Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы определяется тем, что в современных условиях экономики конкуренция выступает в качестве важнейшего фактора процветания коммерческих предприятий. Как на уровне региона, так и всего государства конкурентные отношения эффективным образом развивают механизмы рынка, а этим создаются условия для роста экономики. В связи с чем конкурентоспособное предприятие работает в экономике эффективным образом: эффективно использует все возможные ресурсы и постоянно улучшает свои показатели.
Выше изложенное в целом на теоретико-методологическом уровне определило проблему настоящего исследования: выявление направлений улучшения конкурентоспособности коммерческой организации.
Тема курсовой работы является достаточно разработанной. Важнейшие принципы теории эффективности и конкурентоспособности представлены в работах классиков науки экономики: А. Смита, Д. Рикардо, Дж.Гэлбрейта, Дж. Кларка, К. Болдуинга, Дж. С. Милля и пр. В значительной степени исследованию понятия, процесса формирования и управления эффективности и конкурентоспособности помогли труды отечественных ученых-экономистов: И.А. Бланка, В.В. Бочарова, В.Д. Грибова, В.В. Ковалева, Л.Н. Красавиной и пр.
Достаточная разработанность указанной проблемы и ее большая практическая значимость в современных условиях определили тему исследования: «Управление конкурентоспособностью организации (предприятия)».
Цель исследования – определить рекомендации по улучшению управления конкурентоспособностью современного предприятия.
Задачи исследования:
- представить понятие конкурентоспособности деятельности предприятия;
- раскрыть способы анализа конкурентоспособности современного предприятия с целью улучшения управления ею;
- представить краткую характеристику предприятия;
- проанализировать показатели конкурентоспособности предприятия;
- определить направления улучшения конкурентоспособности предприятия по результатам анализа.
Объект исследования – ООО «Ресторан» г. Ставрополя.
Предмет исследования – показатели конкурентоспособности ООО «Ресторан».
В качестве методов исследования в курсовой работе использованы методы анализа литературы и нормативно-правовой базы по теме работы, анализа документов предприятия, методы сводки и группировки данных, метод элиминирования.
Практическая значимость курсовой работы состоит в возможности использования ее результатов в дальнейшей деятельности ООО «Ресторан».
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И АНАЛИЗА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие конкурентоспособности деятельности предприятия
Конкуренция выступает в качестве центра тяжести всей системы отношений рыночного характера. Конкуренции подвергаются продавцы и покупатели между собой с целью того, чтобы добиваться каждый собственной цели за счет их конкурентов. Той ценой, которая была установлена в процессе ведения тукоой конкурентной борьбы, выполняется функция по регулированию рыночных спроса и предложения. В процессе указанного соперничества на рынке идет заключение сделок, при этом изменяются доли рыночного участия.
В условиях конкуренции не должны быть использованы разного рода приемы и способы ведения такой борьбы на рынке, которые бы можно было назвать недобросовестными. Законы стран (к примеру, в России закон «О защите конкуренции») требуют от разных современных предприятий ведения честной конкурентной борьбы, которая носит упорядоченный характер.
Цель конкурентной борьбы достигнуть конкурентного преимущества, т.е. занять более прочную конкурентную позицию на рынке. Конкурентная позиция - сравнительная характеристика основных рыночных параметров фирмы и ее товара относительно конкурента. Высокая конкурентная позщиция достигается при высоком уровне конкурентоспособности современной организации.
Традиционный подход к оценке конкурентоспособности организации является общепринятым и достаточно удобным с точки зрения логического восприятия. Вместе с тем, он не отражает всей глубины исследуемой категории, так как:
- во-первых, выбор в качестве базы сравнения одного или нескольких конкурентов не позволяет дать объективной оценки отраслевой конъюнктуры, складывающейся в рыночных условиях хозяйствования;
- во-вторых, широко применяемая в современном бизнесе диверсификация деятельности приводит к тому, что корректное сопоставление организаций становится затруднительным, поскольку ассортимент выпускаемой ими продукции и сегменты рынка, на которых они работают, существенно отличаются друг от друга.
Таким образом, такой подход к исследованию конкурентоспособности носит несколько односторонний характер и не отражает динамики развития организации в контексте изменения рыночных условий хозяйствования.
Другой подход к исследованию конкурентоспособности организации базируется не на сравнительном анализе отдельных показателей работы конкурентов, а на всестороннем исследовании внутреннего экономического потенциала организации в соотношении с возможностями, открывающимися перед организацией во внешней среде, а также угрозами, препятствующими достижению целей ее деятельности. Конкурентоспособность с этой точки зрения следует рассматривать как систему показателей, характеризующих степень реализации потенциальных возможностей организации по формированию и удержанию в течение длительного периода времени конкурентных преимуществ, обеспечивающих достижение целей ее деятельности с учетом сложившихся условий хозяйствования и тенденций развития рыночной ситуации в будущем.
