Фрагмент для ознакомления
2
После четырех десятилетий беспрецедентного роста Китай уже пожинает плоды экономического развития. В условиях стремительного повышения стоимости рабочей силы, серьезного ущерба окружающей среде и сильной конкуренции со стороны развивающихся стран Азии традиционная модель, основанная на производстве с низкой стоимостью, больше не является жизнеспособной. В этом контексте китайские политики считают переход к наукоемкой экономической модели и ускорение роста производительности единственной возможностью сохранению импульса развития. Как отмечено в Национальной стратегии инновационного развития, Китай к 2030 г. планирует выйти на передовые позиции инновационных стран и стать «сильной» – читать как «первой» – мировой инновационной силой к 2050 году . На всех уровнях, включая политику, бизнес и общество, инновации стали «священной миссией» – ключом прогресса и трансформации от периферийной страны к выдающейся и процветающей.
Китайская экономика – смешанного типа. Около трети ее находится под прямым контролем государства. В Китае исторически термин «государственная компания» применялся по отношению к предприятиям, полностью принадлежавшим государству. До последнего десятилетия ХХ века их деятельность шла по «двухколейной» системе (т.н. плановая и рыночная деятельность) . Любая такая компания находилась под контролем министерств или региональных/местных властей и выполняла задачи, поставленные в ведомственных планах по выпуску продукции, прибыли и т.п. В это же время правительство и правящая партия Китая следовали курсу «чжэнця фэнькай», т.е. отделяли функции управления хозяйственной деятельностью от функций государственной власти. Сегодня значение, придаваемое государством развитию науки и технологиям, может быть, лучше всего отражено в резком увеличении расходов на исследования и разработки (НИОКР) в течение последних десятилетий, что привело к тому, что страна стала вторым в мире по величине расходов на НИОКР по ППС в долларах. Государственные предприятия в Китае все еще доминируют в экономике страны и контролируют добычу природных ресурсов, электроэнергетику, коммунальный сектор, а также другие важнейшие отрасли.
Китайское правительство усвоило уроки и опыт Японии и Южной Кореи, сегодня оно может адаптировать их к «китайским особенностям» и добиться еще лучших результатов в более широком экономическом масштабе. Вопрос эффективности интервенционистской модели «сильного кулака китайского правительства» в развитии науки и технологий широко обсуждается в международном академическом сообществе. Некоторые исследователи высоко оценивают согласованность централизованно координируемой политики государства и управления финансированием. В свою очередь, другие очень скептически относятся к способности правительства разрабатывать разумную политику и эффективно распределять ресурсы. Мы полагаем, что данный вопрос должен быть переосмыслен, поскольку инновационная политика Китая не является «монолитным блоком». Сегодня в различных контекстах государство играет многогранную роль стратегического инвестора, бизнес-партнера, клиента и потребителя, добросовестного стража или просто стороннего наблюдателя.
Китайское правительство определяет инновации как главный приоритет национального развития и использует различные стратегии на разных уровнях для содействия техническому прогрессу. К ним относятся:
- выделение растущих ресурсов для исследований в целевых областях;
- активное вмешательство на рынках в интересах отечественных фирм;
- требование к иностранным компаниям передавать технологии;
- разработка политики, благоприятствующей инновациям;
- повышение институциональной эффективности;
- продвижение технологической национальной достаточности;
- стимулирование инвестиций в поиск и экспорт технологий за границу.
Поэтому в тех областях, которые считаются очень важными для национального развития, государство может активно вмешиваться, субсидировать развитие и владеть важными акциями компаний.
Оно может также ввести ограничения и защитные меры на рынках, где отечественные фирмы уязвимы для иностранной конкуренции. Дополнительной политикой является «рынок торговли технологиями», который предлагает ТНК доступ на внутренние рынки только в обмен на передачу производства, технологий и НИОКР в Китай, как правило, посредством совместных предприятий.
Результаты такой политики значительно различаются по секторам. Например, китайские ИКТ и высокоскоростные сети добились значительного прогресса и стали конкурентоспособными в мире, в то время как автомобильная промышленность все еще пытается занять достойные позиции. По итогам 2021 года самым популярным брендом одежды, например, в США стал Shein – китайская компания электронной коммерции с 300 миллионами подписчиков в социальных сетях. Роль государства в экономике, вопреки общей тенденции размежевания, подвергается критике, когда «государство наступает – частный сектор отступает» . Такие эволюционные процессы привели к массовому международному недовольству, особенно в политическом сообществе США. Китай обвиняют в постоянном предоставлении несправедливых преимуществ местным компаниям и дискриминации иностранных, принуждении к передаче технологий, игнорировании прав интеллектуальной собственности, ограничении или отказе в доступе к определенным рынкам по соображениям национальной безопасности, спонсировании приобретения иностранных технологий, создании различных отечественных технологических стандартов, ограничении экспорта редкоземельных элементов и т. д.
