Фрагмент для ознакомления
2
Человеческий мозг еще никто не смог изучить на 100%, и о том, как устроена наша память, ученые тоже знают не все. Но те знания, которые уже подтверждены многими исследованиями, дают нам возможность управлять памятью и определять, при каких условиях она работает лучше всего у каждого человека. Память — это психический процесс познания с определенными характеристиками: объем памяти — то, сколько единиц информации может вместить наш мозг. Быстрота запоминания и воспроизведения — то, как человек использует имеющуюся в голове информацию. Как быстро он вспоминает необходимое в какой-либо ситуации. Точность воспроизведения — то, насколько верно наш мозг воспроизводит информацию (вспомнить содержание книги, ответ на экзаменационный билет и так далее). Длительность хранения — насколько долго мы можем удерживать необходимую информацию в голове. Большинству из нас знакомо это чувство: через пару дней после сдачи экзаменов мы уже не можем вспомнить почти ничего из подготовки к ним. Актуальность работы заключается в изучении специфики
Целью курсовой работы является изучение специфики различных типов памяти.
Тема курсовой работы - память и ее особенности.
Задачи:
-проанализировать научную литературу по вопросу специфики различных видов памяти;
-собрать данные и проанализировать исследование по функционированию различных видов памяти у школьников;
-предложить практические рекомендации по улучшению памяти.
Глава 1 Понятие памяти
1.1 Виды памяти, развитие памяти
Память - это форма психического отражения, которая заключается в фиксации, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта для повторного использования в деятельности или возвращения в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является наиболее важной когнитивной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Память - основа мыслительной деятельности. Без них невозможно понять основы формирования мыслительного поведения, сознания и подсознания. Поэтому, чтобы лучше понять человека, необходимо знать как можно больше о нашей памяти.
Образы объектов или процессов реальной действительности, которые мы раньше воспринимали, а теперь мысленно воспроизводим, называются представлениями.
Образы предметов и явлений, возникающие в мозгу в результате их воздействия на анализаторы, не исчезают бесследно после прекращения этого воздействия. Образы сохраняются даже в отсутствие этих объектов и явлений в виде так называемых представлений памяти. Представления в памяти - это образы тех объектов или явлений, которые мы воспринимали раньше, но которые мы теперь мысленно воспроизводим. Представления могут быть визуальными, слуховыми, обонятельными, вкусовыми и тактильными. Представления памяти, в отличие от образов восприятия, конечно, более бледны, менее устойчивы и не так детализированы, но они составляют важный элемент нашего фиксированного прошлого опыта.
Память - это отражение опыта человека посредством запоминания, сохранения и воспроизведения.
На запоминание сильно влияет эмоциональное отношение человека к тому, что он помнит. Все, что вызывает у человека яркую эмоциональную реакцию, оставляет глубокий след в сознании и запоминается прочно и надолго.
Продуктивность памяти во многом зависит от волевых качеств человека. Итак, память связана с личностными качествами. Человек сознательно регулирует процессы своей памяти и управляет ими, исходя из целей и задач, которые он ставит перед собой в своей деятельности.
Память уже участвует в акте восприятия, поскольку восприятие невозможно без познания. Но воспоминание также функционирует как самостоятельный психический процесс, не связанный с восприятием, когда объект воспроизводится в его отсутствие.
Ассоциации. С физиологической точки зрения ассоциация - это временная нейронная связь. Есть два типа ассоциаций: простые и сложные. К простым относятся ассоциации трех типов (понятие о них сформировалось со времен Аристотеля):
Ассоциации по смежности. Образы восприятия или представления вызывают те представления, которые были пережиты в прошлом одновременно с ними или сразу после них.
Ассоциация по сходству. Образы восприятия или определенные представления вызывают в нашем сознании представления, в чем-то похожие на них.
Ассоциация в контрасте. Образы восприятия или определенные представления вызывают в нашем сознании представления, которые в чем-то им противоположны и контрастируют с ними.
Помимо этих типов, существуют сложные смысловые ассоциации. Они связывают два явления, которые на самом деле постоянно взаимосвязаны: часть и целое, род и разновидность, причина и следствие. Эти ассоциации являются основой наших знаний.
