Фрагмент для ознакомления
2
Введение
«Цветовое пространство», «цветовой континуум», «цветовой спектр» и т. д. – так принято называть то многообразие цветов, которое воспринимается нашей зрительной системой. Человеческий глаз различает до 2 миллионов оттенков цветов. Именно поэтому значительное место в языке занимают слова цветообозначения. Цвет – качество, которое использует не только познавательные, но и эмоциональные наши стороны. Цветообозначения по праву носят звание одного из самых популярных объектов исследований не только в лингвистике, но и в психологии, антропологии, истории. Актуальность данной работы вызвана тем, что, несмотря на большую заинтересованность в данной проблеме и, соответственно, большое число работ, связанных с данной темой, до сих пор остаются нерешенные вопросы. Цвет является компонентом культуры, он окружен системой ассоциаций, смысловых значений, толкований, цвет становится воплощением разнообразных нравственно-эстетических ценностей. Ценность исследований цветообозначений состоит в том, что они выявляют стилистическое назначение слов, помогают глубже понять замысел автора.
Предметом данного исследования служат сходства и различия, а также семантика цветовых эпитетов, используемых для обозначения и передачи цвета. Целью данной работы является исследование способов цветообозначения, их функции и факторы формирования. Задачи данного исследования:
- определить понятие «цветообозначения» в лингвистической литературе, определить классификацию цветообозначений.
- выявить проблематику обозначения цветообозначений у различных авторов зарубежной и отечественной литературы.
-изучить аспекты использования цветообозначений в литературных произведениях Гузель Яхиной
1.Понятие цветообозначения в лингвистической литературе
Предметом данного исследования является группа слов, обозначающих цвет. Разумеется, в основном это прилагательные - цветообозначения. Вместе с тем, учитывая особенности древнерусской литературы, где прилагательные - цветообозначения употребляются ограниченно, было бы досадным упущением не учитывать материала слов, относящихся к другим грамматическим категориям – например глаголы, причастия, существительные, содержащие цветовой признак. Глагол «рдетъ» - один из редких слов, сохранивших значение красного цвета, интересного своей историей, соотношением в слове значений света и цвета. [8]
Историческое исследование лексики цветообозначений показывает, что судьбы разных слов, составляющих группу цветообозначений, очень различны. Одни из них пережили незначительные изменения, другие же изменились довольно сильно. Они развивают синонимические ряды, вступают друг с другом в те или иные отношения, объединяются в группы, другие держатся особняком, остаются как бы изолированными. В известном смысле можно утверждать, что каждое слово имеет свою историю, живет своей жизнью.
Интерпретация окружающего мира нашим мозгом всегда давала повод ученым для новых исследований. Так, Фрит Крис в своей книге «Мозг и душа: как нервная деятельность формирует наш внутренний мир» высказал интересную теорию о том, что мы воспринимаем не мир, а его модель, создаваемую мозгом, и что цвета существуют только у нас в голове. С течением времени накопленный и установленный порядок, мнения и ценности ряда людей становятся общим определением для поведения и коллективного образа жизни. Это общее определение становится известным как культура, и ее проявление обеспечивает большое количество сенсорных стимулов по лингвистическим или эстетическим каналам. Изменяя культурную окружающую среду, каждое поколение формирует восприятие следующего. Рассуждая о том, как человеческий мозг формирует культуру и наоборот, Векслер исследовал социальные последствия изменяющихся отношений между человеком и окружающей средой. Векслер считает, что мы можем выделять миллион видимых различий в названии цветов, но большинство культур по-прежнему обозначает лишь несколько из них. Восприятие исключительно не зависит от сырых сенсорных данных или от вычислительных механизмов высокого уровня, таких как классификация.
но, существуют различия в понятийной системе.
Исходя из всех предыдущих опытов классификации цветообозначений и из результатов выборки, можно предложить следующую классификацию:
1. Слова и устойчивые словосочетания, отражающие основные (чаще всего встречающиеся) цвета: белый, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый, серый, черный.
2. Слова и устойчивые словосочетания, отражающие цветовое значение, зафиксированное в словарях.
3. Уточняющие цветообозначения: отражение интенсивности окраски (ярко-синий) или смешения цветов (желто-зеленый).
