Фрагмент для ознакомления
2
В настоящем исследовании подробно рассматривается изображение женщин в древнеирландских исследованиях, в частности через призму Уладского цикла, и определяется его культурное и литературное значение в древнеирландском контексте. Изучение таких исследований не только освещает социокультурную структуру древней Ирландии, но и углубляет наше понимание гендерной динамики, преобладавшей в ту эпоху.
Данное исследование представляется весьма актуальным в современной науке, поскольку оно соединяет историческое литературоведение с гендерными исследованиями, предлагая тонкое понимание древних нарративов через призму гендерного анализа. Глубина научной проблемы заключается в том, чтобы определить, как изображение женских персонажей в уладском цикле отражает и формирует общественные нормы и мифологические элементы древнеирландской культуры. Данное исследование стремится сравнить эти образы с теми, что существуют в других культурных традициях, тем самым обогащая дискурс о кросс-культурном литературном феминизме.
Область данного исследования охватывает несколько междисциплинарных узлов: литературный анализ, культурную антропологию и сравнительную мифологию. Эти аспекты сходятся воедино, чтобы сформировать комплексное исследование повествовательных структур, архетипов персонажей и тематических элементов, характерных для уладского цикла. Используя тщательную методологию, объединяющую качественный и количественный литературный анализ, данная диссертация ставит своей целью вскрыть слои исследования и символизма, которые определяют представление женщин в этих древних текстах.
Научная новизна исследования заключается в многогранном подходе к изучению уладского цикла не только как литературного артефакта, но и как культурного зеркала, отражающего гендерную динамику древнеирландского общества, что дает уникальную возможность проанализировать взаимодействие повествовательной формы и социальной структуры; впервые проводится сравнительный нарратологический анализ, сопоставляющий изображение женщин в древнеирландских исследованиях и в современных европейских мифологиях, с использованием методологии культурной семиотики и гендерной теории. В диссертации выдвигается гипотеза о том, что образ женщины в уладском цикле далеко не монолитен, а представляет собой сложный спектр признаков, способствующих не только тематической насыщенности исследования, но и его функции как социального комментария – этот спектр, при сравнении различных культур, выявляет как уникальные, так и универсальные аспекты женской репрезентации в древней литературе.
Методологическая основа данного исследования базируется на междисциплинарном подходе, опираясь на фундаментальные работы, освещающие богатый спектр древнеирландских исследований, в частности Уладского цикла, в более широком контексте гендерных исследований и сравнительной мифологии. В основе этого исследования лежит сборник Т. Михайловой «Саги Улады», представляющий собой незаменимый корпус первичных текстов, позволяющий аутентично интерпретировать древние исследования (Т. Михайлова, 2004). Критические выводы из «Ирландских саг» А. А. Смирнова дают основополагающее понимание повествовательных структур и тематических преемственностей в ирландской эпической литературе, что важно для выявления уникальных литературных приемов, использованных в уладском цикле (А. А. Смирнов, 1933).
Еще более обогащают дискурс отредактированный Г. К. Косиковым том «Легенды и мифы средневековой Ирландии» и подробный анализ Т. А. Михайловой и С. В. Шкунаева в «Похищении быка из Куальнге», посвященный социокультурным и мифологическим основам, определяющим повествовательные роли женских персонажей в этих текстах (Г. К. Косиков, 1991; Т. А. Михайлова и С. В. Шкунаев, 1985). Сравнительные перспективы представлены в работе М. И. Стеблин-Каменского и А. А. Смирнова, посвященной исландским сагам. Ирландский эпос, в котором уладские исследования сопоставляются с другими индоевропейскими традициями, подчеркивая культурные пересечения и расхождения в изображении женских фигур (М. И. Стеблин-Каменский и А. А. Смирнов, 1973).
Исследование гендерных ролей в книге «Женщина в кельтском мире» Г. Бондаренко дает критический анализ того, как общественные нормы влияли на литературные образы, предлагая сравнительный взгляд на эволюцию женских архетипов в кельтской традиции (Г. Бондаренко, 2007). Многочисленные исследования Т. А. Михайловой, в том числе «Хозяйка судьбы: образ женщины в традиционной ирландской культуре» и «Этайн и Калб: образ женщины и женский образ», предлагают тонкий анализ символических и буквальных ролей женщин, обогащая исследование глубоким погружением в культурный символизм и гендерную динамику (Т. А. Михайлова, 2004, 1997).
