Фрагмент для ознакомления
2
Профессиональное выгорание у социальных работников является актуальной проблемой для изучения, поскольку именно личность специалиста представляет собой внешний ресурс, от которого зависит качество оказываемой помощи клиенту. Также актуальность исследования профессионального выгорания обусловлено спецификой деятельности социальных работников – постоянное общение с клиентами, имеющими трудную жизненную ситуацию, может способствовать формированию выгорания.
Цель исследования: комплексное исследование использования мобильных приложений для предотвращения профессионального выгорания специалистов по социальной работе.
Задачи исследования:
рассмотреть понятие профессионального и эмоционального выгорания;
проанализировать причины выгорания;
изучить психогигиену выгорания;
проследить возможности мобильных приложений для решения проблемы выгорания.
Гипотеза исследования: регулярное использование мобильных приложений, направленных на снижение стресса и улучшение психоэмоционального состояния, значительно снижает уровень профессионального выгорания среди специалистов по социальной работе в сравнении с теми, кто не использует подобные приложения.
Объект исследования: выгорание специалистов по социальной работе.
Предмет исследования: мобильные приложения для предотвращения профессионального выгорания специалистов по социальной работе.
Методологическая основа исследования:
Исследование потребует формирования выборки специалистов по социальной работе различных организаций, учитывая возраст, стаж работы, место работы и другие социо-демографические показатели.
Теоретическое основание:
Исследование использования мобильных приложений для предотвращения профессионального выгорания специалистов по социальной работе можно базировать на нескольких теоретических основаниях. Они обеспечивают концептуальную рамку для понимания, как и почему мобильные приложения могут помочь снизить уровень выгорания среди профессионалов.
Характеристика дизайна и выборки исследования
Критерии включения:
Участники должны быть специалистами в области социальной работы (социальные работники, социальные педагоги, специалисты по работе с семьей и детьми, и т.д.).
Участники должны обладать смартфоном или планшетом с доступом к интернету и иметь возможность загружать и использовать мобильные приложения.
Критерий исключения:
Лица, не работающие в области социальной работы или не имеющие соответствующего образования или квалификации.
Лица, не имеющие доступа к смартфону или планшету с возможностью подключения к интернету.
Методы исследования:
Анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция, логический метод, анкетирование/опрос (разработка и распространение структурированных анкет среди специалистов по социальной работе для оценки их опыта использования мобильных приложений и уровня профессионального выгорания до и после использования приложений).
Новизна
Исследование использования мобильных приложений для предотвращения профессионального выгорания специалистов по социальной работе представляет собой относительно новый и прогрессивный подход в исследовании взаимосвязи между технологиями и благополучием работников в сфере социальной работы.
Практическая значимость
Одной из ключевых практических ценностей является возможность существенно улучшить психоэмоциональное благополучие работников, предотвращая профессиональное выгорание и связанные с ним проблемы, такие как депрессия, стресс и ухудшение качества жизни. Мобильные приложения могут предоставить специалистам доступ к ресурсам и инструментам самопомощи в любое время и в любом месте. На основе исследования можно разработать рекомендации для социальных учреждений по внедрению мобильных приложений как части корпоративной культуры. Это подразумевает создание более здоровой рабочей среды, где внимание к психологическому состоянию сотрудников стоит на первом месте.
Глава 1. Теоретические основы выгорания (профессионального и эмоционального) и роли мобильных приложений как инструмента профилактики выгорания
1.1. Понятие профессионального и эмоционального выгорания
Синдром выгорания, или эмоциональное выгорание, является относительно новым понятием, которое вошло в научную литературу в конце XX века. Введение термина «эмоциональное выгорание» американским психиатром Г. Фрейденбергером в 1974 году стало важным моментом в понимании и изучении профессионального стресса и его последствий. Г. Фрейденбергер впервые обратил внимание на это явление, наблюдая за коллегами, работающими в психиатрической клинике. Так, он впервые описал эмоциональное выгорание, сосредоточился на проблемах медицинских работников, которые испытывали стресс из-за постоянного взаимодействия с пациентами и интенсивного рабочего графика.
