Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. На рубеже XX и XXI веков театр переживает существенные изменения, которые затрагивают все стороны его деятельности, связанные с использованием информационных технологий. Современный театр идет по инновационному пути развития, используя достижения новых технологий в основных компонентах производственного процесса: пояснениях режиссера, создании эскизов декораций и костюмов, а также при реализации сценографических решений спектаклей. Новые технологии оказывают огромное влияние на развитие театра как вида искусства: появляются уникальные формы спектаклей, новые театральные специальности и специфические технологии производства и театра.
Современный этап развития театра требует новой формы планирования и управления театральным проектом, что важно для оптимизации комплекса творческого и материального производства как в государственных, так и в частных театрах.
Новые технологии сценографических решений позволяют усовершенствовать процесс передвижной деятельности, что расширяет возможности обмена культурными связями между народами, а также между столицей и регионами.
Информационные и цифровые технологии в создании оригинальных зрелищно – выразительных театрализованных представлений расширяют возможности создания уникальной формы спектаклей в учебном театре. Их использование в образовательном процессе также позволяет оптимизировать временные и материальные ресурсы.
Цель исследования – определить принципы и значение влияния цифровых и информационных технологий на мир театра и сценического искусства.
Задачи исследования:
1) Изучить мультимедийные технологии в театрализованных представлениях современности.
2) Рассмотреть использование современных технологий в работе режиссёра зрелищно – выразительных театрализованных представлений и праздников.
3) Определить трансформацию оригинальных зрелищно - выразительных театрализованных представлений в эпоху цифровизации.
4) Выявить принципы влияния цифровых и информационных технологий на создание оригинальных зрелищно-выразительных театрализованных представлений.
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ
1.1. Мультимедийные технологии в театрализованных представлениях современности
Театрализованные представления всегда был и остаются привилегированным пространством, объединяющим практически все виды искусства и людей, творческие профессии которых представляют собой красочную палитру. Во все периоды своего существования искусство зрелищных театрализованных представлений стремилось реализовать определённые задачи воспроизведения действительности, отражая текущие события общественной жизни и другие реалии, характерные для эпохи. Театр существовал «в свое время» и «в своей зоне актуальности». В конце ХХ – начале XXI века у театра появился новый союзник: мультимедийные технологии.
Вопросы, связанные с использованием мультимедиа в театрализованных преставлениях, безусловно, отражены в научных трудах теоретиков и практиков. Среди основных стоит отметить работы И. Алдошиной, Е. Ампелоговой, Т. Астафьевой, А. Веллингтона, А. Денисова, И. Овчинникова, Д. Трубочкина, Е. Поповой, Е. Чичкановой и др.
Новые возникающие технологии оказывают огромное влияние на развитие процесса постановки театрализованных представлений: появляются уникальные формы спектаклей, новые театральные специальности, специфические технологии сценического творчества и театральной деятельности [1].
Театрализованное представление – это театр, который, по своей сути, является синтетическим видом искусства, а интеграция медиатехнологий и искусства — вполне естественный процесс. В настоящее время зритель может увидеть, как в едином сценографическом пространстве работают аудиовизуальное искусство, генеративное искусство, звуковой дизайн, маппинг и интерактивные инсталляции 3D, 4D, 5D и другие направления современных мировых технологий. Все это приводит к созданию органичной и единой структуры [3].
Современные зрелищно – выразительные театрализованные представления с использованием мультимедиа отличается от классического варианта особой динамикой, интерактивностью, усиленным эмоциональным фоном и созданием виртуальной реальности, благодаря которой зритель не «падает», наблюдает за театральным спектаклем «на одном дыхании». погружается в атмосферу шоу и становится его участником. Важно также отметить, что мультимедийное театральное искусство не является самоцелью; это многофункциональный инструмент, позволяющий воплотить в жизнь основные идеи режиссера.
Современные зрелищно – выразительные театрализованные представления – это особая форма театрального искусства, сочетающая классические театральные основы и новаторские тенденции в сочетании с современными элементами мультимедиа; оно рождает новые способы художественного выражения и особую эстетику [2].
Самый точный способ понять, какие медиатехнологии используются сегодня, — необходимо рассмотреть несколько примеров. Здесь следует отметить, что опыт России примечателен, прежде всего, тем, что театральное искусство наших государств имеет общие традиции и направления. Следует отметить, что сегодня в российской практике есть спектакли, созданные полностью с использованием мультимедийных технологий, без реальных актеров; К сожалению, белорусские театры на данном этапе развития пренебрегают существующими возможностями использования мультимедиа в производственном процессе.
Интересным опытом стала постановка 3D-спектакля в Санкт-Петербурге, на Исаакиевской площади «Пространство между небом и Невой» (режиссер Екатерина Галанова, Фестиваль света, 2016). Создатели возродили на фасаде Мариинского дворца память о Петербурге-Ленинграде, воспроизвели мифы и реальные события, во многом определившие судьбу России. Эпизоды пьесы разнообразны: легенда об основании города и о спускающемся с неба орле; строительство города Петрова и становление России как морской державы; светские балы; стихия Невы и наводнение 1824 года; Революционная Аврора; кающийся ангел на шпиле Петропавловской крепости и черные шпили блокадного кольца на карте Ленинграда; ночь блокады и несгибаемая воля ленинградцев; открытые окна коллективных квартир.
