Фрагмент для ознакомления
2
В современной психологии наблюдается повышенный интерес к личности и вопросам, непосредственно связанным с ней. Психологи все чаще обращаются к вопросу о том, какие личностные характеристики делают человека личностью. Главными среди этих характеристик являются такие базовые личностные структуры, как субъектность, ответственность, нравственный выбор и поведение.
Важность изучения акцентуации личности заключается в том, что вопрос межличностного взаимодействия является сложной темой для теоретических и практических исследований, так как потребность общаться и строить отношения с другими людьми является естественным желанием всех людей.
Акцентуация — представляет собой конечный вариант правила, при котором определенные черты чрезмерно акцентируются, демонстрируя избирательную чувствительность к одним психогенным воздействиям и хорошую устойчивость к другим. Другими словами, акцентуация — это вариант психического здоровья (нормы), характеризующийся определенными чертами личности, которые проявляются особенно сильно, остро и непропорционально личности в целом, приводя к определенной дисгармонии.
Проблемы акцентуации личности изучали такие ученые, как Аристотель, Р. Бэкон, Дж. Локк, С. Холл, Э. Клаппард, Дж. Брунер и К. Леонгардт в зарубежной психологии и А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, А. В. Петровский и М. В. в отечественной психологии.
Актуальность этого вопроса заключается в том, что акцентуация личности влияет на поведение людей. Многие люди обладают определенными чертами характера, которые выделяются больше, чем другие. Резкие черты, то есть акцентуированные черты, буквально пронизывают психический настрой человека полностью. Подобные люди зачастую испытывают уязвимость в одних жизненных ситуациях, но проявляют стойкость в других. В каждой акцентуации есть уязвимые места, которым человек не может противостоять, поэтому ее необходимо диагностировать на ранней стадии, так как под воздействием психотравмирующих факторов акцентуация может перерасти в патологическое состояние.
Цель исследования: анализ и диагностика акцентуаций характеров.
Задачи исследования:
Изучить литературу по теме акцентуации личности.
Рассмотреть понятие «характер» и «акцентуация характера» раскрыть его сущность.
Выявить основные типы акцентуаций характера.
На примере группы студентов провести диагностику группы студентов и определить уровни эмпатии и акцентуации.
Проанализировать результаты, полученные в ходе эксперимента.
Сделать заключения и выводы.
Объект исследования: акцентуации характера.
Предмет исследования: особенности проявлений акцентуаций характера студентов.
Гипотеза исследования: что эмотивный и экзальтированный типы акцента выражены при высоком уровне эмпатии, в то время как типы акцента дистимический и циклотимический доминировали при низком уровне эмпатии.
Методы исследования:
Анкета о типах акцентуаций Х. Шмишека по типологии К. Леонгарда.
Метод "эмпатической диагностики" И.М. Юсупова.
Метод математической статистики (критерий Стьюдента).
База исследования: студенты 3 курса (22-23 год) в количестве 24 человек.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, содержащего 20 источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОРБЛЕМЫ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА
Понятие акцентуаций характера
Акцентуация характера — это избыточная представленность определенных черт характера и их сочетания, которые представляют собой крайние варианты психической нормы.
Термин "акцентуация" был введен немецким психиатром Карлом Леонгардом в 1968 году. Согласно концепции "акцентуированной личности", каждую черту личности можно разделить на две группы: основные и дополнительные. Основные черты встречаются гораздо реже, но составляют костяк личности и определяют развитие, адаптацию и психическое здоровье. Эти черты варьируются от человека к человеку и обычно находятся в пределах нормы. Однако если черта особенно выражена, то под воздействием неблагоприятных факторов она может стать выраженной, то есть перерасти в патологию. Наличие выраженной черты влияет на всю личность, которая в данном случае рассматривается как выраженная черта.
В своей научной книге "Акцентуированные личности" К. Леонгардт описывает 12 типов акцентуаций. Поскольку он работает в психиатрической клинике и имеет дело с патологическими личностями, его описание акцентуации включает крайние и очень заметные симптомы, характерные для таких пациентов. Это следует учитывать при анализе интонаций психически здоровых людей, чтобы избежать характеристик, не основанных на реальности.
А.Е. Личко согласился с позицией К. Леонгардта о том, что акцентуации являются крайними вариантами нормы, но считал, что правильнее говорить об акцентуациях личности, а не об акцентуациях характера. Исследоваттель А.Е. Личко верил в типы акцентуаций личности (крайние варианты нормы), но также предложил модель, включающую типы психопатий (патологические проявления личности).
Акцентуации характера по исследованиям А.Е. Личко — это преувеличение определенных черт личности и наблюдение аномального поведения, которое можно классифицировать как патологическое. Эти характеристики часто наблюдаются как переходное психическое состояние в подростковом и начальном юношеском возрасте. По мере взросления черты личности из детства остаются достаточно выраженными, но теряют свою остроту, однако со временем (особенно в случае болезни) могут быть выражены вновь.
Тяжесть подавления может варьироваться от легкой до крайней степени - психопатии. Если подавление легкое, то в личности преобладают позитивные проявления, если высокое - негативные. Классифицировать ее как патологическую можно только в том случае, если акцентуированные черты настолько сильны, что оказывают разрушительное влияние на личность в целом.
Выраженная личность имеет определенную реакцию на определенные психогенные воздействия, но только на эти воздействия, тогда как человек с расстройством личности реагирует на все психогенные воздействия в соответствии с характеристиками расстройства (воздействие во всех сферах жизни).
