Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. В современном развивающемся мире вопросы, связанные с системой социальной защиты населения, становятся все более актуальными, поскольку рыночные отношения загоняют общество в социокультурный тупик. Поэтому возникает проблема создания адекватной системы социальной защиты наиболее уязвимых слоев общества.
Таким образом, в этом исследовании была предпринята попытка отразить содержательное пространство и сущность социальной защиты. Социальная защита - это функционально целостная система, которая является независимым социальным институтом и занимает важное место в системе государственной политики в целях повышения благосостояния всего населения и качества жизни уязвимых групп граждан.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Проблема исследования - выявить условия функционирования системы органов и учреждений социальной защиты населения в РФ.
Объектом исследования являются особенности функционирования системы органов и учреждений социальной защиты населения в РФ.
Предметом исследования является система органов и учреждений социальной защиты населения в РФ.
Цель исследования: выявить эффективные условия функционирования системы органов и учреждений социальной защиты населения в РФ.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие социальной защиты населения Российской Федерации.
2. Описать осуществление социального обеспечения населения федеральными органами государственной власти.
3. Дать оценку организации работы органов социального обеспечения в субъектах Российской Федерации.
4. Проанализировать роль государственной службы занятости в регулировании рынка труда на региональном уровне.
Для решения поставленных задач были определены следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научных данных, освещённых в научных источниках.
Существуют различные определения термина «социальная защита«. Термин «социальная защита« был впервые введен в американском законе о социальном обеспечении, принятом в 1935 году. Этот закон привел к принятию программ социальной помощи инвалидам и пожилым людям. В 1938 году термин «социальная защита» стал использоваться в законодательстве Новой Зеландии. С 1944 года этот термин широко используется в документах Международной организации труда (МОТ), поскольку он просто и ясно выражает суть проблемы, с которой сталкиваются различные группы населения.
Многие исследователи рассматривают социальную защиту в связи с понятием «уровень жизни». В этом смысле социальная защита - это совокупность государственных мер, направленных на поддержание достойного уровня и качества жизни граждан. В новых экономических условиях термин «социальная защита« заменяет термин «социальное обеспечение, использовавшийся в советской экономике, где он обозначал конкретную организационно-правовую форму социального обеспечения«. социальной защиты, осуществляемой непосредственно государством, но в современных условиях другие организационные будут разработаны правовые формы социальной поддержки наиболее уязвимых групп населения. Термин «социальная защита» шире, чем термин «социальное обеспечение» [12].
Социальная защита - это оказание поддержки, поддержки населению со стороны государства, а также социальные услуги и страхование граждан. Целью социальной защиты является защита населения от ситуаций, связанных с социальным риском. К таким ситуациям относятся: болезнь; риск остаться безработным; инвалидность; потеря способности обслуживать себя.
Отсюда можно сделать вывод, что социальная защита - это система мер, направленных на предотвращение, уменьшение негативных последствий и устранение последствий социальных рисков путем обеспечения достойного уровня и качества жизни человека. В нашей стране до недавнего времени основной категорией в социальной сфере было «социальное обеспечение«, и только в 90-х годах прошлого века стали использоваться более современные понятия. В правовой сфере российского законодательства «социальная работа« и «социальное обеспечение« являются аналогичными категориями.
В юридической и политической литературе последних лет категории «социальное обеспечение» и «социальная помощь» используются для анализа процессов, происходящих в социальной политике государства и деятельности общественных организаций. Понятие «социальная защита населения« вошло в общественно-политическую практику в Российской Федерации сравнительно недавно. 1991 год принес стране преобразующие перемены. За это время Министерство социального обеспечения было преобразовано в Министерство социального обеспечения. Реорганизация привела к расширению полномочий и задач этого отдела. Практически на это новое ведомство были возложены функции социального обеспечения граждан. Учреждение занималось распределением различных социальных пособий: пенсий и пособий.