4. Использование цветообозначения с компонентом, вносящим сравнительно - конкретизирующее значение. Чаще всего авторские новации.
Рассмотрим примеры использования цветообозначений в той или иной категории нашей классификации.
1. К категории слова и устойчивые словосочетания, отражающие основные цвета, можно привести следующие примеры:
• синий ручей неба
• чёрные глаза
• оно было достаточно синим
• гигантские очки в желтой оправе
2. Следующая категория нашей классификации – слова и устойчивые словосочетания, отражающие цветовое значение, зафиксированное в словарях.
Сюда отнесем следующие примеры:
• глубина багряных огоньков
• бурю кудрей - рыжую отару овец на горном склоне,
• на верхней площадке которой бронзово поблескивала виноградная гроздь колокольчиков
• в котором видел и фиолетовые, и серые, и оранжевые, и даже чёрные тона.
3. Категория «Уточняющие цветообозначения» содержит не менее интересные примеры:
• насыщение жёлто-зелёным и синим,
• от всклокоченных гривок тёмно-зелёных пальм,
• облака медленно тлели над тёмно-фиолетовой бездной.
4. Последняя категория нашей классификации – «Использование цветообозначения с компонентом, вносящим сравнительно-конкретизирующее значение».
• сабельный блеск пальм,
• дневная синева моря.
• ковёр винного цвета;
Такие цветообозначения вносят сравнительно- конкретизирующее значение, помогая вызвать у читателей эмоции с помощью ассоциаций, помогая тем самым не только глубже понять замысел автора, но и проникнуться историей.
При этом символические значения цветов вызывают у людей определенные эмоциональные реакции. Здесь, конечно, больше субъективных факторов. «Окраска» или оценка эмоциональных ассоциаций (позитивные или негативные), вызванных символикой цвета, зависит от возраста человека, его жизненного опыта, профессии, образования, национальных и культурных традиций, в которых он вырос и живет и др. Тем не менее есть множество символических значений цветов, которые на сегодняшний день являются наиболее общими для многих народов. Решение цветовых проблем, конечно, должно базироваться на знании и осмыслении огромного опыта, накопленного человечеством в этой области.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Кульпина В. Г. Система цветообозначений русского языка в
историческом освещении // Наименования цвета в индоевропейских
языках: Системный и исторический анализ. — М.: КомКнига, — 2011.
— С. 126–184
2. Бахилина И. Б. История цветообозначений в русском языке. – М.: Наука, 1975. –224 с.
3. Берлин Б., Кей П. Основные цвета: Их универсальность и видоизменения. – М.:Наука, 1989. – 487 с.
4. Гришанина Е.Б., Лыкова Т.В. Некоторые особенности цветообозначений в повести А.П. Чехова «Степь» // Языковое мастерство Чехова. – Ростов-на-Дону, 1995. –С.70-80
5. Дюпина Ю. В., Шакирова Т. В., Чуманова Н. А. Классификации
цветообозначений в лингвистической литературе // Молодой ученый. — 2013. — №1. — С.220-221
6. Рыбальченко Е.А. Колоративная лексика в языке романа М.А. Шолохова «Тихий Дон»: автореф. дис. ... канд. филол. наук. – Москва, 2011. – 20 с.
7. Василевич А. П. Наименование цвета в индоевропейских языках. –
М.: Ком Книга, 2007. – 220 с.
8. Василевич А. П., С. Н. Кузнецова, С. С. Мищенко Цвет и название цвета в русском языке. – М.: ЛКИ, 2008. – 344 с.
9. Сластникова Т.В. Цвет и цветообозначение в лингвистических исследованиях: монография / Т.В. Сластникова, Е.И. Черкашина. М.: Языки Народов Мира, 2021. 240 с.
10. ЦВЕТООБОЗНАЧЕНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Маршева А. А. Юсупова Л. Г.
11. Журнал «Деловой мир» от 01 апреля 2013 года
12. Ван И. Символика цвета в вербализации эмоций главных и второстепенных героев произведений русских писателей второй половины XX века // Культура и цивилизация. 2020. Том 10. № 3А. С. 57-63. DOI: 10.34670/AR.2020.66.97.006
13. Яхина Г.Ш. Дети Мои : Москва, АСТ, 2018.