Фрагмент для ознакомления
2
В современном динамичном мире, с его нестабильностью, экономическими кризисами и блокадами, войнами и террористическими угрозами, социальная работа становится все более важной для населения всех стран. Особенно для его наиболее уязвимой части, которая не способна самостоятельно справиться с вызовами современности. Идея о том, что социальная работа играет роль платформы, которая удерживает отдельных лиц и социальные группы от социальной изоляции, является объективной и признанной.
Хотя в настоящее время в нашей стране наблюдается тенденция к увеличению количества замещающих семей, в то же время довольно часты случаи, когда из-за возникающих проблем замещающие родители отказываются от усыновленного ребенка, что приводит к его вторичному сиротству.
Независимо от возраста усыновителей, опыта воспитания детей, уровня образования и материального состояния, характер возникающих трудностей характерен практически для всех категорий замещающих родителей: незнание особенностей развития детей, имели негативный опыт пребывания в биологической семье и впоследствии воспитывались в государственных учреждениях; нежелание усыновителей к изменениям и трудностям в семье, которые традиционно у них возникают с момента появления в ней нового члена; непонимание основных целей и задач проводимой воспитательной работы, которая является основной в период адаптации детей в замещающей семье, а также незнание методики коррекционной работы с «трудными» детьми.
Таким образом, для полноценной реализации своих функций замещающие семьи нуждаются в поддержке и помощи со стороны государства, социальных служб и общества.
Данное исследование актуально потому, что позволяет решить ряд практических задач на основе полученных в исследовании выводов.
Объект – замещающие семьи, соответственно первая глава должна быть о них.
Предмет социальная работа с замещающими семьями.
Цель – выявить особенности социальной работы с замещающими семьями. Задачи:
изучить теоретические аспекты института замещающей семьи;
определить понятие и сущность замещающих семей;
выявить проблемы замещающих семей;
изучить развитие социальной работы с замещающими семьями;
определить понятие и сущность социальной работы с замещающими семьями;
провести анализ социальной работы с замещающими семьями.
В исследовании использовались следующие методы: системный; структурный; функциональный; информационный; аксиоматический; выборочный; методы синтеза и анализа.
По официальной статистике, в настоящее время в России более 4 миллионов беспризорных детей, из них 700 тысяч - сироты, 95% из них - сироты при живых родителях.
Опыт зарубежных стран показывает, что содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в школах-интернатах не приносит желаемого результата, поэтому в настоящее время именно приемная семья представляет собой перспективную форму семейного устройства для данной категории детей, способствуя их полноценному и адекватному социально-психологическому развитию и формированию позитивного отношения к восприятию семьи как системы.
К профессиональным замещающим семьям относятся следующие три социальные категории: приемная семья, приемная семья и семейная воспитательная группа [23].
Одной из основных целей помещения детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-сирот в профессиональные приемные семьи, является компенсация возможных нарушений развития личности ребенка. Создание замещающих семей направлено на решение целого комплекса задач:
1) создание условий, способствующих нормальному развитию и успешной социализации ребенка;
2) подготовка ребенка к будущей самостоятельной жизни;
3) расширение социальных контактов, налаживание индивидуального общения ребенка с окружающими.
Особенность приемной семьи состоит в том, что в ней должно воспитываться не более 8 детей, включая кровных. Опека и попечительство являются наиболее распространенной формой семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью. Опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет, опека устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет. Замещающей семьей обычно называют любую семью, в которой есть ребенок, оставшийся без попечения родителей, независимо от формы устройства семьи. Основными направлениями работы социального работника с многодетными замещающими семьями можно назвать: консультирование по вопросам самообеспеченности многодетной замещающей семьи; помощь в решении вопросов трудоустройства; социальный патронаж семьи; консультирование по социальным и правовым вопросам; содействие в получении льгот, пособий, компенсаций и других выплат материальной и натуральной помощи.
Семья – это микросреда, в которой человек живет и выполняет определенные предписанные функции. В последние годы резко возросла потребность семьи в господдержке. Поэтому социальная работа всегда должна быть направлена на семью, на улучшение ее благосостояния и жизни. Семья как важнейший институт социализации выполняет большое количество функций. Прежде всего, через передачу опыта, ценностей и норм, передаваемых из поколения в поколение. Традиционное представление о семье постепенно трансформируется.
Вместе с обществом, находящимся в постоянной динамике, меняется и институт семьи [3]. Современная семья сталкивается со многими трудностями, прежде всего социальными и экономическими. Это, в свою очередь, вновь приводит к нестабильности в обществе, поэтому государство ставит поддержку семьи одной из своих целей.
