Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Проблема скоростно-силовой подготовки школьников и учащейся молодежи представляет в насто¬ящее время особый интерес в связи с выраженными изменениями социальных, экологических и эко¬номических условий жизни общества.
На этой основе стало возможным углубить и расширить методологию скоростно-силовой подготовки у подростков занимающихся баскетболом, а также конкретизировать систему тренировки детей и подростков в скоростно-силовых видах спорта. Все это в полной мере соответствует концепции развития.
Сила - основополагающее физическое качество человека. Ее можно развивать с использованием различных средств. Но, как показали многочисленные исследования, наиболее эффективно она поддается тренировке, когда применяются отягощения, причем отягощения дозированные, т.е. учитывающие физические возможности того или иного атлета [8, 9, 11, 16, 17,]. Вместе с тем нет единого мнения относительно использования отягощений для тренировки силы, особенно в детском и подростковом возрасте. Ряд авторов считают нецелесообразным использовать любые отягощения в этих возрастных периодах [9,11,20]. Есть мнения, что дозированные отягощения могут быть использованы в физическом воспитании школьников и учащейся молодежи [9,18, 20 и др.].
Цель исследования: разработка тренировочных комплексов упражнений развивающих скоростно-силовые качества баскетболистов 13-14 лет.
Объектом нашего исследования выступает процесс тренировочных занятий по повышению скоростно-силовых качеств.
Предметом исследования является скоростно-силовое качество баскетболистов 13-14 лет.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по тем исследования;
2. Обосновать педагогические условия, необходимые для эффективного управления скоростно-силовой подготовкой баскетболистов.
3. Разработать программу скоростно-силовой подготовки баскетболистов.
4. Экспериментально проверить ее эффективность.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что использование специально разработанных тренировочных комплексов упражнений развивающих скоростно-силовые качества, в том числе упражнений с отягощениями, с баскетболистами 13-14 лет, позволит существенно увеличить скоростно-силовые показатели.
Научная новизна работы заключается в том, что впервые предложен способ организации работы по баскетболу, включающий направленные упражнения, развивающие скоростно-силовые качества у баскетболистов 13-14 лет.
Практическая значимость исследования: заключается в возможности применения разработанных рекомендаций (на основании полученных данных проведенного исследования) в процессе занятий подростков баскетболом, что будет способствовать увеличению скоростно-силовых показателей, а также - оздоровительного эффекта занятий физической культурой.
Скоростно-силовое качество является одним из важных физических качеств баскетболиста, от развития которого зависит результативность как тренировочного, так и соревновательного процесса.
Глава 1 Обзор научно исследовательской литературы по проблеме исследования
1.1. Понятие о скоростно-силовых качествах и их проявлениях
Баскетболист должен владеть значительным количеством технических действий, приемов, обладать большой выносливостью и силой, а также быстротой. Систематические занятия баскетболом воспитывают настойчивость, решительность, улучшают функции нервной системы, органов дыхания, кровообращения и др.
В настоящее время ведущие тренеры мира все большее внимание уделяют развитию быстроты и силы. Особенно это важно для молодежи, так как преимущественному развитию выносливости должно уделяться внимание лишь с 18-20 летнего возраста, работа же над быстротой и силой ведется на всем протяжении занятий спортом. Если рост выносливости и силы продолжается сравнительно долго – до 35-40 лет, то этого нельзя сказать о быстроте. Наиболее высокие результаты в «скоростных» видах спорта достигаются к 20-23 годам. Поэтому в подготовке юношей упор необходимо делать на воспитание скоростных качеств и силовую подготовку, тесно связанные между собой. От характера общей физической подготовки и ее направленности во многом зависит дальнейший прогресс спортсмена после перехода в группу взрослых. [2].
Сила – это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий. Выделяют следующие основные виды силовых способностей:
а) максимальная сила – наивысшие возможности, которые способен проявить борец при максимальном произвольном мышечном сокращении;
б) взрывная сила – способность преодолевать сопротивление с высокой скоростью мышечного сокращения;
в) силовая выносливость – это способность длительное время поддерживать оптимальные силовые характеристики движений.
Для сравнения силы людей различной массы используют понятие относительной силы, под которой понимают величину силы, приходящейся на 1 кг массы тела. В противоположность этому силу, которую спортсмен проявляет в каком-либо движении безотносительно к собственной массе, называют абсолютной силой. Относительная сила – это отношение абсолютной силы к массе тела спортсмена.
