Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Научное стремление понять механизмы, лежащие в основе мотивации учеников в образовательной среде, представляет собой важнейшую научную проблему; в частности, динамику, с помощью которой мотивация культивируется и поддерживается в условиях переменчивой академической среды. Актуальность данного исследования обусловлена насущной необходимостью совершенствования образовательных стратегий – цели, основанной на улучшении результатов обучения путем целенаправленного мотивационного вмешательства (следовательно, актуальность изучения мотивационных конструктов подчеркивается их непосредственным влиянием на академическую эффективность и вовлеченность учеников). Проблемное поле исследования охватывает различные аспекты: теоретическое разграничение понятий «мотивация» и «мотив» в рамках психологии образования, эмпирическое исследование мотивационных факторов и практические методики формирования устойчивой мотивационной структуры у учеников.
Данное исследование работает в рамках двойной парадигмы: оно одновременно аналитическое, препарирующее компоненты и предшественники мотивации, и фактологическое, основанное на объективной оценке образовательных явлений («мотивация» здесь расчленяется на внутренние и внешние элементы, каждый из которых рассматривается через призму современных педагогических методик). Дискурс в образовательных кругах в значительной степени сосредоточен на оптимизации мотивационных стратегий для адаптации к меняющимся образовательным аспектам; т.о., тонкое понимание мотивационных теорий и их практического применения становится необходимым.
Объект исследования – образовательные процессы в средней школе – выступает в качестве фокусной арены, на которой происходит формирование и наблюдение за мотивацией учащихся; предметом, точнее, является сама мотивация учащихся, рассматриваемая через призму психологических и педагогических влияний, которые приводят в действие и формируют эту мотивационную динамику. Цель исследования – выяснить основополагающие и оперативные механизмы формирования и поддержания мотивации в образовательных контекстах, что позволит оптимизировать педагогические стратегии, способствующие формированию устойчивых, прочных мотивационных состояний у учеников.
Для достижения этой цели были тщательно проработаны задачи, включающие: изучение теорий мотивации применительно к сфере образования, что позволяет выявить онтологические и эпистемологические основы мотивации; эмпирическая оценка внутренних и внешних мотивационных сил с помощью количественного и качественного анализа, обеспечивающая целостную картину; Изучение возрастных мотивационных тенденций, включающее продольный анализ для выявления закономерностей и изменений на этапах развития; разработка педагогически обоснованных методов, направленных на стимулирование и поддержание вовлеченности учащихся, что включает в себя создание и внедрение инновационных образовательных практик, таких как геймифицированная среда обучения и проектная педагогика.
Научная новизна исследования заключается в интегративном подходе, синтезирующем устоявшиеся теории мотивации с современными педагогическими технологиями, что позволяет предложить многогранную модель мотивационного развития, адаптирующую традиционные теории мотивации к современным образовательным парадигмам, охватывающую как внутренние, так и внешние элементы, которые часто изучаются изолированно; в отличие от этого, данное исследование стремится изучить их взаимодействие и совокупный эффект на вовлеченность учеников. Также в исследовании представлен инновационный диагностический инструмент, предназначенный для оценки эффективности различных мотивационных стратегий, что позволяет применять основанный на данных подход к совершенствованию педагогической практики.
Гипотеза, выдвинутая в данном исследовании, утверждает, что систематическое применение комбинированных внутренних и внешних мотивационных стратегий, разработанных с учетом индивидуальных особенностей и стадий развития учащихся, значительно повысит мотивацию учащихся средней школы, а следовательно, улучшит их академическую успеваемость и вовлеченность. Эта гипотеза не только бросает вызов существующим образовательным моделям, которые преимущественно подчеркивают либо внутреннюю, либо внешнюю мотивацию, но и стремится установить тонкое понимание того, как эти мотивации могут быть эффективно согласованы в рамках образовательного процесса.