Первоначально научное сообщество отнеслось к феномену выгорания достаточно скептически, рассматривая его как нечто вроде модного термина или как часть «популярной» психологии, а не как серьезное научное понятие. Однако со временем отношение изменилось благодаря накоплению эмпирических данных и разработке объективных методик для изучения и измерения этого феномена.
К. Маслач является одной из ключевых фигур в исследовании феномена профессионального выгорания. Хотя термин «выгорание» впервые был введён американским психиатром Г. Фройденбергером в 1974 году на основании его работы с волонтёрами и профессионалами в социальной сфере, существенное развитие и структурирование понятия связано именно с исследованиями К.Маслач. Так, вклад К. Маслач в понимание и исследование выгорания трудно переоценить. Её работы не только помогли структурировать и количественно оценить данный феномен, но и сыграли ключевую роль в популяризации термина и повышении осведомленности о проблеме. Благодаря её усилиям, выгорание признается серьезной проблемой как в научных кругах, так и в профессиональной практике.
В последующем феномен эмоционального выгорания исследовали такие исследователи, как А. Пайнс, Е. Айронс, Д. Дирендонк, В. Шауфели, Х. Сиксма, М. Буриш и др., которые внесли весомый вклад в развитие представлений о данном состоянии, причин его появления и стадиях формирования.
Что касается нашей страны, то Б. Г. Ананьев внёс значительный вклад в изучение проблем, связанных с профессиональной деятельностью и межличностными отношениями. Его работа в 1960-х годах расположила основы для понимания различных психологических явлений, связанных с профессиональной деятельностью, включая явление, которое позже стало известно как эмоциональное выгорание. Так, Б. Г. Ананьев обратил внимание на важность изучения эмоций и эмоциональных стрессов в профессиональной области, что подготовило почву для дальнейших исследований в этой области.
Его работы способствовали развитию отечественной психологии труда и психологии личности, включая исследование стрессов и эмоциональных состояний в профессиональной сфере. В отечественной психологии произошло значительное углубление понимания феномена эмоционального выгорания, благодаря развитию методик диагностики и интервенций, а также интеграции международного опыта.
Фрагмент для ознакомления
3
Алексеев О. А. Предпосылки возникновения и особенности протекания эмоционального выгорания и профессиональной деформации / О. А. Алексеев, А. А. Рахматуллина // ЕВРОПЕЙСКИЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ : сборник статей V Международной научно-практической конференции, Пенза, 15 января 2020 года. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. – С. 216-218.
Алексеев О. А. Синдром эмоционального выгорания как негативный фактор современного производства / О. А. Алексеев, А. А. Рахматуллина // ЕВРОПЕЙСКИЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ : сборник статей V Международной научно-практической конференции, Пенза, 15 января 2020 года. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. – С. 213-215.
Баландин В. С. Причины синдрома эмоционального выгорания и подходы в его изучении / В. С. Баландин, М. М. Сазоненко, Е. С. Кобыльченко // Инновационные научные исследования: теория, методология, практика : материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, Кишинев, 12 февраля 2021 года. – Нефтекамск: Научно-издательский центр "Мир науки" (ИП Вострецов Александр Ильич), 2021. – С. 107-111.
Бархатова В. В. К вопросу определения понятия профессионального выгорания / В. В. Бархатова // Психологическое здоровье и развитие личности в современном мире : Материалы Международной научно-практической конференции, Благовещенск, 23–25 октября 2019 года. – Благовещенск: Амурский государственный университет, 2019. – С. 142-145.
Берзина О. А. Синдром эмоционального выгорания и психосоматика / О. А. Берзина // Педагогика и психология: проблемы развития мышления. Развитие личности в изменяющихся условиях : Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Красноярск, 21 мая 2021 года. – Красноярск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева", 2021. – С. 162-167.
Борреманс А. Д. Перспективы использования мобильных приложений для трекинга психоэмоционального состояния сотрудников в организациях / А. Д. Борреманс, Е. А. Ксешински // Фундаментальные и прикладные исследования в области управления, экономики и торговли : сборник трудов всероссийской научно-практической и учебно-методической конференции, Санкт-Петербург, 30 мая – 02 2022 года. Том Часть 3. – Санкт-Петербург: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого", 2022. – С. 78-82.