Очень часто спортсмены с высоким уровнем развития максимальной силы ошибочно сводят все тренировки к еще большему повышению силовых возможностей в ущерб быстроте. Излишнее увлечение медленными силовыми упражнениями отрицательно сказывается на развитии скоростных качеств борца. Поэтому так важен подбор таких средств скоростно-силовой подготовки, которые способствовали бы не только развитию максимальной силы, но и проявлений ее в наикратчайшее время. [4].
Способность концентрировать мышечные усилия должна вырабатываться в условиях, которые соответствуют специфике баскетболав, в частности, характеру и режиму работы мышц при выполнении технических действий.
С этой целью подбирают специальные упражнения, соответствующие структуре технических действий. Это положение составляет принципиальную основу метода сопряженного воздействия. Основного на органической взаимосвязи двигательных и навыков. Практически такую задачу можно решать, используя элементы техники или целостные технические движения, выполняемые в облегченных или затруднённых условиях, выбирая соответствующую позу, различные целевые установки и т. д.
Естественно, что эти обстоятельства во многом обуславливают содержание учебно-тренировочной работы, направленной на совершенствование двигательных качеств в соответствии с конкретным техническим действием баскетболистов.
Следует также учесть, что взрывная сила определяется не только уровнем развития мышечной силы, но, главным образом, способностью концентрировать нервные процессу и мобилизовывать функциональные возможности организма. В связи с этим специальные упражнения должны не только увеличивать абсолютную силу, но и совершенствовать развитие силового максимума в минимальное время. Отсюда необходимость уделять внимание формированию навыков мгновенной мобилизации волевых и физических усилий, что достигается выполнением специальных упражнений с большими отягощениями, повышенной скоростью движений. [17,с.34].
Хорошим средством выработки умения проявлять мощные концентрированные усилия являются изометрические упражнения, выполняемые в характерных для баскетболистов бросках. Следует учесть, что скорость движения с преодолением больших сопротивлений существенно увеличивается при изометрической тренировке мышечной силы в положении тела, при котором можно проявлять максимальные усилия. Скорость движений с преодолением малых внешних сопротивлений растет быстрее, когда тренировка силы проводится в положении тела, соответствующем началу движения. [13].
В поединке равных побеждает, как правило, более быстрый. Мгновенное опережение противника, прием или контрприем,– и спортсмен получает выигрышные баллы. А их бывает не так уж много в схватках сильнейших. Имея преимущество, можно ждать ошибок, со стороны противника, сковывая его инициативу, вызывая на проведение неотработанных приемов. [6,с.45].
Зачастую в тренировочных занятиях упражнения, для развития выносливости предшествуют скоростно-силовым. Многочисленные физиологические и врачебные исследования подтверждают целесообразность такой последовательности в чередовании, упражнений: работа на совершенствование выносливости протекает, в условиях так называемого «устойчивого состояния», когда запросы организма почти полностью удовлетворяются доставкой кислорода к работающим органам. Совсем другого типа реакции протекают при скоростно-силовой работе: основная масса кислорода доставляется уже после окончания работы, так как сама работа осуществляется в почти бескислородных условиях (при большом, так называемом кислородном долге). Перестройка организма после скоростно-силовой работы на работу, связанную с выносливость, происходит быстро и легко. Совсем другая картина наблюдается при обратной последовательности.
Несмотря на широкую публикацию этих сведений в научной методической литературе, в практике до сих пор можно встретить такое чередование упражнений; когда работа над выносливостью предшествует работе над скоростью и силой. Объясняется это желанием тренеров уделить в первую очередь внимание совершенствованию техники в различных ситуациях (учебная, учебно-тренировочная схватка, совершенствование приемов с полусопротивлением и полным сопротивлением). В результате эффект от применяемых в конце тренировки скоростно-силовых упражнений уменьшается. [8].
Баскетбол относится к группе видов спорта, характеризующихся комплексным проявлением физических качеств, при различных соотношениях уровней их развития.
На этапе начальной спортивной тренировки (с 7-8 до 13-14 лет) основными задачами физической подготовки являются: совершенствование скоростно-силовых качеств средствами подвижных и спортивных игр, спринта, легкой атлетики и др.
В подготовке молодых спортсменов целесообразно одну треть основной части занятия отводить воспитанию скоростно-силовых качеств. В подготовительном периоде годичного цикла это можно делать за счет некоторого снижения объема работы над техникой. К сожалению, во всех существующих методических руководствах по баскетболу подготовительному периоду в тренировке отводится очень мало места – 1-2 месяца.
