Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Торговля может быть представлена оптовыми и розничными компаниями. Последние занимаются продвижением продукции конечным потребителям. Конкуренция на рынке усиливается, на что влияет активное развитие розничных торговых сетей.
Торговая сеть – это совокупность торговых организаций (магазинов и других точек продажи товаров), которые располагаются на определенной географической территории.
Для привлечения большего числа покупателей многие компании поставляют свои товары в крупные торговые сети. Причина – расширение рынков сбыта, большая проходимость людей, вероятность совершения импульсивных покупок (потребитель пришел в магазин за одним товаром, а приобрел еще и другие).
Система продвижения товаров в торговые сети преследует ряд целей:
формирование спроса;
стимулирование продаж;
совершенствование образа торговой сети.
Франшиза – практически самая распространенная форма бизнеса во многих странах. Предприниматели, а в особенности начинающие бизнесмены видят выгоду и преимущества в работе под известными марками и брендами поэтому предпочитают купить и развивать уже что-то готовое, чем создавать все с нуля самостоятельно. Франшиза позволяет быстро и легко войти в бизнес под уже известным и предпочтительным «именем».
По некоторым источника, франшиза появилась в Америке в середине XIX века, в то время создатель швейных машинок А. Зингер придумал, что для его торговой марки будет выгодно привлечение других компаний. Из других источников, следует, что А. Зингера на 10 лет опередила немецкая пивоварня «Шпатен». Особенно популярной франшиза стала в сетях общественного питания. Все, всемирно известные очки KFC, Burger King и подобные рестораны с фастфудом – работают по франшизе. Для одних предпринимателей, франшиза – это возможности для быстрого расширения, для других предпринимателей, франшиз дает возможность работы под известными брендами и «именами», дает возможность постоянного спроса.
В нашу страну франшиза пришла в конце 90-х годов XX века, совместно с периодом активного развития коммерции. В настоящие дни, очень многие крупные Российские компании в той или иной степени используют франшизу в своей деятельности. Существуют сети не только иностранных, но так же и Российских компаний. Франчайзинг подходит для любого типа бизнеса — от маленькой кофейни до большого торгового центра.
Актуальность франчайзинга заключается в наличии неоспоримых преимуществ для участников франчайзинговых отношений: для начинающих предпринимателей — это реальная возможность организовать собственное дело, так как в их распоряжение предоставляется стабильный доходный бизнес, для известных фирм и компаний расширить и упрочить свои позиции на рынке, а для государства приобрести эффективный инструмент поддержки предпринимательства.
Целью исследования данной курсовой работы является исследование понятий, видов, сущности, механизмов работы франчайзинговых торговых сетей.
Предметом исследования являются франчайзинговые торговые сети.
Объектом исследования служит региональная франчайзинговая торговая сеть «ЖизньМарт».
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач данного исследования:
изучить понятие и виды торговых сетей;
изучить сущность и значение франчайзинга;
изучить классификацию франчайзинга и характеристику его видов;
рассмотреть современные тенденции, перспективные направления и прогнозы развития франчайзинга в России;
провести сравнительную характеристику франшиз в торговой сфере;
рассмотреть систему региональной франчайзинговой сети на примере сети магазинов «Жизнь март», рассмотреть возможности развития.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФРАНЧАЙЗИНГА
1.1. Региональная торговая сеть, понятие и виды
Торговая сеть - совокупность двух и более торговых объектов, которые принадлежат на законном основании хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам, входящим в одну группу лиц в соответствии с Законом о защите конкуренции, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.
Ранее понятие торговой сети предполагало совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации. [1]
Cети в нашей стране можно разделить на федеральные и региональные, но следует отметить, что многие экономисты не понимают, что такое региональная сеть, считая ее этапом развития федеральных сетей. Эти взгляды обосновываются тем, что федеральные сети значительно превышают региональные благодаря большему эффекту масштаба. Примером может выступить сфера торговли. Практически все федеральные торговые сети развились из столичных, используя преимущества в финансировании, бизнес-технологиях, квалификации персонала. Однако не всегда бизнес-подходы федерального уровня срабатывают в регионах. К примеру доходы в столице – существенно выше, чем в регионах. Отсюда и акцент: на бренды, на качество обслуживания, на вертикаль управления при высоком платежеспособном спросе. При «не брендовом» спросе населения в нецентральных субъектах федерации зачастую более выигрышна региональная сеть магазинов, претворяющая в жизнь местные торговые стратегии. Эти виды сетей дополняют друг друга.
Региональная сеть – это довольно широкое понятие. На самом деле их множество, они разнообразны. Региональная сеть представляет собой специализированные инфраструктурные образования на территории определенного региона, функционально объединяющиеся в промышленном, финансовом, торговом, государственном, коммерческом (некоммерческом) разрезе. В данном случае они ограничиваются отраслью и взаимодействуют между собой как региональные управления, предприятия, магазины, отделения. Как социальный феномен, региональная сеть появилась из-за востребования обществом повышения динамизма, эффективности, гибкости, управляемости вышеперечисленных учреждений, предприятий и организаций.
Региональные сети – это совокупность региональных подразделений, реализующих возможности эффекта масштаба. Данный эффект универсален, хотя открыт в сфере экономики. Его смысл – в уменьшении усредненных издержек при увеличении масштабов производства. Возможность одновременной и согласованной работы с расширенным кругом потребителей является сильной стороной региональных сетей.
Региональная сеть использует преимущества специализации, логистики и управления, расширенных возможностей для капиталовложений и диверсификации деятельности. Для ее планирования, менеджеры, предварительно просчитываются несколько вариантов кривой масштаба для различных уровней инвестиций и выбирают оптимальный вариант действий и развития.
Региональные сети можно разделить на:
1. Сети государственных учреждений: на самом деле представляет собой множество сетей, осуществляющих государственное и муниципальное управление. В ее работе четко просматриваются повышение уровня централизации и управления, снижение издержек, характерные для эффекта масштаба.
2. Региональные розничные сети: каждый житель страны, как потребитель, сталкивается с многочисленными местными торговыми структурами. Розничные региональные сети – это связанные единым управлением и учетом, едиными корпоративными стандартами и логистикой разнотипные массивы магазинов. Они включают в себя элементы: «магазин у дома», дискаунтер, супермаркет, гипермаркет и т. д. Темп развития сетевой розничной торговли в России в полтора раза превышает рост ВВП. На ее долю приходится львиная часть потребительских расходов россиян, которые в свою очередь, составляют 73% от их доходов.
3. Сетевые промышленные образования: в настоящее время наиболее перспективными организационными формами сетей промышленных предприятий являются холдинг и франчайзинг. Сетевое образование, предполагающее жесткую вертикаль управления при равноправии предприятий и управлении ими центральным, называется холдингом. Если же предприятия совместно планируют развитие и минимизируют издержки путем централизации функций управления, рекламы, внедрения технологий, то они избирают франчайзинг.
4. Региональные сети финансовых учреждений: «сердцем» такой структуры является сайт регионального банка либо другого финансового органа. Он имеет как открытые (общедоступные) разделы, так и закрытые (паролированные и «привязанные» к определенным рабочим местам сотрудников отделений их внутрисистемными номерами и IP-адресами). Закрытые разделы обеспечивают в on-line режиме работу сертифицированной целевой электронной почты, централизованных лицензированных сетевых программ государственного, и финансового учета, необходимую информационную поддержку персонала. [2]