Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Данная курсовая работа посвящена исследованию взаимосвязи позитив-ной (конструктивной) агрессии и мотивации достижения у студентов.
В современных реалиях трудно оставаться человеком не деятельным, не стремящемся к актуализации своей личности. Но чтобы успешно преодоле-вать трудности, отстаивать свою точку зрения, и добиваться успехов в учеб-ной и профессиональной деятельности, зачастую необходимо прибегнуть к агрессии и быть человеком замотивированным на достижение цели.
Основой для исследования послужили взгляды на агрессию Л. Беркови-ца и Е.П. Ильина, на мотивацию достижения – работы Е.П. Ильина и Т.О. Гордеевой. Агрессия имеет гетерогенную природу – если обратиться к слова-рю Д.Н. Ушакова, можно заметить, что агрессия может пониматься как угро-за, оскорбление, враждебность, ненависть, а может пониматься как настойчи-вость, решительность, отвага, храбрость. Конструктивная форма агрессии включает в себя: прорыв через барьеры, чтобы установить взаимоотношения; конфронтацию с другим без стремления причинить боль, но со стремлением проникнуть в его сознание; отражение сил, которые вредят чьей-либо целост-ности [12]. Двуличие агрессии заключается в том, что она может иметь и от-рицательное влияние, и положительное, но чаще всего внимание обращается на негативные последствия агрессии, в то время как ее позитивная сторона остается в тени, так как «негативная агрессия несет с собой тревогу и вину [12].
Если исходить из того, что позитивная агрессия по Е.П. Ильину пересе-кается со значениями волевого компонента психического состояния агрессии Н.Д. Левитова: с целеустремленностью, настойчивостью, решительностью, смелостью, инициативностью, можно заметить связь с определением мотива-ции достижения, проявляющейся в стремлении субъекта прилагать усилия и добиваться возможно лучших результатов в области, которую он считает важной.
Объектом нашего исследования выступает позитивная (конструктив-ная) агрессия и мотивация достижения.
Предметом исследования является взаимосвязь позитивной (конструк-тивной) агрессии и мотивации достижения у студентов.
Целью исследования является выявление взаимосвязи позитивной (кон-структивной) агрессии и мотивации достижения у студентов.
На основе цели исследования следует выделить следующие задачи:
1. Проанализировать научную литературу, посвященную проблематике позитивной (косвенной) агрессии и мотивации достижения.
2. Провести эмпирическое изучение и анализ взаимосвязи позитивной (косвенной) агрессии и мотивации достижения у студентов.
3. Установить взаимосвязь или отсутствие взаимосвязи позитивной (косвенной) агрессии и мотивации достижения у студентов.
4. Сделать выводы по результатам эмпирического исследования.
Гипотеза исследования: предполагается, что существует значимая вза-имосвязь позитивной (конструктивной) агрессии и мотивации достижения успеха у студентов.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, психодиагностические, математико - статистические методы.
При выполнении исследовательской работы нами был применен метод тестирования. Мы применили следующие методики:
1. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П. Ильи-на, П.А. Ковалёва.
2. Тест – опросник А. Мехрабиана для измерения мотивации достиже-ния (ТМД), в модификации М.Ш. Магомед – Эминова.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения агрессии и мотива-ции достижения успеха у студентов
1.1. Характеристика агрессии
Агрессия – это форма поведения, которая отчасти является социальным научением и отчасти является следствием агрессивности (свойства личности). Агрессивность – это осознаваемая или не осознаваемая предрасположенность к агрессивному поведению [9].
Согласно исследованиям З. Фрейда, агрессивность у человека является инстинктивным выражением, возникающим из двух сильнейших инстинктов: сексуального (либидо) и смертельного (танатос). Первый инстинкт направлен на создание и сохранение жизни, в то время как второй инстинкт направлен на разрушение и конец жизни. Из-за противоречия между жизненным побужде-нием и разрушением, энергия танатоса редиректируется другими механизма-ми, чтобы не обратиться против самого себя. Если эти механизмы не справ-ляются, возникает разрушительное воздействие на личность.
Таким образом, танатос косвенно способствует тому, что агрессия направляется на других людей вместо себя самого. Неконтролируемая агрес-сия может быть выражена также через эмоции, сопровождающие ее, что по-могает снизить вероятность опасных действий [18].
К. Лоренц, исповедуя эволюционный подход, трактует агрессию в каче-стве врожденного инстинкта борьбы за жизнь, который присутствует как у людей, так и у животных [9].
