Фрагмент для ознакомления
2
Династия Цинь (кит.秦朝; пиньинь: Цинь Чао) была первой императорской династией Китая, правившей с 221 г. до 206 г. до н.э. Династия была образована после завоевания шести других государств государством Цинь, а ее император-основатель был известен как Цинь Шихуан, Первый император Цинь. Государство Цинь получило свое название от своего центра Цинь, на территории современных Ганьсу и Шэньси. Сила государства Цинь была значительно увеличена благодаря законническим реформам Шан Яна в IV веке до нашей эры, в период Воюющих царств. В середине и конце третьего века до нашей эры Цинь совершила серию быстрых завоеваний, сначала положив конец бессильной династии Чжоу и, в конечном итоге, завевав оставшиеся шесть государств крупнейших государств, чтобы получить контроль над всем Китаем, что привело к созданию единого Китая.
Династия Цинь, хотя и просуществовала недолго, возможно, является самой важной, поскольку она создала многое из того, что сейчас определяет «Китай». Более того, считается даже, что западное название «Китай» может происходить от «Царства Цинь», что делает изучения вопроса становление первого централизованного государства в Китае центром событий, которого являлась династия Цинь особенно актуальным и важным для истории.
Цель исследования – изучение процесса и его особенностей становления первого централизованного государства в Китае.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить задачи:
Изучить истоки династии Цинь.
Изучить причины усиления царства Цинь.
Охарактеризовать содержание реформ Шан Яна.
Дать оценку реформ для развития царства.
Изучить происхождение легизма, его убеждения и роль.
Изучить процесс становления первого централизованного государства.
Характеристика источников. Основным источником для написания работы послужил рассказ Сыма Цяня о предложении Шан Яна о фундаментальной реформе, который является отрывком из произведения «Записи великого историка» (также известные под китайским названием «Шицзи»). В произведении представлено интервью Шан Яна с правителем и судебные дебаты составляют увлекательный диалог, завершающийся победой Шан Яна и немедленным началом его реформы. Не менее значимыми в работе выступили такие произведения как «История китайской философии» Фунг Ю-лан, которая охватывает период существования философов от истоков до около 100 г. до н. э.; «История китайской политической мысли. Том 1. От начала до шестого века нашей эры» Кун-Чуань Сяо, которая проливает свет на важнейшие политические события становления Китая, и др.
Историографический обзор.
Многие историки посвящали свои работы централизации Китая. Среди них особенно выделяются работы восточных авторов. Одной из значительнейших работ является «Записи великого историка», также известные под китайским названием «Шицзи», которые представляют собой монументальную историю древнего Китая и мира, законченную около 94 года до н.э. чиновником династии Хань Сыма Цянем после того, как была начата его отцом, Сыма Таном, великим астрологом императорского двора. Работа охватывает мир таким, каким он был тогда известен китайцам, и 2500-летний период от эпохи легендарного Желтого императора до правления.
Еще одна не менее значительная в историческом аспекте работа «Краткая история китайской философии» принадлежит Фэн Ю-лань. Обладающий блестящей философской эрудицией, знакомый как с восточной, так и с западной системами мысли, Фэн Ю-лань рассматривает духовное наследие многовековой китайской мудрости, пропустив ее сквозь призму европейской метафизики.
Среди российских авторов можно отметить работу К.В. Васильева «Истоки китайской цивилизации» который придерживался более широкого и стратегического взгляда на поздний период Воюющих царств. Одним из факторов, о котором, упомянул в своей работе автор, были географические преимущества Цинь. То есть центральная часть Цинь представляла собой практически неприступную оборонительную местность, с которой силы Цинь могли безнаказанно совершать набеги на Центральные равнины.
Причины централизации Китая вокруг царства Цинь рассмотрены в монументальном труде канцлера Сыма Гуана «Цзы Чжи Дун Цзянь». Автор сосредоточил внимание на борьбе между Шестью государствами как на причине их падения. С этой точки зрения, господство Цинь можно объяснить тем, что другие шесть государств были слишком озабочены убийством друг друга, а не объединением против общего врага.
Чуанжун наводнили царя Чжоу в 771 году до нашей эры. Народы других китайских государств считали его низшим и полуварварским из-за того, что он поглотил множество тибетцев и турок. Цинь сохранил боевой дух и энергию кочевых пастухов, а Цинь был центром торговли между китайской цивилизацией и племенными землями в Центральной Азии, торговля, которая способствовала богатству Цинь.
Период «воюющих царств» в китайской истории начался в 481 г. до н. э. первым разделением государства Цзинь на центральную и северную часть имперских владений. Китайские императоры долгое время управляли огромным количеством племен и более мелких королевств, все они были вассалами, но все они боролись друг с другом за региональное превосходство и даже с правящим императором за династическое превосходство (на самом деле слово «король» было тем же самым, что и слово для «императора»). К началу пятого века до нашей эры авторитет императоров Средней Чжоу достиг низшей точки. Они быстро становились не более чем номинальными фигурами, в то время как реальная власть принадлежала правителям различных государств – фактически независимых королевств сами по себе - которые часто воевали со своими коллегами за господство внутри империи.
