Фрагмент для ознакомления
2
Конституционно-правовые санкции играют важную роль в обеспечении законности и справедливости в государстве. Они направлены на укрепление конституционного строя, защиту прав граждан и обеспечение исполнения конституционных обязанностей органами власти. Благодаря санкциям государство может эффективно реагировать на нарушения и предотвращать возможные угрозы для конституционного строя.
Конституционно-правовые санкции являются неотъемлемой частью правовой системы государства и обеспечивают ее стабильность и развитие. Правомерное применение санкций способствует укреплению правового государства и защите конституционных ценностей. Соблюдение конституционных норм и принципов является основой правовой культуры общества и гарантом его стабильности и процветания.
Вышеизложенные факты свидетельствуют о необходимости изучения и проработки теоретических вопросов, связанных с понятием «конституционно-правовые санкции», а также освещения практического аспекта их применения, что подтверждает актуальность настоящей курсовой работы.
Объект курсовой работы – нормы конституционного права.
Предмет исследования – санкции конституционно-правовых норм и их применение.
Целью работы является уяснение понятия «конституционно-правовые санкции», а также определение способов их реализации.
Для достижения указанной цели в настоящей курсовой работе разрешаются следующие задачи:
- изучение понятия «конституционно-правовые санкции» и их характеристики;
- разграничение понятий «санкции за нарушение конституционно-правовых норм» и «конституционно-правовые санкции»;
- приведение классификации конституционно-правовых санкций;
- описание способов применения конституционно-правовых санкций на федеральном уровне, уровне субъекта РФ и на муниципальном уровне.
При составлении настоящей работы использовались следующие методы познания и исследования:
- метод анализа литературы;
- сравнительно-правовой метод;
- методы классификации и обобщения;
- метод синтеза.
Курсовая работа написана с использованием научной отечественной литературы, монографий и статей, посвященных изучению конституционно-правовых норм и законодательства Российской Федерации в данной области.
Структуру курсовой работы составляют введение, две главы, разделенные на три параграфа каждая, заключение и список литературы. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формулируются цель и задачи исследования, указываются объект и предмет исследования.
1. Понятие и содержание конституционно-правовых санкций
1.1. Понятие и характеристика конституционно-правовых санкций в конституционно-правовых нормах
Приступая к изучению конституционно-правовых санкций, прежде всего обратимся к общему пониманию санкций в нормах права.
Правовые санкции – это меры ответственности, применяемые к лицам, нарушившим установленные нормы или правила. Они представляют собой способы наказания или компенсации за правонарушения. Система санкций играет важную роль в обеспечении соблюдения законов и порядка в обществе.
В узком смысле данное понятие раскрывается, как предусмотренные конкретной правовой нормой меры государственного принуждения, применяемые только в случае нарушения данной нормы.
Н.М. Колосова определяет конституционно-правовые санкции, как возможность наступления неблагоприятных последствий через законодательное принуждение по отношению к субъекту права в случае неисполнения им конституционных обязанностей или в случае злоупотребления своими правами.
Изучение научной литературы, и исследований, посвященных конституционно-правовым нормам, порядку их применения и последствиям их нарушения, показало, что в юридическом дискурсе имеет место отождествление понятий «конституционно-правовые санкции» и «конституционно-правовая ответственность».
Конституционно-правовую ответственность определяют как закрепленную конституционно-правовыми нормами обязанность субъекта правоотношений отношений отвечать за несоответствие своего юридически значимого поведения тому, которое предписано нормами, обеспеченную возможностью применения уполномоченными органами мер государственного или приравненного к нему общественного воздействия.
Такое отождествление представляется справедливым ввиду практически полной идентичности определений, соотносимых с описываемыми понятиями.
Существуют различные подходы к пониманию природы конституционных санкций. Некоторые исследователи считают, что в самой отрасли конституционного права нет самостоятельных санкций и она пользуется мерами административного, уголовного и гражданского права.
Стоит сказать, что эта точка зрения недостаточна, поскольку упускает тот факт, что санкции других отраслей права применяются не за составы конституционных правонарушений.
Применение конституционно-правовых санкций имеет ряд характерных особенностей.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ необходимым основанием наступления любого вида юридической ответственности является именно наличие состава правонарушения. В публично-правовой сфере признаки состава правонарушения должны соответствовать конституционным принципам демократического правового государства, таким как принцип справедливости.
Конституционное правонарушение при этом отличается рядом признаков. Например, отмечается специфика субъективной стороны таких деликтов, выражающаяся в необязательности вины.
В связи с этим, конструкция состава конституционного правонарушения может быть усеченной и исключать описание вины.
Таким образом, по мнению отдельных авторов, в конституционной ответственности действует презумпция вины, в отличие от другой отраслевой ответственности.
Отметим, что данное положение дел, на наш взгляд, скорее связано с тонкостями юридической техники, чем со стремлением законодателя принимать по умолчанию виновность субъектов конституционно-правовых отношений в возникающих деликтах.
Характерной чертой конституционно-правовых санкций в конституционно-правовых нормах является особенность субъекта, управомоченного на их реализацию.
Вопрос о субъекте этой юрисдикции во многом является неразрешенным ввиду сложности и многополярности характера конституционно-правовых отношений и возникающих в них деликтов.
Отдельные авторы отмечают, что специальным субъектом реализации конституционно-правовых являются федеральные и региональные органы государственной власти, а также органы местного самоуправления и их должностные лица.
Из данного положения следует, что применение конституционно-правовых санкций имеет политизированную основу. При этом стоит отметить, что при политических основаниях ответственности применение конкретных санкций порождает юридические последствия и носит юридический характер.
В связи с этой особенностью, законодателю и уполномоченным органам следует не допускать превращения правого инструмента конституционно-правовых санкций в орудие политических игр. Необходимо контролировать применение рассматриваемых санкций только в качестве средства защиты правопорядка, прав и свобод субъектов конституционно-правовых отношений, а также пресекать это применение для лоббирования политических интересов отдельных заинтересованных групп, противоречащих интересам и безопасности государства и народа.
Другой характерной особенностью конституционно-правовых санкций является то, что практически все они не могут быть использованы в качестве санкций для иных видов юридической ответственности в деликтах других отраслей права.
Как отмечалось ранее, имеет место мнение о том, что в самой отрасли конституционного права нет самостоятельных санкций, и она пользуется мерами административного, уголовного и гражданского права.
Конечно, отрасль конституционного права имеет самостоятельные инструменты принуждения, но вместе с тем, действительно может использовать меры из иных отраслей права.
Приведенный тезис тесно связан с тем, что остальные отрасли права также своими инструментами защищают нормы конституционного права.
В следующей главе раскроем, каким образом другими направлениями права защищаются положения Конституции РФ и чем это отличается о того, как работают конституционно-правовые санкции.