Семьи делятся на разные типы по определенным признакам. Число детей в семье варьируется: бездетные, малодетные (один-два ребенка) и многодетные. Многодетной семьей признается семья, в которой родились и (или) воспитываются трое и более детей (в том числе усыновленных).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ : -URL: http://www.constitution.ru/
2. О мерах по социальной поддержке многодетных семей: указ Президента России от 5 мая 1992 года № 431. - URL: http://base.garant.ru/10100845//
3. Агалакова Ю.С. Замещающая семья как объект социальной работы // В сборнике: молодые ученые в решении актуальных проблем науки. сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (с Международным участием). Красноярск, 2022. С. 1170-1172.
4. Актуальные проблемы социально-педагогической деятельности // Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции посвящённой видному советскому учёному-педагогу, профессору Куфаеву Василию Исидоровичу (1894-1977) / Коломна, 2023.
5. Актуальные проблемы социально-педагогической деятельности // Материалы X Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), посвящённой видному учёному-педагогу, профессору Куфаеву Василию Исидоровичу / Коломна, 2022.
6. Алексеева Л.М., Поздеева Т.Г. Работа службы сопровождения замещающих семей в условиях пандемии // В сборнике: Социальная безопасность и социальная защита населения в современных условиях. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова. Отв. редактор Н.С. Антонова. Ulan-Ude, 2022. С. 4-6.
7. Бахматова Т.Г., Понасенко А.С. Инновационные социально-психологические методы сопровождения замещающих семей // В сборнике: Теоретические и прикладные вопросы экономики, управления и образования. Сборник статей IV Международной научно-практической конференции. Под научной редакцией Б.Н. Герасимова. Пенза, 2023. С. 38-43.
8. Вилова И.Н. Диагностика в системе работы социально-педагогических учреждений по сопровождению приёмных семей // Адукацыя і выхаванне. 2021. № 12 (360). С. 9-15.
9. Гельмутдинова М.Р. Организационно-педагогическое сопровождение социализации детей-сирот в приемных семьях: условия эффективности // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2021. № 4 (113). С. 138-145.
10. Деленьян А.В. Теоретические основы социальной работы по подготовке детей-сирот к жизни в замещающей семье // В сборнике: перспектива–2021. материалы Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных. 2021. С. 365-368.
11. Заяц О.В., Навродская В.А. Технологии работы с целевыми группами населения по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: мнение экспертов (на примере Приморского края) // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 2 (82). С. 41-46.
12. Исследование совпадающего поведения матерей в замещающих семьях / Данилова М.А., Коробко Е.В., Пантелеймонова Т.С. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2023. № 7 (221). С. 412-417.
13. Камардина В.Г., Ясинская И.В. Проблемы адаптации детей в условиях замещающей семьи // Актуальные научные исследования в современном мире. 2021. № 10-12 (78). С. 125-128.
14. Кольтинова В.В. Компетенции специалистов в работе с замещающей семьей // Artium Magister. 2022. Т. 22. № 1. С. 56-60.
15. Лагойда Н.Г. Особенности подготовки кандидатов в замещающие родители и сопровождение замещающих семей в республике Бурятия // В сборнике: Социальная безопасность и социальная защита населения в современных условиях. Материалы международной научно-практической конференции. Ответственный редактор А.М. Бадонов. Улан-Удэ, 2023. С. 123-129.
16. Ленковская К.Д. Особенности социальной работы с замещающими семьями // В сборнике: Социум- наука- инновации. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2022. С. 133-135.
17. Мартынова Е.В. Анализ становления института замещающей семьи // Социальная политика и социальное партнерство. 2021. № 1. С. 58-62.
18. Мартынова Е.В., Базюк В.Н. Система социального сопровождения замещающих семей: качественные изменения и современные подходы // В сборнике: Стратегии развития общества и социальная работа. Пятая всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. 2023. С. 95-101.
19. Материалы Всероссийской научно-практической конференции / 2022.
20. Модели, этапы и содержание работы по профилактике скрытого социального сиротства в замещающих и неполных семьях в деятельности образовательных организаций / Бобрышов С.В., Суменко Л.В., Таран О.А. // Вестник Ставропольского государственного педагогического института. 2023. № 1 (19). С. 149-167.
21. Мясоедов А.И. Особенности социальной работы с замещающими семьями // В сборнике: Сибирские юридические студенческие чтения. Материалы XVIII международной научной конференции студентов. Отв. редактор Д.Т. Караманукян. Омск, 2021. С. 124-128.
22. Пицукова О.О. Социально-педагогическое сопровождение учащихся в период адаптации в замещающей семье и школе (из опыта работы педагога-психолога) // Адукацыя і выхаванне. 2022. № 2 (362). С. 68-74.
