Фрагмент для ознакомления
1
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН В РОССИИ 6
1.1 Федеральный проект «Содействие занятости» 8
1.2 Федеральный проект «Профессионалитет» 11
2. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН ЗА РУБЕЖОМ. 15
2.1 Международная организация труда 15
2.2 Образовательная политика и инициативы Европейского союза 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
Фрагмент для ознакомления
2
Социальная защита незанятого населения представляет собой комплекс мер, направленных на поддержку лиц, временно или постоянно не имеющих работы. Эти меры включают материальную помощь, медицинское обслуживание, поддержку в поиске работы и, важнейшим образом, профессиональное обучение. Рассмотрим теоретические основы социальной защиты незанятого населения и роль профессионального обучения в этом контексте.
Теоретические основы социальной защиты незанятого населения строятся на следующих теориях.
Теория социального государства: Согласно этой теории, государство обязано обеспечивать базовые условия жизни для всех своих граждан, включая тех, кто временно или постоянно не имеет работы. Это включает предоставление финансовой помощи, доступа к медицинским услугам и другим социальным льготам. [5]
Теория человеческого капитала: Эта теория утверждает, что инвестиции в образование и обучение работников приводят к повышению их продуктивности и, следовательно, к экономическому росту. Профессиональное обучение рассматривается как ключевой элемент этих инвестиций, особенно в отношении незанятого населения, так как оно повышает их шансы на трудоустройство.
Теория социального риска: Эта теория фокусируется на управлении рисками, связанными с потерей работы и безработицей. Социальная защита, в том числе профессиональное обучение, помогает смягчить эти риски, обеспечивая поддержку и возможности для переквалификации и улучшения навыков.
Теория социальной мобильности: Данная теория рассматривает возможности перемещения индивидов между социальными слоями. Профессиональное обучение как часть социальной защиты способствует социальной мобильности, позволяя незанятому населению приобретать новые навыки и повышать свою конкурентоспособность на рынке труда.
Профессиональное обучение является одним из ключевых методов социальной защиты незанятого населения, предоставляя возможности для получения новых знаний, навыков и компетенций, необходимых для успешного трудоустройства. Этот подход включает несколько аспектов: [11]
1. Переквалификация: Обучение новым профессиям и навыкам позволяет безработным адаптироваться к изменениям на рынке труда и повышает их шансы на трудоустройство. Например, в условиях цифровой трансформации экономики востребованы навыки работы с информационными технологиями и программированием.
2. Повышение квалификации: Обновление и углубление уже имеющихся знаний и навыков помогает незанятому населению оставаться конкурентоспособными и удовлетворять требованиям работодателей. Это может включать курсы повышения квалификации в рамках их текущей профессиональной области.
3. Поддержка предпринимательства: Программы обучения предпринимательским навыкам и предоставление информации о старте и ведении бизнеса помогают безработным начать собственное дело, создавая новые рабочие места и стимулируя экономическую активность.
4. Интеграция на рынок труда: Программы профессионального обучения часто включают стажировки, практикумы и другие формы интеграции, которые обеспечивают реальный опыт работы и способствуют установлению контактов с потенциальными работодателями.
5. Индивидуализированный подход: Эффективные программы профессионального обучения учитывают индивидуальные потребности и потенциал каждого участника, предлагая персонализированные учебные планы и поддержку в трудоустройстве.
Примеры реализации профессионального обучения в различных странах
1. Германия: Дуальная система образования, сочетающая теоретическое обучение в учебных заведениях с практическим обучением на рабочих местах, является примером успешной интеграции профессионального обучения в систему социальной защиты.
2. США: Программы переквалификации для безработных, финансируемые государством, предлагают широкий спектр курсов и тренингов, направленных на развитие навыков, востребованных на рынке труда.
3. Швеция: Государственные и частные программы профессионального обучения и переподготовки активно поддерживаются для обеспечения занятости и повышения квалификации населения.
Итак, профессиональное обучение как метод социальной защиты незанятого населения играет ключевую роль в обеспечении устойчивости и адаптивности рынка труда. Оно не только помогает людям найти работу и улучшить свои профессиональные навыки, но и способствует социальному и экономическому развитию общества в целом. Инвестирование в профессиональное обучение и переквалификацию является стратегически важным направлением государственной политики, направленной на обеспечение социальной защиты и экономической стабильности.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Концепция профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения Российской Федерации» от 22.06.99 г. (с изменениями и дополнениями от 31.05.01 г. от 4121-ВР).
