Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На развитие глобальных экономических отношений в последнее время оказала влияние фундаментальная перестройка таможенного законодательства, которая требует постоянного контроля со стороны государства для обеспечения экономического благополучия и безопасности граждан. Создание Евразийского экономического союза (ЕАЭС) позволило каждой стране качественно перейти на новый уровень комплексного сотрудничества.
На сегодняшний день участники трансграничной цепочки поставок осуществляют свободное перемещение услуг, товаров, рабочей силы и капитала в рамках установленных норм законодательства государств-членов ЕАЭС. В то же время, в процессе формирования внешнеэкономических связей между странами основной формой государственного вмешательства во внешнюю торговлю является использование ряда методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД).
В связи с этим тарифное регулирование выступает в качестве наиболее эффективного инструмента управления и, используя Единый тарифный тариф ЕАЭС (CTA ЕАЭС), непосредственно влияет на торговые потоки, что приводит к применению единых правил торговли с третьими странами. Применение закона о таможенном тарифе имеет свои особенности, которые объясняются, с одной стороны, характером торгово-экономических отношений между странами (открытостью рынков), а с другой - предоставлением тарифных преференций. Это усиливает протекционистскую функцию защиты внутреннего рынка от импорта нежелательных товаров. В результате тарифное регулирование является важным направлением в процессе разработки внешнеэкономической политики страны и ее реализации.
В последнее время из-за введения санкций во внешней торговле значительно сократилось число стран, которым предоставлено право пользоваться преференциальной системой. В связи с этим, неуплата или задержка с уплатой импортных (экспортных) тарифов участниками внешнеэкономической деятельности, отсутствие сертификата происхождения на перевозимые товары и, как следствие, нарушение законодательства. Поэтому сегодня особенно актуален вопрос совершенствования средств тарифообразования и тарифного регулирования во внешнеэкономической деятельности, позволяющих сдерживать ввоз ненужных товаров.
Целью исследования является разработка предложений по совершенствованию таможенно-тарифного регулирования в системе методов управления внешнеэкономической деятельностью.
Задачи исследования:
1) Изучить теоретические основы тарифообразования и тарифного регулирования во внешнеэкономической деятельности;
2) Рассмотреть организационно-правовые основы таможенного и тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности;
3) Проанализировать практику применения таможенных пошлин и таможенного законодательства во внешнеэкономической деятельности;
4) Предложить пути совершенствования тарифов и тарифного регулирования во внешнеэкономической деятельности.
Объектом исследования является таможенно-тарифное регулирование во ВЭД государства.
В качестве предмета исследования выступают инструменты таможенно-тарифного регулирования ВЭД.
В качестве теоретико-методологической базы исследования лежат основные положения, выдвинутые отечественными исследователями - Т.П. Алферьевым, О.И. Солодухиной, С.А. Хапилиным, в отношении изучения проблем таможенно-тарифного регулирования ВЭД государства. Проведенные исследования позволили анализировать сущность и содержание таможенно-тарифного регулирования в рамках методов государственного контроля над внешней торговлей, а также оценить влияние данного метода на экономику страны. Эти работы также сыграли важную роль в развитии теоретической базы исследования, позволяя анализировать элементы таможенно-тарифного регулирования, функции и классификацию таможенных пошлин, которые являются основными инструментами применения данного метода регулирования.
Методы исследования включали описание, сравнение, сопоставление, анализ и синтез для изучения понятий и основ таможенно-тарифного регулирования во внешнеэкономической деятельности, а также использование графических, табличных и статистико-экономических методов.
Глава 1 Сущность и содержание таможенно-тарифного регулирования
Одной из главных задач страны является создание условий, способствующих развитию бизнеса и привлечению инвестиций. Приоритет отдается местным промышленным и коммерческим организациям, которые не только создают возможности для трудоустройства, необходимые населению, но и надежно получают большой объем налоговых поступлений. Глобализация экономического рынка, хотя и оказала в целом положительное влияние, стала одним из факторов, повысивших порог для вхождения в предпринимательскую сферу. Без достаточной финансовой поддержки очень трудно конкурировать с крупными компаниями и зарубежными продуктами, особенно на стадии открытия. Одним из решений является тарифный надзор - это комплекс мер, которые рекомендуются с точки зрения защиты интересов отечественных компаний и пополнения бюджета за счет введения дополнительных обязательств по определенным категориям импортной продукции.