Согласно его теории, агрессия выполняет следующие функции:
- Территориальная агрессия - необходимость захватывать и осваивать новые территории неизбежно вызывает конфликты внутри вида;
- Половой отбор - только самые сильные особи имеют возможность продолжать свой род, в то время как слабые индивиды не способны выжить и гибнут в результате агрессивного воздействия более сильных особей на них;
- Родительская агрессия - агрессия проявляется из-за способности роди-телей влиять на воспитание и обучение детей;
- Иерархическая агрессия - инстинкт выживания требует поддержания дисциплины и обороны от внешних угроз, поэтому агрессия необходима для сохранения вида [9].
В рамках теории фрустрации, агрессия считается ситуационным процес-сом со следующими основными правилами:
- Фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-то форме;
- В свою очередь, агрессия всегда является результатом фрустрации.
Однако люди не всегда реагируют агрессивно на разочарования, такое поведение часто возникает в ответ на угрозу наказания. При этом существует "компенсация", когда агрессия направлена против человека, который предо-ставит минимальное сопротивление, то есть против человека, который пред-ставляет наименьшую опасность.
Л. Берковиц выделяет эмоционально-познавательные процессы как ос-нову взаимоотношений между фрустрацией и агрессией. При формировании новых когнитивных связей фрустрационные или другие раздражители, вызы-вающие враждебные реакции, способствуют проявлению агрессии через отри-цательно направленные эмоции. Таким образом, когнитивные и эмоциональ-ные процессы могут привести к реализации деструктивного потенциала агрес-сии и срыву изначально доступной конструктивной направленности этих про-цессов, если отсутствуют механизмы управления последующими агрессивны-ми действиями [4].
В социальной психологии агрессия обычно определяется как поведение, имеющее цель нанести вред другому человеку, который стремится избежать такого вреда [4]. Такой вред может принимать различные формы, такие как физическая травма, оскорбленные чувства или испорченные социальные от-ношения и т.п.
Б. Бушман и др. определили человеческую агрессию как любое поведе-ние, направленное на другого человека, которое осуществляется с прокси-мальным (непосредственным) намерением причинить вред, но нарушитель должен верить, что его поведение причинит вред объекту, и что объект моти-вирован на то, чтобы избегать такого поведения [19].
Агрессию можно отличить от других явлений по нескольким ключевым характеристикам. Во-первых, агрессия является наблюдаемым поведением, а не просто мыслью или чувством. Хотя агрессивные мысли или желания, а также враждебные установки и убеждения могут служить предшественниками агрессивного поведения, они сами по себе не являются агрессией.
Во-вторых, агрессивное действие должно быть преднамеренным и со-вершаться с целью причинить вред другому. Это означает, что случайное причинение вреда не считается агрессией. Также следует обратить внимание на намерение, которое придается большее значение, чем результат поведения. Таким образом, сценарии, в которых врач ампутирует ногу пациенту, чтобы спасти его жизнь, не считаются агрессией, несмотря на причинение боли. Но сценарии, в которых человек пытается причинить вред другому, но не дости-гает своей цели (например, человек стреляет, чтобы убить, но промахивает-ся), считаются агрессией.
В-третьих, агрессией участвуют люди, то есть повреждение неодушев-ленных предметов не считается агрессией, за исключением случаев, когда оно совершается с намерением причинить вред другому человеку.
Также для того, чтобы ситуация считалась агрессией, получатель вреда должен быть мотивирован на то, чтобы избежать этого вреда. Это исключает такие явления, как мазохизм, самоубийство и помощь в причинении вреда. Однако это не означает, что некоторые из этих форм поведения не связаны с агрессией [17].
Агрессия способна принимать различные формы – от социальной и вер-бальной агрессии до физической агрессии и более серьезных форм насилия. Физическая агрессия включает в себя поведение, которое угрожает или нано-сит физический вред, такие как угрозы физической силой, драки, грабежи, из-насилования и убийства.
Социальная агрессия, напротив, представляет разные формы нефизиче-ской агрессии, такие как косвенная агрессия и агрессия в отношениях, когда поведение нацелено на разрушение социальных связей, а не на нанесение или угрозу физического вреда [2].
Социально агрессивное поведение может проявляться через сплетни, исключение или отвержение в социальной среде, а также попытки или угрозы нанести ущерб социальному статусу человека в группе.
