Фрагмент для ознакомления
2
Церемониальный портрет, оплот художественной традиции, воплощает в себе слияние личного воплощения и коллективного этоса. Валентин Серов, корифея русской портретной живописи, возвысил этот жанр своим непревзойденным изяществом и психологической глубиной. Данная курсовая работа призвана проанализировать слои церемониального портрета в исполнении Серова, раскрывая художественную, культурную и личную подоплеку, которую несут такие портреты.
В сфере изобразительного искусства церемониальный портрет представляет собой нечто большее, чем простое сходство; он пропитан торжественной серьезностью и социальным статусом субъекта. Интерпретации Серова своих сюжетов открыли новые горизонты в этом традиционном жанре, придав ему невиданную ранее яркость и психологическую сложность.
Это исследование начнется с изучения творческого пути Серова, прослеживая его путь развития от рано развившегося таланта до мастера кисти. Признавая важнейшее наследие, оставленное Серовым, в этой статье мы также рассмотрим нюансы, характеризующие его парадные портреты. От тонкой игры света и тени до сложной передачи текстур и тканей — каждый мазок кисти вносил свой вклад в всеобъемлющее повествование, которое Серов стремился передать.
Кроме того, крайне важно понять, как социальная среда Серова, полная политических потрясений и культурных волнений, повлияла на его произведения. Портреты Романовых, художественной элиты и богатых покровителей послужат фокусом для этого анализа. В этих работах одежда, драгоценности и аксессуары — не просто украшения, а молчаливые свидетельства жизни и времени людей.
Основные направления этого исследования — проанализировать социокультурные и художественные аспекты, заложенные в парадных портретах Серова, и понять, как они сочетают величие своих сюжетов с подлинностью человеческих выражений.
В задачи исследования входит оценка эволюции техники портретной живописи Серова, анализ интеграции личной и культурной символики, а также оценка исторического контекста, в котором портреты были заказаны и созданы.
Конкретные задачи настоящего исследования включают подробный обзор стилистического развития портретов Серова, сравнение с художниками-современниками, а также изучение рецепции и наследия портретов. Критический обзор литературы раскрывает различные ранее исследованные академические аспекты, но также подчеркивает необходимость более всестороннего исследования, сосредоточенного на синтезе формальности с психологической глубиной, особенно в контексте развития творческих методологий в эпоху Серова.
Предметом исследования является стилистическое и тематическое содержание парадных портретов Серова; объектом исследования является само произведение, а именно собрание его парадных портретов, находящихся в музеях и частных коллекциях. Важность этого исследования заключается в том, чтобы сформулировать непреходящий резонанс портретной живописи Серова в понимании русского искусства, который все еще может информировать и обогащать современные художественные повествования.
Методологические подходы разнообразны и включают визуальный анализ, критические искусствоведческие методы и сравнительные методы. Они применяются при деконструкции эстетической структуры каждого портрета и более широкой интерпретации его тематической сущности.
В написании работы мы опирались на следующие труды: Симонович-Ефимова Н. Я. Воспоминания о Валентине Александровиче Серове, Леняшин В.А. Портретная живопись В.А.Серова 1900-х годов. Основные проблемы, Грабарь И.Э. Валентин Александрович Серов. Жизнь и творчество.
Структура курсовой работы включает: введение, две главы и заключение.
Благодаря тщательному изучению конкретных шедевров этот курс раскроет тонкости техники Серова и его вклад в модернизацию парадного портрета. Синтез традиционного величия с близостью отдельных личностей сделал его творчество мостом между благоговением к прошлому и динамизмом настоящего — мостом, который продолжает находить отклик в мире искусства.
Глава 1 Художественная эволюция Валентина Серова
1.1. Путь развития творческого мира В. Серова
Валентин Серов создал уникальную художественную сферу, ставшую символом переходного этапа русской культуры между XIX и XX веками. Визуальное повествование, излучаемое его полотнами, приравнивается к красноречию письменной прозы.
Квинтэссенция портрета заключена в лице, присутствии автора, замысле художника, его реализации и присущем ему созерцательном послании. Острая чувствительность Серова к духу времени, его исследование эпохи позволяли ему писать повествования своим особенным прикосновением. Путь художника к формированию фирменного стиля — отражения его мировоззрения и эстетических принципов — был постепенным процессом, сформированным различными влияниями, в частности И.Е. Репин. По словам И. Грабаря, Серов смог привнести индивидуальные черты в работы, внимательно наблюдая за работой Репина.