Восточный Чжоу продолжал править значительно сократившейся территорией в период Позднего Чжоу, несмотря на противостояние между семью другими королевствами, одним из которых было государство Цинь. Ему был присвоен статус независимого королевства во время правления Хуэйвэньвана (338–311 гг. До н.э., с предыдущими правителями, герцогами, показанными ниже светло-серым текстом, чтобы различать их).
Согласно рассказам об их происхождении, правители Цинь были потомками императора Гаояна китайского легендарного периода, когда впервые начало возникать раннее китайское государство. Они преданно служили императорам Шан, а затем их преемникам Чжоу, когда Цзао Фу из Цинь подарил коллекцию колесниц императору Му Вану, жившему в десятом веке до нашей эры. Фейцзы, еще один дворянин Цинь, был очень известен своими успехами в животноводстве. Император Чжоу Сяо Ван поручил ему присмотр за королевскими стадами. Чтобы еще больше укрепить связи между своей семьей и династией Чжоу, Фейцзы получил территорию Цинь, на которую была возложена незавидная обязанность служить щитом против диких кочевых племен запада. Император Пин Восточного Чжоу возвысил Цинь до положения феодалов в благодарность за их непоколебимую поддержку во время разграбления предыдущей столицы империи, что положило начало герцогству Цинь.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Голдин, Пол Р., 2005, «Стойкие заблуждения о китайском «законничестве», Журнал китайской философии 38: 64–80 с.
2. Гуаньцзы; перевод см. в статье У. Аллина Рикетта (редактор и пер.), Гуаньцзы: Политические, экономические и философские эссе из раннего Китая, Принстон: Princeton University Press, 1985.
3. История китайской политической мысли, том 1: от истоков до шестого века нашей эры. Кун-чуань Сяо Переведено: Фредерик В. Моут, 800 с.
4. История Китая с древнейших времен до начала XXI века / отв. ред. Л.С. Переломов. М.: Наука, 2016. Т. 2: Эпоха Чжаньго, Цинь и Хань
5. Книга лорда Шанга: апологетика государственной власти в раннем Китае. Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. пер. и ред., 2017
6. Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи) / пер. Р.В. Вяткина, В.С. Таскина. М.: Вост. лит., 2003. Т. II. 567 с
7. Хуайнаньцзы: Руководство по теории и практике государственного управления в раннем Китае, Джон С. Мейджор, Сара А. Куин, Эндрю С. Мейер и Гарольд Д. Рот (перевод и ред.), Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета, 2010.
8. Ван, Сяо-по и Лео С. Чанг, 1986, Философские основы политической теории Хань Фэя , Гонолулу: Гавайский университет Press, 1986.
9. Говоров, Ю. Л. История и культура Китая: учебное пособие / Ю. Л. Говоров, А. В. Горбатов, О. В. Ким. — Кемерово: КемГУ, 2022. — 309 с.
10. История Китая с древнейших времен до начала XXI века / отв. ред. А.П. Деревянко. М.: Вост. лит., 2016. Т. 1. 974 с.
11. История Китая с древнейших времен до начала XXI века. Т 2. Эпоха Чжаньго, Цинь и Хань (V в. до н.э.——III в. н.э.) / отв. ред. Л.С. Переломов; Ин-т Дальнего Востока РАН. — М.: Наука —— Восточная литература, 2016. — 687 с.
12. Книга правителя области Шан [Текст]: / Шан Ян. - Москва: РИПОЛ классик, cop. 2018. – 421 с.
13. Л ю й Ц у й-ю й, История политической мысли Китая, Пекин,1953, стр. 552.
14. Литвиненко, Е. С. Мир Китая. История правящих династий: учебное пособие / Е. С. Литвиненко. — Москва: ВКН, 2023. — 160 с.
15. Люйши Чуньцю (Весны и осени господина Люя) Л93 Пер. Г. А. Ткаченко. Сост. И.В.Ушакова. — М.: Мысль, 2010. — 525 с.
16. Пайнс, Ю. (2009). Представление о вечной империи: китайская политическая мысль эпохи Воюющих государств. Гонолулу: Издательство Гавайского университета.
17. Переломов Л. С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М.: Наука, 1981. 340 с.
18. Смит, Киддер, 2003 г., «Сыма Тан и изобретение даосизма, легализма и так далее». Журнал азиатских исследований 62: 129–156.
19. Сыма Цянь (авт.), Чжан Ю-луань и др. (сост., комм.). Ши цзи сюань чжу («Записи историка», избранные главы с комментарием) Пекин, 1956.
20. Сяо, Кун-чуань, 1979, История китайской политической мысли. Том 1: От истоков до шестого века нашей эры, Фредерик В. Моут (пер.), Принстон: Издательство Принстонского университета.
21. Фогельсанг, Кай. 2016. «Правильное понимание терминов: политический реализм, политика и государство в Древнем Китае». Ориенс Экстремус 55: 39–72
22. Фэн Ю-лань. Краткая история китайской философии. Перевод на русский: Котенко Р. В. Научный редактор: доктор философских наук, профессор Торчинов Е. А. — СПб.: Евразия, — 1998. — 376 стр.
23. Целуйко Максим Сергеевич Формирование территории метрополии царства Цинь с VIII по IV вв. До Н. Э // Общество и государство в Китае. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-territorii-metropolii-tsarstva-tsin-s-viii-po-iv-vv-do-n-e (дата обращения: 17.05.2024).