Существование ассоциаций основано на том, что объекты и явления действительно улавливаются и воспроизводятся, не изолированно друг от друга, а в сочетании друг с другом. Воспроизведение одних предполагает воспроизведение других, что обусловлено реальными объективными связями предметов и явлений. Под их влиянием в коре головного мозга образуются временные связи, которые служат физиологической основой для запоминания и воспроизведения.
Повторения необходимы для формирования ассоциации. Иногда связь возникает мгновенно, когда в коре головного мозга появляется мощный источник возбуждения, способствующий формированию ассоциаций. Более важным условием формирования ассоциации является закрепление на практике, то есть применение того, что должно быть запомнено в самом процессе ассимиляции. Память - это хранение информации о сигнале после того, как сигнал уже перестал работать.
В процессе онтогенеза каждый организм получает информацию из внешней среды, которую он обрабатывает, хранит и воспроизводит или использует в поведении.
Чтобы мозг функционировал, необходимо не только получать информацию, обрабатывать ее, но и хранить определенное ее количество. В нервной системе хранятся два типа информации: информация, накопленная в ходе эволюции вида и закрепленная в безусловных рефлексах или инстинктах, и информация, приобретенная в ходе индивидуальной жизни организма в форме условных рефлексов. Соответственно, существует два типа памяти: конкретная память и индивидуальная память.
История изучения памяти. Изучение памяти было одним из первых разделов психологической науки, в котором был применен экспериментальный метод. В начале ХХ века немецкий психолог Г. Эббингауз предложил метод, позволяющий изучать законы "чистой" памяти независимо от деятельности мысли. Этот метод заключается в запоминании бессмысленных слогов. В результате он вывел основные кривые усвоения (запоминания) материала и показал ряд особенностей проявления ассоциативных механизмов. Таким образом, он обнаружил, что относительно простые, но впечатляющие события могут запоминаться мгновенно, надолго и надолго. При этом человек может пережить в десятки раз более сложные, но гораздо более интересные события, но они надолго не задерживаются в памяти. Г. Эббингауз также обнаружил, что для точного воспроизведения события в будущем достаточно пережить его один раз, если вы внимательно на него посмотрите. Другой вывод заключался в том, что материал в конце ("эффект края") воспроизводился лучше при запоминании длинной строки. Одно из важнейших достижений Дж. Закон забвения был открыт Эббингаузом. Этот закон был выведен им на основе экспериментов по запоминанию бессмысленных трехбуквенных слогов. В ходе экспериментов было установлено, что поначалу забывание проходит очень быстро после первого безошибочного повторения ряда таких слогов. В течение первого часа забывается до 60% полученной информации, а через шесть дней в памяти остается менее 20% от общего количества первоначально выученных слогов.
Другой известный немецкий психолог, Г. Э. Мюллер, провел фундаментальное исследование основных закономерностей фиксации и воспроизведения следов памяти у людей. Первоначально изучение процессов запоминания у людей в основном ограничивалось изучением особых сознательных мнемических действий, а анализ естественных следов, которые одинаково проявляются как у людей, так и у животных, был гораздо менее сфокусирован на анализе. Это было связано с широким использованием интроспективного метода в психологии. Однако с развитием объективных исследований поведения животных область изучения памяти значительно расширилась. Итак, в конце 19 — начале 20 вв. появились исследования американского психолога Э. Торндайка, который впервые сделал предметом изучения формирование способностей у животного.
Помимо теории ассоциаций, существовали и другие теории, которые касались проблемы памяти. Таким образом, ассоциативная теория была заменена теорией гештальта. Первоначальным понятием в этой теории было не объединение объектов или явлений, а их изначальная, целостная организация — гештальт. Изучая память, сторонники этой теории исходили из того, что как при запоминании, так и при воспроизведении материал представляет собой целостную структуру, а не случайную группу ассоциативных элементов, как это интерпретируется структурной психологией (В. Вундт, Э. Б. Титченер). В тех исследованиях, где предпринимались попытки проведения экспериментов из гештальт-психологии, было получено много интересных фактов. Однако, несмотря на некоторые успехи и достижения, гештальт-психология не смогла дать вразумительного ответа на важнейшие вопросы исследования памяти, а именно на вопрос о ее происхождении. Представители других областей, таких как бихевиоризм и психоанализ, также не смогли ответить на этот вопрос.