Исследователи подчеркивают, что уникальный фирменный стиль Серова, критически обогащавшийся на протяжении 1890-х годов и далее, находился под огромным влиянием его мастерства в технике портретной живописи Репина. В.А. Леняшин отслеживает возникновение индивидуальной творческой манеры Серова, его расхождение с художественными установками Репина, приводящее к его трактовке, характеризующейся критическим самоанализом.
Критический подход как принцип и идея контрастировал с репинским взглядом на портретную живопись, возникающим только тогда, когда внешние особенности предмета представляли собой потенциальную основу для критики. Выраженная критическая составляющая в его творчестве перекликается с особым направлением реализма — критическим реализмом.
Сам Серов так комментирует свою сосредоточенность на личностных элементах: «Глубоко поглощенный созерцанием человека, я каждый раз вдохновляюсь не обязательно лицом, которое часто может быть тривиальным, а скорее характером, который я мог бы изобразить на портрете."
Смысловая ориентация на впечатление как основу изображения персонажей привела художника к импрессионизму — методу заключения и передачи образности, методу отражения действительности. В этой манере были созданы такие шедевры, как «Девушка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем», напоминающие французскую живопись конца XIX века, для которой характерно стремление «передать непосредственное впечатление от окружающего мира, преходящих состояний природа, моменты жизни и реальный мир в его подвижности и изменчивости».
Для Серова импрессионизм служил средством передачи его проницательного наблюдения за окружающей средой и личностями в мгновенных импрессионистических мазках. Эти нюансы обогащают его произведения и связывают их с аналогичными впечатлениями, встречающимися в литературе, усиливая реалистический подход.
Серов всегда подчеркивал свое давнее стремление писать «восхитительные» сцены, считая технику и стиль живописи лишь инструментами для достижения наилучшего результата в искусстве. Это стремление нашло свое наиболее полное выражение в его парадных портретах. Серов преуспел в разных жанрах, но именно в портретной живописи ему наиболее убедительно удалось передать свои эстетические принципы. Влияние современников и культурной среды, в которой он работал, особенно Абрамцевского кружка, в значительной степени сформировали эти принципы.
Стремление Валентина Серова писать гармоничные сюжеты нашло живой отклик в Абрамцевском художественном кружке. За время пребывания в Мамонтовском художественном кружке его опыт заметно отличался от опыта работы в обществе «Мир искусства»; это было не просто образовательное мероприятие, а живой опыт, вдохновленный духом усадьбы и стремлениями С.И. Мамонтова. Внутри этого Круга универсализм поддерживался как основополагающий идеал. Для членов кружка было привычным восхваление идеала Возрождения, образца неограниченного человеческого потенциала и творческой энергии.
Опираясь на широту художественных практик, Серов воспринимается как разносторонняя фигура, по размаху и видению соответствующая художникам эпохи Возрождения. Удивительная многосторонность, проявленная абрамцевскими художниками, послужила предвестником синтеза искусств. Это художественное сообщество решило задачу создания визуального материала, отражающего литературные архетипы. В этот период Серов вместе с другими членами кружка занялся книжной иллюстрацией. Именно тогда у художника сложилось твердое убеждение, что портретная живопись должна не только удовлетворять покровителя и придерживаться реалистических условностей, но и отражать суть и душу модели.
М.Г. Неклюдова подчеркивает, что «гармония, достигнутая в творчестве Серова, рожденная слиянием и интенсивностью всех его восприятий и благополучия в творческий момент, в последующие годы станет значительно труднее достичь: очевидная дихотомия между эстетическим (и этическим) красота и суровая реальность социального существования вызывали невольный внутренний разлад; рациональное все больше вторгалось в его восприятие, лишая его непосредственности; субъект «отстранялся», с появлением заметного тона иронии», объясняющего процесс развития художника.
Д.В. Сарабьянов оценивает творческие искания художника так: «К 1900-м годам и реализм, и импрессионизм были полностью исследованы художником, творчество которого двигалось в новом направлении. Совершенно естественный стиль модерн претендует не только на определенная формальность приемов, единство выразительного языка, иконографическое постоянство, но и собственная философская художественная доктрина, по крайней мере, относительная целостность концептуальных устремлений, ведущих непосредственно к стилистическим особенностям. Произведения, созданные на рубеже веков, демонстрируют это. переходного этапа достаточно ярко носят характерный стиль модернизма «Мира искусства», действуют по принципу цветового пятна, плоскости, но в то же время эти произведения сохраняют естественную достоверность движения, плавность композиции. и динамическое кадрирование».