При таком подходе основной акцент делается на способности организации наиболее рациональным образом привести свой внутренний потенциал в соответствие с внешними условиями хозяйствования за счет укрепления существующих и формирования новых конкурентных преимуществ с целью успешного ведения конкурентной борьбы на рынке товаров и услуг (табл. 1).
Таблица 1 - Анализ подходов к пониманию конкурентоспособности организации
Автор
Определение понятия конкурентоспособности организации
Г.А. Морозова, Д.Н. Лапаев, Н.Н. Яковлева
Способность организации добиваться коммерческих целей на рынке, где с подобными целями действуют иные современные организации
Л.В. Степанов, А.Т. Гыязов
Способность современной организации вести успешную борьбу с конкурентами за рынки сбыта товаров посредством широкого использования открывающихся перед ней рыночных возможностей
А.Л. Карпов
Способность организации обеспечивать лучшее товарное предложение на рынке по сравнению с конкурентами
Ю.А. Халин, А.С. Сизов, В.В. Альков
Способность организации обеспечивать устойчивые конкурентные позиции на рынке посредством сохранения существующих и формирования новых конкурентных преимуществ
Р.Ю. Емадаков
Способность организации более эффективно использовать рыночный потенциал в конкретных условиях хозяйствования в сравнении с конкурентами
М. Портер
Это сравнительное преимущество по отношению к иным компаниям, способность субъекта рыночных отношений быть на рынке на одном уровне с имеющимися там подобными конкурирующими субъектами
Александров А.К., Круглик В.М., Неделькин А.Н., Савчук О.А.
Представляет собой относительную характеристику, которая отражает отличие процесса развития одного производителя от конкурента как согласно степени удовлетворения собственными товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и согласно эффективности производственной деятельности
С учетом этого можно заключить, что конкурентоспособность может рассматриваться как способность организации эффективно использовать внутренний потенциал в качестве основы для укрепления существующих и формирования новых конкурентных преимуществ с целью успешного ведения конкурентной борьбы на рынке товаров и услуг.
Таким образом, можно дать такое определение: конкурентоспособность фирмы (предприятия) представляет собой возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конку рентного рынка. Конкурентоспособность продукции определяется комплексом потребительских (качественных и количественных) характеристик, позволяющих удовлетворять особые условия рынка.
Конкурентоспособная продукция легко и быстро реализуется на рынке по наименее затратным каналам сбыта. Фактически товар проходит проверку на степень удовлетворения общественным потребностям. Они диктуются вкусами и предпочтениями определенной группы покупателей (сегментом рынка), поэтому понятие конкурентоспособности всегда конкретно. Коммерчески выгодный сбыт товара возможен лишь на конкретном рынке в определенных условиях конкуренции.
В экономических литературных источниках «конкурентоспособность» применяют к разным объектам. С экономической точки зрения наиболее значительным является конкурентоспособность товара, предприятия, отрасли, региона и страны. Конкурентоспособность применительна к всякому предмету, к кому бы она не рассматривалось, обозначает потенциальную или реальную способность данного предмета выдержать конкуренцию.
Предприятие, которое функционирует на рынке, как правило, всегда находится в условиях конкурентной среды, иначе говоря, это непосредственно сам рынок либо его составная часть, где продавцами ведется соперничество за право реализации товаров потребителям. Саму среду характеризует рыночная деятельность определенного количества покупателей и продавцов, которые являются независимыми. Продавцы осуществляют борьбу между собой, чтобы иметь право и возможность продажи своего товара. Покупатели вместе с прочим могут оспаривать друг другом право приобретения определенного товара. С ростом количества рыночных участников более острым образом присутствует дух соперничества между указанными категориями.
В качестве решающего фактора степени успешности функционирования современного предприятия на рынке выступают потребители, как раз они выбираются более подходящие им товары. На основе сделанного покупательского выбора из предприятий одного рыночного сегмента устанавливается конкурентная позиция каждого из них.
В присутствии конкуренции на рынке современное предприятие должно обеспечить собственную конкурентоспособность, то есть способность свою к ведению конкурентной борьбы с подобными субъектами на рынке локального (либо национального, международного) характера.
Конкурентная позиция современного предприятия демонстрирует его положение в определенный временной момент, однако довольно часто требуется провести оценку ее изменения в динамике с целью улучшения управления конкурентоспособностью. В таком случае особо важная роль – у конкурентного поведения предприятия.
