Фрагмент для ознакомления
2
В современной психологии оптимальный уровень тревожности рассматривается как неотъемлемая часть успешной адаптации к окружающей действительности. Повышенный уровень тревожности является дезадаптивной реакцией, которая проявляется в дезориентации, дезорганизации поведения, высоком риске неправильной реакции, ошибках в той или иной деятельности [14, с. 178].
Тревогу трактуют также как своеобразную «пограничную переменную», психическое состояние временного характера, причиной которого является воздействие стресса (стрессовых факторов); как следствие явной неспособности удовлетворить особо важные социально-психологические потребности человека; как отдельная черта личности, определяемая посредством анализа ряда взаимосвязанных внутренних и внешних факторов (характеристик); конфликт мотиваций (мотивационный конфликт) [6, с. 236].
Роли тревоги в возникновении неврозов и психосоматических расстройств посвящено также множество различных исследований, в частности, работы Астапова В.М., Гилевой О.Б., Грибановой А.В., Депутата И.С., Нехорошковой А.Н., Кожевниковой И.С., Малковой Е.Е., Чутко Л.С., и т. д. Серьезные трудности и неточности эмпирических исследований касаются прежде всего терминологического соотношения двух явлений, а именно «тревоги» и «страха».
Эти понятия были дифференцированы в начале 19 века С. Кьеркегором [10], который разделил страх на определенный и неопределенный. До этого ученые относили к понятию «страх» все, что относится к страху и тревоге.
В настоящее время страх относится к реакции на реальную угрозу, а тревога – к возможности угрозы, поэтому страх объективен, а тревога – необъективна.
В последнее время можно отметить, что определение тревоги закрепилось как полиобъективное переживание, причиной которого является восприятие всех сторон действительности с ее неопределенностями как опасности. Когда тревога фиксируется на одном конкретном объекте, все остальные становятся незначительными и появляется страх [3], [4], [13], [14].
Рассматривая различия между страхом и тревогой с позиций продуктивного подхода, необходимо обратить особое внимание на понятие «феномены тревожного ряда», введенное Ф.Б. Березин, что позволяет дифференцировать страх как страх - реакцию на реальную определенную угрозу и как иррациональный страх - появляющийся при нарастании тревожности, выражающийся объективацией и конкретизацией какой-либо конкретной опасности. Объекты, связанные с появлением страха, не всегда являются причиной тревоги [5, с. 121]. Таким образом, страх и тревога оказываются разными уровнями ряда тревоги, и тревога в этом случае возникнет раньше появления иррационального страха. Тревожный ряд, по сути, отражает нарастающую эмоциональную дезадаптацию личности. Возникновение напряжения создает психический дискомфорт, являясь сигналом о приближающейся опасности или угрозе. При нарастании тревожности происходит негативное окрашивание ранее нейтральных раздражителей и повышается уровень раздражительности. В рассматриваемом ключе центральный элемент – тревога проявляется из-за ощущения неопределенной опасности. Ее характерной особенностью является невозможность определения характера и времени возникновения опасности. Очень часто в таких случаях происходит процесс неадекватной логической обработки и выдается вывод, неправильный из-за отсутствия основных факторов.
Проблема установления истинных причин тревоги остается центральной и, к сожалению, наименее исследованной. Для их выявления важно понимать, что тревожность рассматривается как личностное образование или как характеристика темперамента человека. Возможные способы преодоления тревоги в определенной степени зависят от ответа на этот вопрос.
Многие ученые основной причиной повышения уровня тревожности считают негативные факторы внешней среды, к которым относятся быстро меняющиеся условия, социальная нестабильность и стрессовые ситуации [1], [15], [16]. При этом степень повышения уровня тревожности связана с частотой и продолжительностью негативных последствий.
В этом контексте тревога представляет собой системно-динамическое образование личности, формирующееся в ответ на влияние стрессовых ситуаций в результате закрепления тревожных реакций на повторяющиеся стрессовые воздействия [14], [15], [16]. Однако системно-динамический подход не позволяет объяснить, почему при равных условиях стрессовых воздействий один человек реагирует повышением уровня тревожности, а другой – нет [11, с. 25].
Другие исследователи, наоборот, обращают внимание на то, что повышение уровня тревожности обусловлено внутренними факторами не в меньшей степени, чем внешними [9], [12], [15]. Отмечено, что предрасположенность к повышенной тревожности передается от родителей к детям, причем наследственность этого признака наблюдается в 45% случаев [11, с. 25]. В этих условиях тревога развивается на фоне слабой нервной системы, что обусловлено наследственными особенностями нейробиологических и психофизиологических процессов в организме [13, с. 47].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Акопян Л.С. Школьные страхи и тревожность детей младшего школьного возраста, обучающихся в образовательных учреждениях разного типа // Вестник Самарской гуманитарной академии. – 2009. – №1. – С. 47-50.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 2009.
3. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. -М.: Наука, 2008.
4. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология.- М.: Педагогическое общество России, 2009.
5. Горбунов Г.Д., Горшкова А.Т. Взаимосвязь развития двигательных качеств и психологических процессов у старших школьников.- М.: Глобус, 2009.
6. Долгова В.И., Клочева Г.М., Бондарчук В.А. Изучение тревожности у детей младшего школьного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. –Т. 31. – С. 26-30
7. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. -М.: Академия, 2010.
8. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики.- М.: Педагогика, 2009.
9. Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М., Внимание школьника. -М.: Знание, 2007.
10. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия—— М.: ЭКСМО - Пресс, 2000. — 448 с.
11. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. - Санкт-Петербург, 2009.
12. Колодич Е. Н. Коррекция эмоциональных нарушений у детей и подростков.- Мн.: РИПО, 2009с.
13. Мазурова Н.В., Трофимова Ю.А. Взаимосвязь тревожности детей дошкольного возраста и стиля семейного воспитания. Вопросы современной педиатрии. 2013;12(3):82 - 88. https: // doi.org / 10.15690 / vsp.v12i3.686
14. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. -М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2007.
15. Немов Р.С.Н50Психология: Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений:В 3 кн. — 4 - е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.
16. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. -М.: Сфера, 2009.
17. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. – СПб.: Питер, 2009.
18. Прихожан А.М., Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика, 2000
19. Риман Ф. Основные формы страха: исследование в области глубинной психологии. – М.: Изд. центр «Академия», 2008.
20. Тимофеева О. А. Проявление тревожности у детей старшего дошкольного возраста. // Бюллетень науки и практики – 2017. –№11(24). – С. 497 - 501
21. Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога - Ростов н/Д: Феникс, 2008.
22. Юнацкевич П.И., Кулганов В.А. Как выйти из невроза? Практические советы психолога.-М.: Сфера, 2009.