Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в последние десятилетия особое внимание уделяется тенденции изменения характера, целей и приоритетных ценностей общего начального образования в России. В законодательстве подчеркивается необходимость создания качественно новой модели развития массовой начальной школы, ориентированной на личность.
Развитие личностных качеств и навыков учащихся основано на опыте, который они приобрели в различных сферах деятельности: образовании, познании, практике и обществе. Поэтому особое место отводится активному и практическому содержанию образования, конкретным формам деятельности и применению полученных знаний и умений в реальной жизни.
Работая с детьми, педагоги осознают важность самостоятельной работы учащихся как метода обучения. Ее внедрение помогает подготовиться к самообразованию, самоконтролю, сформировать навыки планирования и анализа своей деятельности.
Проблема исследования. Наиболее фундаментальным изменением в современном образовании является смена образовательной парадигмы: от автократического воспроизводства к развитию, гуманитарным наукам и личностной ориентации, что обеспечивает такую ключевую способность, как способность к обучению. В этом смысле психолого-педагогика активно пересматривает цели и принципы обучения, стремится обновить его содержание и реконструировать методы обучения.
Важнейшая цель образования - воспитать человека, способного учиться самостоятельно. Это особенно важно в 21 веке, когда технологии стремительно меняются, и люди должны постоянно учиться и переучиваться заново. Поэтому основным направлением нового стандарта является усиление внимания к учебному развитию и формированию способности школьников к обучению. Переход к обновленной системе базового образования требует от современных учителей умения помогать учащимся самостоятельно осваивать новые знания.
В этом смысле в образовательном процессе необходимо использовать новые образовательные технологии, что означает исследовательскую деятельность в преподавании. Здесь особая ответственность за успехи учащихся ложится на плечи первого воспитателя, учителя начальных классов, потому что на этапе начальной школы активно улучшаются достижения дошкольного образования, компенсируется пробел в дошкольном образовании.
Решены приоритетные задачи общего образования: формирование желания и способности к обучению, подготовка к самообразованию; активно развиваются речь и логическое мышление. Формируются умения общаться и жить вместе, а также закрепляются базовые навыки обучения, общества, ценности и поведенческие нормы и умения. Без активных методов обучения решение этих проблем невозможно.
Одним из педагогических принципов активного обучения является принцип активности, суть которого заключается в том, что ребенок не получает готовые знания, а добывает их благодаря собственной деятельности (он становится субъектом). Этот принцип невозможно реализовать без использования методов проблемного обучения.
Проблемное обучение - это тип обучения, который позволяет учащимся творчески подходить к обучению посредством диалога с преподавателями и самостоятельного поиска ответов на поставленные перед ними вопросы. Сократ писал: «Человек глубоко понимает только свои собственные мысли».
Объект исследования: технология проблемного обучения.
Предмет исследования: реализация технологии проблемного обучения в процессе преподавания учебной дисциплины.
Цель исследования: проанализировать особенности реализации технологии проблемного обучения в процессе преподавания учебной дисциплины в современных условиях.
Задачи исследования:
1. Раскрыть основные термины и содержание технологии проблемного обучения;
2. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме реализации технологии проблемного обучения;
3. Рассмотреть анализ психолого-педагогических особенностей учащихся 5 - 6 классов;
4. Разработать рекомендации к условиям создания проблемных ситуаций на уроках математики в 5-6 классах;
5. Привести конспект урока по теме «Сложение дробей с разными знаменателями».
Теоретико-методологическая база исследования включает ряд правовых актов, учебников, учебных пособий, научных статей.
Методы исследования: аналитический метод, метод сравнения, метод измерений, метод описания, метод моделирования, метод наблюдения.
База опытно-экспериментальной работы:
Практическая значимость состоит в том, что данное исследование может быть использовано в схожих курсовых, научных и иных работах
Структура. Работа включает в себя введение, две главы (теоретическую, практическую), заключение и список литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО – МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
1.1. Основные термины и содержание технологии проблемного обучения
Проблемно-ориентированное обучение - это метод обучения, который позволяет учащимся изучать темы, задавая им различные вопросы и прося их составить представление о теме с помощью этих вопросов. Этот тип обучения очень эффективен на уроках математики, потому что учащиеся пытаются решать задачи различными способами и стимулируют свое мышление [1].
Проблемное обучение - это способ организации жизнедеятельности, в основе которого лежит получение информации путем решения теоретических и практических задач в проблемных ситуациях, возникающих в результате.
Альтернативой проблемному обучению является эвристическое обучение.
Проблемное обучение основано на идеях американского психолога, философа и педагога Джю Дьюи (1859-1952), который в 1894 году основал экспериментальную школу в Чикаго. В данном школе обучение основывается не на учебной программе, а на методах, приемах и новых принципах преподавания, используемых в этой школе. Методы не являются теоретически обоснованными и сформулированы в виде концепций, но получили распространение в 20-30-е годы ХХ века. В Советском Союзе они также использовались и даже считались революционными, но в 1932 году были объявлены проектом и запрещены.
