Ж. Пиаже, Т. Рибо, Г.С. Костюк, К.Д. Ушинский и др.);
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список источников литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие внимание в психолого-педагогической литературе
Внимание - важный психический процесс. Оно является необходимым условием для эффективного выполнения детьми любой деятельности. Продуктом внешнего и внутреннего внимания является качественное достижение целей [10].
По мнению Т. Рибо, внимание всегда связано с эмоциями и вызвано ими. Он подчеркивал тесную связь между эмоциями и волевым вниманием.
Отечественный психолог Н. Ф. Добрынин в своей работе выделяет внимание как особый вид психической деятельности, который выражается в поддержании и выделении тех или иных процессов этой деятельности.
С.Л. Рубинштейн утверждает, что внимание — это избирательное сосредоточение и концентрация на определенном объекте, глубокая познавательная деятельность, направленная на объект [14].
Л.С. Выготский и Л.Н. Леонтьев подчеркивали значение речи для внимания, так как речь определяет объект, на котором нужно сосредоточить внимание. Выготский проследил историю развития внимания. Он писал, что история внимания - это история развития его поведенческой организации и что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать вне личности, а не внутри ребенка [5].
П.Я. Гальперин определяет внимание как идеальное, автоматическое и согласованное управление действием. Обучение вниманию является функцией контроля.
П.Я. Гальперин указывает, что внимание необходимо рассматривать в связи с другими психическими процессами, а именно мышлением, воображением, памятью и восприятием. По его словам, работу внимания нельзя рассматривать в чистом виде и в отрыве от любого психического процесса, поскольку она не имеет собственного конкретного продукта. Это происходит потому, что у внимания нет собственного конкретного продукта. Всякая интенсификация деятельности является его следствием, случайным продуктом.
Основные подходы к изучению внимания выделил Н.Н. Ланге:
1. Внимание как результат двигательного приспособления. Движение приспосабливает органы чувств к условиям лучшего восприятия.
2. Внимание как результат ограниченности объема сознания. К определению внимания существуют различные подходы.
Внимание — это психологический феномен. До сих пор точка зрения психологов не ясна.
С одной стороны, внимание — это отдельный психологический феномен. С другой стороны, утверждается, что внимание — это отдельный психологический феномен и не может рассматриваться как таковой. Также нет единого мнения о том, к какой категории психологических явлений относится внимание. Некоторые ученые считают, что внимание — это когнитивный психический процесс.
Другие утверждают, что внимание напрямую связано с волевым усилием и активностью человека. Они ссылаются на то, что вся деятельность человека неотделима от внимания и что само внимание требует приложения определенных волевых усилий. Внимание во все времена обеспечивает ясность сознания, понятность и осознание смысла психической деятельности А.Г. Маклаков объясняет, что психические процессы внимания связаны с определенными физиологическими явлениями. Физиологической основой возникновения отдельных раздражителей и процесса движения в одном направлении является возбуждение одного нервного центра и торможение другого [9].
П.Я. Гальперин предлагает следующее объяснение понятия "внимание". 'Внимание — это один из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности. Внимание — это психическое действие, направленное на содержание мыслей, образов и других явлений в психике человека в определенный момент времени. Каждое действие человека имеет направленный, выполняемый и контролируемый компонент. -В отличие от действий, направленных на производство конкретного продукта, действия контроля и внимания не имеют отдельных особых последствий. -В случае внимания как деятельности умственного контроля все конкретные акты внимания, вольные или невольные, являются результатом формирования новых умственных действий [9].
Изменения внимания выражаются в изменении переживания ясности и отчетливости содержания объекта как деятельности человека. Внимание определяет субъективное отношение человека к объекту. Оно является психологической характеристикой личности. Благодаря этому происходит изменение отношения к объекту, которое выражается вниманием - его осознанием. Тот или иной объект, являющийся причиной внимания, проявляет свои качества и характеристики по отношению к субъекту.
Внимание объясняет успешную ориентацию субъекта во внешнем мире и обеспечивает более четкое и полное отражение его в психике. Объект внимания находится в центре сознания, все остальное воспринимается, однозначно и слабо, но направление внимания может меняться. Все люди обладают различными видами внимания, каждый из которых играет особую роль и необходим в жизни.
Естественное внимание — это внимание, которым человек наделен от рождения, которое активизируется в раннем возрасте и постепенно усиливается по мере созревания мозга. Естественное внимание не зависит от опыта, обучения или воспитания, которые человек приобретает в течение своей жизни. Социально обусловленным вниманием называют внимание, которое человек совершенствует и приобретает в течение жизни [8].
Непроизвольное внимание — это внимание, которое включается и выключается автоматически, от одного объекта к другому без участия воли человека. Это вид внимания, который не может произвольно контролироваться человеком.