Помимо видеоряда большое внимание авторы уделили музыкальной партитуре, состоящей из фрагментов классических произведений разных эпох и стилей – П. Чайковского, С. Прокофьева, И. Стравинского, Л. Бетховена, В. Моцарта и др.
Стихи А. Пушкина, В. Маяковского, А. Ахматовой, Н. Гумилева, О. Мандельштама в исполнении народного артиста РФ Н. Бурова и российской актрисы театра, кино и дубляжа А. Геллер соединили музыкальную комедию и образное повествование. в единый многоплановый текст.[1]
Также заслуживает внимания 3D-мультимедийное воссоздание театральной постановки «Чайка» на сцене Александринского театра. Такая производительность в полной мере достигается за счет использования мультимедиа. Актеры, как и другие элементы спектакля, визуализированы на основе реальных прототипов персонажей из постановки пьесы «Чайка» А.П. Чехова на сцене Императорского Александринского театра 17 октября 1896 года. Этот спектакль стал вехой, свидетельствующей об изменении театральных систем. Именно с постановки этого спектакля театр XX века возвращается в поисках новых театральных форм, нового театрального языка.
Процесс виртуальной реконструкции первой сцены спектакля «Чайка» на сцене Александринского театра осуществлялся путем реализации следующих элементов:
Создание объемного исторического образа сцены Александринского театра (редакция 1896 года), а также необходимых элементов сцены (занавес, фурнитура, реквизит и аксессуары);
Создание неподвижных моделей фигур актеров в театральных костюмах. Модели воспроизведены в технике акварели, то есть по эскизам. Этот шаг позволил добиться необходимой степени достоверности моделей театральных костюмов и визуального представления театральной реконструкции за счет объединения 2D и 3D элементов друг с другом.
Создание системы изменения декораций и освещения (световой партитуры) к спектаклю «Чайка» на сцене Александринского театра.
Для реализации новаторской реконструкции спектакля «Чайка» был создан ряд трехмерных моделей, в том числе внутреннего пространства Александринского театра, декораций, мебели и интерьеров сцены.
Сама сцена и зрительный зал были созданы по сохранившимся чертежам, обмерам и фотографиям. Также воссозданы отдельные элементы декора и интерьера помещения (боковые каюты, градуированные ложи).
Поскольку висячий декор в нынешней постановке 1896 года был представлен на марле и практически не имел толщины, художник-оформитель решил использовать обычные планы, то есть обычную стену, на которую была нанесена фактура. Всего было создано двадцать три элемента этих украшений. Дополнительно для наполнения сцены был создан ряд трехмерных моделей мебели (стол, стулья и скамейка и т. д.) и элементов декора (смотровой пост, красный трамвай и т. д.).[2]
3D-модели персонажей актеров, воссозданные графическим дизайнером, также были размещены на 3D-сцене по той же технологии, что и подвесные декорации. Это принципиальное решение, которое было принято во избежание объектной перегрузки, а также для более схематичного и визуально понятного расположения актеров на сцене. Всего было размещено шестьдесят пять 3D-моделей персонажей актеров (для каждого актера создано несколько позиций).
Фрагмент для ознакомления
3
1.Анульев С. И. Сценическое пространство и выразительные средства режиссуры [Текст]: учебное пособие 070209 / С. И. Анульев; М-во культуры Российской Федерации, ФГОУ ВПО «Кемеровский гос. ун-т культуры и искусств»- Кемерово, 2020. — 166с.
2.Ахметшина Л. Р. Современные технологии зрелищно-массовых форм / [Л. Р. Ахметшина и др.; науч. ред. Р. С. Гарифуллина]; Федеральное агентство по культуре и кинематографии, ФГОУ ВПО “Казанский гос. ун-т культуры и искусств”. — Казань: Мединицина, 2018. — 122с.
3.Бонькина. М. Мэппинг. Что приходит на смену театральным декорациям; Журнал «EQUAL AV», № 1 (26) 2019
4.Веллингтон А. Т. Интеграция мультимедийных технологий в пространство театра // Науч. ст.; М., Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, 2021
5.Горюнова И. Э. Режиссура массовых театрализованных зрелищ и музыкальных представлений: лекции и сценарии / Ирина Горюнова. — Санкт-Петербург: Композитор — Санкт-Петербург, 2019. — 15–20с., 232с.
6.Некрасов С. И., Некрасова Н. А. Философия науки и техники: тематический словарь. — Орел: ОГУ, 2020. — 289с.
7. Шехтер Т. Е. Современный художественный процесс: основные тенденции и перспективы развития // Современное искусство и отечественный художественный рынок. СПб: СПбГУП, 2021. — 176с.