Фрагмент для ознакомления
2
Юго-Восточная Азия (ЮВА) становится все более важной для внешней экономической политики США в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) в связи с необходимостью диверсификации источников поставок, реализации принципа «Китай +1» и «разъединения» американской и китайской экономик.
Провозглашенный администрацией Обамы «поворот» в сторону Азии не привел ни к масштабным изменениям в торговой политике США в регионе, ни к резкому укреплению экономического сотрудничества, на которое рассчитывали страны АСЕАН.
Решающим шагом вперед могло бы стать вступление в силу соглашения о Транстихоокеанском партнёрстве (ТТП), но Д. Трамп, став президентом, вывел США из числа участников соглашения.
Политика администрации Д. Трампа в Азиатско-Тихоокеанском регионе, кульминацией которой стала торговая война с Китаем, привела, с одной стороны, к более активному взаимодействию США и стран Ассоциации, в частности в рамках Новая Индо-Тихоокеанская стратегия, но, с другой стороны, поставила экономики Юго-Восточной Азии перед необходимостью более явно продемонстрировать свою лояльность Америке или Китаю.
Однако открытая поддержка стратегии США в регионе не отвечает нынешним приоритетам и целям АСЕАН. В то же время лидеры стран АСЕАН убеждены, что политика США становится все менее предсказуемой.
Поскольку экономически они очень зависят от КНР и в вопросах безопасности надеются на поддержку и вмешательство США, страны Ассоциации продолжают прибегать к излюбленной стратегии «хеджирования рисков» и сотрудничать по различным вопросам с Пекином. и Пекин. Вашингтон пытается не выбирать между ними и найти свой собственный путь, основанный на концепции «центральности» АСЕАН.
Успешное экономическое развитие Ассоциации как объединения во многом обусловлено «дипломатией средней державы», которая в конечном итоге способствовала заключению Соглашения о всеобъемлющем региональном экономическом партнерстве (ВРЭП). Администрация Байдена выражает заинтересованность в развитии активного взаимодействия со странами Ассоциации.
Хотя одной из главных целей США является создание сети альянсов в регионе, направленных на защиту американских экономических и политических интересов и сдерживание влияния Китая, в выступлениях высокопоставленных чиновников особо подчеркивается «центральная роль» АСЕАН в региона и важность тесного экономического сотрудничества между Соединенными Штатами и странами АСЕАН.
В список ключевых направлений взаимодействия, как ожидается, вошли такие направления, как борьба с изменением климата, обеспечение устойчивости глобальных цепочек добавленной стоимости (ГЦС), поддержка здравоохранения и обеспечение кибербезопасности, а также вопросы безопасности.[5]
В конце октября 2021 года Байден присутствовал на саммите лидеров АСЕАН и подтвердил важность сотрудничества США с Ассоциацией для сохранения «свободного и открытого» Индо-Тихоокеанского региона. Было объявлено о планах выделить около 100 миллионов долларов дополнительного финансирования на развитие инициатив в рамках стратегического партнерства США-АСЕАН.
Заявленные направления сотрудничества являются логическим продолжением прошлых инициатив, а главной повесткой дня остается Индо-Тихоокеанская стратегия, но администрация Байдена по-своему акцентирует на этом внимание. В частности, гораздо большее внимание уделяется сотрудничеству США со своими союзниками.
На Восточноазиатском саммите, также состоявшемся в конце октября 2021 года, президент США объявил о своем намерении создать новую «экономическую основу для Индо-Тихоокеанского региона, которая будет определять общие цели в области облегчения обмена, стандартов цифрового экономика и цифровая экономика. устойчивость технологий и цепочек поставок, декарбонизация и чистая энергия, инфраструктура… и другие области, представляющие общий интерес.
АСЕАН является одним из крупнейших торговых партнеров США, и ее роль продолжает расти, особенно учитывая необходимость укрепления глобальных цепочек создания стоимости и диверсификации источников поставок. Общий объем двусторонней товарной торговли в 2019 году составил 292,4 миллиарда долларов.