Конкурентное поведение предприятия представляет собой его позицию, которую оно занимает в ходе принятия решений в сфере маркетинга касаемо действий собственных конкурентов. Обычно рассматривают 5 типов такого поведения:
- независимого типа поведение: современное предприятие принимает собственные решения, не принимая во внимание действия предприятий-конкурентов. Такого рода поведение характерным будет для предприятий-лидеров либо сильных предприятия, являющихся доминирующими на рынке;
- кооперативного типа поведение: представляет собой стремление современного предприятия скорее к согласию, чем к некоей конфронтации между соперниками. На рынке очень часто можно наблюдать как бы согласие молчаливого характера между предприятиями по вопросу его разделения. В более явном виде это будет при присутствии олигополии на рынке, когда предприятиями заключаются между собой разного рода соглашения;
- адаптивного типа поведение: его основа - явный учет действий предприятий-конкурентов, производится приспособлении предприятием собственных решений к видимым действиям предприятий-конкурентов. В том случае, если на рынке большее количество предприятий придерживаются такого рода поведенческой линии, это может вызвать его стабилизацию;
- опережающего типа поведение предприятия - более сложное. При этом предполагается прогноз реакций предприятий-конкурентов на действия своего предприятия, принимая во внимание то, что ими будет сохранен прежний поведенческий тип. Возможную ответную реакцию предприятий-конкурентов принимают во внимание при принятии предприятием решений в сфере маркетинговой политики;
- агрессивного типа поведение современного предприятия – оно также предусматривает прогноз реакции предприятий-конкурентов на решения данного предприятия. Однако, в отличие от опережающего типа поведения в данном случае делается предположение, что предприятия-конкуренты будут занимать наиболее невыгодную позицию по отношению к данному предприятию. Зачастую такого рода поведение можно встретить на рынке олигополии при нерасширяемом совокупном спросе, потому что выигрыш любого рода предприятия в данном случае возможным будет только из-за проигрыша другого предприятия.
Таким образом, конкурентоспособность влияет на устойчивое положение современного предприятия в условиях нестабильной рыночной среды.
Фрагмент для ознакомления
3
Гражданский кодекс Российской Федерации часть 1 от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 11.03.2024) - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru.
Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ (ред. от 19.04.2024) - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru.
Александров А.К., Круглик В.М., Неделькин А.Н., Савчук О.А. Конкурентоспособность предприятия (фирмы): Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2020. – 285с.
Морозова Г.А., Лапаев Д.Н., Яковлева Н.Н. Технологии маркетинга в условиях цифровизации: Учебное пособие. – Нижний Новгород: НижГТУ им. Р.Е. Алексеева, 2019. – 108с.
Пирогова С.В., Асадуллина И.И., Сизова И.Р. Теоретические аспекты формирования конкурентоспособности предприятия // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2022. - №6-3. – С.201-203.
Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. – М.: Альпина Паблишер, 2019. – 608с.
Халин Ю.А., А.С. Сизов, В.В. Альков Конкурентоспособность предприятия: модели и методы оценки: монография. - Курск: Университетская книга, 2018. - 212 с.
Шеркунов А.В. Конкурентоспособность: сущность, значение, пути повышения конкурентоспособности // Развитие современной экономики: актуальные вопросы теории и практики: Сборник статей III Междун. науч.-практ. конференции. – Пенза: Наука и Просвещение, 2022. – С.99-101.
Беляева Е.В. Анализ современных методов оценки конкурентоспособности предприятия // Сборник научных работ серии «Финансы, учет, аудит». – 2023. - №1. – С.27-42.
Григорян Э.Р., Климовских Н.В. Управление конкурентоспособностью организации // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2022. - №9. – С.40-43.
Карпов А.Л. Проблемы повышения конкурентоспособности предприятий внутри кластера // Региональное развитие: экономика и социум. Социальная тема: национальные проекты: Материалы II Всероссийской науч.-практ. конференции. – Кемерово: КГУ, 2020. – С.35-36.
Емадаков Р.Ю. Экономическая конкуренция и конкурентоспособность предприятия: теоретико-методологический анализ: монография. - Йошкар-Ола: Поволжский гос. технологический ун-т, 2017. - 207 с.
Половникова Н.А., Блохин М.С. Конкурентоспособность предприятия: сущность и оценка // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2023. - №5-3. – С.23-26.
Попов А.А. Управление конкурентоспособностью как фактор устойчивого развития предприятия в России // Человек. Общество. Инклюзия. – 2023. - №4-3. – С.142-149.
Пыркина С.С. Маркетинговая стратегия как инструмент повышения конкурентоспособности организации // Вестник науки. – 2022. – Т.1. - №11. – С.35-39.
Рубанов М.Н., Бойко Д.С. Анализ теоретических подходов к исследованию конкурентоспособности организации // Вестник Луганского государственного университета им. В. Даля. – 2022. - №10. – С.76-78.
Степанов Л.В., Гыязов А.Т. Рыночные барьеры как механизм изоляции экономической системы // Общество и экономическая мысль в XXI в.: пути развития и инновации: Материалы VII Междун. науч.-практ. конференции. – Воронеж: Научная книга, 2019. – С.822-825.
Цветцых А.В., А.К. Громов особенности методов оценки конкурентоспособности предприятия // Научный аспект. – 2023. – Т.5. - №10. – С.572-577.
Юркова Ю.М. Влияние маркетинговой деятельности на конкурентоспособность предприятия // Интернаука. – 2024. - №4-3. – С.36-38.
Минпромторг России: официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minpromtorg.gov.ru.