В то же время опыт зарубежных тренеров, в частности американских, в других видах спорта (плавание, прыжки в воду, легкая атлетика и др.) свидетельствует о пользе увеличения от 1 до 3 лет продолжительности периода общей физической подготовки и совершенствования в технике для начинающих тренироваться юношей. Объясняется это необходимостью прочного закрепления навыков с тем, чтобы «сбивающие» фактору, возникающие на ответственных соревнованиях, не разрушали структуру навыков. Кроме, того, организм постепенно подводится к огромным тренировочным нагрузкам. В этом случае отдается предпочтение скоростно-силовой подготовке, так как над выносливостью можно работать и после 30 лет.
На этапе специальной спортивной тренировки (с 20 лет) основной задачей скоростно-силовой подготовки является: совершенствование быстроты и силы с помощью разнообразных средств: спортивных и подвижных игр, упражнений с отягощениями и штангой, метаний, спринта, специальных упражнении. При этом совершенствование скоростно-силовых качеств идет неразрывно с совершенствованием в технике, так как борцу надо быть быстрым и сильным и уметь использовать эти качества при проведении приемов. [15.с.23].
Несомненно, что, применяя в оптимальных пределах соревновательный, метод совершенствования в технике, а также совершенствования скоростно-силовых качеств, можно добиться хороших результатов. К сожалению, дать точные рекомендации здесь исключительно трудно – ведь в каждом отдельном случае нужно учитывать не только уровень тренированности и возраст, но и индивидуальную реакцию занимающихся на тренировочную нагрузку, состояние здоровья, характер предшествующего занятия. [12].
1.2. Особенности развитие скоростно- силовых качеств у детей 13-14
Взрывная сила зависит и от согласованной работы многих групп мышц. Это обусловливает необходимость совершенствования нервно-координационных отношений, зависящих, с одной стороны, от улучшения внутримышечной координации путем включения в кратковременную синхронную работу большого числа двигательных единиц с большей степенью напряжений, а с другой – от развития межмышечной координации. Причем совершенствование внутримышечной координации происходит по мере роста квалификации спортсмена, когда он преодолевает предельные и соревновательные отягощения, а межмышечной координации – когда отягощения равны соревновательным или меньше их и выполняются с максимальной скоростью.
В работах многих авторов [3, 17, и др.], занимающихся вопросами возрастной физиологии, подростковый возраст детей определен как самый
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анализ уровня физической и тактической подготовленности баскетболисток 16–17 лет / И. В. Романчук. – 2022. – № 2. – С. 125–127.
2. Артеменко Т. Г. Отбор баскетболистов а этапе начальной подготовки с учетом их личностных особенностей : дис…. канд. наук по физ. восп. и спорту : 24.00.01 / Т. Г. Артеменко. – Киев, 2010. – 20 с. – укр.
3. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека: - М.: Теория и практика физической культуры, 2020. - 275 с.
4. Воронова В. И. Психология спорта : [монография] / В. И. Воронова. – Киев : Олимп. лит., 2023. – 298 с.
5. Костикова Л.В. Баскетбол: Азбука спорта. - М: ФиС, 2021.
6. Маклаков А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2023. – 583 с.
7. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для интов физ. культуры / Л.П. Матвеев. - М.: ФИС, 2019. – 543 с.
8. Медведев, И.А. Управление оптимальной двигательной активностью учащихся в режиме дня и физической подготовкой на уроках физической культуры: Учебно-методическое пособие / И.А. Медведев. - Красноярск: РИО КГПУ, 2020. - 124 с.
9. Мицкан Б. М. Физическое состояние учеников старших классов гимназии / Б. М. Мицкан, И. В. Поташнюк // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – Харьков : ХОВНОКУ–ХДАДМ, 2011. – № 5. – С. 63–68.
10. Нестеровский Д. И. Баскетбол: Теория и методика обучения: /Д. И. Нестеровский. Учеб.пособие для студентов вузов - М.: Академия, 2024–336 с.
11. Нестеровский Д.И. Баскетбол: Теория и методика обучения : [учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений] / Д. И. Нестеровский. - 2-е изд., испр. - М. : Академия, 2023. - 336 с.
12. Новиков, А.Д. Теория и методика физического воспитания / А.Д. Новиков. - М.: Физкультура и спорт, 2022. – 354 с.
13. Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки / Н.Г. Озолин. -М.: ФиС, 2019.