Агрессия может быть направлена как на других людей, так и на самого себя в форме саморазрушительных или самоубийственных действий. В таких случаях агрессивное и самоагрессивное поведение могут происходить как ре-зультат возникновения напряжения без осознания или понимания, и не сопро-вождаются чувством вины или раскаяния [17].
Враждебность, в отличие от агрессии, является более узконаправлен-ным состоянием, всегда связанным с конкретным объектом. Она представляет собой местную и ситуативную реакцию на определенного человека или груп-пу.
Существуют различные типы агрессии, которые могут быть классифи-цированы по различным характеристикам, таким как форма, цель, степень осознанности, скорость реакции, частота проявления, произвольность, направленность, форма выражения, позиция агрессора, мотивация поведения и другие. Однако, выбор основания для типологии агрессии часто становится сложностью, поскольку существует огромное количество парадигм возникно-вения агрессивного поведения и разнообразие целей, на которые направлена агрессия.
А. Басс составил классификацию, которая разделяет понятие агрессии:
- по способу осуществления – физическая или вербальная;
- по степени активности субъекта – активная или пассивная;
- по степени вовлеченности объекта агрессии в агрессивное действие – прямая или непрямая [19].
Разделяют также реактивную и проактивную агрессию. Реактивная агрессия характеризуется мотивом возмездия в ответ на угрозу, которая осо-знается. Проактивная агрессия же имеет общее с инструментальной агрессией в том, что побуждает к поведению (как то, например, влияние, запугивание), которое направлено на получение некого позитивного исхода [6].
Факторы влияющие на развитие агрессивности:
1. Биологические аспекты. В настоящее время известно, что у некото-рых животных автоматически вызывается агрессивная реакция, возбужденная центрами на уровне лимбической системы. Возможно, у некоторых людей чрезмерная вспыльчивость обусловлена повреждениями миндалевых основ, размещенных в височных частях головного мозга [6].
2. Социальные аспекты. Проведенные обширные исследования показа-ли, что дети с выраженной жестокостью, как правило, это те дети, которых не принимают их родители. Родители таких детей сами склонны к агрессии и применению телесных наказаний (в 96% случаев) и постоянно выражают не-удовлетворенность их социальным поведением [1].
3. Влияние нервной системы. Обнаружены участки нервной системы, отвечающие за проявление агрессии и у животных и у человека.
4. Биохимические факторы. Во время нахождения в состоянии алко-гольного опьянения гораздо легче спровоцировать на агрессию. Тестостерон также положительно влияет на проявление агрессии.
5. Генетическое влияние. То, насколько человек восприимчив и реакти-вен задает темперамент. Он зависит от реактивности симпатической нервной системы, которая является врожденной [1].
Среди студентов нередко встречается агрессивное поведение, особенно на первых курсах. Основываясь на проявлениях агрессии, выделяют основные четыре категории учащихся, склонных к агрессивному поведению [2].
1. Учащиеся, склонные к проявлению физической агрессии, отличаются низкой осторожностью и сдержанностью, слабым самоконтролем. Зачастую это активные, решительные ребята, чаще юноши, склонные к риску, бесцере-монные и амбициозные, с хорошими лидерскими качествами.
2. Для студентов, склонных к вербальной агрессии, характерна низкая толерантность к фрустрации. Их отличает психическая неуравновешенность, тревожность, неуверенность в себе.
3. Учащиеся, предрасположенные к непрямой агрессии, характеризуют-ся излишней импульсивностью, низким самоконтролем, слабой социализаци-ей, частой неосознанностью своих действий. Непрямая враждебность считает-ся результатом двойственности их природы: смелости, решительности с од-ной стороны и фемининными чертами характера с другой стороны: воспри-имчивость, податливость, мягкость, самодовольство.
4. Студенты, предрасположенные к проявлению негативизма, характе-ризуются высокой ранимостью, а также впечатлительностью, излишним са-момнением. Все, что затрагивает их персону, порождает чувство неповинове-ния. По этой причине критику и безразличие окружающих они воспринимают как обиду.
У студентов с высоким уровнем успешности преобладают предметная агрессия и самоагрессия. У студентов с низким уровнем успешности преобла-дают вербальная и физическая агрессия [2].
Агрессивность студентов имеет множество целей: привлечь внимание, самоутвердиться, достигнуть цели, желание применить насилие. Определен-ная степень агрессивности способствует самоутверждению в студенческой группе.
