Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность проблемы обусловлена тем, что приёмные семьи входят в число семей социального риска. Возникают случаи, когда ребенок испытывает трудности в адаптации, сами взрослые сталкиваются с непреодолимыми жизненными ситуациями. Для семейных пар, которые решаются взять ребёнка, характерен сложный процесс вхождения нового члена в семью. Возникают материальные, бытовые и педагогические трудности, преодолеть которые помогает соответствующая подготовка и помощь специалистов в данном вопросе. Нередко приемные родители и замещающиеся семьи сталкиваются с эмоциональным выгоранием, что ведет к негативным последствиям, а именно отказ от ребенка и возвращение его обратно в детский дом, поскольку «воспитание приемного ребенка — непростая задача, требующая больших эмоциональных и физических затрат». Данная ситуация называется – вторичное сиротство. Вторичное сиротство не только наносит непреодолимую травму для ребенка, который однажды уже лишался родителей, но и оказывает сильное воздействие на приемных родителей, которые не смогли справиться с преодолением трудностей.
Так, выбранная тема актуальна по следующим причинам:
1. Увеличение числа детей, нуждающихся в приемной семье. Ситуация с детьми-сиротами, оставшимися без попечения родителей, детьми из трудных семей, с детьми с особыми потребностями требует повышенного внимания к приемным родителям;
2. Отсутствие целенаправленной социальной поддержки для приемных родителей. Приемные семьи часто остаются один на один со сложными эмоциональными, психологическими и практическими вызовами, связанными с уходом за приемными детьми;
3. Распространенность синдрома эмоционального выгорания среди родителей. Постоянные требования, неопределенность, чувство ответственности и заботы о детях могут привести к переутомлению, стрессу и выгоранию у приемных родителей.
Исследование данной проблемы позволит выявить особенности синдрома эмоционального выгорания у приемных родителей, разработать рекомендации по профилактике и преодолению этого состояния, а также содействовать созданию более здоровых и поддерживающих условий для приемных семей. Тема, касающаяся трудностей и особенностей, с которыми сталкиваются приемные родители, достаточно мало изучена. Недостаточное внимание уделяется и выявлению эмоционального состояния приемных родителей, а также проведению различных групп поддержки и помощи им. Несмотря на это приемные родители играют ключевую роль в воспитании детей, их состояние и настроение могут существенно влиять на развитие и благополучие ребенка. Поэтому важно выявлять их потребности, трудности и предоставлять им соответствующую поддержку.
Основной целью курсовой работы является комплексное выявление особенностей эмоционального выгорания приемных родителей. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть понятие, характеристику и сущность синдрома эмоционального выгорания;
выявить проявления синдрома эмоционального выгорания у приемных родителей;
проанализировать причины и профилактику эмоционального выгорания приемных родителей;
Так, объектом исследования является эмоциональное выгорание. Предметом исследования – эмоциональное выгорание у приемных родителей.
Гипотеза исследования: эмоциональное выгорание является одним из главных факторов, способствующих увеличению случаев вторичного сиротства. В связи с этим для снижения случаев вторичного сиротства необходимо осуществлять более глубокую подготовку и поддержку приемных семей, создавать условия для адаптации ребенка в новой среде и решения возникающих проблем во взаимодействии с ним.
Методологическая основа исследования:
принцип детерминизма (Б.Ф. Скиннер, Н.П. Бехтерева, В.Н. Кирой): данный принцип предполагает, что все явления и процессы в мире подчиняются законам причинно-следственных связей. Согласно рассматриваемому принципу поведение человека, его мысли, эмоции и реакции определяются внешними и внутренними факторами, исключая свободу воли и случайные события. Так, в контексте эмоционального выгорания у приемных родителей детерминизм может проявляться во взаимодействии различных факторов, которые могут способствовать возникновению этого состояния;
принцип системности (П.К. Анохин, В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, А.Р. Лурия): этот принцип подчеркивает важность изучения человека и его поведения как сложной системы, включающей взаимосвязи и воздействия различных компонентов. В контексте эмоционального выгорания у приемных родителей принцип системности указывает на сложные взаимосвязи между различными факторами, влияющими на возникновение и развитие этого состояния (например, семейная динамика). Системный подход к пониманию эмоционального выгорания у приемных родителей предполагает ана0лиз не только отдельных аспектов, но и всей системы взаимосвязей и взаимодействий;
принцип диалектности (Б.Ф. Скиннер, В.Н. Кирой): предполагает, что различные факторы и процессы, влияющие на поведение человека, должны рассматриваться в их взаимосвязи и в рамках противоречий, которые могут возникать между ними. В контексте эмоционального выгорания у приемных родителей принцип диалектичности указывает на существование противоречивых факторов и процессов, которые могут способствовать как развитию, так и преодолению данного состояния.