Международная научная литература, в частности работы Б. Клифф «Женщины и ирландская криминальная фантастика» и С. Хилл «Женщины и воплощенная мифотворческая деятельность в ирландском театре», обеспечивает современный взгляд, связывая исторические исследования с современными интерпретациями и феминистской критикой (B. Cliff, 2018; S. Hill, 2019). Эти источники в совокупности формируют прочную методологическую основу, используя сочетание исторических, литературных и феминистских методологий для анализа многослойных представлений о женщинах в древнеирландской литературе, подчеркивая динамичное взаимодействие между традицией и гендерными нарративами.
Начиная с теоретических подходов, в основу исследования будет положено широкое использование феминистского литературоведения и культурной антропологии; т.о., рассматривая тексты через эти линзы, мы получим более глубокое понимание гендерных ролей в этих древних историях. Исходя из предположения, что эти исследования отражают и закрепляют культурные ценности, в исследовании будет использован семиотический анализ для расшифровки символов и мотивов, связанных с женскими персонажами, как они обозначены в основополагающих текстах Т. А. Михайловой и Г. К. Косикова. Сопоставительный литературоведческий анализ позволит сопоставить их с другими мифологиями, выявить уникальные или общие черты, как это делают М. И. Стеблин-Каменский и А. А. Смирнов.
С эмпирической стороны исследование будет включать качественный контент-анализ текстов уладского цикла, тщательную каталогизацию и классификацию образов женских персонажей. Этот метод обеспечит систематическое изучение текстов и структурированное извлечение данных, которые, в случае подтверждения гипотезы о взаимосвязях, продемонстрируют значительные различия в изображении персонажей в разных исследованиях и контекстах. Кроме того, для дальнейшего анализа взаимодействий и диалогов в сагах будет использован дискурс-анализ, цель которого – выявить лежащие в их основе структуры власти и гендерную динамику.
Теоретическая и практическая значимость данного исследования многогранна: с одной стороны, оно углубляет научное понимание древнеирландской литературы, раскрывая слои гендерной репрезентации в уладском цикле – это не просто академическое упражнение, а важнейший шаг в расширении «культурного лексикона» древних исследований; с другой стороны, полученные результаты могут стать источником информации для современных дискуссий о гендерных ролях, предоставляя «эмпирические субстраты» для дебатов об эволюции женских архетипов в литературе.
С теоретической точки зрения, данное исследование вносит вклад в область гендерных исследований и сравнительной мифологии, используя «интертекстуальный анализ», который связывает древнеирландские исследования с другими индоевропейскими традициями (н-р., исландскими сагами), предлагая тем самым более широкую культурную и историческую перспективу. Применение в анализе «нарратологических лесов» и «метрик гендерной стратификации» позволяет структурированно исследовать, как формы и содержание исследования влияют на общественные гендерные нормы и подвергаются их воздействию.
С практической точки зрения, выводы, полученные в ходе исследования, могут быть полезны педагогам и разработчикам учебных программ, которые стремятся включить более тонкое понимание исторических нарративов в образовательный контент, особенно в области литературы и обществознания. Отметим, распространяя результаты исследования через научные журналы и конференции, мы стремимся повлиять на текущие научные дискуссии о роли женщин в древних литературах и о том, как эти роли отражают и формируют культурную идентичность.
Итак, двойная значимость – как теоретическая, так и практическая – данного исследования заключается в его способности «синтезировать» исторический литературный анализ с современной гендерной теорией, тем самым не только внося вклад в академические знания, но и улучшая понимание культуры в рамках различных дисциплин.
Глава 1. Теоретические аспекты произносительных стилей в древнеирландском языке
1.1. Определение и классификация произносительных стилей
В древней Ирландии, характеризующейся сложным спектром социокультурной динамики, в исследованиях глубоко переплетены мифологическое и бытовое; через призму авторитетных источников, таких как Т. Михайлова и Г. К. Косиков, мы видим общество, в котором предания и реальность органично сливаются [Михайлова, 2004; Косиков, 1991]. Примечательно, что роль мифологии в формировании общественных структур очень велика, поскольку эти исследования не только развлекали, но и прививали моральные и социальные ценности; этот тезис более подробно раскрывает А. А. Смирнов, утверждая интеграцию мифа в социальную структуру древнеирландских сообществ [Смирнов, 1933].