23. Проблемы применения технологий социальной работы в условиях замещающей семьи / Васильева Е.Н., Данилова Е.О., Кузьмина Е.А. // В сборнике: V Нижневолжские чтения. Социально-политические, экономические и демографические аспекты развития современного общества. материалы Международной научно-практической конференции. Волгоград, 2021. С. 39-44.
24. Псарёва О.А. Психолого-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // В сборнике: детство, открытое миру. сборник материалов XI Всероссийской научно-практической конференции c международным участием. Омск, 2021. С. 35-38.
25. Руднева И.А. Работа социального педагога по сопровождению замещающей семьи в условиях образовательной организации // В сборнике: Превентивно-профилактическая работа социального педагога. Москва, 2021. С. 258-265.
26. Рузанкина Ж.В. Дети младенческого возраста в детском саду: путь на практике // В сборнике: VII Всероссийский съезд работников дошкольного образования. Сборник статей съезда. Под редакцией И.М. Логвиновой. Москва, 2022. С. 159-166.
27. Саетгалина З. Многодетная замещающая семья как объект социальной работы // В сборнике: Человек. Общество. Культура. Социализация. Материалы XVIII Международной молодёжной научно-практической конференции. Уфа, 2022. С. 237-244.
28. Сватко Е.В. Организация исследовательской деятельности детей с умеренной умственной отсталостью в условиях развивающей среды «Сенсорный сад» // Письма в Эмиссия.Оффлайн. 2023. № 10. С. 3300.
29. Система многоуровневого сопровождения замещающих семей / Парфенова Т.А., Белоусова Н.В., Корабельникова Н.А. // В сборнике: Культурная безопасность семьи как социального института в условиях цифрового общества. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Махачкала, 2023. С. 167-172.
30. Современные подходы к формированию процесса непрерывной реабилитации в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ: актуальность, опыт и перспективы развития
31. Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в трудной жизненной ситуации / Веричева О.Н., Бойцова С.В., Басов Н.Ф., Василькова Е.А., Воронцова А.В., Грушецкая И.Н., Забелина О.М., Захарова Ж.А., Мамонтова Н.И., Петрова М.С., Румянцев Ю.В., Смирнова Е.Е., Топка Н.Б., Щербинина О.С. / Москва, 2024.
32. Социально-психологическое и социально-педагогическое сопровождение замещающих семей / Иркутск, 2023.
33. Стреленко А.А. Гендерная идентичность в культуре родительско-детского взаимодействия в замещающих семьях // Право. Экономика. Психология. 2021. № 2 (22). С. 83-98.
34. Тегалева Т.Д., Боброва Л.М. Технологии партнерства и социального сопровождения приемных семей с детьми и молодыми людьми с инвалидностью в Мурманской области // В сборнике: устойчивое развитие города и региона: социальные и социологические проблемы. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Череповец, 2023. С. 215-221.
35. Технология социальной работы по подготовке детей из замещающих семей и детей, оставшихся без попечения родителей, к семейной жизни / Хуажева Д.Д., Джабатырова Б.К., Хачак К.М. // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2023. Т. 15. № 2. С. 146-155.
36. Фазлыева А.Ф., Яннурова Л.И. Основные направления социальной работы с замещающими семьями в учреждении социального обслуживания населения // В сборнике: традиции и инновации в национальных системах образования. Материалы V Международной научно-практической конференции. 2021. С. 1044-1047.
37. Файзрахманова А.М. Сравнительный анализ законодательств российской федерации и зарубежных стран в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей // В сборнике: актуальные проблемы юриспруденции. Сборник статей по материалам LXXV международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2023. С. 52-59.
38. Федунова В.Д. Возможности дистанционной работы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних с замещающими семьями // Студенческий форум. 2022. № 19-2 (198). С. 28-30.
39. Формирование профессионального коллектива специалистов, реализующих сопровождение замещающих семей на дому: опыт ЦПД г. Перми / Исаева Н.Н., Лебедева Е.В., Метлякова Л.А. // В сборнике: Безопасное детство как правовой и социально-педагогический концепт: в ракурсе «траектория профессионального развития современного педагога». Материалы X всероссийского научно-практического форума для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей и специалистов. Пермь, 2023. С. 86-90.
40. Шульга Т.И. Основные трудности в деятельности специалистов служб сопровождения замещающих семей // Социальные науки и детство. 2021. Т. 2. № 2. С. 69-83.
41. Яхина Е.О. Сущность социальной работы с замещающими семьями // В сборнике: концепции, теория и методика фундаментальных и прикладных научных исследований. сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2023. С. 113-117.