Фрагмент для ознакомления
3
Абрамова О. С. Связь эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания у замещающих родителей / О. С. Абрамова // Психология и психотерапия семьи. – 2022. – № 4. – С. 5-10.
Ашуйко О. А. Профилактика эмоционального выгорания замещающих родителей на занятиях-тренингах / О. А. Ашуйко // Адукацыя і выхаванне. – 2021. – № 12(360). – С. 23-27.
Генеральчик Н. Р. Мотивация усыновления и родительские установки у женщин в замещающих семьях / Н. Р. Генеральчик, Е. К. Погодина // Социальная и психолого-педагогическая помощь семье: опыт, проблемы, перспективы : Материалы II Международной научно-практической конференции, Минск, 08 декабря 2021 года / Редколлегия В.В. Мартынова (отв. ред.) [и др.]. – Минск: Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», 2022. – С. 519-524.
Гольберт А. В. О методах изучения мотивации приемных родителей / А. В. Гольберт // Теоретическая и прикладная психология: традиции и перспективы : Материалы XIV Всероссийской молодёжной научно-практической конференции, Чита, 19 апреля 2022 года. – Чита: Забайкальский государственный университет, 2022. – С. 51-55.
Демерева А. М. Профилактика эмоционального выгорания родителей как способ профилактики девиантного поведения детей / А. М. Демерева // Актуальные проблемы современной психологии образования : материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения И. Ф. Мягкова, Воронеж, 18–19 сентября 2023 года. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2023. – С. 95-97.
Дивеева М. В. Психологическая помощь родителям при эмоциональном выгорании / М. В. Дивеева, О. В. Фадеева // Artium Magister. – 2023. – Т. 23, № 1. – С. 11-15.
Заверняева А. В. Теоретические аспекты психологического кризиса, как синдрома эмоционального выгорания / А. В. Заверняева // Региональные аспекты управления, экономики и права Северо-западного федерального округа России. – 2023. – № 3(59). – С. 56-61.
Костарева Е. К проблеме эмоционального выгорания родителей / Е. Костарева // Стратегические ориентиры современного образования : сборник научных статей, Екатеринбург, 05–06 ноября 2020 года. Том Часть 3. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2020. – С. 216-220.
Кремезион О. В. Эмоциональное "выгорание" замещающих родителей в процессе воспитания приёмных детей / О. В. Кремезион // Человеческий фактор: Социальный психолог. – 2019. – № 1(37). – С. 157-162.
Кубекова А. С. Анализ синдрома эмоционального выгорания / А. С. Кубекова, С. С. у. Абдуллаев // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2021. – № 12-6(80). – С. 54-56.
Лобурец Н. Е. Исследование эмоционального выгорания родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья / Н. Е. Лобурец, Е. Ю. Темникова // Вопросы педагогики. – 2021. – № 3-1. – С. 168-171.
Лукошко-Смолкина Д. А. Мотивы принятия ребенка в семью и жизненные ориентации замещающих родителей / Д. А. Лукошко-Смолкина, С. Т. Посохова // Петербургский психологический журнал. – 2022. – № 38. – С. 48-63.
Никитина А. Л. Замещающая семья: проблемы и особенности воспитания / А. Л. Никитина // Условия успешной социализации детей и молодежи: перспективные исследования будущих педагогов-психологов, социальных педагогов и социальных работников : Материалы Международной научно-практической конференции: в 2 ч., Минск, 12 апреля 2023 года. Том Ч. 1. – Минск: Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», 2023. – С. 32-40.
Поскребышева Т. А. Модели синдрома эмоционального выгорания / Т. А. Поскребышева // Инновационные технологии в образовательной деятельности : Материалы Всероссийской научно-методической конференции, Нижний Новгород, 05 февраля 2019 года. – Нижний Новгород: Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, 2019. – С. 256-258.
Скворцов В. В. синдром эмоционального выгорания / В. В. Скворцов, В. Б. Петруничева, Д. И. Родин // Журнал психиатрии и медицинской психологии. – 2023. – № 3(63). – С. 123-126.
Хуснутдинова А. Н. Теоретические аспекты исследования семейных и личностных детерминант эмоционального выгорания родителей / А. Н. Хуснутдинова, А. Р. Гирфатова // Инновационный потенциал развития науки в современном мире: достижения и инновации : Сборник научных статей по материалам XIII Международной научно-практической конференции, Уфа, 12 декабря 2023 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Научно-издательский центр "Вестник науки", 2023. – С. 105-129.