Фрагмент для ознакомления
2
Появление литературно-художественных периодических изданий сыграло ключевую роль в формировании культурного и интеллектуального аспекта общества, и Россия с ее богатыми традициями демонстрирует уникальную траекторию в этом отношении. Эти периодические издания не только предоставляли платформу для литературного и художественного самовыражения, но и выступали в качестве проводников культурных и политических перемен. Исследование их эволюции представляет собой увлекательный сплав литературы, искусства и влияния на общество, подчеркивая симбиоз между печатными изданиями и развитием культуры.
Центральное место в данном исследовании занимает научная проблема понимания того, как эти периодические издания влияли на культурные парадигмы и интеллектуальные течения в разные эпохи российской истории. Актуальность этого исследования заключается в том, что оно способно раскрыть сложные диалоги между искусством, литературой и социально-политической средой, которую они отражают и формируют. Подобное исследование уместно, учитывая меняющиеся парадигмы медиапотребления и историческое значение этих изданий в культурном каноне.
Проблемное поле данного исследования охватывает генезис, расцвет и современный статус этих периодических изданий, прослеживая их влияние на создание и модуляцию общественного дискурса и эстетических стандартов. Этот дискурс охватывает несколько уровней: от первоначального становления литературных альманахов, которые создавали новые публичные пространства для дискурса и обсуждения (что было заметно в начале XIX века), до сложных платформ начала XX века, которые отражали и формировали художественные и литературные тенденции в условиях сложного социально-политического наложения.
В анализе используется двойной подход: аналитический – путем тщательного изучения моделей публикаций, редакционной политики и тематических предпочтений; и фактологический – путем каталогизации значимых текстов и визуальных материалов, оставивших неизгладимый след на российском культурном аспекте. Эта методологическая основа поможет всесторонне понять динамику развития событий, включая как макроскопический взгляд на влияние периодики на широкие культурные движения, так и микроскопический анализ отдельных материалов (н-р., редакторов и ключевых фигур).
Изучение этих периодических изданий с помощью междисциплинарного подхода, объединяющего идеи медиаисследований, истории искусства и теории культуры, предоставляет богатое семантическое поле для академического дискурса, направленного на выяснение роли этих изданий в формировании российской культурной идентичности.
Объектом данного исследования является широкий спектр литературно-художественной периодики в России, отличающийся разнообразием и богатой исторической эволюцией; в него входят, в частности, печатные журналы, журналы и альманахи, распространявшиеся с XVIII века до современной цифровой эпохи. Предметом исследования являются сложные взаимоотношения этих периодических изданий с культурной, художественной и социально-политической средой, которую они не только отражают, но и помогают формировать и преобразовывать, предоставляя тем самым благодатную почву для изучения взаимодействия текста, изображения и идеологии в рамках периодических изданий.
Цель исследования – прояснить роль литературно-художественной периодики в формировании культурной идентичности и интеллектуального дискурса в России, расшифровать многогранные нарративы, которые эти издания создавали в разные эпохи, подчеркнуть их влияние как на создателей, так и на потребителей культуры. Задачи, сформулированные с точностью до мелочей, направлены на то, чтобы проследить траекторию развития этих периодических изданий, проанализировать редакционную и художественную философию, лежащую в основе их работы, и проследить их трансформацию в ответ на развивающиеся технологические аспекты и меняющуюся динамику читательской аудитории. Кроме того, в исследовании оценивается вклад выдающихся личностей, чьи редакционные решения и творческий вклад оказали неизгладимое влияние на содержание и форму этих периодических изданий, тем самым воздействуя на более широкие культурные и литературные движения.