2. Постановление Минтруда России и Минобразования России от 13.01.00 г. №3/1 «Об утверждении Положения об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения» (в редакции постановления Минтруда России №17, Минобразования России №1 от 8.02.01 г.).
3. Постановление Правительства Российской федерации от 13.03.2021 г. №369 «О предоставлении грантов в форме субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям на реализацию мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан в рамках федерального проекта "содействие занятости" национального проекта "демография"».
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.01.2022 г. №4 «Об утверждении Правил предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета на оказание государственной поддержки развития образовательно-производственных центров (кластеров) на основе интеграции образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, и организаций, действующих в реальном секторе экономики, в рамках федерального проекта "Профессионалитет" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"».
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 г. №1642 (ред. От 27.02.2023 г.) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»».
6. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
7. Постановление Правительства РФ от 16.03.2022 N 387 "О проведении эксперимента по разработке, апробации и внедрению новой образовательной технологии конструирования образовательных программ среднего профессионального образования в рамках федерального проекта "Профессионалитет» (вместе с "Положением о проведении эксперимента по разработке, апробации и внедрению новой образовательной технологии конструирования образовательных программ среднего профессионального образования в рамках федерального проекта "Профессионалитет").
8. Приказ Минпросвещения России от 24.08.2022 N 762 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.09.2022 N 70167).
9. Приказ Минобрнауки России от 08.04.2021 № 153 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования».
10. Кязимов К. Г. Безработица и пути повышения качества рабочей силы на рынке труда / К. Г. Кязимов. М.: Академия профессионального образования. 2001.
11. Кязимов К. Г. Взаимосвязь рынка труда и рынка образовательных услуг: Методические рекомендации / К. Г. Кязимов. М.: ВНПЦ профориентации и психологической поддержки населения, 2002.
12. Кязимов К. Г. Требования рынка труда к качеству рабочей силы. Методические рекомендации / К. Г. Кязимов/ М.: ВНПЦ профориентации и психологической поддержки населения, 2002.
13. Назаренко В. М. Профессиональное обучение безработных граждан за рубежом / В. М. Назаренко // Профессиональное образование, 2003. №1.
14. Соколов О.С. Профессиональное обучение безработных граждан: опыт стран Европейского Союза. Ученые записки Российской академии предпринимательства. 2023;22(1):75-81.
15. Bassanini, Andrea, and Romain Duval. "Employment patterns in OECD countries: reassessing the role of policies and institutions." OECD Economic Studies 2006/1 (2006): 7-86.
16. European Commission. "Vocational education and training in Europe – Country reports." European Commission, Directorate-General for Employment, Social Affairs and Inclusion, Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2014.
17. International Labour Organization. "Skills for Employment Policy Brief." International Labour Organization, 2020.
18. OECD. "Vocational Education and Training for Young Adults in Italy: Policy Insights for Better Outcomes." OECD Publishing, Paris, 2018.
19. Raffe, David. "Vocational education and training in European countries: an overview." Journal of Vocational Education and Training 64.1 (2012): 5-23.
20. Ryan, Paul. "The school-to-work transition: a cross-national perspective." Journal of Economic Literature 36.1 (1998): 34-92.
21. Steedman, Hilary, et al. "The state of apprenticeship in 2019: International comparisons." National Institute of Economic and Social Research, 2019.
22. Thelen, Kathleen. "How Institutions Evolve: Insights from Comparative-Historical Analysis." The Oxford Handbook of Historical Institutionalism (2016): 74-92.
23. UNESCO. "Global Education Monitoring Report 2020: Inclusion and Education." UNESCO, Paris, 2020.
24. World Bank. "World Development Report 2019: The Changing Nature of Work." World Bank Group, Washington, DC, 2019.
25. https://www.consilium.europa.eu
26. https://en.wikipedia.org/wiki/Leonardo_da_Vinci_programme
27. https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/un/organizatsii_sistemy_oon/mezdunarodnaa-organizacia-truda-mot/1537544