Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Проблема развития эмоционального интеллекта довольно остро стоит для современного подрастающего поколения. В виду развития информационных технологий многие коммуникации современных детей и молодёжи происходят в интернет сети, из-за чего у них нет возможности определять эмоции собеседника за счет анализа невербальных и паравербальных компонентов общения (мимика, жесты, интонация, темп голоса). Уровень эмоционального интеллекта современного подрастающего поколения, по оценкам большого количества исследователей, значительно ниже, чем у представителей подрастающего поколения даже десять лет назад.
Во многом современные исследования эмоционального интеллекта опираются не только на изучение процесса его формирования, но и сосредоточены на его развитии, поскольку именно эмоциональный интеллект позволяет устанавливать успешные взаимоотношения в различных сферах жизнедеятельности – данная проблема является международной, и занимает умы как отечественных, так и зарубежных авторов. К ним относятся М.И. Шнайдер, Д. Гоулман, Дж. Гилфорд, Г.Ю. Айзенк, Э. Торндайк, Р. Бар-Она, Дж. Майер, П. Саловей, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, О.К. Тихомиров и др.
В свою очередь исследованиям свойств личности посвящено большое количество работ специалистов из разных областей психологии: возрастная психология, психология личности, клиническая психология, организационная психология, психология труда и т.п. К свойствам личности в современном понимании относятся темперамент, черты характера, волевые качества, особенности эмоциональной и мотивационной сферы человека. Помимо исследований, посвященных изучению отдельных свойств личности, их феноменологии, признаков и факторов на них влияющих, исследователей интересовали вопросы их взаимосвязи с другими психологическими явлениями. К исследователям, внесшим наибольший вклад в изучение свойств личности можно отнести И.П. Павлова, Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина, К.Г. Юнга, К. Бриггса, И. Майерса, Д.У. Кейси, Г.Ю. Айзенка, Р.А. Уилсона, Т. Лири, В.В. Гуленко и т.д.
Объект исследования: эмоциональный интеллект и свойства личности студентов первого курса университета.
Предмет исследования: взаимосвязь таких свойств личности студентов, как темперамент и акцентуации характера людей старшего юношеского возраста.
Цель исследования: выявить взаимосвязь эмоционального интеллекта студентов и свойств личности для разработки рекомендаций по повышению уровня развития эмоционального интеллекта молодежи.
Задачи исследования:
1. На основании теоретического анализа научной литературы дать определение эмоциональному интеллекту, его компонентам, и факторам, влияющим на его формирование;
2. Охарактеризовать основные свойства личности на основании исследовательских работ отечественных и зарубежных авторов;
3. Проанализировать психологические особенности людей старшего юношеского возраста;
4. Провести эмпирическое исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и свойств личности студентов первого курса;
5. Дать рекомендации для студентов и преподавателей по развитию эмоционального интеллекта.
Научная гипотеза: существует двусторонняя взаимосвязь между уровнем развития эмоционального интеллекта, типом темперамента человека и чертами личности.
База исследования: факультет психологии АОНО ВО «Московский психолого-социальный университет».
Характеристика выборки: в исследовании приняли участие 30 студентов первого курса факультета психологии АОНО ВО «Московский психолого-социальный университет» в возрасте от 18 до 20 лет, из которых 12 – юноши, 18 – девушки.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ, сравнение и обобщение психологической, социологической и педагогической литературы (монографии, учебные пособия, методические материалы, научно-исследовательские статьи);
2. В качестве эмпирических методов нами были выбраны тестовые методики:
Тест-опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда «Методика Акцентуации характера и темперамента личности»,
Тест эмоционального интеллекта Холла;
3. Математическими методами исследования нами были выбраны: описательная статистика, коэффициент ранговой корреляции Спирмена с использованием программы SPSS (2023 г.), а также инструменты Microsoft Office для создания таблиц и диаграмм.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ ЛЮДЕЙ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА
1.1 Подходы к исследованию эмоционального интеллекта в работах отечественных и зарубежных авторов
Уже не одно десятилетие эмоциональный интеллект, его формы и проявления занимает умы ученых в области психологии, педагогики, менеджмента и других областей научного исследования. Это обусловлено меняющими условиями жизнедеятельности человека, и параллельно с техническим прогрессом отслеживание его влияние на человека, а также теми требованиями, которые в современном мире предъявляются к человеку: необходимость успешно адаптироваться, налаживать контакты в различных сферах жизнедеятельности, находить совершенно новые способы решения стоящих перед человеком задач и т.п. Эмоциональный интеллект среди данных качеств имеет не последнюю роль.