Научная новизна исследования заключается в том, что оно посвящено диахроническому анализу литературно-художественной периодики в российском контексте, в частности, изучению того, как эти СМИ адаптировались и реагировали на смену технологических и социально-политических парадигм; кроме того, оно инициирует новый дискурс о синергии текстовых и визуальных элементов в формировании культурных нарративов через периодику. В отличие от существующих исследований, которые в основном концентрируются либо на литературном содержании, либо на визуальной эстетике в отдельности, данное исследование предлагает интегративный подход, тем самым раскрывая коалесценцию литературного и художественного динамизма в рамках единой аналитической структуры.
Гипотеза постулирует, что эволюция русской литературно-художественной периодики – это не просто отражение меняющихся художественных вкусов и политического климата, но и катализатор трансформации общественного интеллектуального дискурса и культурной идентичности в России. Используя междисциплинарную методологию, охватывающую медиаисследования, семиотику и историю культуры, данное исследование стремится раскрыть малоизученные аспекты влияния этих периодических изданий, утверждая, что их развитие сыграло важную роль в формировании не только эстетического и литературного аспекта, но и более широкого общественно-политического сознания.
Методологическая основа исследования базируется на междисциплинарном подходе, синтезирующем исторический, семиотический и литературоведческий анализ для изучения эволюции литературно-художественной периодики в России. Первоисточники охватывают несколько важнейших постановлений и публикаций, которые обеспечивают правительственную и культурную перспективу развития этих периодических изданий, отражая как политические влияния, так и литературные течения.
Первоначальное внимание уделяется постановлению РКП (б) от 18.06.1925, изложенному в документе «О политике партии в области художественной литературы», который определяет раннюю советскую позицию в отношении культурных начинаний и распространения литературы (КПСС, 1963, с. 151-155). Параллельно с этим в «Правде» от 20 августа 1931 г. публикуются указания Центрального комитета ВКП(б) от 15.08.1931, подчеркивающие жесткий контроль и ожидания, возлагаемые на издательскую деятельность в ту эпоху. Сложная динамика реструктуризации литературно-художественных организаций отражена в постановлении 1932 года, которое позволяет оценить сдвиги в периодической печати, вызванные государством (Центральный комитет по культуре, образованию и науке, 1963, с. 213-214).
Аналитическую глубину добавляют работы Ю. М. Лотмана, в частности, его исследование русской культуры и дворянских традиций, которые дают тонкое понимание культурного фона, влиявшего на содержание периодики в досоветскую эпоху (СПб., 1994, с. 64). В дополнение к этому исследование Б. Есина, посвященное становлению русской журналистики в XVIII веке, дает основополагающее представление о генезисе периодической печати в России (М., 2000, с. 16).
Для понимания текстовых и визуальных нарративов этих периодических изданий в исследовании использованы теории семиотики и поэтики Р. Барта (1994, с. 388), а также современные взгляды на интернационализацию художественной периодики Б. Жуайе-Прюнеля (2019, с. 48-69), в которых рассматриваются механизмы трансляции культурных идей и эстетики через границы, что отражает и формирует международные и внутренние культурные дискурсы.
Эта эклектичная методологическая основа позволяет провести глубокий анализ взаимодействия между государственной политикой, редакционными решениями и более широкими культурными и интеллектуальными течениями, на которые эти периодические издания оказывали и оказывают влияние. Каждый источник и точка зрения предлагают уникальные идеи, которые сплетаются в повествование, подчеркивающее не только историческую траекторию, но и постоянную эволюцию литературно-художественных периодических изданий в условиях меняющегося технологического и социально-политического аспекта.
Если бы не активное взаимодействие теоретических и эмпирических методов, исследование развития и влияния русской литературно-художественной периодики действительно было бы менее полным. Теоретическая основа исследования – семиотический анализ, позволяющий детально рассмотреть текстовые и визуальные элементы периодических изданий и выявить, как знаки и символы действуют в этих медиа для создания смысла. Если бы роль нарративных структур и визуальной эстетики не была тщательно изучена, можно было бы не заметить, как эти элементы способствуют или препятствуют культурному дискурсу.