Товарный экспорт составил 86,1 миллиарда долларов. товарный импорт – 206,3 млрд долларов. Дефицит торгового баланса США с АСЕАН в 2019 году составил 120,2 млрд долларов6. АСЕАН является крупнейшим получателем ПИИ США, совокупный объем которых в 2019 году составил $338 млрд, что больше, чем ПИИ США в Китай (не включая Гонконг), Индию, Японию и Корею с Юга. Прямые инвестиции США в АСЕАН составляют более трети инвестиций США в Индо-Тихоокеанский регион. Экономики США и стран Юго-Восточной Азии очень дополняют друг друга. Для Юго-Восточной Азии США являются важным источником электрооборудования, самолетов и сельскохозяйственной продукции. В то же время Соединенные Штаты обеспечивают рынок электронного оборудования, одежды и сельскохозяйственной продукции (включая резину и сопутствующие товары), производимой в Юго-Восточной Азии.
Электрооборудование является важным компонентом как экспорта США, так и импорта товаров США из АСЕАН в результате участия стран Юго-Восточной Азии в производстве товаров в рамках глобальных цепочек поставок. При прогнозируемых ежегодных темпах роста более 5,5% к 2030 году АСЕАН может обогнать Индию и Японию.
Россия может воспользоваться открывающимися возможностями и расширить свою экономическую интеграцию со странами АСЕАН.
Основные особенности экономического сотрудничества США и АСЕАН
Экономические связи между Соединенными Штатами и АСЕАН были официально оформлены Рамочным соглашением о торговле и инвестициях в 2006 году и Рабочим планом расширенного экономического взаимодействия в 2012 году. В долгосрочной перспективе это соглашение может стать основой двустороннего соглашения о свободной торговле.
Кроме того, между Соединенными Штатами и каждой страной АСЕАН существуют отдельные рамочные торговые и инвестиционные соглашения, позволяющие сторонам более комплексно работать над целями двустороннего экономического взаимодействия.
Торговый представитель США участвует в ежегодных консультациях на встречах министров экономики АСЕАН. Экономическое сообщество АСЕАН стремится уменьшить или устранить торговые барьеры, чтобы облегчить свободное перемещение товаров, услуг, капитала и квалифицированной рабочей силы в регионе ЮВА. Для ускорения оформления товаров и содействия экономической интеграции был разработан механизм «единого таможенного окна» АСЕАН.[6]
Агентство США по международному развитию способствовало разработке и запуску этого инструмента, который обеспечивает электронный обмен таможенной информацией и данными. «Единый центр» заработал на полную мощность в начале 2020 года.
В 2019 году АСЕАН стала четвертым по величине экспортным рынком для продукции США. Около 42 000 американских компаний экспортируют товары и услуги в страны Ассоциации, и этот экспорт прямо или косвенно поддерживает более 625 000 рабочих мест в США. Экспорт США в АСЕАН составил $86,1 млрд в стоимостном выражении, что на 60,1% больше, чем в 2009 году.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Бектимирова Н.Н., Селиванов И.Н. Королевство Камбоджа: политическая история (1953 - 2002).- М.,2022.
2. Внешняя политика и дипломатия стран Азиатско-Тихоокеанского региона / Дипломатическая академия МИД РФ.-М., 2018.
3. Европейское Сообщество в системе международных отношений.-М.,2021. Жильцов С.С., Зонн И.С., Ушков А.М. Геополитика Каспийского региона. - М.: Межд. отношен., 2022.
4. Западноевропейская интеграция: проекты и реальность / Под ред. В.Б. Княжинского.- М., 2021.
5. Лю Гучан О внешней политике Китая и китайско-российских отношениях. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2018.
6. Кобелев Е.В., Малетин Н.П., Чан Куок Нгуен Вьетнам в системе международныхотношений // МГИМО.-М., 2021.
7. Костюнина Г.М. Азиатско-Тихоокеанская экономическая интеграция.-М., 2022.
8. Кьеза Дж. Восток - запад. Раздел сфер влияния. - М.: Эксмо, 2019.
9. Мазырин В.М. Современный Вьетнам: реформы, обновления, модернизация (1986-1997).- М., 2019.
10. Малетин Н.П. АСЕАН: Три десятилетия внешней политики (1967 - 1997).- М., 2019.
11. Малетин Н.П. Внешняя политика Камбоджи.// МГИМО.-М., 2021.
12. Международные отношения в Юго-Восточной Азии на раннем этапе (80-е годы).- М., 2018.