Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Актуальность данной работы заключается в том, что бюджет любой страны отражает важные экономические, социальные и политические проблемы общества в целом и каждого отдельного человека. Бюджет отражает сферу деятельности государства, если, с одной стороны, это материальные ценности, находящиеся в полном распоряжении государства и определения его экономического потенциала, с другой стороны, общественные средства сосредоточены в бюджете, они не принадлежат, но находятся в распоряжении государственных органов.
Государственный бюджет, как одно из звеньев финансовой системы любого государства, отражает денежные отношения, возникающие между государством, с одной стороны, и предприятиями, организациями, учреждениями всех форм собственности и частными лицами, с другой, по формированию централизованного фонда государственных средств и его использование для расширенного воспроизводства, повышения уровня жизни.
Поскольку социально-экономическая политика государства финансируется из федерального бюджета, именно через федеральный бюджет распределяются средства между секторами национальной экономики, производственной и непроизводственной сферами, а также между регионами страны. В нынешних сложных условиях экономического развития, неблагоприятной экономической и политической конъюнктуры и введенных экономических санкций необходимо направлять бюджетные средства на развитие всех социально-экономических сфер.
Цели и задачи исследования. Цель исследования – исследование и оценка расходов бюджета Пермского края, а также определение направлений, способствующих улучшению расходов бюджета.
В рамках достижения цели были определены и решены следующие задачи:
рассмотреть теоретические и правовые основы бюджета и его расходов,
провести анализ бюджета в Пермском крае,
предложить направления улучшения расходов бюджета.
Объект исследования. Объектом исследования выступает бюджет Пермского края.
Предмет исследования. Предметом исследования является оценка расходов бюджета Пермского края.
Методологическая основа исследования. В качестве инструментария применялись общенаучные методы: абстрактно-логический, экономико-статистический, графический.
Информационная база. В качестве информационной базы при написании курсовой работы были использованы законодательные и нормативные источники, в том числе данные официального сайта Пермского края.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех разделов и заключения. Во введении обоснована актуальность выбранной темы исследования, определены объект и предмет, поставлены цель и задачи, дана характеристика информационной базы, методологической основы и основных структурных элементов работы. В первом разделе уточнены и обобщены теоретические и нормативно-правовые основы бюджета и его расходов. Во втором разделе в практическом аспекте проведен анализ расходов бюджета Пермского края. Третий раздел работы определяет основные направления улучшения расходов бюджета Пермского края.
В заключении представлены основные выводы по проведенному исследованию.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА РЕГИОНА
1.1 Основные понятия и роль бюджета в социально-экономическом развитии региона
Государственный бюджет является важным атрибутом любой страны и важным инструментом реализации экономической и социальной политики государства. Сегодня для эффективного развития экономики особое значение приобретает проблема построения совершенной и действенной системы формирования доходной и расходной частей государственного бюджета с учетом их структуры.
Бюджет играет ключевую роль в функционировании и развитии регионов, выступая основным инструментом перераспределения финансовых ресурсов и обеспечения социально-экономической стабильности.
В условиях динамично меняющейся экономической ситуации, бюджетное планирование и управление приобретают особую актуальность, способствуя эффективному использованию ограниченных ресурсов для достижения стратегических целей региона.
Понятие «бюджет» чрезвычайно емкое и неоднозначное и остается спорным.
В соответствии с формулировкой статьи 6 БК Российской Федерации бюджет – это форма образования и расходования средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления .
Таблица 1- Понятие «бюджет» в научной литературе
Автор Раскрытие понятия
Афанасьев М.П. Основной инструмент государства в централизации и перераспределении валовых государственных доходов .
Бакаева М.М. Централизованный фонд денежных средств, предназначенный для удовлетворения социально значимых потребностей в целях устранения неравенства и повышения уровня жизни населения .
Иванова Н.Г. Бюджет имеет силу закона и является важнейшим гарантом реализации законных прав и свобод граждан .