Эмпирически метод контент-анализа широко используется для количественной оценки распространенности определенных тем и идеологических основ в периодических изданиях в разные исторические периоды. Кодируя данные из значительного корпуса периодических изданий, можно сделать выводы о тенденциях в культурной риторике и художественной репрезентации. Если частота и характер определенных тематических элементов существенно меняются, это может свидетельствовать о сдвигах в культурных приоритетах или влиянии цензуры.
Исследования ключевых периодических изданий позволяют получить глубокое представление о том, как конкретные публикации влияли на общественные изменения или отражали их. Н-р., если рассмотреть влияние государственной политики, подробно описанной в документе «О политике партии в области художественной литературы» 1925 года (КПСС, 1963, с. 151-155), то сравнительный анализ может показать, как менялся редакционный контент до и после проведения такой политики.
Архивные исследования позволяют обнаружить первоисточники, которые не были оцифрованы или широко изучены, и тем самым обогатить эмпирическую базу данных редкими, но крайне важными сведениями. Использование такого метода может выявить малоизвестные периодические издания, сыгравшие значительную, но недооцененную роль в культурных и художественных движениях.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в изучении семиотической и социокультурной динамики, присущей российской литературно-художественной периодике; в исследовании показано, как эти издания функционировали в качестве культурных посредников и идеологических аппаратов в меняющихся социально-политических аспектах. Применяя передовой семиотический анализ – деконструкцию знаков, символов и их значений, – исследование углубляет академическое понимание роли медиа в формировании и распространении культуры; более того, этот аналитический подход проясняет сложное взаимодействие между текстом, изображением и культурным контекстом. А теоретические выводы, полученные в ходе исследования, способствуют более широким дискуссиям в области культурологии и теории медиа, в частности, относительно эволюции форм медиа и их влияния на общественные нормы и ценности. С другой стороны, практическая значимость исследования проявляется в его применении к современным медиапрактикам: понимание исторических траекторий и тематических эволюций этих периодических изданий может помочь нынешним издателям и практикам культуры в разработке стратегий, которые будут одновременно резонансными и инновационными (н-р., в том, как можно использовать цифровые преобразования для сохранения культурного наследия и охвата более широкой и разнообразной аудитории). С точки зрения разработки политики, результаты исследования могут повлиять на усилия по сохранению культуры и нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность СМИ и искусства в современной России. Подробно рассматривая прошлое регулирующее воздействие на периодические издания через призму постановлений 1931 и 1935 годов, о которых сообщалось в «Правде», политические деятели получают эмпирические данные и теоретические выводы, которыми можно руководствоваться в будущем (тем самым предотвращая эрозию культурного разнообразия или подавление художественного самовыражения из-за жесткого контроля). Следовательно, данное исследование служит двойной цели: оно не только вносит вклад в академический дискурс благодаря тщательному, многогранному анализу, но и предлагает ощутимые, применимые знания для практиков и политиков, занимающихся российским медиааспектом. Интеграция теоретических знаний и практических приложений отражает комплексный подход к исследованию, обеспечивая его актуальность как в научной, так и в профессиональной сферах.
Глава 1. Истоки и развитие литературно-художественной периодики в России
1.1. Ранние формы литературно-художественной периодики до XX века
Генезис литературно-художественной периодики в России до XX века знаменует собой поворотную эпоху в формировании общественного пространства и интеллектуального дискурса; ранние литературные альманахи и журналы внесли значительный вклад в эту эволюцию. Возникнув в первую очередь как средство распространения идей Просвещения, эти периодические издания способствовали развитию публичной сферы, где процветала литературная и художественная критика, а коллективная идентичность начала формироваться вокруг общих нарративов и эстетических ценностей [Ю. М. Лотман, 1994, с. 64].
