Фрагмент для ознакомления
2
Человечество сталкивается с конфликтами с самого своего появления. В наше время конфликты являются одним из главных источников нестабильности на Земле. Их практически невозможно контролировать, поэтому они имеют тенденцию к расширению, вовлекая все большее количество участников. Это создает серьезную угрозу не только для непосредственно вовлеченных сторон, но и для всех жителей планеты.
Существует несколько подходов к пониманию проблем конфликтов. Один из наиболее известных предложен С. Хантингтоном. Он утверждает, что мир вступает в новый цивилизационный кризис. В основе противостояния лежит культурная несовместимость народов, особенно между евро-христианской и азиатско-мусульманской цивилизациями. Действительно, при взгляде на горячие точки мира видно, что культурно-цивилизационный аспект играет важную роль. Однако, при более тщательном анализе становится понятно, что не менее важны территориальные претензии и стремление к признанию права на существование суверенного государства в пределах определенной территории. Вопрос о праве на территорию часто принимает форму обращения к «священному»: историческим корням народа, религиозным традициям, «национальным интересам» соответствующих сообществ.
Вторая точка зрения на разворачивающиеся конфликты представляет собой обобщение ситуации, сложившейся в мире в послевоенный период. Распад колониальной системы стал как следствием, так и мощным стимулом для национальных движений и соответствующих национальных идеологий. В этом контексте национализм ассоциируется с образом двуликого Януса: один лик направлен в будущее, к модернизации, другой — в прошлое, утверждая архаизмы национальной самобытности и изоляционизма. При конкретном анализе этой проблемы выясняется, что национализм каждого народа связан с версиями национального самосознания, опирающимися на исторический опыт, на представления этноса или национальной группы о самих себе, своих соседях и исторических нациях современного мира.
Третья точка зрения известна как «концепция идеологического обруча». Ее авторы и сторонники полагают, что социалистическая идеология, будучи формой тоталитарной идеологии, использовалась для подавления национальных интересов. Когда тоталитарное государство ослабло под давлением внутренних и внешних сил, подавленные ранее национальные интересы и национализмы стали явно проявляться. Главный недостаток этой точки зрения заключается в упрощении реальной ситуации. Ее приверженцы игнорируют сложные вопросы динамики национальных самосознаний, во многом обусловленных модернизационными процессами.
Хотя представленные точки зрения основаны на слишком широких предпосылках, которые не позволяют полностью учесть специфику происходящего в России, это не означает, что они полностью неверны. Каждая из них затрагивает определенную сторону процесса и подчеркивает важные характеристики субъектов социальных действий, осуществляющих преобразования. Однако ни одна из них не сосредоточена на текущих событиях в российской жизни.
Этнонациональные отношения не существуют в чистом виде; они представляют собой комплекс политических, социальных, религиозных, экологических и других проблем. Поэтому в различных событиях, неурядицах и трагедиях выделить национальный фактор бывает сложно. Но события последних лет показали, что этнонациональный фактор обладает определенной автономией и относительной самостоятельностью. В политике отражаются и реализуются многие важные интересы этносов. Рассматривая этнонациональные отношения как объект политики, необходимо понять соотношение и структуру таких понятий, как этнос, нация и национальное государство .
Этнос (от греч. ethnos — племя, народ) представляет собой устойчивую группу людей, объединенных общим происхождением, историей, языком и культурой.
Нация (от лат. natio — племя, народ) — это устойчивая общность людей, сформировавшаяся на основе единства происхождения, культуры, совместного проживания и разнообразных коммуникаций (экономических, политических и других). Нация включает в себя как этнические (происхождение, язык, культура), так и социальные компоненты (совместная экономическая жизнь, развитые коммуникации и групповая идентификация).
Формирование наций приводит к образованию государств в различных формах их политической организации и степени самостоятельности. Таким образом, нация и государство являются близкими понятиями. Этнос, превращаясь в нацию, создает государство. Обычно это не один этнос, а группа этносов, объединенных в единую нацию. Каждая нация по своей природе полиэтнична. Поэтому основополагающий принцип государственного устройства большинства стран мира заключается в том, что нация рассматривается как государственный этнос. Нация вне государства существовать не может.
Национальные отношения — это отношения между субъектами национально-этнического развития (нациями, народностями, национальными меньшинствами и группами) и их государственными образованиями, а также между людьми различных национальностей, возникающие в процессе их жизнедеятельности и взаимодействия.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Аклаев А.Р. Этнополитическая конфликтология: Анализ и менеджмент. - М.: Дело, 2005. - 472 с.
2. Бовин А. Записки ненастоящего посла: Из дневника. – М.: Захаров, 2001. – 815 с.
3. Буянова Н.В. Специфика и причины этнополитического конфликта // Ученые записки Казанского государственного университета. Серия: гуманитарные науки. - 2007. - Том 149, № 3. - С. 20-39.
4. Василик М.А. Политология. Хрестоматия. - М.: Гардарики, 2000. – С. 35-36.
5. Выступление постоянного представителя СССР при ООН А.А. Громыко на пленарном заседании Второй Сессии Генеральной Ассамблеи ООН 26 ноября 1947 года. Режим доступа: https://guide-israel.ru/history/13095-rech-a-a-gromyko-v-oon-1947/
6. Заславская Т.И. Современное российское общество: Социальный механизм трансформации. – М.: Аспект-Пресс, 2006. – С. 52-53.
7. Исаев Б.А. Политология (Краткий курс). – СПб.: Питер, 2005. – С. 100.
8. Каменский А.Б. Российские реформы: уроки истории. – Вопросы философии. 2006. №6. – С. 59-60.
9. Кретов Б.И. Современная российская политическая система: Учебное пособие. ― М.: Аспект-Пресс, 2009. – С. 79-81.
10. Лебедева М.М. Межэтнические конфликты на рубеже веков // Мировая экономика и международные отношения. - 2000. - № 5. - С. 31–39.
11. Наумкин В.В. Этнополитические конфликты в современном мире // Арабский мир, ислам и Россия: прошлое и настоящее. - М.: Институт Востоковедения РАН, 2013. - С. 330-357.
12. Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов. Под ред. проф. Ю.Г.Волкова. – М.: Аспект-Пресс, 2001. – С. 121-123.
13. Поляков К.И. Палестинская национальная автономия: опыт государственного строительства / К.И. Поляков, А.Ж. Хасянов. – М.: Институт Изучения Израиля и Ближнего Востока, 2001. – 176 с.
14. Прохоренко И.Л. Возможности пространственного подхода в изучении этнополитической конфликтности // Полис. - 2016. - № 6. - С. 127-138.
15. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов. - М.: Аспект-Пресс, 2005. – С. 187-189.
16. Рыжов И.В. Бородина М.Ю. Арабо-израильский конфликт: историческая ретроспектива, современное состояние и тенденции // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. –2013.–№3.–С. 332- 339.
17. Садовая Е. С. Социально-экономические факторы этнополитической конфликтности // Полис. - 2016. - № 4. - С. 41-53.
18. Симановский С.И., Стрепетова М.П. Израиль. 2-е, доп. изд. М.: Международные отношения, 1994. – 206 с.
19. Тимофеева Л.Н.Этнополитические конфликты в России: проблемы исследования и регулирования. – М. – Ставрополь, 2006. – С. 56-57.
20. Толстых В.Л. Международно-правовые аспекты конфликта между Израилем И Палестиной // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. – 2018. – С. 5- 20.
21. Шустеф Б.Иерусалим и Храмовая гора (забытые факты). 7.08.2003. Режим доступа: http://migdal.ru/article.php?artid=2733