Храмченко А.А. Система обязательственных денежных отношений, в ходе которых формируется и используется бюджетный фонд – централизованный денежный фонд .
Ракитина И.С. Государственный бюджет является основным средством мобилизации и расходования государственных средств, что дает политической власти реальную возможность влиять на экономику и социальную сферу .
Исходя из вышесказанного, государственный бюджет – очень сложное социально-экономическое явление, он является основным звеном финансовой системы государства.
Государственный бюджет концентрирует более 70% всех финансовых ресурсов и включает в себя различные финансовые учреждения, через которые государство осуществляет свою финансовую деятельность и перераспределяет значительную часть ВВП. В связи с этим представляется целесообразным изучить текущее состояние государственного бюджета и его роль в социально – экономическом развитии государства, выявить проблемы формирования доходов и исполнения государственного бюджета по расходам, а также оптимизировать использование финансовых ресурсов государства. государство.
Средства федерального бюджета являются основным источником финансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятий оборонно-промышленного комплекса, развития перспективных направлений в производственной сфере, опережающего развития новых территориальных комплексов.
Федеральный бюджет – это централизованный федеральный денежный фонд органов государственной власти Российской Федерации. Он оказывает регулирующее влияние на все звенья финансовой системы общества: государственные финансы, финансы предприятий и финансы граждан, а также кредитный сектор.
Федеральный бюджет, бюджеты государственных внебюджетных фондов, бюджеты субъектов Федерации и территориальные государственные внебюджетные фонды разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов или законов субъектов Федерации. Местные бюджеты утверждаются постановлениями представительных органов местного самоуправления.
Бюджетный механизм является важным инструментом долгосрочной структурной политики. Он используется для более быстрого развития наукоемких отраслей, научно-технических изменений в народном хозяйстве, подъема экономически отстающих регионов. Возросшая регулирующая роль бюджета дала основание рассматривать его в качестве плана финансового хозяйства, который служит средством достижения экономической стабильности и выполняет функции встроенного стабилизатора для развития национальной экономики (рис. 1).
Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии заключается в следующем.
1. Государственный бюджет является инструментом влияния на экономическое развитие. Государство использует его для перераспределения национального дохода, тем самым изменяя структуру общественного производства и влияя на социальные преобразования.
В контексте экономических реформ государственный бюджет укрепляет свои позиции в экономике за счет изменения формы бюджетного воздействия на общественное производство. Это влияет на экономику прямо и косвенно, предоставляя субсидии и государственные инвестиции в организации и предприятия, распределение бюджетных средств по отраслям, определяющим научно-технический прогресс, и, наконец, достижение изменений в пропорциях национальной экономики. Использование бюджетного механизма для регулирования экономики достигается за счет мобилизации средств, находящихся в распоряжении государства. Это позволяет целенаправленно влиять на темпы развития общественного производства.
Рисунок 1 – Место и роль бюджета в развитии национальной экономики
2. Государственный бюджет играет важную роль в решении социальных проблем путем улучшения бюджетного финансирования социальных учреждений (образования, здравоохранения, социальное обеспечение, жилищное строительство). В будущем роль государственного бюджета в общественном процессе должна быть усилена. Это связано с тем, что бюджет и дополнительные бюджетные средства являются экономической основой для осуществления социальных преобразований и перехода наиболее высокий уровень социального обслуживания населения страны. Бюджет обеспечивает сбалансированность социальных последствий расслоения граждан с их экономическим положением.
3. На современном этапе экономического развития государственный бюджет становится одним из основных инструментов государства в реализации экономической и социальной политики. Когда государство планирует доходы и расходы бюджета, оно концентрирует в руках государства средства для реализации экономической и социальной политики и преодоления экономических кризисов.
4. Краевой бюджет играет важную роль в сбалансировании экономического развития регионов страны за счет бюджетного финансирования объектов на возмездной и безвозвратной основе. Бюджетное финансирование предоставляется в виде займов капитальных вложений невозвратной основе. Эти средства играют важную роль в строительстве объектов культуры(бизнеса) – магазинов, столовых, бытового обслуживания, школ, больниц, жилых домов, театров и других предприятий.