Важную роль в этом сыграли первые литературные альманахи, такие как «Детский вестник» и «Новое детское чтение С. Глинки», которые не только развлекали, но и просвещали русское население, предоставляя площадку для литературной и социальной критики [Детский вестник, 1815, с. 226; С. Глинка, 1820, с. 62]. Эти периодические издания, благодаря своему информационному наполнению, способствовали формированию зарождающейся общественной сферы, которая становилась все более грамотной и вовлеченной в более широкие культурные и политические течения того времени.
Фрагмент для ознакомления
3
1. «Национальная программа поддержки и развития чтения», разработанная Роспечатью и РКС, вошла в список поручений Президента РФ правительству // Сайт Агентства по печати и массовым коммуникациям РФ. URL: http://www.fapmc.ru/news/info/item2003.html (дата обращения: 21.02.2011).
2. Айхенвальд Ю. Литература и словесность // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов : в 2 т. – М.; Л., 1925. – Т. 1: А-П. – Стлб. 416-417.
3. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. – М., 1994. – С. 388.
4. Дедков И. Публицистика // Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987. – С. 313.
5. Детский вестник [Текст] : журнал для детей. – М. , 1815 (июнь). – С. 225-226.
6. Есин Б. Возникновение и развитие русской журналистики в XVIII веке // Есин Б. История русской журналистики : учеб.-метод. пособие. – М., 2000. – С. 16.
7. Землянова Л. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества : толковый словарь терминов и концепций. – М., 1999. – С. 67.
8. Кожинов В. Литература // Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987. – С. 186.
9. Литература // Современный энциклопедический словарь. – М., 1997. – С. 357.
10. Лотман, Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX в.) [Текст] / Ю. М. Лотман. – СПб., 1994. – С. 64.
11. Национальная программа поддержки и развития чтения // Сайт Агентства по печати и массовым коммуникациям РФ. URL: http://www.fapmc.ru/files/download7188_188_file.doc (дата обращения: 21.02.2011).
12. Новое детское чтение С. Глинки [Текст] : журнал для детей. – М. , 1820. – Ч. 2. – С. 62.
13. Новое детское чтение, издаваемое С. Глинкою [Текст] : журнал для детей. – М. , 1823. – Ч. 1. – С. 101.
14. Нусинов И. Литература // Литературная энциклопедия. – М., 1934. – Т. 8. – Стлб. 402.
15. О литературной критике и библиографии : постановление ВКП (б) от 02.12.1940 // КПСС о средствах массовой информации и пропаганды. – М., 1979. – С. 399-402.
16. О перестройке литературно-художественных организаций : постановление ЦК ВКП (б) от 23.04.1932 // ЦК о культуре, просвещении и науке. – М., 1963. – С. 213-214.
17. О политике партии в области художественной литературы : резолюция РКП (б) от 18.06.1925 // КПСС о культуре, просвещении и науке. – М., 1963. – С. 151-155.
18. О реорганизации культпропа ВКП (б) : постановление ЦК ВКП (б) от 14.05.1935 // Правда. – 1935. – 14 мая.
19. Об издательской работе : постановление ЦК ВКП (б) от 15.08.1931 // Правда. – 1931. – 20 авг.
20. Об изменении «Положения о Центре книгожурналь-ного распространения Государственного объединения книжно-журнальных издательств СССР» : постановление СНК от 22.12.1935 // Собр. Уложений РСФСР. – 1936. – № 2. – С. 12.
21. Тертычный А. Жанры периодической печати. – М., 2000. – С. 238.
22. Тертычный А. Указ. соч. – С. 47.
23. Чернышевский Н. «Собрание чудес.» Н. Готорна // Чернышевский Н. Полн. собр. соч. : в 15 т. – М., 1950. – Т. 7. – С. 452.
24. Чехов А. О литературе. – М., 1955. – С. 277.
25. Joyeux-prunel, B., 2019. Internationalization through the Lens: Nineteenth- and Twentieth-Century Art Periodicals and Decentred Circulation. 4, pp. 48–69. https://doi.org/10.21825/jeps.v4i2.14902