Таким образом, агрессия мотивируется деструктивным поведением, ко-торое противоречит нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносит ущерб объектам нападения и причиняет людям физический вред или вызывает у них психологический дискомфорт. Проявление агрессии объясня-ется биологическими и социальными факторами. Агрессивные действия лю-дей очень многообразны и могут быть схожими по внешним признакам, но при этом иметь неодинаковые генетические и нервные механизмы регуляции, разнообразные феноменологические проявления, различные функции, и спро-воцированы разными внешними обстоятельствами. Выделяют различные ви-ды агрессии по форме, цели, степени осознанности, скорости реакции, частоте проявления, произвольности, направленности, форме выражения, позиции агрессора, мотивации поведения и т.д.
1.2. Понятие мотивации достижения
Под мотивацией понимается личностное образование, которое опреде-ляется внешними и внутренними стимулами и как основание к побуждению к тому или иному виду активности [5].
Мотив это сложное психологическое интегральное образование, побуж-дающее человека к сознательным действиям и поступкам и служащее для них основанием. Мотивация – это набор психологических причин, объясняющих поведение, инициативность, ориентацию и деятельность человека; это относи-тельно устойчивая и индивидуально уникальная система мотивов [16].
Мотивы выполняют побудительную и контролирующую функцию в процессе любой активности и деятельности индивида. Функция контроля осуществляется опосредованно, через эмоции, которыми сопровождается лю-бой процесс достижения потребности.
Мотив может удовлетворяться различными способами и различными вариантами действий, с другой стороны – определенное поведение может быть обусловлено несколькими мотивами. Однако в любом случае существу-е
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Авдулова, Т.П. Агрессивность в подростковом возрасте: практ. пособие / Т.П. Авдулова. – М.: Юрайт, 2018. – 126 с.
2. Асуханова, Х.А. Агрессия как социально-психологическая проблема / Х.А. Асуханова. В сборнике: Теоретические и практические аспекты современной науки. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. – 2018. – С. 254-258.
3. Аткинсон, А.Р. Введение в психологию / А.Р. Аткинсон, Р.С. Аткинсон, Э.Е. Смит, Д.Дж. Бем. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 816 с.
4. Берковиц, Л. Почему мы убиваем? Злость, ненависть, агрессия и так называемое «зло» / Л. Берковиц. – М.: Родина, 2022. – 693 с.
5. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика. Стандарт третьего поколения. Учебник для ВУЗов. (3 изд.) / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – СПб.: Питер, 2017. – 624 с.
6. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПБ.: Питер, 2014. – 351 с.
7. Гордеева, Т.О. Психология мотивации достижения / Т.О. Гордеева. – М.: Смысл, 2006. – 333 с.
8. Диагностика эмоционально-нравственного развития / Сост. и ред. И. Б. Дерманова. – СПб.: Речь, 2002 (Тип. ООО ИПК Бионт). – 171 с.
9. Ениколопов, С.Н. Психологические проблемы агрессивного поведения / С.Н. Ениколопов. В сборнике: Психологическая работа в системе морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности личного состава: состояние, проблемы и пути решения. Сборник материалов Первой Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 86-94.
10. Зверева, Р.Г. Предпосылки развития мотивации достижения успеха с учетом возрастных особенностей / Р.Г. Зверева. В сборнике: Университетские чтения. Материалы научно-методических чтений ПГУ. – 2020. – С. 44-49.
11. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 576 с.
12. Ильин, Е.П. Психология эмоций / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2017. – 682с.
13. Левкова, Т.В. Связь мотивации достижения и копинг-стратегий личности / Т.В. Левкова / Материалы 6-й Всероссийской научно-практической конференции с дистанционным и международным участием. – 2018. – C. 235 – 240.
14. Магомед-Эминов, М.Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы: дис... канд. психол. наук / М.Ш. Магомед-Эминов. – М., 1987. – 343 с.
15. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. – М.: КноРус, 2020. – 688 с.
16. Орлов, Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов ВУЗа: автореф. д-ра психол. н. / Ю.М. Орлов. – М.: Академия, 2004. – 25с.
17. Пилецкий, С.Г. Человеческая агрессия в свете психогенетики / С.Г. Пилецкий // Новая наука: Стратегии и векторы развития. – 2016. – № 10-2. – С. 87-90.
18. Фрейд, З. Введение в психоанализ. Лекции / З. Фрейд. – М.: АСТ, 2019. – 386с.
19. Фурманов, И.А. Социальная психология агрессии и насилия: учебн. пособие / И.А. Фурманов. – Минск: БГУ, 2016. – 392с.
20. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. – СПб.: Питер, 2003. – 860 с.