Дениженко В. В. Информационные технологии в профилактике профессионального выгорания специалистов по социальной работе / В. В. Дениженко // Психосоциальные технологии предупреждения и преодоления профессионального стресса в современном социальном пространстве : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Липецк, 06 октября 2021 года. – Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2021. – С. 33-36.
Жуков М. А. Эмоциональное выгорание и профессиональные деформации личности / М. А. Жуков, И. Г. Колосова // Студенческая молодёжь XXI века: наука, творчество, карьера, цифровизация : Сборник материалов IV Межвузовской студенческой научно-практической конференции , Москва, 24 мая 2023 года / Под общей редакцией Е.А. Руднева, под научной редакцией Л.Н. Горбуновой. – Москва: Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования "Московский экономический институт", 2023. – С. 400-404.
Заверняева А. В. Теоретические аспекты психологического кризиса, как синдрома эмоционального выгорания / А. В. Заверняева // Региональные аспекты управления, экономики и права Северо-западного федерального округа России. – 2023. – № 3(59). – С. 56-61.
Колузаева Т. В. Эмоциональное выгорание: причины, последствия, способы профилактики / Т. В. Колузаева // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. – 2020. – № 1(31). – С. 122-130.
Корчагина Л. М. Психосоциальные технологии по профилактике и преодолению профессионального «выгорания» социальных работников / Л. М. Корчагина // Психосоциальные технологии предупреждения и преодоления профессионального стресса в современном социальном пространстве : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Липецк, 06 октября 2021 года. – Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2021. – С. 72-76.
Лобурец Н. Е. Исследование эмоционального выгорания родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья / Н. Е. Лобурец, Е. Ю. Темникова // Вопросы педагогики. – 2021. – № 3-1. – С. 168-171.
Максимчук М. В. Понятие и признаки профессионального (эмоционального) выгорания как разновидности профессиональной деформации личности сотрудника УИС / М. В. Максимчук, А. В. Дубровский // Неделя науки, посвященная году педагога и наставника в Российской Федерации : Сборник материалов, Пермь, 08–10 февраля 2023 года. – Пермь: Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2023. – С. 87-90.
Малашта М. А. Эмоциональное выгорание у работников системы «человек-человек» / М. А. Малашта // Психология личности: актуальные исследования : Сборник научных трудов / Под редакцией Е.М. Разумовой. – Магнитогорск : Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2020. – С. 25-29.
Мезенцева О. И. Современные подходы к определению понятия "синдром эмоционального выгорания" в психолого-педагогической литературе / О. И. Мезенцева // Вопросы педагогики. – 2020. – № 2-2. – С. 110-112.
Михайлова Т. А. Факторы развития у специалистов по социальной работе синдрома профессионального выгорания / Т. А. Михайлова // Социальные отношения. – 2020. – № 3(34). – С. 58-67.
Панчишко А. Д. Профилактика профессионального выгорания работников социальной сферы в условиях трудовой деятельности / А. Д. Панчишко, О. А. Данковцев // Психосоциальные технологии предупреждения и преодоления профессионального стресса в современном социальном пространстве : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Липецк, 06 октября 2021 года. – Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2021. – С. 116-120.
Петрова Н. Г. Синдром эмоционального выгорания у работников социального направления, в частности, медицинских работников и педагогов: профилактика и коррекция / Н. Г. Петрова // Пятиминутка. – 2022. – № 4(66). – С. 19-27.
Поскребышева Т. А. Модели синдрома эмоционального выгорания / Т. А. Поскребышева // Инновационные технологии в образовательной деятельности : Материалы Всероссийской научно-методической конференции, Нижний Новгород, 05 февраля 2019 года. – Нижний Новгород: Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, 2019. – С. 256-258.
