Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Приобщение дошкольников и школьников к социально значимым и нравственным ценностям является одной из важнейших задач, поставленных обществом перед современным образованием.
Развитию мышления и мыслительной деятельности детей будет способствовать любая продуктивная деятельность, когда усилия и интерес ребенка направлены на решение умственной задачи. Психологи считают, что сегодня одним из самых эффективных способов развития мыслительных процессов детей является необходимость его включения в предметно-орудийную деятельность.
Наиболее полно подобная деятельность реализуется в игре и непосредственной образовательной деятельности, в результате которой ребёнок знакомится с художественной литературой, русскими народными сказками и др.
Интересы и ценности ребёнка в процессе игры и продуктивной деятельности постепенно изменяются. Изменяется его восприятие мира, и он по-новому осознаёт своё место в иной системе отношений. Мыслительные процессы при этом играют самую значимую роль.
Чем быстрее будет развиваться мышление ребёнка, тем более активно будут протекать у него процессы всестороннего психического развития. Это в свою очередь находит свое отражение в формировании отдельных компонентов всех личностных сфер ребёнка, в том числе, познавательной.
В педагогической теории и практике дошкольного и начального школьного образования большое внимание уделяют проблеме формирования нравственных и ценностных ориентаций, поскольку именно они актуализируют весь накопленный человеком опыт и способствуют разрешению противоречивых жизненных вопросов.
Система нравственных и ценностных ориентаций является важнейшей характеристикой личности. Нравственные и ценностные ориентации определяют уровень и форму социальной активности и направленности субъекта.
В периоды динамичного развития общества проблема формирования нравственных и ценностных ориентаций сильно актуализируется. Особенно это связано с мероприятиями, которые связаны связанные с русскими традиционными праздниками и обычаями.
Это всё то, что воспитывает чувства уважения к культурному наследию своего народа. Народ в своих сказках хранит образы своей культуры, уходящей корнями в историю. Освоение сказок детьми позволяет развивать у них как мыслительную сферу, так и эмоциональную.
Сказка чрезвычайно важна в решении задач воспитания и развития свойств и качеств субъекта и формировании его ценностей, поскольку способствует эмоциональной окраске познавательных способностей.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость использования детских сказок на мыслительные процессы у детей.
Объект исследования: процесс развития мыслительных процессов детей посредством сказок.
Предмет исследования: сказки как средство развития мыслительных процессов детей.
Гипотеза исследования: развитие мыслительных процессов детей посредством сказки будет успешным в том случае, если:
-будет определено значение сказки в воспитательно-развивающем процессе;
-будет осуществляться целенаправленная работа по развитию мыслительных процессов детей посредством сказки;
- будут развиваться мыслительные процессы детей, если будут использоваться разнообразные формы и методы работы, способствующие реализации потенциала волшебной сказки. Исходя из цели и гипотезы исследования, были определены следующие задачи:
1. Провести анализ понятия мышление и мыслительные процессы у детей.
2. Изучить средства и способы развития мыслительных процессов у детей посредством детских сказок.
3. Описать организационно-педагогические условия развития мыслительных процессов у детей посредством детских сказок.
4. Предложить методические рекомендации по развитию мыслительных процессов у детей посредством детских сказок.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ психолого-педагогических источников по проблеме исследования, беседа, наблюдение.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список литературы.
Глава 1. Теоретические основы развития мыслительных процессов у детей
1.1. Анализ понятия мышление и мыслительные процессы у детей
Мышлению как психическому процессу при развитии детей всегда отводилась большая роль. Исследователи считают, что именно в младшем возрасте происходит интенсивное развитие мышления субъекта. Проблемы развития мышления изучали многие зарубежные и отечественные учёные в области психологии. Это Жан Пиаже, Анри Валлон, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С.Л, Рубенштейн, А. К. Маркова, Ю. А. Полуянов и др
С.Л. Рубинштейн писал о мышлении, что это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс самостоятельного искания и открытия человеком существенно нового [12].