Методологической основой данного исследования является всесторонний обзор научной литературы и эмпирических исследований, посвященных многогранной природе мотивации учащихся в образовательных учреждениях. Исследование опирается на разнообразные источники для анализа и синтеза мотивационных феноменов, объединяя теоретические конструкции с практическими наблюдениями, чтобы обогатить академический диалог об образовательной мотивации. Новаторские идеи Б. Асановой и П. Гаговой (2019) проясняют сложную динамику мотивации в рамках образовательного процесса, утверждая, что различные мотивационные конструкты влияют на учебное поведение и результаты обучения (https://doi.org/10.35120/kij3402435a). В дополнение к этому А. Якубовна и И. Шавкатовна (2020) подчеркивают ключевую роль мотивации учеников в высших учебных заведениях, предлагая нюансы ее влияния на академическую активность и успеваемость (International Journal of Research, 7, pp. 466-476).
Расширяя теоретический аспект, Н. Шленская, Д. Лавринович, Г. Хорохорина и Д. Замель (2022) предлагают тщательный анализ того, как академическая мотивация коррелирует с применением конкретных стратегий обучения во время лекций, представляя сложные методологические подходы к количественной оценке мотивационных влияний (https://doi.org/10.1145/3582580.3582642). Аналогичным образом Т. Чу и Т. Чжан (2018) исследуют мотивационные процессы в рамках программ спортивного образования, подчеркивая трансформационный потенциал структурированного физического воспитания в отношении мотивации учеников (European Physical Education Review, 24, pp. 372-394, https://doi.org/10.1177/1356336X17751231).
Диагностическое измерение данного исследования опирается на работу Г. Снежко (2021), посвященную изучению мотивации в образовательных онлайн-контекстах, которая дает критическое представление о цифровой модуляции стимулов к обучению (Мир науки. Серия: Социология, филология, культурология, https://doi.org/10.15862/56scsk421). В то же время Л. Баллестерос, Ф. Эскивель, С. Морено, С. Гарсия и М. Серрильо (2023) исследуют пересечение мотивации и лидерства в системе высшего образования, подчеркивая важность административных ролей в формировании академической мотивации (Revista Caribeña de Ciencias Sociales, https://doi.org/10.55905/rcssv12n5-002).
Теоретическая значимость исследования однозначно вытекает из его систематического анализа мотивационных конструктов в образовательном спектре; синтез не только контекстуализирует, но и расширяет устоявшиеся парадигмы (в частности, предложенные такими учеными, как И.Ф. Демидова и Е.П. Ильин), тем самым предлагая «переосмысленные рамки» для понимания мотивации учеников. Интегрируя модели из исторического и современного дискурсов, данное исследование способствует более глубокому пониманию внутренних и внешних мотиваторов, влияющих на результаты обучения, эффективно преодолевая теоретические пробелы и предлагая новые направления для научного поиска.
Практические последствия данного исследования многообразны и обширны; прежде всего, они обеспечивают практические стратегии, которые педагоги и администраторы могут использовать для улучшения мотивационного климата в различных образовательных учреждениях. Эти стратегии, основанные на эмпирических данных и подкрепленные теоретическими представлениями, включают внедрение «динамичных педагогических практик» (таких как геймифицированное обучение и проектные подходы), которые, как было показано, значительно влияют на уровень мотивации (как подробно описано в исследованиях Т. Чу и Т. Чжана, 2018). Кроме того, диагностические инструменты, разработанные в рамках данного исследования, позволяют более «точно оценить» эффективность мотивационных стратегий, тем самым обеспечивая непрерывное совершенствование образовательной практики.
К тому же, двойная значимость данного исследования подчеркивается его вкладом в разработку политики: предоставляя подробный анализ мотивационных факторов, оно вооружает политиков данными, необходимыми для разработки политики, которая лучше удовлетворяет психологические и педагогические потребности учеников. Это особенно важно в свете таких законодательных актов, как Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012), который предписывает оптимизировать образовательные процессы, чтобы способствовать целостному развитию учащихся.