14. Платонов В. М. Система подготовки спортсменов в олимпийском виде спорта. Общая теория и ее практические приложения : учеб. тренера высш. категории / В. М. Платонов. – М. : Сов. спорт, 2022. – 820 с.
15. Полянский, А.В. Бег и прыжки по покрытиям, имеющим различные физические свойства, в подготовке бегунов на средние дистанции: учеб. пособие для студ. и препод. фак. физич. воспит. пед. институтов / А.В. Полянский. - Славянск-на-Кубани: Изд-во СГПИ, 2023.
16. Программа дисциплины «Теория и методика баскетбола». Для вузов физической культуры /Под редакцией Ю.М. Портнова. - М., 2024.
17. Саркисова Н.Г. Специальная силовая подготовка гимнастов высокой квалификации в условиях комплексного вариативного использования переменных режимов сопротивлений: Автореф. канд. дис. Майкоп, 2000. - 27 с.
18. Скворцова, М.Ю. Баскетбол как средство совершенствование физических качеств студентов вуза / М.Ю. Скворцова, С.Д. Козлов // Инновационные процессы в образовании: материалы Международной конференции (XXVII научно-методическая конференция КемГУ). – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2023. – С.534–536
19. Скворцова, М.Ю. Использование средств аэробной гимнастики в процессе совершенствования скоростно-силовых качеств баскетболисток 15–16 лет в подготовительном периоде / М.Ю. Скворцова, С.Д. Козлов, Б.А. Борисов // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Кемерово: «Кузбассвузиздат», 2022. – С. 313–315 (0,3 п.л).
20. Скворцова, М.Ю. Совершенствование координационных способностей баскетболисток 17–19 лет средствами аэробики / М.Ю. Скворцова, Н.А. Медведева, Б.А. Борисов, С.Д. Козлов // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма: материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2022. – С. 117–119 (0,3 п.л.).
21. Скворцова, М.Ю. Совершенствование скоростно-силовых качеств баскетболистов / М.Ю. Скворцова // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2024. – С. 171–173 (0,2 п.л).
22. Скворцова, М.Ю. Совершенствование физических качеств баскетболистов с использованием дифференцированных комплексов аэробики / М.Ю. Скворцова, Т.А. Кравчук // Омский научный вестник – Декабрь 2006 – Вып. 9 (47). – С. 299–302 (опубликовано в изданиях, рекомендованных ВАК, 0,3 п.л.).
23. Смирнов, В.М. Физиология физического воспитания и спорта: Учебник для студентов / В.М. Смирнов, В.И. Дубровский. - М.: ВЛАДОСПРЕСС, 2022. - 608 с.
24. Солодков, А.С. Физиология человека. Спортивная. Возрастная: учебник для высших учебных заведений физической культуры / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: 2018. - 528 с.
25. Солодков, А.С. Физиология человека. Спортивная. Возрастная: учебник для высших учебных заведений физической культуры / А.С. Солодков. Е.Б. Сологуб. – М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2021. – 520 с.
26. Спортивные игры. Учебник для вузов. Том 1/Под редакцией Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - М.: Изд. Центр Академия, 2022.
27. Спортивные игры. Учебник для вузов. Том 2/Под редакцией Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - М.: Изд. Центр Академия, 2024.
28. Суслов, Ф.П. Теория и методика спорта / Ф.П. Суслов. - М.: Проспект, 2017. – 37 с.
29. Теория и методика физического воспитания том 1 / Под ред. .Т.Ю. Круцевич. – К.: Олимпийская литература, 2023.
30. Уилмор, Дж.Х. Костилл Д.Л. Физиология спорта: Издательство: Киев: Олимпийская литература, 2021. -503 с.
31. Филенко И. Ю. Информатизация исследования показателей технической и физической подготовленности баскетболистов использованием компьютерных обучающих программ / И. Ю. Филенко // Слобожанский научно-спортивный сборник. – Харьков : ХДАФК, 2018. – № 3. – С. 112–115.
32. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2017. - с.480.
33. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов. - М.: Физкультура и спорт, 2020 г. - 348с.
34. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – 11-е изд., стер. - М.: Академия, 2013. - 480 с.
35. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2023.
36. Шашурин, А.В. Физическая подготовка / А.В. Шашурин. – М.: Физкультура и спорт, 2015. – 317 с.
37. Щедрина, Ю.С. Физическая культура / Ю.С. Щедрина. – М.: Юнити, 2022. – 350 с.