Нельзя обойти стороной 1900-е годы как эпоху вступления художника в объединение «Мир искусства». Серова привлекло стремление профсоюза повысить стандарты мастерства. В то время многие творческие души считали, что задачи, стоящие перед художниками, имеют значительный масштаб.
Лучше всего об этом выразил выдающийся поэт А. Блок: «Художник — это тот, кто независимо от себя, по самой своей природе, видит не только передний план мира, но и то, что скрыто за ним, неизведанную даль, которая остается затемненной неспециалисту наивностью действительности...». Эта концепция, на наш взгляд, становится ключевой для понимания творчества Валентина Серова.
Приведем характеристику развития Валентина Серова по периодам.
Художественная эволюция Валентина Серова началась в ранний период его жизни, характеризующийся исключительным сочетанием природного таланта и строгой подготовки. Родившийся в музыкально одаренной семье, Серов познакомился с искусством в нежном возрасте, под крышами российских культурных салонов, которые часто посещали выдающиеся деятели, которые позже стали героями его портретов.
Фрагмент для ознакомления
3
Асафьев Б.В. Русская живопись. Мысли и думы. М.: Республика, 2004.
Бенуа, А.Н. Воспоминания: Книга II Текст./ А.Н.Бенуа. М.: Захаров, 2003.
Блок А. Памяти В.Ф. Комиссаржевской. Собр. соч.: В 8 т.Т.5.-М.: Наука,1962.
Брюсов В. В.А.Серов // Русская мысль. 1911, №12.
В. Серов в переписке, документах и интервью. Т. 1-2. - Л., 1985-89.
В. Серов. Альбом. /Автор вступительной статьи и составитель Д.В. Сарабьянов. - Л., 1987.
Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников. - Л., 1971.
Васильева Г.М. Портрет и картина в творчестве В.И. Сурикова// Диссертация на соискание научной степени доктора искусствоведения.-СПб, 2001.
Грабарь И.Э. Валентин Александрович Серов. Жизнь и творчество. 2-е издание. - М.: Искусство, 1980.
Дианова В.М. Процессы универсализации культуры в контексте глобализации // Культура на рубеже XX-XXI веков: глобализационные процессы. М., 2005.
Дмитриев В. «Облик Серова» // Аполлон.-1914. №6-7.
Корш В.А. В.А.Серов // Голос Москвы. 1914,9 февраля №33.
Крохина Н.П. Эстетические основы курса МХК: Учебно-методическое пособие.-Шуя,1998.
Культура России: IX-XX вв.: Учеб. Пособие. – М: Простор, 1996.
Лазаревский И.И. Памяти В.А.Серова//Голос земли. - 1912,18 января, №9.
Леняшин В.А. Портретная живопись В.А. Серова 1900-х гг., 1 изд. - Л., 1986.
Леняшин В.А. Портретная живопись В.А.Серова 1900-х годов. Основные проблемы. Издание второе. - Л.: Художник РСФСР, 1980.
Мамонтов В.С. Воспоминания о русских художниках. - М., 1951.
Мамонтов С. В.А. Серов (Опыт характеристики) // Путь 1911 .-№2.
Морозов М. Избранное. - М., 1979.
Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX - начала XX века.- М. Искуство,1991.
Петрова-Водки на М. Mon grand mari russe...(Воспоминания жены художника) // Волга. - 1971. №9.
Радлов Н. Трагедия серовского творчества //Аполлон. - 1914. № 6-7.
Репин И.Е. Далекое близкое. - М.: Издательство Академии Художеств СССР, 1960.
Рерих Н.К. Из литературного наследства. - М., 1974.
Розанов В.В. Сочинения. М.: Советская Россия, 1990.
Розенвассер В.Б. В.Серов. - М.: Знание, 1990.
Сарабьянов Д.В. Русская живопись XIX века среди европейских школ.- М.: Советский художник.1980.
Серов, В.А. Переписка, 1884-1911./ В.А. Серов, Всероссийская академия художеств ; вступ. ст., подгот. текста и примеч. Н. Соколова . – М.;Л.: Искусство, 1937.
Симонович-Ефимова Н. Я. Воспоминания о Валентине Александровиче Серове. -Л.: Художник РСФСР, 1964.
Широкова. Н.О. Художественный мир В.А. Серова: опыт культурологической реконструкции//Диссертация на соискание научной степени кандидата культурологических наук, Шуя, 2012.
Щетинов Ю. А. История России ХХ век. - М., Манускрипт, 1995.