Чаще всего учёные склоняются к мысли, что мыслительные процессы и мышление – это процессы отражения объективной реальности, составляющий высшую ступень человеческого познания. Если обобщить определения различных авторов, можно говорить, что под мышлением чаще всего понимают процесс, связанный с поисками нового, составляя тем самым – высшую ступень развития познания.
Можно уверенно говорить, что развитие мышления в дошкольном и младшем школьном возрасте будет занимать наиболее значимое место среди остальных функций психики. Мышление ребёнка характеризуется достаточно высокими темпами развития. В связи с изменением основного вида деятельности субъекта происходят активные структурные и качественные преобразования в интеллектуальных процессах.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бибко, Н. С. Изучение сказок, помещенных в разделе «Устное
народное творчество» [Текст] / Н.С. Бибко // Начальная школа N 5. – 2007. – С. 39-42.
2. Бибко, Н.С. Работа над выразительностью речи и чтения при
формировании умения читать сказки [Текст] / Н.С. Бибко // Начальная
школа - 1991. - N 12. - С. 20-26.
3. Борзиева, З.М. Нравственное воспитание дошкольников / З. М. Борзиева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 312-314. — URL: https://moluch.ru/archive/236/54861/ (дата обращения: 21.05.2024).
4. Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей
[Текст] / Л.И. Божович // Вопросы психологии. - 2007. - N 2. - С. 15-18.
5. Выготский, Л.С. Психология искусства. [Текст] /Л.С. Выготский
- М. , 2003. – 348 с.
6. Волков, Б. С. Психология младшего школьника. [Текст]/Б.С. Волков. — М.: Педагогическое общество России, 2012. — 128 с.
7. Глебова, М.В. Психологический аспект профессиональной деятельности учителя в контексте задач интеллектуального воспитания школьников [Текст] / М.В. Глебова. - Управление профессиональным развитием педагога: материалы Международной научно-практической конференции, г. Кемерово, 21 декабря 2010 года: в 2 ч. Ч.1. – Кемерово: Изд-во КРИПК и ПРО, 2010. – С. 282-288.
8. Глебова, М.В. Система дидактических условий развития продуктивного мышления учащихся / М.В. Глебова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 11 (34). — Т. 2. — С. 158-160. — URL: https://moluch.ru/archive/34/3858/ (дата обращения: 21.05.2024).
9. Даирова, Д.В. Развитие понятийного мышления младшего школьника / Д.В. Даирова. — Текст: непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 3 (10). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/71/2799/ (дата обращения: 21.05.2024).
10. Евсикова, Н.Г. Народные сказки как средство воспитания нравственных качеств дошкольников / Н. Г. Евсикова, Л. Н. Муссугалиева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 9.1 (247.1). — С. 78-85. — URL: https://moluch.ru/archive/247/56819/ (дата обращения: 21.05.2024).
11. Запорожец, А.В. Психология восприятия ребенком-
дошкольником литературного произведения // Избранные психологические
труды [Текст] / А. В. Запорожец - М. : Просвещение, 2011. - 66 с.
12. Званцова, М.Е., Носова, Т.Д. Русь святая, православная,
богатырская (Народное творчество в детском саду): Учебно - методическое
пособие [Текст] / М. Е. Званцова, Т. Д. Носова – Благовещенск : Изд-во
БГПУ, 2012. – 126 с.
13. Зельц, О. Законы продуктивной и репродуктивной духовной деятельности [Текст] О. Зельц. - / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и др. // Сборник «Психология мышления». — М.: «Астрель», 2008. — с. 47–49.
14. Козубовский, В.М. Общая психология: познавательные процессы: учебное пособие [Текст] / В. М. Козубовский. — 3-е изд. — Минск: Амалфея, 2008. — 368 с.
15. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. [Текст] / И.Ю. Кулагина. - М.: ТЦ «Сфера», 2011. – 464 с.
16. Карвасарский, Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия (3-е изд.). [Текст]/ Б.Д. Карвасарский. — СПб.: «Питер», 2006. — 944 с.
17. Кондаков, И. М. Психология. Иллюстрированный словарь. [Текст] / И.М. Кондаков. - М.: «Прайм-Еврознак», 2013. — 512 с.
18. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников. [Текст]
/ А. Д. Кошелева - М. : Аркти, 2003. - 156 с.
19. Кузнецова, Л.В., Панфилова, М.А. Формирование
нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры, упражнения [Текст] /
Под ред. Л. В. Кузнецовой, М. А. Панфиловой - М. : Сфера, 2012. - 120 с.
20. Ливио Антонио да Сильва. Развитие рефлексии как условие овладения интеллектуальными операциями [Текст] / Диссер. … кандид. психолог. наук. — М., 2010. — 187 с.
21. Меньшенина, Л.А. Формирование мыслительных процессов у младших школьников / Л.А. Меньшенина. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 165-169. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9479/ (дата обращения: 21.05.2024).
22. Меженцева, Г.Н. Подготовка студентов к решению профессиональных задачи в области коррекционно-педагогической деятельности. [Текст]/ Г.Н. Меженцева. - В сборнике: Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития: сб. науч. трудов. - Тамбов. 2015. С. 85–86.
23. Меженцева, Г.Н. Исследование мыслительной деятельности детей с недоразвитием речи / Г.Н. Меженцева, Л.С. Калашникова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14 (148). — С. 636-638. — URL: https://moluch.ru/archive/148/41130/ ((дата обращения: 21.05.2024).
24. Мещеряков, Б.Г. Современный психологический словарь [Текст]/ сост. И общ. Ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - М.: АСТ; СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2017. – 490 с.
25. Минаева, В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры:
пособие для практических работников дошкольных учреждений [Текст] / В.
М. Минаева - М. : АРКТИ, 2002. - 165 с.
26. Малинкина, А.В. Специфика формирования интеллектуальных операций в процессе развития мышления человека / А. В. Малинкина. — Текст: непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2017. — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13417/ (дата обращения: 21.05.2024).
27. Пахомова, О.Н. Добрые сказки. Этика для малышей [Текст] / О.
Н. Пахомова - М. : Прометей, 2003. - 85 с.
28. Пропп, В.Я. Мифология сказки. Исторические корни волшебной
сказки (Собрание трудов В. Я. Проппа) [Текст] / В.Я. Пропп - М. , 2000. –
204 с.
29. Пропп, В.Я. Русская сказка (Собрание трудов В.Я. Проппа)
[Текст] / В.Я. Пропп - М. , 2000. – 196 с.
30. Петрова, Г.М. О достижении воспитательных целей чтения
[Текст] / Г. М. Петрова // Начальная школа. - 2018. - N 3. - С. 16-21.
31. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] С.Л. Рубинштейн. — СПб.: «Питер», 2000. — 712 с.
32. Соловейчик, С.Л. Нравственное воспитание дошкольников
[Текст] / С. Л. Соловейчик // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 4. - С.14-16.
33. Стрелкова, Л.П. Влияние художественной литературы на эмоции
ребенка [Текст] / Л. П. Стрелкова // Эмоциональное развитие дошкольника /
Под ред. А. Д. Кошелевой. - М., 2015. - С.95-97.
34. Сушкова, И.В. О процессе нравственного воспитания
дошкольников [Текст] / И. В. Сушкова // Вестник высшей школы. - 2016. - N
6. - С.21-25.
35. Смирнова, А.С. Особенности развития мышления в младшем школьном возрасте / А.С. Смирнова, Л.В. Левицкая. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1783-1785. — URL: https://moluch.ru/archive/115/31154/ (дата обращения: 21.05.2024).