Фонд информационных технологий и инноваций - влиятельный американский аналитический центр, описывает практику Китая как «государственный меркантилизм». Однако роль правительства ограничена его способностью и готовностью вмешиваться. Факты, несомненно, доказывают, что китайское правительство все чаще выступает в качестве посредника, создателя платформы и стратегического планировщика, а не самого сильного игрока на рынке.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Бойко А. В., Богданова Ж. А. Трансформация роли правительства Китая в национальной инновационной системе//АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ: ВЗГЛЯД СТУДЕНТОВ. Материалы Всероссийской с международным участием студенческой научной конференции. В 2-х частях. Том Часть 2. Отв. редактор О.В. Кублицкая. Санкт-Петербург, 2023. С. 179-185
2) Е Чжили. Инновационное развитие экономики КНР// ПОТЕНЦИАЛ УСТОЙЧИВОГО ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ: КОНЦЕПЦИИ, МОДЕЛИ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ: Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции (Пермь, 15 июня 2023 г.). - Стерлитамак: АМИ, 2023. С. 249-250
3) Глотова М. Роль китайских государственных компаний в инновационной политике КНР /М. Глотова // Мировое и национальное хозяйство. 2017. № 1(40). С. 3-5
4) Грыдина А. И. Процесс формирования социалистической рыночной системы Китая//АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ – XV Материалы научно-практической (заочной) конференции молодых ученых, посвященной 90-летию Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова и 30-летию Восточного института. Науч. редактор С.Г. Ошоров. Улан-Удэ, 2022. С. 64-67
5) Китай установил план по росту своей экономики в 2022 году на уровне 5,5%[Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.interfax.ru/business/826438 / (Дата обращения: 17.05.2024).
6) Лин, Джастин Йифу. Демистификация китайской экономики / Джастин Йифу Лин; пер. с англ. М. Недоступа под науч. ред. А. Куряева. – Москва : Мысль, 2013.
7) Ли Хуцзюнь ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ // Экономика и финансы (Узбекистан). 2020. №4 (136). URL: https: //cyberleninka.ru / article / n / innovatsionnoe - razvitie - kitayskoy - narodnoy – respubliki (дата обращения: 17.05.2024).
8) Линь Сень. Взаимодействие университетов и промышленных предприятий в Китае//АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ. Симферополь, 2023. С. 43-45
9) Лу Юйцин, Растопчина Ю. Л. Модернизационные процессы в экономке современного Китая и роль страны на мировом рынке// Актуальные проблемы развития национальной и региональной экономики : сборник научных трудов ХII Международной научно-практической конференции для студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых (Белгород, 28 апреля 2022 г.) / под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. Е.Н. Камышанченко, к-та экон. наук, доц. Н.П. Шалыгиной. – Белгород : ООО «Эпицентр», 2022. С. 187-190
10) Луцак Е. С. Экономика Китайской народной республики// Формирование конкурентной среды, конкурентоспособность и стратегическое управление предприятиями, организациями и регионами: сборник статей VIII Международной научно-практической конференции / Министерство науки и высшего образования РФ, Пензенский государственный университет и [др]; под ред. Лузгиной О.А. – Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2023. С. 219-220
11) Маглинова, Т. Г. Российско-китайское экономическое сотрудничество в современных условиях / Т. Г. Маглинова // Вектор экономики. – 2020. – № 7(49). – С. 14-16
12) Панфилова Е.Е. Обзор инновационных технологий высокоскоростного поезда Гао Тие и метро провинции Шаньдун, г. Цзинань, КНР// НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ОБЩЕСТВО: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ДОСТИЖЕНИЯ И ИННОВАЦИИ: сборник статей VI Международной научно-практической конференции. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2023. С. 11-15
13) Пешкова А. А. Специфика социально-экономических преобразований в Китае//Иностранные языки в современном мире : материалы Международной научно-практической студенческой конференции. 16 ноября 2022 года. – Ростов-на-Дону: Издательско-полиграфический комплекс Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), 2022. С. 537-540
14) Почему Китай так быстро растет? [Электронный источник]. – Режим доступа – https://aric.adb.org/prc (Дата обращения 17.05.2024)
15) Ташенова Л.В., Ли Цяньюнь Анализ состояния и развития кластеров в России и Китае//ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИНЖЕНЕРНАЯ ЭКОНОМИКА И ИНДУСТРИЯ 5.0 (ИНПРОМ). Сборник трудов VIII Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2023. С. 442-450
16) Фань Доунань Инновационная политика Китая: этапы формирования //Креативная экономика. – 2022. – Том 16. – № 1. – С. 331 - 344
17) Чебыкина М.В., Леонов, С.А. Теоретические аспекты инновационного управления в системе современных экономических условий [Текст] / М.В. Чебыкина, С.А. Леонов // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. – 2020. – Т. 11. № 3. – С. 82-90
18) Экономика Китая продемонстрировала стабильный рост в первом квартале 2022 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://russian.news.cn/20220418/ / (Дата обращения: 17.05.2024).
19) Băzăvan A. (2019). Chinese government’s shifting role in the national innovation system. Technological Forecasting and Social Change, 148, 119738. doi:10.1016/j.techfore.2019.119738
20) Murray Hughes. The second Age of Rail: A History of High Speed Trains// The History Press, 2015.