Произвольное – это внимание, которое регулируется волей человека и находится под его сознательным контролем. Оно требует усилий и сознательного решения со стороны человека для поддержания внимания к объекту. Прямое внимание — это внимание, которое поддерживается и притягивается к объекту, на который оно направлено.
Опосредованное внимание — это внимание, которое регулируется различными дополнительными средствами, не данными человеку от природы. К средствам регуляции внимания относятся специальные знаки, слова, направляющие внимание, например, стрелки, указывающие в определенном направлении, жесты и т.д.
Внешнее внимание направлено на окружающие ребенка предметы, явления и поведение людей.
Внутреннее внимание направлено на собственный опыт и идеи учеников. Свойства внимания: устойчивость, концентрация, переключаемость, распределение и модальность — все это атрибуты внимания. Атрибуты внимания, которые, как было показано, сохраняют постоянный уровень в течение достаточно длительного периода времени, называются стабильностью. Внимание человека стабильно, если он сохраняет свою работоспособность в течение длительного времени и не совершает ошибок.
Концентрация — это свойство, которое позволяет человеку удерживать внимание на одном объекте одновременно, отвлекаясь от всего остального, что воспринимается в данный момент. Отвлечение — это свойство, которое позволяет человеку удерживать внимание на более чем одном объекте одновременно. Способность переключаться с одного объекта на другой, способность переключать внимание с одного объекта на другой, известна как переключаемость внимания. Ригидность является противоположностью переключаемости, когда внимание без усилий перемещается с одного объекта на другой. Это занимает много времени, и отход от одного объекта не такой полный, как концентрация на новом объекте. Качественные признаки представляют собой все вышеперечисленные характеристики внимания. Однако существует и количественная характеристика человеческого внимания, а именно количество. Оно определяется как среднее количество объектов, которые человек может удерживать во внимании в один и тот же момент времени [2].
Основная функция внимания - обеспечение избирательности познавательных процессов, целенаправленности деятельности человека и ее активизации. Внимание играет важную роль в управлении поведением человека. Рациональное поведение человека основано на осознании цели. Во внимании необходимо осознавать цель действия и контролировать все действия сознательно и при этом тщательно. Особое значение имеет роль внимания в процессе действия, которое является внутренне присущим и предполагает мысленное планирование действий. Сознательный контроль действия невозможен без внимания [5].
Роль внимания также имеет решающее значение в межличностных отношениях. Когда люди взаимодействуют с другими, они должны правильно оценить другого человека как личность, не забывая при этом о своих целях. При этом им необходимо понимать и слушать, что говорит другой человек, воспринимать и правильно оценивать реакции другого человека и наблюдать за его поведением. Для того чтобы все эти качества проявились, необходимо усилить внимание.
Таким образом, внимание можно описать как определяющий состояние психофизиологический процесс, который является динамической характеристикой познавательной деятельности. Это процесс бессознательного или сознательного отбора определенной информации и игнорирования другой информации, поступающей через органы чувств. Внимание не является постоянной характеристикой, так как оно формируется и развивается в процессе развития личности.
1.2. Виды и основные свойства внимания
Выделяют три основных вида внимания – непроизвольное, произвольное и постпроизвольное.
Внимание, возникающее без всякого намерения и без заранее поставленной цели с нашей стороны, называется непроизвольным или преднамеренным. Факторами, вызывающими непроизвольное внимание, являются как характеристики внешних раздражителей, так и характер деятельности человека, его мотивы и стремления.
Непроизвольное внимание вызывают особенности действующих на человека раздражителей. К таким особенностям относятся:
1. Наиболее значимыми внешними характеристиками, вызывающими непроизвольное внимание и сосредоточение на объекте, являются интенсивность и новизна раздражителей.
2. Новизна, необычность раздражителя.
3. Подвижность предмета, а также начало или прекращение действия раздражителя.
Непроизвольное внимание возникает в зависимости от состояния самого человека, связано с его настроением, переживаниями, ожиданиями, потребностями, интересами и отношением к тому, что воздействует на него.
Внимание, возникающее вследствие сознательно поставленной цели, называется произвольным или преднамеренным.
Произвольное внимание, напротив, вызывается только сознательным и преднамеренным усилием, которое помогает сосредоточиться на предметах, которые не очень интересны, но необходимы для завершения упражнения. Такое внимание удерживает мысли о решении задач или чтении книг, которые не интересны, но необходимы для экзамена. В таких случаях неизбежны отвлекающие факторы, поскольку шум в поле зрения и новые объекты вызывают непроизвольное внимание и, в данном случае, становятся препятствием для выполнения задачи.