Глава 1. Теоретические аспекты мотивации обучающихся к учению в образовательном процессе
1.1. Сущность понятий мотивация и мотив к учению
В контексте учебной деятельности понятие мотивации охватывает многогранный спектр внутренних и внешних сил, которые побуждают учеников к учебной активности и достижениям; мотивация, как сформулировали Б. Асанова и П. Гагова (2019), определяется как внутренние и внешние стимулы, которые инициируют, направляют и поддерживают учебное поведение [Asanova, Gagova, 2019]. Различие между мотивацией и мотивом, где под «мотивом» понимаются именно глубинные причины или цели, которые движут поведением, имеет решающее значение для понимания глубины и направления вовлеченности учеников в учебную деятельность [Якубовна, Шавкатовна, 2020, с. 470].
Это концептуальное уточнение закладывает основу для более глубокого изучения типов и классификаций мотивации в рамках образования. Внутренняя мотивация, характеризующаяся внутренним побуждением к обучению из-за присущего ей интереса или удовольствия, резко контрастирует с внешней мотивацией, которая обусловлена внешним вознаграждением или давлением [Chu, Zhang, 2018, p. 380]. Эти основополагающие идеи имеют ключевое значение для разработки эффективных педагогических стратегий, способных удовлетворить различные потребности и предпочтения учащихся, способствуя созданию более динамичной и восприимчивой образовательной среды.
Изучение этих мотивационных конструктов обогащается эмпирическими исследованиями, такими как исследование Н. Шленской и коллег (2022), в котором изучается корреляция между мотивационными типами и применением различных стратегий обучения во время лекций, что позволяет получить детальное представление о том, как различные мотивационные состояния влияют на академическую успеваемость и поведение учеников [Shlenskaya, Lavrinovich, Khorokhorina, Zamel, 2022].
Разграничивая эти основные понятия в рамках более широкого дискурса психологии образования, данный раздел не только разъясняет ключевые термины, но и задает фундаментальные рамки, на основе которых может быть проведен последующий анализ мотивационных феноменов. Такой подход обеспечивает строгое и структурированное исследование того, как мотивационные факторы переплетаются с образовательными результатами, тем самым создавая надежную основу как для теоретических исследований, так и для практического применения в области развития образования. Различение понятий «мотивация» и «мотив» выявляет нюансные, но критически важные различия, необходимые для понимания поведения учащихся: «мотивация» – широкий, всеобъемлющий термин – обозначает весь спектр психологических процессов, которые инициируют, поддерживают и направляют поведение на достижение целей обучения, выступая в качестве катализатора в образовательной среде. В отличие от него, «мотив» означает конкретные побуждения или желания, которые заставляют человека действовать; они часто рассматриваются как отдельные элементы, которые подпитывают более широкую мотивационную структуру (это могут быть личные стремления, насущные потребности или внешние вознаграждения) [Асанова, Гагова, 2019].
Мотивация» представляет собой динамичный континуум, на который влияют как внутренние склонности, так и внешние стимулы; она включает такие факторы, как познавательный интерес, эмоциональная привлекательность и социальное давление – каждый из них взаимодействует и регулирует вовлеченность и настойчивость учащегося в образовательной деятельности. И наоборот, «мотив» указывает на конкретные «причины» или «цели», которые лежат в основе решения индивида принять участие в учебной деятельности; эти причины могут быть внутренними (возникающими из внутреннего желания
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Albrecht, J., & Karabenick, S. Relevance for Learning and Motivation in Education. The Journal of Experimental Education, 2018, 86, pp. 1 – 10. https://doi.org/10.1080/00220973.2017.1380593.
2. Asanova, B., & Gagova, P. Motivation in the Education Process. Knowledge International Journal, 2019. https://doi.org/10.35120/kij3402435a.
3. Ballesteros, L., Esquivel, F., Moreno, S., García, S., & Cerrillo, M. Motivation and Leadership in Higher Education. Revista Caribeña de Ciencias Sociales, 2023. https://doi.org/10.55905/rcssv12n5-002.
4. Chu, T., & Zhang, T. Motivational Processes in Sport Education Programs Among High School Students. European Physical Education Review, 2018, 24, pp. 372 – 394. https://doi.org/10.1177/1356336X17751231.
5. Crisan-Tausan, L. Fostering Academic Motivation from a Student-Centred Perspective. Journal Plus Education, 2022. https://doi.org/10.24250/jpe/2/2022/lct.