Программы проблемного обучения предлагаются в виде серии процедур, включающих: постановку преподавателями учебной проблемы и создание проблемной ситуации для учащихся; распознавание, принятие и решение проблем, в ходе которых доминируют общие методы получения новых знаний; использование этих методов для решения конкретных систем задач.
Проблемная ситуация - это когнитивная задача, характеризующаяся противоречием между имеющимися знаниями, навыками, установками и требованиями.
Теория утверждает, что необходимо стимулировать творческую активность ученика и помогать его диссертации в исследовательском процессе, а также определять метод реализации, особым образом формируя и представляя учебные материалы. В основе этой теории лежит идея использования творческой активности учащихся путем постановки проблемных задач и активизации их познавательных интересов и, в конечном счете, всей познавательной деятельности. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: посредством объяснения, закрепления и контроля [14].
Проблемное задание - это творческая задача, которая требует от учащихся большой активности в суждениях и поиска ранее не проверенных решений. Это средство создания проблемной ситуации. В отличие от обычной задачи, это не просто описание ситуации, оно включает в себя данные, характеризующие условия, из которых состоит задача, и указывает на неизвестные, которые должны быть выявлены на основе этих условий. Примером проблемы может быть установление причинно-следственной связи, определение преемственности между событиями, определение степени прогрессивности явления и т.д. [8].
Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения:
- контекст проблемы должен соответствовать целям системы знаний;
- контекст должен обеспечивать удобство для учащихся;
- контекст должен стимулировать собственную познавательную деятельность.
Рисунок 1 – Компоненты проблемного обучения
Преимущества проблемного обучения:
- высокая степень самостоятельности учащихся;
- развитие познавательного интереса или личной мотивации учащихся;
- диалектическое мышление учащихся.
Проблемное обучение - это обучение, при котором преподаватели опираются на знание законов развития мышления и используют специальные методы обучения для формирования умственных способностей и познавательных потребностей учащихся в процессе обучения.
Функции проблемного обучения:
- усвоение учащимися системы знаний и реальных моделей психологической деятельности;
- развитие познавательной активности и креативности учащихся;
- развитие творческих навыков обучения;
- развитие навыков творческого применения знаний и умения решать учебные задачи;
- развитие и накопление творческого опыта [11].
Таким образом, учащиеся развивают психологические навыки работы и действия, навыки передачи знаний и т.д. В случае проблемного обучения - это последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах / Под ред. М.И. Моро. – М.: Вита, 2019. – 248 с.
2. Артёмов, А.К. Приёмы организации развивающего обучения // Начальная школа. – 2019 - №3. – 35-39 с.
3. Бабанский, Ю.К. Методы проблемного обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 2022. – 118 с.
4. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – М.: Просвещение, 2019. – 114 с.
5. Бантова, М.А. Система формирования вычислительных навыков // Начальная школа. – 2022. –№ 11. – 38-43 с.
6. Богоявленский, Д.Н. Психология усвоения знаний в школе. - М.: Академия, 2019. – 279 с.
7. Вилькеев, Д.В. Познавательная деятельность учащихся при проблемном характере обучения основам наук в школе. - Казань: Айрис-Пресс, 2019. – 302 с.
8. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М.: Изд-воМГУ, 2019. – 164 с.
9. Давыдов, В.В. Программа развивающего проблемного обучения по математике. – М.: МИРОС, 2020. – 32 с.
10. Далингер, В.А. Методические системы развивающего обучения математике в начальной школе. – Омск: Изд-во ОГПУ, 2019. – 205 с.
11. Зак, А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 8 лет: Учебно-методическое пособие. - М.: Новая школа, 2020. - 252 с.
12. Истомина, Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальной школе. – М.: Просвещение, 2022. - 212 с.
13. Корчемлюк, О.М. Задания для развития памяти и внимания на уроках математики // Начальная школа. – 2022. – №8. – С. 26-32.
14. Крутецкий, В.А. Психология математических способностей школьников. - М.: Просвещение, 2022. - 432 с.
15. Кудрявцев, Т.В. Исследование и опыт проблемного обучения. - М.: Высшая школа, 2019. – 89 с.
16. Кулько, В.А. Формирование у учащихся умений учиться: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 2020. – 79 с.
17. Лейтес, Н.С. Проблемное обучение и его роль в современной педагогике. - М.: Знание, 2019. - 80 с.
18. Максимова, В.Н. Проблемный подход к обучению в школе: Методическое пособие для учителей. - СПб.: Печатный двор, 2020. – 325 с.
19. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: В 2-х тт. - СПб.: Питер, 2019. - 720 с.
20. Якиманская, И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии. - 2020. - № 2. - С. 64-79