Таким образом, государственный бюджет играет центральную роль в социально-экономическом развитии региона, выступая основным инструментом перераспределения финансовых ресурсов и обеспечения стабильности. Через различные механизмы бюджетного финансирования, государство направляет средства на поддержку социальных и экономических программ, способствует улучшению качества жизни населения и стимулирует долгосрочный экономический рост. Анализ и оптимизация расходной части бюджета региона позволяют эффективно использовать ограниченные ресурсы для достижения стратегических целей, способствуя устойчивому развитию и повышению благосостояния граждан.
1.2 Сущность расходов бюджета региона и система показателей для его анализа
Расходы бюджета региона представляют собой совокупность финансовых средств, направляемых на выполнение государственных функций, оказание публичных услуг, а также на развитие и поддержку различных отраслей экономики и социальной сферы. В условиях Российской Федерации (РФ) региональные бюджеты играют ключевую роль в обеспечении устойчивого развития регионов, решении социальных проблем и реализации государственных программ.
Расходы региональных бюджетов представляют собой средства, направляемые на выполнение государственных функций и развитие регионов. Основные цели включают финансирование социальных программ (образование, здравоохранение, социальное обеспечение), развитие инфраструктуры, поддержку бизнеса и сельского хозяйства, обеспечение безопасности и правопорядка, охрану окружающей среды, и улучшение жилищных условий. Эти расходы способствуют улучшению качества жизни населения и устойчивому экономическому росту регионов. Можно сказать, что расходы региональных бюджетов — это сложно-системная совокупность экономических отношений в виде денежных обязательств и бюджетных ассигнований между участниками бюджетного процесса в соответствии с предоставленными им бюджетными полномочиями в рамках, установленных законом стадий бюджетного процесса по поводу исполнения расходов.
Расходы бюджета региона можно рассматривать с нескольких точек зрения:
1. Функциональная классификация:
Социальная сфера: включает расходы на образование, здравоохранение, социальное обеспечение, культуру и спорт. Эти расходы направлены на улучшение качества жизни населения и создание благоприятных условий для его развития.
Экономическая сфера: расходы на поддержку различных отраслей экономики, инфраструктурные проекты, развитие малого и среднего бизнеса, инновации и научные исследования.
Управление и безопасность: включает расходы на органы государственной власти, правоохранительные органы, защиту правопорядка, гражданскую оборону и чрезвычайные ситуации.
2. Экономическая классификация:
Текущие расходы: текущие затраты на функционирование государственных учреждений и выполнение текущих обязательств. Сюда относятся зарплаты, коммунальные услуги, закупка материалов и другие операционные расходы.
Капитальные расходы: инвестиции в долгосрочные проекты, такие как строительство и реконструкция объектов инфраструктуры, приобретение оборудования и технологии, научные исследования и разработки.
3. Целевое назначение расходов:
Целевые программы: финансирование государственных и региональных программ, направленных на решение конкретных задач, таких как улучшение жилищных условий, развитие транспортной сети, поддержка сельского хозяйства и других отраслей.
Нецелевые расходы: расходы, не связанные с конкретными программами, но необходимые для общего функционирования государственного аппарата и выполнения его обязанностей .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).[Электронный ресурс] // Справочно-правовая система.—URL:https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 19.05.2024).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 24.07.2023).[Электронный ресурс] // Справочно-правовая система. - URL:https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 19.05.2024).
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 24.07.2023).[Электронный ресурс] // Справочно-правовая система. - URL:https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 19.05.2024).
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 25.12.2023, с изм. от 25.01.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024) [Электронный ресурс] Справочно-правовая система. - URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 19.05.2024).
5. Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ (ред. от 15.05.2024) «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации»[Электронный ресурс] Справочно-правовая система. - URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 19.05.2024).
6. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 23.06.2016 N 210-ФЗ, от 03.07.2016 N 277-ФЗ, от 30.10.2017 N 299-ФЗ, от 31.12.2017 N 507-ФЗ, от 18.07.2019 N 183-ФЗ, от 31.07.2020 N 264-ФЗ, от 17.02.2023 N 28-ФЗ) [Электронный ресурс] Справочно-правовая система. - URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 19.05.2024).
7. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» Электронный ресурс] Справочно-правовая система. - URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 19.05.2024).
8. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года. Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 19.07.2018) - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432.
9. Закон Пермского края от 7 декабря 2023 года N 253-ПК О бюджете Пермского края на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (с изменениями на 26 марта 2024 года) (в ред. Закона Пермского края от 26.03.2024 N 298-ПК) [Электронный ресурс] Справочно-правовая система. - URL: https://docs.cntd.ru/ (дата обращения: 19.12.2023).
10. Атдакова, Г. Фискальная политика. Дефицит государственного бюджета и государственный долг / Г. Атдакова // Вестник науки. – 2023. – Т. 4, № 9(66). – С. 11-14.
11. Афанасьев, М.П. Бюджет и бюджетная система: учебник для вузов / М.П. Афанасьев, А.А. Беленчук, И.В. Кривогов. – 6-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 671 с.
12. Бакаева, М.М. Социально-экономическое значение государственного бюджета / М.М. Бакаева // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2018. – Т. 7, № 11. – С. 30-35.
13. Беков, Ф.Ш. Эффективность расходов государственного бюджета в современных условиях / Ф.Ш. Беков // Политехнический вестник. Серия: Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2021. – Т. 2, № 1(41). – С. 95-105.
14. Бюджетная система Российской Федерации: учебник и практикум для вузов / Н. Г. Иванова [и др.] ; под редакцией Н. Г. Ивановой, М. И. Канкуловой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 398 с.
15. Васильева В.М. Государственная политика и управление: учебник и практикум / В.М. Васильева, Е.А. Колеснева, И.А. Иншаков. – М.: Юрайт, 2023. – 441 с.
16. Гараева, Р. Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии страны / Р. Гараева, Б. Байрамалыев // Вестник науки. – 2022. – Т. 3, № 12(57). – С. 46-49.
17. Государственная политика и управление в 2 ч. Часть 1. Концепции и проблемы: учебник / Под ред. Л.В. Сморгунова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2024. – 395 с.
18. Государственная политика и управление в 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии, зарубежный опыт: учебник / Под ред. Л.В. Сморгунова. – 2-е изд., стер. – М.: Юрайт, 2024. – 484 с.
19. Мухаев Р.Т. Система государственного и муниципального управления в 2 т. Том 1: учебник. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2022. – 301 с.
20. Мухаев Р.Т. Система государственного и муниципального управления в 2 т. Том 2: учебник. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2022. – 594 с.
21. Ракитина И.С. Государственные и муниципальные финансы: учебник и практикум / И.С. Ракитина, Н.Н. Березина. – М.: Юрайт, 2020. – 333 с.
22. Рябова, Е. В. Бюджетное устройство Российской Федерации : учебное пособие для вузов / Е. В. Рябова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 249 с.
23. Храмченко, А.А. Государственный бюджет России: формирование доходной части и направления расходов бюджета / А.А. Храмченко, В.М. Жукова, А.О. Мясищева // Вестник Академии знаний. – 2023. – № 5(58). – С. 399-404.
24. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Пермского края. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:59.rosstat.gov.ru(дата обращения 12.05.2024).
25. Официальный сайт Министерства финансов Пермского края. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:https://cb-dev.visherasoft.ru/budget/expenses_dyn2024?ysclid=lwdczj1kl2578309817(дата обращения: 16.05.2024).
26. Официальный Профсоюза Пермского края. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:https://permsovprof.ru/dejatelnost/socialnoe-partnerstvo/statisticheskie-dannye/socialno-jekonomicheskie-pokazateli-permskogo-kraja.html?ysclid=lwdjh11cgn602645507 (дата обращения: 16.05.2024).