Произвольное внимание возникло у человека и развивалось в процессе работы невозможно осуществлять трудовую деятельность, поэтому произвольное внимание возникло у человека и развивается в процессе работы. У школьников произвольное внимание развивается в процессе учебной деятельности, воспитания и самообразования. В процессе учебной деятельности требуется четкое целеполагание, организация, сохранение и поддержание внимания на протяжении всей работы [1].
Сохранение устойчивого произвольного внимания зависит от ряда условий.
1. Признание обязательств при выполнении этой деятельности. Осознание школьником обязанности хорошо учиться, если что-то отвлекает его от научных исследований, он намеренно заставит его обратить внимание на свои академические исследования.
2. Четко понимать цель и предназначение выполняемых действий. Учителя ставят перед учащимися задания, чтобы следить за тем, как читают другие учащиеся, и исправлять их ошибки. Ученик внимательно следит за чтением, он понял, что ему нужно уделять внимание.
3. Устойчивость интересов. Школьники увлечены шахматными партиями. У них возникают трудности с позицией, появляется усталость, но внимание не снижается.
4. Привычные условия работы. В строго определенное время и в определенном месте ученик готовит уроки, это поддерживает его произвольное внимание.
5. Создание благоприятных условий для активности, то есть посторонних раздражителей, действующих негативно (телепередачи, интересные истории, читаемые по радио или громкая музыка, крики [2].
Если какое-либо внимание заинтересовано в выполняемой деятельности и поддержание стабильного внимания больше не требует постоянных мотивированных усилий, то оно оказывается спонтанным [1].
Произвольное и непроизвольное внимание тесно связаны, и любое из них может быть заменено другим.
Помимо произвольно и непроизвольного внимания, существует еще один тип внимания – непроизвольное внимание, которое сочетает в себе несколько черт спонтанного и непроизвольного внимания. Его тогда называют непроизвольным постом, потому что оно возникает на основе произвольного внимания.
В учебной деятельности школьника обычно представлены все три вида внимания.
Основными характеристиками внимания являются его устойчивость (и отвлекаемость), объем, концентрация, переключение, распределение и сосредоточенность.
Устойчивость внимания – — это долгосрочное удержание внимания на объекте или деятельности. Колебания внимания — это регулярные отвлечения и ослабление внимания к определенному объекту или деятельности.[2].
Устойчивость связана со способностью сохранять концентрацию в течение длительного времени на одном и том же объекте. Монотонная деятельность (например, на конвейере), неинтересный разговор с постоянным собеседником, скучная работа нарушают стабильность внимания, вернуть его может только волевая регуляция, а неинтересные фильмы, в отличие от книг, - это группа собеседников, и даже незначительные разговоры могут в большей степени поддерживать стабильность внимания. внимание. Это связано с постоянными изменениями ситуации, что вызывает ориентацию и переключение внимания с одного объекта на другой. Особенно важной составляющей устойчивого внимания является заинтересованность человека в деятельности, удовольствие как от процесса, так и от результатов его осуществления.
Следовательно, устойчивое внимание всегда должно быть связано либо с интересом (удовольствием, значимостью, новизной, вызванным яркостью объекта), либо с волевым усилием, и на этой основе разрабатываются некоторые методы возбуждения и манипулирования поведением, например, его яркостью, новизной, вызывающей непроизвольное внимание движением, и сохраняйте информацию в памяти [1].
Устойчивое внимание может сохраняться в течение 10 – 15 минут, кратковременные отвлечения не имеют значения для деятельности, но они дают возможность маленького перерыва в сосредоточенности. Получается кратковременный и необходимый отдых, он незаметен и не разрушает устойчивости внимания, но позволяет сохранить внимание к данной деятельности до 45 минут и больше.
Устойчивость внимания зависит от интересных занятий, подвижности объекта внимания (внимание остается на неподвижном и неизменном объекте около 5 секунд), активной и разнообразной практической деятельности с объектом, активной умственной деятельности. У школьников возникает удовлетворение, радость, желание заниматься этой работой, а в последующих занятиях создается устойчивый настрой внимания еще до начала работы.
Состояние, противоположное постоянному вниманию, называется рассеянностью или неустойчивостью внимания. Учащиеся легко отвлекаются не только на эмоционально воздействующие раздражители, но и на внезапные сильные раздражители.
Неустойчивость внимания может возникнуть из-за чрезмерной, чрезмерно объемной, неинтересной, ненужной работы, механической активности. Например, учащимся дается задание составить однородные примеры по русской арифметике или те же упражнения. Учащиеся составляют первые примеры, тщательно записывают первые упражнения, а затем работают механически. Именно так воспитывается небрежность, и устойчивость внимания сильно нарушается.
Хорошая внимательность, воспитаная в начальной школе, надолго сохраняется у учеников. Так, на некоторых уроках можно наблюдать стойкое вежливое внимание. Общественное мнение в классе важнее - школьники