Впервые большой интерес научного сообщества феноменология эмоционального интеллекта вызвала работа Д. Гоулман «Эмоциональный интеллект» [21]. Несмотря на это, попытки дать определение эмоционального интеллекта и выделить его как отдельную психическую функцию были предприняты еще в ХХ веке Дж. Гилфордом и Г.Ю. Айзенком в рамках концепции социального интеллекта. В настоящее время можно выделить три основных подхода зарубежных авторов к исследованию эмоционального интеллекта:
1. Эмоционально-социальный интеллект;
2. Эмоциональный интеллект, как один из компонентов профессиональных компетенций;
3. В рамках теории П. Майера и Дж. Соловея.
Первым из предложенных подходов – была модель способностей Майера-Соловея. Именно данные соавторы первыми ввели понятие эмоционального интеллекта, под которым понимали способность принимать и обрабатывать информацию, касающуюся эмоциональной сферы человека, к которой отнесли определение значений демонстрируемых эмоций, их взаимосвязь, использование подобного рода информации как ориентира в принятии решений в различных сферах жизнедеятельности. Более того, в рамках данной концепции были выделены основные компоненты эмоционального интеллекта, к которым относятся:
1. Идентификация эмоций, которая включает в себя восприятие эмоций, идентификацию эмоций окружающих и своего психоэмоционального состояния, демонстрацию эмоций, соответствующую сложившимся обстоятельствам, и их имитацию;
2. Использование эмоций для повышения эффективности в различных видах деятельности подразумевают умение применять эмоциональное состояние собеседника и вызывать у него необходимые для достижения поставленной цели эмоции;
3. Способность понимать эмоциональное состояние других людей, взаимосвязь между эмоциями и происходящими событиями, переходы от одного эмоционального состояние в другое;
4. Управление эмоциями, который подразумевает умение корректно использовать методы и приемы саморегуляции для оптимизации собственного психоэмоционального состояния, осознание своих эмоций [2].
По мнению Р. Бар-Она основная функция эмоционального интеллекта заключается в способности решать различные жизненные ситуации, с которыми сталкивается человек. По его мнению, эмоциональный интеллект включается в себя следующие компоненты:
1. Познание самого себя, характеризующее наличием уверенности в себе и своих силах, успешном процессе самоактуализации, самоуважении и независимости;
2. Обладание навыками успешного межличностного взаимодействия, подразумевающие наличие у человека эмпатии и социальной ответственности;
3. Наличие эмоциональной гибкости, способствующая развитому навыку адаптивности;
4. Стрессоустойчивость, умение контролировать проявление собственных ярких эмоциональных реакций в зависимости от ситуации;
5. Преобладание положительного фона настроения [13].
Основной вектор исследования эмоционального интеллекта в отечественной психологии задал А.Н. Леонтьев в рамках когнитивной концепции. По его мнению, эмоции выступают индикатором когнитивной деятельности, а также результатом когнитивной обработки информации [10]. По аналогичном пути пошел и А.В. Запорожец, понимая под эмоциональным интеллектом эмоциональное мышление. О.К. Тихомиров, в свою очередь, предположил, что условием продуктивной деятельности является эмоциональная активность, поскольку именно эмоции регулируют когнитивные способности.
В отечественной психологии, впервые, понятие эмоционального интеллекта было предложено Г.Г. Гарсковой. По ее мнению, эмоциональный интеллект представляет собой способность, позволяющую демонстрировать соответствующие внешним обстоятельствам эмоции, контролировать собственное эмоциональное состояние и фон, а также способствует успеху при построении различного рода межличностных отношений.
По мнению И.Н. Андреевой высокий уровень развития эмоционального интеллекта влияет на оптимизацию эмоционального фона в сторону оптимистичности, способствует установлению успешных глубоких и поверхностных взаимоотношений в различных сферах жизнедеятельности.
И.Н. Мещерякова выделила основные компоненты эмоционального интеллекта, к которым отнесла: эмоциональный, поведенческий и когнитивный. К эмоциональному компоненту относятся качества, позволяющие распознавать собственные эмоциональные реакции, а также понимать и прогнозировать психоэмоциональное состояние людей, находящихся поблизости.