Уладский цикл, в частности, предлагает яркое окно в доблесть и сложность раннего ирландского общества, вбирая в себя темы героизма, чести и ключевой роли сверхъестественного, как это исследуется в таких произведениях, как «Похищение быка из Куальнге» Т. А. Михайловой и С. В. Шкунаева [Михайлова и Шкунаев, 1985]. Эти саги, как подчеркивают М. И. Стеблин-Каменский и А. А. Смирнов, не просто рассказы, а хранилища культурной мудрости и исторической памяти, отражающие нормы, ценности и конфликты своего времени [Steblin-Kamensky & Smirnov, 1973].
Социокультурные аспекты древнеирландского общества, в частности восприятие и изображение гендерных ролей, освещаются в таких исследованиях, как работа Г. Бондаренко о женщинах в кельтском мире, где рассматривается, как эти роли изображаются в литературном и историческом контекстах, показывая расхождение между идеализированными и реальными общественными ролями [Bondarenko, 2007]. Кроме того, мистическое и порой зловещее изображение женских фигур в ирландской мифологии, таких как банши и богини, служит зеркалом общественных взглядов на женщин, страх и сверхъестественное – тема, широко раскрытая П. Лайсафт и Т. Михайловой [Laisaft & Mikhailova, 2007].
Фрагмент для ознакомления
3
Бондаренко Г. Женщина в кельтском мире // Повседневная жизнь древних кельтов. М.: Молодая гвардия, 2007. С. 195-235. Электрон. верс. печ. публ. Режим доступа: https://djvu.online/file/vCz9ZX2KpBCQQ
Исландские саги. Ирландский эпос / сост., вст. ст. и примеч. М. И. Стеблин-Каменского и А. А. Смирнова. М.: Художественная литература, 1973. Электрон. верс. печ. публ. Режим доступа: https://facetia.ru/node/3740
Лайсафт П., Михайлова Т. Банши: Фольклор и мифология Ирландии / пер. с англ. Нины Чехонадской. М.: ОГИ, 2007. 184 с. Электрон. верс. печ. публ. Режим доступа: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003350825/
Маркелова О. А. Ауд Мудрая в исландском историческом нарративе // Новый филологический вестник, 2021. С. 216-226. Электрон. верс. печ. публ. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/aud-mudraya-v-islandskom-istoricheskom-narrative
Михайлова Т. А. Против женщин, кузнецов и друидов: вера в женскую магию в традиционной ирландской культуре // Вестник РГНФ, 2004. С. 322-334. Электрон. верс. печ. публ. Режим доступа: http://svr-lit.ru/svr-lit/mihajlova-mifologema-zhenschiny/mihajlova-protiv-zhenschin-kuznecov.htm
Михайлова Т. А. Хозяйка судьбы: образ женщины в традиционной ирландской культуре. М.: Языки славянской культуры, 2004. 192 с. Электрон. верс. печ. публ. Режим доступа: https://royallib.com/read/mihaylova_tatyana/hozyayka_sudbi_obraz_genshchini_v_traditsionnoy_irlandskoy_kulture.html#0
Михайлова Т. А. Этайн и Кальб: облик женщины и женский образ // Атлантика, 1997. С. 163-178. Электрон. верс. печ. публ. Режим доступа: https://istina.msu.ru/publications/article/3078268/
Михайлова Т. А., Шкунаев С. В. Похищение быка из Куальнге. М.: Наука, 1985. 496 с. Электрон. верс. печ. публ. Режим доступа: https://facetia.ru/node/4741
Предания и мифы средневековой Ирландии / под ред. Г. К. Косикова. М.: Изд-во МГУ, 1991. 284 с. Электрон. верс. печ. публ. Режим доступа: https://djvu.online/file/Dh5EadVODs01x
Рис А., Рис Б. Наследие кельтов: древняя традиция в Ирландии и Уэльсе / пер. с англ. Т. Михайловой. М.: Энигма, 1999. 382 с. Электрон. верс. печ. публ. Режим доступа: http://svr-lit.ru/svr-lit/ris-nasledie-keltov/index.htm
Росс Э. Повседневная жизнь кельтов / пер. с англ. Н. Чехонадской. М.: Центрполиграф. 163 с.