Таможенные тарифы призваны регулировать внешнеэкономическую деятельность и обеспечивать стабильность экономики страны, что необходимо для всестороннего развития. Российская Федерация является членом ЕАЭС — Евразийского экономического союза, что определяет общность регионов торговли и принципы построения систем управления. Правовой основой данного дела являются Кодекс организации и Федеральный закон № 289, которые содержат положения, определяющие процедуры совершения коммерческих сделок между контрагентами в разных странах.
Основные концепции таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности (экспорта и импорта) определяют методы и функции государственного участия и направлены на оптимизацию существующих процедур. Правительство может свободно использовать определенные законодательные механизмы не только для получения дополнительных бюджетных льгот, но и для ограничения проникновения продукции иностранных производителей на внутренний рынок. Система также сокращает количество экспортируемых ресурсов и товаров и повышает розничные цены, устранять искусственно созданный дефицит и работать в обратном направлении.
Перечень приоритетов, определяемых в рамках внешнеэкономической деятельности и тарифного надзора за внешней торговлей, ежегодно формируется и корректируется с учетом интересов национального бюджета и налоговой системы. Принимая во внимание сложные обстоятельства, связанные с некоторыми политическими и эпидемиологическими ограничениями в последние годы, важной целью по-прежнему остается поддержание конкурентоспособности отечественных коммерческих проектов, в том числе специализирующихся на производстве и реализации импортозамещающей продукции, а также поддержание эффективной организации экспортных поставок. В то же время важно учитывать, что повышение тарифов в конечном итоге скажется на нагрузке на потребителей, особенно в отношении товаров, которые не имеют местных аналогов, сопоставимых по качественным характеристикам.
Таможенные тарифы - это давно известный метод государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Применяемый метод позволяет нам решить 2 основные задачи. Он не только защищает отечественных производителей от зарубежных конкурентов, которые не всегда добросовестно используют методы рекламы на рынке, но и позволяет увеличить объем бюджетных средств, которые впоследствии расходуются на другие льготные цели. Протекционистские и фискальные функции выполняются одновременно, помогая поддерживать баланс между представленностью продукции в конкретной отрасли и развитием отечественного бизнеса.
Структуры, используемые в рамках администрирования, характеризуются наличием определенных элементов, которые непосредственно взаимосвязаны или взаимодействуют автономно. В аналогичном качестве, в связи с рассматриваемой структурой, к ним относятся:
Тариф - это процент сбора, устанавливаемого таможней при импорте или экспорте.
Декларация - это набор требований к оформлению и характеристикам.
Таможенные процедуры и номенклатура внешнеэкономической деятельности.
Глобализация мировой экономики требует унификации таких элементов. В его основе лежат положения основных международных договоров, включая соглашения ВТО, договоры о гармонизированной системе и другие многосторонние нормативные акты, призванные обеспечить поддержание благоприятных для торговли режимов во всех странах.
Процесс формирования тарифов, как правило, сложен и сочетает в себе методы, которые прямо и косвенно влияют на ценообразование.
В первом случае речь идет о прямом вмешательстве правительства, связанном с установлением определенного уровня комиссии, который отвечает требованиям рентабельности отрасли с точки зрения привлечения бюджетных средств. Этот вид административного управления связан с ситуациями, характеризующимися общей экономической нестабильностью, а также с теми, которые требуют повышения или снижения цен в регионе. Основными методами являются:
Фиксация тарифных ставок, а также наценок и дополнительных надбавок.
Определение нормы рентабельности для отдельных категорий товаров и услуг.
Корректировка стандартов декларирована.
Косвенно таможенно-тарифное регулирование является способом управления внешнеторговой деятельностью, при этом акцент делается не на самих обязательствах, а на соответствующих факторах, которые непосредственно влияют на конечную стоимость. Реализация таких мер предусматривает:
Реализацию проектов по льготному кредитованию и налогообложению.
Предоставление субсидий и субвенций, выделяемых из бюджетных средств.
Эффективное инвестирование в потенциально перспективные сегменты бизнеса.
Говорится, что политика косвенного вмешательства предусматривает использование различных методов, направленных на увеличение предложения на рынке, повышение платежеспособности населения и оптимизацию налоговых ставок на импортируемую и экспортируемую продукцию.
1.1. Таможенно-тарифное регулирование как метод государственного регулирования внешнеторговой деятельности
В настоящее время внешнеэкономическая деятельность не только базируется на международных товарных биржах, но и активно участвует в развитии производительных сил предприятий и вносит свой вклад в международное разделение труда.
