Фрагмент для ознакомления
2
Рассмотрим особенности формирования учебной мотивации младших школьников на уроках русского языка. Важно осознать, как у младших школьников на этом этапе происходит развитие ключевых познавательных процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения, и речи. Также важно понять, как учитель может использовать эти процессы для стимулирования учебной мотивации на уроках русского языка.
По мнению В.Г. Асеева, при поступлении в школу у ребенка существенно изменяется образ жизни. С первых дней обучения возникает ключевое противоречие между требованиями к личности ребенка, его вниманию, памяти, мышлению, речи и его текущим уровнем развития. Это противоречие становится движущей силой развития младшего школьника, и по мере возрастания требований, уровень психического развития подтягивается до их уровня.
Особое внимание следует уделить развитию внимания у младших школьников. "В младшем школьном возрасте интенсивно развиваются все свойства внимания, что связано с активизацией умственной деятельности. Развитие произвольного внимания имеет свою специфику. 7-летнему ребенку сложно удерживать внимание на объекте длительное время, однако школьная система обучения невольно тренирует это умение". Ученики вынуждены сосредотачиваться на малоинтересных вещах, но значимых для обучения. Младшим школьникам сложно удерживать внимание на скучных и монотонных заданиях.
Автор подчеркивает: "в начале обучения младшие школьники могут интенсивно учиться без перерывов в течение 5-7 минут. Педагогу важно организовать учебный процесс так, чтобы около 20-40% времени было использовано для интенсивного внимания учеников".
А.Л. Венгер отмечает, что "в младшем школьном возрасте значительно увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. К 3-4 классу младшие школьники способны длительное время удерживать внимание на задаче. В этом возрасте внимание становится произвольным и избирательным, что проявляется в сосредоточении на решении конкретных задач".
В качестве методов концентрации внимания на уроках русского языка, учитель может применять следующие, например: словарный диктант с комментированием. Это упражнение помогает ученикам достигать высокого уровня самоконтроля. Также можно использовать выборочный диктант, который ускоряет темп работы и помогает сосредоточиться на определённых орфограммах. Упражнения могут быть различного характера: например, выписать однокоренные слова из загадки или слова с безударной гласной из прослушанного стихотворения.
Таким образом, специальными упражнениями и нестандартными заданиями на уроках русского языка можно значительно улучшить произвольное внимание младших школьников. Наблюдается, что ученики становятся более внимательными и организованными, лучше контролируют себя.
Е.Е. Кравцова утверждает, что "развитие внимания тесно связано с учебной мотивацией и положительным отношением младшего школьника к учебе. Кроме того, внимание может развиваться благодаря мотивам получения высокой оценки, поощрений и т.д."
В младшем школьном возрасте происходит активное развитие методов запоминания, что напрямую связано с началом учебной деятельности. У младших школьников отмечаются как непроизвольные, так и произвольные формы памяти [29, с. 146].
Т.П. Завьялова указывает, что "в возрасте 7-8 лет у детей доминирует наглядно-образная память. Ученики 1-2 классов еще не умеют выделять ключевые моменты для запоминания, однако сам процесс запоминания становится более эффективным при ярких и эмоционально насыщенных событиях. К 9-10 годам у младших школьников развиваются логические способы запоминания. Они начинают владеть навыками заучивания и возрастает уровень смыслового запоминания" [29, с. 147].
Автор отмечает: "продуктивность памяти у младших школьников увеличивается при постоянной тренировке и во многом зависит от применяемых методов запоминания. Существенное влияние на развитие памяти оказывает деятельность учителя, так как он может мотивировать учащихся к запоминанию учебного материала, что способствует лучшему усвоению более сложной информации в будущем".
Учитель может использовать следующее упражнение на уроке: "диктант-игра". Его цель — совершенствование памяти, что является основой для развития орфографических навыков. Учитель произносит предложение один раз, и во время паузы между предложениями ученики записывают запомненное. Здесь важно точное воспроизведение, а не количество записанных слов. Практика показывает, что эти упражнения благоприятно влияют на развитие детской памяти [33].
Е.И. Рогов отмечает: "характерной чертой данного возраста является способность поставленной цели на запоминание определенного материала. Эта возможность обусловлена тем, что ребенок начинает применять различные методы для повышения эффективности запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное соединение материала" [32].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Абдрахманова, С. Г. Детское творчество при изучении раздела «Словообразование». Разбор слова по составу / С. Абдрахманова // Начальная школа. – Москва, 2022. – № 8. – С. 75-77.
2. Аристова, И.Л Общая психология: мотивация, эмоции, воля:учебнометодическое пособие / И.Л. Аристова. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2021. – 105 с.
3. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебныедействия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А. Г.Асмолов. – Москва: Просвещение, 2018. – 151с.
4. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности/ В.Г. Асеев. - Москва, 2022.- 297с.
5. Вартанова, И. И. К проблеме диагностики мотивации / И.И.Вартанова // Вестник МГУ. Психология. - 2022. - № 2. - С. 23 - 38.
6. Выготский, Л.С. Психология/ Л.С. Выготский. – Москва: ЭКСМОПресс, 2019. -1008 с.
7. Генералова, А.М. Современные педагогические технологии в преподавании дисциплин профессионального цикла / А.М. Генералова// Начальная школа. - 2022. - №11. - С. 13–18.
8. Гин, А.А. Приемы педагогической техники: пособие для учителя/ А.А. Гин. - Москва: Вита-Пресс, 2020. - 88 с.
9. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: учебное пособиедля студ. высш. учебн. Заведений/ В.В. Давыдов. – Москва: Издательский центр Академия, 2021. -288 с.
10. Диброва, Е. И. Современный русский язык / Е. И. Диброва. – Москва: Дрофа, 2021. – 480 с. 11. Занков, Л.В. Дидактика и жизнь / Л.В.Занков. - Москва: Просвещение, 1968. – 175 с. 50
12. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов /И.А. Зимняя. – Москва: Логос, 2019. - 225 с.
13. Казакова, Т.В. Проблемные ситуации на уроках русского языка как средство развития учебно-познавательной активности младшего школьников[Электронный ресурс] / Т.В. Казакова // Инфоурок. – 2021. – Режим доступа:https://infourok.ru.
14. Казакова, Г.И. Методы работы педагога по формированию мотивации учебной деятельности младших школьников на уроках русского языка / Г.И. Казакова // Инновации в образовательном пространстве. Красноярск- 2019.- 324 с.
15. Ковалевская, Т.А. Методика преподавания русского языка в начальных классах: методические рекомендации / Т.А. Ковалевская. - Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2020. - 50 с.
16. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь для студ. высш. и сред.пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – Москва: Академия, 2021. – 176 с.
17. Князева, Т.Н. Я учусь учиться. Сборник развивающих занятий для младших школьников / Т.Н. Князева. – Москва: АРКТИ, 2021.- 216 с.
18. Лекант, П. А. Современный русский язык. Сборник упражнений: учебное пособие для академическогобакалавриата / П.А. Лекант. – Москва: Юрайт, 2022. - 314 с.
19. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. - Москва: Педагогика, 2020.- 295 с.
20. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений: 8-е изд., стер. / М. Р. Львов. - Москва: Академия, 2021. - 464 с.
21. Львова, С.И. Словообразование. Словообразовательная модель на уроках русского языка: пособие для учителя / С.И. Львова. - 2-е изд. - Москва: Русское слово, 2020. - 126 с. 51
22. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения: книга дляучителя / А. К. Маркова. - Москва: Просвещение, 2021. -243 с.
23. Марцинковская, Т.Д. Психология и педагогика / Т.Д. Марцинковская, Л.А. Григорович. – Москва: Проспект, 2021. – 464 с.
24. Максимова, Л.А. Формирование учебной мотивации у младшихшкольников [Электронный ресурс]/ Л.А. Максимова, М.И. Андросова // Научно-методический электронный журнал«Концепт».– 2017. - Т.26. - Режимдоступа: http://e-koncept.ru/2017/770097.htm.
25. Максимов, В.Г. Педагогическая диагностика в школе : учеб.пособие для студ. высш. учеб. Заведений [Текст] / В.Г. Максимов. – Москва: Академия, 2020. – 272 с.
26. Мухина, В.С. Психология школьника / В.С. Мухина. – Москва: Просвещение,1975. – 239 с.
27. Назарова, Л.М. Проблемное введение нового материала / Л.М. Назарова // Начальная школа. - 2022. - №2. - С. 24–28.
28. Нечаева, Н.В. Русский язык: 4 класс / Н.В. Нечаева.- Москва: - 2017. – 176 с.
29. Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата/ под общ.ред. А.С. Обухова.- Москва: Юрайт, 2022. – 424с.
30. Психология и педагогика / под ред. А.А. Радугина. – Москва: Центр, 2020. – 256 с.
31. Педагогика / под ред. Ю.К. Бабанского. – Москва: Просвещение, 2019. – 558 с.
32. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога / Е.Н.Рогов. – Москва:ВЛАДОС, 2022. - 384 c.
33. Сборник дидактических игр для начальной школы. Методическая разработка [Электронный ресурс]: офиц. сайт / «Инфоурок». – 2021. – Режим доступа: https://infourok.ru/sbornik-didakticheskih-igr-dlya-detey-mladshegoshkolnogo-vozrasta-491482.html/. 52
34. Урок в начальной школе как пространство реализации ФГОС:методическое пособие / под ред. Л. Л. Тимофеева, И. В. Бутримова. – Москва:Педагогическое общество России, 2022. - 225 с.
35. Федеральный государственный образовательный стандартначального общего образования. [Электронный ресурс] :федер. Закон от 6.10.09 № 373-ФЗ ред. от 31.12.15. // Справочная правовая система≪КонсультантПлюс≫.– Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801/.
36. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". [Электронный ресурс] :федер. Закон от 29.12.12 № 273-ФЗ ред. от 1.05.17 //Справочная правовая система ≪КонсультантПлюс≫.- Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.
37. Федченко, А. А. Способы мотивации к учебной деятельностимладших школьников / А. А. Федченко // Эволюция современной науки:сборник статей: Международной науч. прак. конф. - Киров, 2017. - С. 168-169.
38. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. – Москва: Смысл, 2021. – 216с.
39. Хрестоматия по возрастной психологии / сост. Л.А. Семчук, А.И.Янчий / В.А. Крутецкий Основы педагогической психологии. – Москва:Просвещение, 1972. - 255 с.
40. Шишкина, Н.В. Дидактические игры как средство мотивации в изучении русского языка в начальной школе при формировании фонетических и орфоэпических умений / Н.В. Шишкина // Школьная педагогика. - 2022. - № 1. - С. 32–33.
41. Шпика, И.В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников / И.В. Шипка // Начальная школа. – 2021. – № 2. – С. 12- 13.
42. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б. Эльконин. – Москва:Просвещение, 2019. – 315 с