6. Dautkalieva, P., & Ormanova, Z. The Impact of Motivation on Students' Behavior and Learning Process. BULLETIN Series Psychology, 2020. https://doi.org/10.51889/2020-4.1728-7847.02.
7. Felea, M., & Roman, A. Learning Motivation of Students. Educatia 21, 2023. https://doi.org/10.24193/ed21.2023.25.33.
8. Kalita, R. Education and Motivation: How to Make Students Interested. International Journal For Multidisciplinary Research, 2023. https://doi.org/10.36948/ijfmr.2023.v05i02.1744.
9. Lungu, M. Motivation as Part of the Educational Process. Journal Plus Education, 2019, 22, pp. 141-149.
10. Mingazheva, E. Influence Of Motivation Of Teacher On Students Self-Education, 2018. https://doi.org/10.15405/EPSBS.2018.04.02.25.
11. Pratomo, H., & Kuswati, Y. The Effect of Teacher Motivation on Student Achievement in Islamic Senior High School. International Journal of Educational Qualitative Quantitative Research, 2022. https://doi.org/10.58418/ijeqqr.v1i2.17.
12. Shlenskaya, N., Lavrinovich, D., Khorokhorina, G., & Zamel, D. Academic Motivation and Learning Strategies of Students at Lectures. Proceedings of the 2022 5th International Conference on Education Technology Management, 2022. https://doi.org/10.1145/3582580.3582642.
13. Snezhko, G. Motivation of Students in Online Education. World of Science. Series: Sociology, Philology, Cultural Studies, 2021. https://doi.org/10.15862/56scsk421.
14. Sokolov, N., & Sergeeva, M. Training as a Means of Developing Students’ Motivation. Propósitos y Representaciones, 2021, 9, pp. 1368. https://doi.org/10.20511/PYR2021.V9NSPE1.1338.
15. Vasiuk, O., Vygovska, S., Malyshevskyi, O., Nychkalo, N., Malyshevska, I., & Zorochkina, T. Motivation Discourse of Student's Personality in Educational Activity. Revista Romaneasca pentru Educatie Multidimensionala, 2022. https://doi.org/10.18662/rrem/14.1/514.
16. Yakubovna, A., & Shavkatovna, I. Role Of Motivation Of University Students In The Educational Process. International Journal of Research, 2020, 7, pp. 466-476.
17. Демидова И.Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие. Ростов-н/Д.: Феникс, 2003. 224 c.
18. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2008. 512 с.
19. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие. М.: Смысл; Академия, 2004. 352 с.
20. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. 192 с.
21. Мясищев В.Н. Психология отношений: избр. псих. тр. / ред. А.А. Бодалев. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. 400 с.
22. Об образовании в Российской Федерации: фед. закон от 29 дек. 2012 № 273-ФЗ. http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html.
23. Сахарова В.И., Вавилова Л.Н., Дочкин С.А., Костюк Н.В., Кузина В.М. Мотивация учения в профессиональном образовании: сущность, особенности, развитие: монография / под науч. ред. В.И. Сахаровой. М.; Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРпО», 2007. 208 с.
24. Сиденко Е. А. К вопросу об адаптации подростка. Инновационные проекты и программы в образовании, 2011, № 1.
25. Сиденко Е. А. Особенности старшего подросткового возраста. Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2011, № 2.
26. Сиденко Е. А. Тренинг мотивации достижения в зарубежной психолого-педагогической практике. Инновационные проекты и программы в образовании, 2010, № 5.
27. Сиденко Е. А. Универсальные учебные действия: от термина к сущности. Эксперимент и инновации в школе, 2010, № 3. С. 55-59
28. Сидорова И. В., Ананьева А. В. Развитие мотивации учащихся к самореализации на уроках и во внеурочной деятельности. Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2011, № 1. С. 32-25
29. Ульянова Н. А. Важность профессиональной мотивации старшеклассников. Инновационные проекты и программы в образовании, 2010, № 2. С. 52-53
30. Шустова О. А. Формирование окружной системы конкурсов и мероприятий с целью выявления и развития высокомотивированных и одаренных учащихся. Эксперимент и инновации в школе, 2010, № 5. С. 7-11