Современное таможенное оборудование для регулирования внешнеторговых потоков в основном ориентировано на поддержание внешней торговли и создание благоприятных инвестиционных условий для развития высокотехнологичных и инновационных отраслей промышленности.
Использование широкого спектра таможенных инструментов (упрощенное функционирование таможенных процедур, посредников в таможенной инфраструктуре) значительно ускоряет процесс таможенного оформления при импортных и экспортных поставках. В то же время функция внешнеторговых отношений в мировой сфере требует защиты экономических интересов государства и отечественных производителей для поддержания баланса между экспортом и импортом.
Государственное регулирование внеш декоммунистической деятельности - один из способов установления эффективных внешнеторговых отношений между странами.
Кравченко A.Вю определяет государственное регулирование внешнеэкономической деятельности как "систему законодательных, исполнительных и надзорных мер, направленных на улучшение внешнеэкономической деятельности на благо национальной экономики". Выделим некоторые принципы, на которых основывается государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в России:
- Государственная защита прав и законных интересов участников внешнеэкономической деятельности, а также российских производителей товаров и услуг;
- унификация системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и таможенной зоны ЕАЭС;
- Приоритет мер экономического регулирования;
- Равенство и недискриминация всех участников внешнеэкономической деятельности;
- Принцип взаимности в отношениях с другими государствами или группами государств;
- обеспечить выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам и осуществление прав, вытекающих из этих договоров;
- Прозрачность в разработке, принятии и применении мер регулирования внешней торговли;
- Обеспечение обороны страны и безопасности государства;
- унификация методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, действующих на территории Российской Федерации.
"Необходимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности признана экономической теорией и подтверждена деловой практикой развитых стран.""Товары, находящиеся в Российской Федерации, предусмотренные международными договорами, составляющими правовую базу Таможенного Союза и принятыми таможенными органами в соответствии с указанными договорными актами. Профсоюзные организации регулируются положениями Таможенного союза.
На сегодняшний день государственное регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется с использованием самых разнообразных методов и мер законодательного, надзорного и исполнительного характера.
Статьей 12 Федерального закона от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» определен исчерпывающий перечень методов государственного регулирования внешней торговли (рис. 1.)
Рис. 1. Методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности
Таможенное законодательство является основным методом государственного регулирования внешнеторговой деятельности, который, по сути, следует отнести к группе экономических методов регулирования внешней торговли. Этот факт объясняется главным образом односторонним установлением тарифов, при котором предмет таможенных пошлин и таможенных отношений определяется исходя из суммы, основания, сроков и других аспектов уплаты обязательств.
Кравченко А.В. дает следующее определение тарифным мерам регулирования внешней торговли: "Тарифные меры - это мера влияния государства на внешнеэкономические связи страны, основанная на использовании ценовых факторов, влияющих на оборот внешней торговли"."
Таким образом, тарифное регулирование можно определить, как систему экономических и правовых мер по регулированию стоимости импортируемой и экспортируемой продукции с учетом издержек и цен отечественных производителей, а также как набор стоимостных инструментов для регулирования эффективности потребления отечественной и импортной продукции.
С одной стороны, механизм тарифного регулирования оказывает существенное влияние на процесс формирования и развития мировых экономических связей, влияя на обмен товарами, услугами и рабочей силой, а с другой стороны, на уровень создаваемых при этом издержек. В конечном счете, ценообразование отечественных и зарубежных товаров, реализуемых на внутреннем рынке, происходит под влиянием тарифной политики государства.
Формирование таможенных пошлин и таможенного регулирования в системе методов управления внешнеэкономической деятельностью началось с создания единой системы таможенных пошлин и таможенного регулирования внешнеторговой деятельности на таможенной территории государств-членов Таможенного союза (ТС). Это направление получило дальнейшее развитие после подписания Договора о Евразийском экономическом союзе. На сегодняшний день тарифы и тарифное регулирование представляют собой единую систему, включающую:
1) Единую Товарную номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (ЕТН ВЭД ЕАЭС) и ЕТТ ЕАЭС;
2) Перечень развивающихся стран – пользователей системы тарифных преференций ТС3;
3) Перечень наименее развитых стран – пользователей системы тарифных преференций ТС4;
4) Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции.
Реализация тарифной политики, а также решение таможенными органами задачи по установлению тарифных мер осуществляется посредством набора компонентов тарифного режима.