Представители бихевиоризма были очень близки по своим взглядам к ассоциациалистам. Единственная разница заключалась в том, что бихевиористы подчеркивали роль подкрепления в запоминании материала. Они исходили из утверждения, что для достижения успеха необходимо подкреплять процесс запоминания стимулом.
Особое место в исследовании памяти занимает проблема изучения высших произвольных и сознательных форм памяти, позволяющих человеку сознательно применять приемы мнемической деятельности и произвольно трактовать любые отрезки своего прошлого.
Впервые систематическое изучение высших форм памяти у детей было проведено выдающимся психологом Л. С. Выготским, который в конце 1920-х годов начал изучать развитие высших форм памяти и показал, что высшие формы памяти являются сложной формой умственной деятельности, социальной по происхождению. В рамках теории происхождения высших психических функций Выготского выделены этапы развития филогенетической и онтогенетической памяти, включая произвольную и непроизвольную, а также прямую и косвенную память. Работы Выготского явились дальнейшим развитием исследований французского ученого П. Жана, который одним из первых интерпретировал память как систему действий, направленных на запоминание, обработку и хранение материала. Именно французская психологическая школа доказала социальную обусловленность всех процессов запоминания, их прямую зависимость от практической деятельности человека.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Букатина Е.Е., Григорьева И.В., Сокольчик Е.И. Эффективность амиридина на ранних этапах болезни Альцгеймера. //Ж.невропатол. и психиатр. –2021. –Т.91., №9. –С.53–58.
2. Верещагин Н.В., Лебедева Н.В. Легкие формы мультиинфарктной деменции: эффективность церебролизина. //Рос.Мед. –20211. –№.11. –С.6–8.
3. Гроппа С.В. Медикаментозная коррекция болезни Альцгеймера. //Ж Невропатологии и Психиатрии. –2021. –Т.91. –№ 9. –С.110–116.
4. Дамулин И.В., Яхно Н.Н. Сосудистая мозговая недостаточность у пациентов пожилого и старческого возраста (клинико–компьютерно–томографическое исследование). //Ж Невропатологии и Психиатрии. –2023. –Т.93. –N.2. –С.10–13.
5. Захаров В.В., Дамулин И.В. Диагностика и лечение когнитивных нарушений у пожилых. //Методические рекомендации. Под ред Н.Н.Яхно. –Москва: ММА им. И.М.Сеченова. –2020.
6. Захаров В.В. Применение танакана в нейрогериатрической практике. // Неврологический журнал. –2021. –Т.5. –С.42–49.
7. Захаров В.В., Дамулин И.В., Яхно Н.Н. Медикаментозная терапия деменций. //Клиническая фармакология и терапия. –2024. –Т.3. –№ 4. –С. 69–75.
8. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. //Москва: изд–во МГУ. –2021.
9. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. //Москва: изд–во МГУ. –2023.
10. Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. Нарушение памяти при локальных поражениях мозга. //Москва: Педагогика. –2024.
11. Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. Нарушения памяти при глубинных поражениях мозга. //Москва: Педагогика. –2023.
12. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем. Десятый пересотр. (МКБ–10). //–Женева, ВОЗ. -2021.
13. Шмидт Е.В. Классификация сосудистых поражений головного и спинного мозга. //Ж. Невропатологии и Психиатрии. –2019. –Т.85. –С.192–203.
14. Яхно Н.Н., Левин О.С., Дамулин И.В. Сопоставление клинических и МРТ–данных при дисциркуляторной энцефалопатии. Сообщение 2: когнитивные нарушения. //Неврол.журн. –2021. –Т.6, № 3. –С.10–19.
15. Яхно Н.Н., И.В.Дамулин, В.В.Захаров, О.С.Левин, М.Н.Елкин. Опыт применения высоких доз церебролизина при сосудистой деменции. //Тер Архив. –2020. –Т.68. –№ 10. –С.65–69.
16. Яхно Н.Н. Актуальные вопросы нейрогериатрии. //В сб. Н.Н.Яхно, И.В.Дамулин (ред.): Достижения в нейрогериатрии. –Москва. –2021. –Ч.1. –С.9–29.
17. Яхно Н.Н., Дамулин И.В., Бибиков Л.Г. Хроническая сосудистая мозговая недостаточность у пожилых: Клинико–компьютерно–томографические сопоставления. //Клиническая геронтология. –2020. –N.1. –С.32–36.