Родионова В. И. Синдром эмоционального выгорания и его профилактика у студентов – будущих социальных работников / В. И. Родионова, Л. А. Швачкина, Д. В. Слезова // Инновационные тренды и драйверы устойчивого развития социально-экономических процессов в условиях перехода к цифровому обществу : сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции , Ставрополь, 16–17 октября 2023 года. – Ставрополь: Ставропольский государственный аграрный университет, 2023. – С. 629-632.
Сафонова М. И. Эмоциональное выгорание как психологическая реакция на стресс-факторы / М. И. Сафонова // Инклюзивное образование: актуальные тенденции, ресурсы, достижения : Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Воронеж, 19–20 мая 2022 года / Отв. редактор М.В. Шакурова, редколлегия: Т.Е. Поветкина [и др.]. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2022. – С. 193-200.
Семенихина К. В. Лень, эмоциональное выгорание и прокрастинация: психологическое содержание понятий / К. В. Семенихина, И. В. Ковязина // Теоретические и практические вопросы педагогики и психологии : сборник статей международной научной конференции, Выборг, 26 сентября 2023 года / ООО "Международный институт перспективных исследований им. Ломоносова". – Санкт-Петербург: Общество с ограниченной ответственностью «Международный институт перспективных исследований имени Ломоносова», 2023. – С. 21-24.
Синельников А. М. Понятие и концепция мобильных приложений / А. М. Синельников, С. А. Попов, В. Ю. Волков // Фундаментальные и прикладные аспекты развития современной науки : Сборник трудов по материалам XIV Международного конкурса научно-исследовательских работ, Уфа, 25 сентября 2023 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Научно-издательский центр "Вестник науки", 2023. – С. 36-41.
Скворцов В. В. синдром эмоционального выгорания / В. В. Скворцов, В. Б. Петруничева, Д. И. Родин // Журнал психиатрии и медицинской психологии. – 2023. – № 3(63). – С. 123-126.
Хренова Ю. В. Профилактика эмоционального выгорания социальных работников / Ю. В. Хренова, Е. Н. Закирова // Актуальные вопросы благополучия личности: психологический, социальный и профессиональный контексты : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Ханты-Мансийск, 17 ноября 2022 года. – Ханты-Мансийск: Югорский государственный университет, 2022. – С. 343-346.
Чемеков В. П. Профилактика выгорания медицинских и социальных работников: анализ эффектов проведения тренингов / В. П. Чемеков, А. В. Шашелева // Казанский педагогический журнал. – 2020. – № 1(138). – С. 235-243.
Шинкаренко Ю. В. Синдром эмоционального выгорания: теоретический аспект / Ю. В. Шинкаренко // Современная наука: вызовы, проблемы, решения - взгляды молодёжи : Сборник материалов Международной научно-практической конференци, Биробиджан, 17–18 октября 2023 года. – Биробиджан: Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема, 2023. – С. 227-230.
Эмоциональное выгорание: понятие или приговор? / Н. К. Базиян-Кухто, А. П. Кухто, Ю. Д. Костямин [и др.] // Вестник неотложной и восстановительной хирургии. – 2021. – Т. 6, № 3. – С. 25-31.
Быть шаолиньским монахом: почему рынок приложений для медитации переживает бум [Электронный ресурс]. – URL: https://www.forbes.ru/svoi-biznes/445601-byt-saolin-skim-monahom-pocemu-rynok-prilozenij-dla-meditacii-perezivaet-bum (дата обращения: 18.05.2024).
Официальный сайт «Ясно» [Электронный ресурс]. – URL: https://business.yasno.live/ (дата обращения: 18.05.2024).
Официальный сайт Happy Job [Электронный ресурс]. – URL: https://happy-job.ru/ (дата обращения: 18.05.2024).
Официальный сайт Welltory [Электронный ресурс]. – URL: https://welltory.com/ (дата обращения: 18.05.2024).
Специалисты из МГППУ выяснили как связаны выгорание и эмпатия у представителей помогающих профессий [Электронный ресурс]. – URL: https://mgppu.ru/news/12875 (дата обращения: 18.05.2024).
Ссылка на приложение Stress & Anxiety Companion в App Store [Электронный ресурс]. – URL: https://apps.apple.com/us/app/stress-anxiety-companion/id786238252 (дата обращения: 18.05.2024).