Саги об уладах: пер. с ирланд. / сост. Т. Михайловой. М.: Алграф, 2004. 640 с. Электрон. верс. печ. публ. Режим доступа: https://djvu.online/file/vUtVBOSNZ0tFS
Смирнов А. А. Ирландские саги. М.: Академия, 1933. 368 с. Электрон. верс. печ. публ. Режим доступа: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_008563783/
Уайльд Ф. Легенды, заговоры и суеверия Ирландии / пер. с англ. Н. Живловой. М.: Центрполиграф, 2013. 511 с. Электрон. верс. печ. публ. Режим доступа: https://litmir.club/bd/?b=203763
Bodsworth, R. Reimagining the Archive: Where did women's poetry go in Ireland?. Axon: Creative Explorations. 2022. Режим доступа: https://doi.org/10.54375/001/9a02xe0xll
Bonsall, A. Bleeding Hell! Women in Theatre!. 2020. pp. 93-111. Режим доступа: https://doi.org/10.1007/978-3-030-36994-1_5
Cliff, B. Women and Irish Crime Fiction. 2018. pp. 101-139. Режим доступа: https://doi.org/10.1057/978-1-137-56188-6_4
Gallenne, R. A history of Irish women’s poetry. Irish Studies Review, 31. 2023. pp. 316 – 318. Режим доступа: https://doi.org/10.1080/09670882.2023.2195588
Gray, D. Revising Robert Burns and the ‘No Female Bards’ of Ulster-Scots Poetry. Burns Chronicle. 2023. Режим доступа: https://doi.org/10.3366/burns.2023.0085
Harford, J. The path to professorship: reflections from women professors in Ireland. Irish Educational Studies, 39. 2020. pp. 193 – 204. Режим доступа: https://doi.org/10.1080/03323315.2019.1698445
Harford, J. The Perspectives of Women Professors on the Professoriate: A Missing Piece in the Narrative on Gender Equality in the University. Education Sciences, 8. 2018. pp. 50. Режим доступа: https://doi.org/10.3390/EDUCSCI8020050
Hill, S. Women and Embodied Mythmaking in Irish Theatre. 2019. Режим доступа: https://doi.org/10.1017/9781108756327
Holt, E., & Mahoney, G. Rupture and Call: Famine Encounters from Contemporary Irish and Ukrainian Women in the Arts. East/West: Journal of Ukrainian Studies. 2020. Режим доступа: https://doi.org/10.21226/ewjus612
Key, H. Otherworld Women in Early Irish Literature. 2023. Режим доступа: https://doi.org/10.5117/9789463728270
Leech, M. Women’s Life Writing and Early Modern Ireland. a/b: Auto/Biography Studies, 36. 2021. pp. 505 – 509. Режим доступа: https://doi.org/10.1080/08989575.2021.1999688
Mohor-Ivan, I., & Jos, D. Tropes of Ireland in the Gendered Mirror. Cultural Intertexts. 2018. Режим доступа: https://doi.org/10.35219/cultural-intertexts.2018.06
Ostalska, K. ”Soldier Dolls, Little Adulteresses, Poor Scapegoats, Betraying Sisters and Perfect Meat”: The Gender of the Early Phase of the Troubles and the Politics of Punishments against Women in Contemporary Irish Poetry. Text Matters, 8. 2018. pp. 106 – 84. Режим доступа: https://doi.org/10.1515/texmat-2018-0006
Rolston, B. Women on the walls: Representations of women in political murals in Northern Ireland. Crime, Media, Culture: An International Journal, 14. 2018. pp. 365 – 389. Режим доступа: https://doi.org/10.1177/1741659017718037
Vershinina, D. WOMEN IN THE IRISH PARLIAMENT: HISTORY AND MODERN STATE OF POLITICAL REPRESENTATION. Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. 2021. Режим доступа: https://doi.org/10.35634/2587-9030-2021-5-4-481-488
Wheatley, D., Darcy, A., & Wheatley, D. A History of Irish Women's Poetry. 2021. Режим доступа: https://doi.org/10.1017/9781108778596