Систему социальной защиты граждан следует рассматривать в следующих аспектах: - как систему социальных гарантий и мер, реализуемых на практике, направленных на поддержание достойного качества и уровня жизни населения; - как совокупность субъективных и объективных взаимосвязей. - как система государственных органов, учреждений и предприятий, оказывающих социальные услуги, связанные с социальной защитой населения [15].
Социальная защита граждан в Российской Федерации осуществляется в формах, классифицируемых по таким признакам:
1) в зависимости от объекта социальной защиты: - общие формы, предоставляемые всем жителям страны; - специальные формы, предназначенные для определенных категорий лиц; - исключительные формы, предоставляемые в особых случаях и основанные на специальных правилах (помощь пострадавшим лицам). в результате стихийных бедствий, техногенных катастроф).
2) наличием косвенной связи в системе помощи: - прямые формы, которые предоставляются населению непосредственно в виде различных пособий, пенсий, дополнительных социальных услуг; - косвенные формы в виде пособий. Социальная защита - это политика, упорядоченные, целенаправленные действия, система государства и общества, которая предлагает каждому человеку, социальной группе и населению комплексное, универсальное решение многих проблем, вызванных социальными рисками и социальной напряженностью в обществе, которые приводят к полному или частичному устранению всех проблем, связанных с социальными рисками и социальной напряженностью в обществе. Потеря возможностей для осуществления прав, свобод и законных интересов, экономической независимости и социального благополучия или уже привела к их оптимальному развитию, могут быть восстановлены или приобретены«.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. – 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2013. - № 52 (часть I) . - Ст. 7007.
3. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1997. - № 51. - Ст. 5712
4. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации« // СПС Консультант Плюс.
5. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости».
6. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» // Собрание законодательства РФ. – 2004. - № 28. - Ст. 2899.
7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 мая 2003 г. № 568-р. 4. Федеральный Закон от 6 мая 1999 г. № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд».
8. Базыленко Т.Ю. Становление и развитие государственной службы занятости в России как института рынка труда / Т. Ю. Базыленко// Социальная политика и социальное партнерство. — 2013. — № 2. — С. 5-13.
9. Берела М.П.Социальная защита населения как механизм государственной политики // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 4-6. - С. 26-27.
10. Бочарникова М.А. О разграничении полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти в сфере трудовых отношений // Журнал российского права. - 2011. - № 1 (169). - С. 69a-75.
11. Дагбаева С.Д-Н. Социальные технологии в управлении качеством жизни // Вестник ВСГТУ. — 2011. — №3 (34). — С. 119-125.
12. Деменьтева О., Деменьтев А. Разграничение полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в социальной сфере // Муниципальное право. - 2017. - № 3. - С. 2-9.
13. Ижаев О.А. Правовая природа социально-экономических прав человека и гражданина в Российской Федерации // Проблемы права. - № 1. - 2015. - с. 31-35
14. Леонтьева А.Г. Социальная защита населения. Тюмень, 2008. С. 54.
15. Маслова И.С. Институты российского рынка труда в механизме регулирования процессов занятости // Вестник Института экономики РАН. — 2013. № 5. — С. 49–56.
16. Нечуйкина Е.В. Социальная защита: понятие, категории, терминология // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. СПб., 2008. №49. С. 145.
17. Теория государства и права: Курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2017. – 433 с.
18. Филоровская И.М. Сущность и содержание публичной службы в Российской Федерации // Worldscience: problemsandinnovations сборник статей XXIV Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 159- 162.
19. Фильев В.И. Социальное страхование в России и зарубежных странах. Практическое пособие. М., 2000. С. 14.
20. Холостова Е.И. Социальная политика: учебное пособие. М.: «Юристъ», 2001. С. 115.
21. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. 6-е изд. М.: «Дашков и К°», 2009. – С. 351.
22. Цыбиков Б.Б. Некоторые вопросы государственного управления социальной сферой // Проблемы юридической науки и практики материалы ежегодной научно-практической конференции преподавателей, сотрудников и магистрантов юридического факультета ВСГУТУ. - 2016. - С. 94-98.
23. Эбзеев, Б. С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. - М.: Норма, 2014. – 312 с.