Обострения, как правило, проявляются только в определенные периоды жизни (например, в подростковом возрасте) и со временем стихают, тогда как расстройства личности характеризуются симптомами, которые развиваются в раннем возрасте и остаются стабильными или усиливаются со временем (временная стабильность).
Интенсификация может вообще не вызывать социальной дезадаптации или вызывать ее только в течение короткого периода времени, тогда как расстройства личности постоянно препятствуют такой адаптации (социальная дезадаптация).
А. Е. Личко классифицирует тяжесть обострения на две категории:
Явная акцентуация – представляет собой крайнюю норму. Здесь акцентуированные черты личности достаточно выражены на протяжении всей жизни. При отсутствии психологических травм коррекции не подвергаются.
Потенциальная(скрытая) акцентуация – является нормой. Здесь акцентуированные черты личности проявляются в основном при психологической травме, но не приводят к хронической дезадаптации.
Классификация акцентуаций характера
К. Леонград определил следующую классификацию, включающую 12 типов акцента:
1. Гипертимный тип. Этот тип характеризуется крайней, преувеличенной чувствительностью, сильными жестами, мимикой и пантомимой. Люди этого типа часто спонтанно отклоняются от первоначальной темы разговора. Они не выполняют в достаточной мере свои рабочие и семейные обязанности, что может привести к конфликтам с окружающими. Люди этого типа часто сами инициируют конфликты, но сердятся, когда окружающие указывают им на это. Положительные черты, привлекающие общительных партнеров, заключаются в том, что люди этого типа энергичны, активны, оптимистичны и инициативны. Однако, с другой стороны, есть и антагонистические черты, такие как легкомысленность, неэтичные наклонности, раздражительность, небрежность и несерьезное отношение к выполнению своих задач. Они также не переносят строгой дисциплины, монотонной деятельности или одиночества.
2. Дистимный тип. Этот человек характеризуется низкой общительностью, тишиной и преимущественно пессимистическим настроем. Человек этого типа, как правило, неприхотлив, его привлекает шумное общество, он редко конфликтует с окружающими и ведет уединенный образ жизни. Он очень оберегает близких ему людей и легко уступает им. Черты, которые делают их привлекательными в качестве партнеров по общению, включают серьезность, честность и чувство справедливости. Им также присущи антагонистические черты. Они пассивны, медлительны, неряшливы и индивидуалистичны.
3. Циклоидный тип. Для них характерны довольно частые циклические изменения в настроении и, соответственно, столь же частые изменения в способах общения с другими людьми. При хорошем настроении они общительны, при плохом- отстранены.
4. Возбудимый тип. Данный тип акцентуации характеризуется низким коммуникативным контактом и медленными вербальными и невербальными реакциями. Часто люди этого типа легко скучают, они угрюмы, склонны к грубости, ругани и конфликтам, что само по себе энергично и тревожно для окружающих. Они недружелюбны в группах и авторитарны в семьях. Когда эмоции спокойны, люди этого типа дотошны, чистоплотны и часто любят маленьких детей и животных. Но в состоянии психического или эмоционального потрясения они могут быть раздражительными, вспыльчивыми и неспособными контролировать свое поведение.
5. Застревающий тип. Характерные черты включают умеренную общительность, легкую скуку, назидательность и молчаливость. В конфликтах эти люди обычно выступают в роли инициаторов и активных сторон. Они стремятся к высоким результатам во всем и сделают все возможное для их достижения.
6. Педантичный тип. Люди с этим типом редко вступают в конфликты и действуют скорее пассивно, чем активно. На работе они ведут себя как бюрократы, обращаясь с формальными просьбами к начальству. Они также отказываются быть ведомыми другими. Их привлекательные черты - дотошность, упорядоченность, серьезность, надежность, но бунтарство и склонность к конфликтам - формализм, беспорядок и угрюмость.
Фрагмент для ознакомления
3
Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. М.: Просвещение, 2002. – 240 с.
Еникеев М.И. Общая и социальная психология. - М.: НОРМА - ИНФРА, 2013. - 365с.
Ерёмкин Ю.Л., Ерёмкина О.В., Ерёмкин А.Ю. Психодиагностика в учебно-воспитательной работе школы. - Рязань: Изд. «Поверенный», 2000 - 160 с.
Истратова О.Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов. - Изд. 3-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 375 с.
Курбатов В.И. Психология: учебное пособие. - М.: ЩИТ-М, 2012. - 417с.
Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2011. - 485 с.
Лопатова С.Г. Психология / Под.ред. С.Г. Лопатиной. - М.: Юрайт, 2012. - 365 с.
Маклаков О.А. Общая психология. - СПб.: Питер, 2010. - 264 с.
Максименко С.Д. Общая психология. М.: Рефл-бук, 2012. - 367 с.
Маслова Л.И., Крылов С.И. Психология. - Екатеринбург: Урал, 2011. 485 с.
Набоков В.И. Психология. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 362 с.
Наумов А.И. Психология. - М.: Гардарика, 2012. - 287 с.
Немов Р.С. Психология: Учеб.для студ.высш.пед.учеб.заведений: В 3 кн. – 3-е изд. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 640 с.
Немов Р.С. Психология: учебник. - М.: Юрайт, 2011. - 361 с.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебн. для студ. Высш. Пед. учеб. зав. - М.: Инфра-М, 2014. - 475 с.