Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Балет, как один из древнейших видов исполнительского искусства, всегда был тесно связан с национальными традициями и культурными особенностями стран, в которых он развивался. В процессе своего становления балет превратился из красивого развлечения в самостоятельный вид искусства, сочетающий в себе музыку, хореографию и изобразительное искусство. В этом контексте работы Августа Бурнонвиля, выдающегося датского хореографа 19-го века, приобретают все большее значение. Балет занимает особое место в 20 веке и внес значительный вклад в развитие национального балетного искусства.
В своем творчестве Бурнонвиль стремился создать оригинальный балетный стиль, основанный на национальных традициях и фольклоре. Одним из наиболее ярких примеров такого подхода является балет "Неаполь", основанный в 1842 году. Этот балет стал своего рода манифестом датской хореографии, в котором Бурнонвилю удалось воплотить национальную идентичность в сочетании с мировыми тенденциями балетного искусства.
В работе мы попытаемся раскрыть национальную идентичность в балетах Бурнонвиля на примере балета "Неаполь". Для этого нам необходимо проанализировать хореографические, музыкальные и сценические особенности этого произведения и показать влияние датской культуры и фольклора на его содержание и форму. Кроме того, мы рассматриваем историческое и культурное значение балета Неаполя для датского балетного искусства и его место в творчестве Бурнонвиля.
Поэтому целью нашей работы является изучение национальной идентичности в балетах Бурнонвиля на примере балета “Неаполь” и определение их роли в развитии датской хореографии.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить биографию и творчество Августа Бурнонвиля, а также его вклад в развитие датского балетного искусства.
2. проанализировать хореографические, музыкальные и сценические особенности Неаполитанского балета и определите его национальную принадлежность.
3. изучить влияние датской культуры и фольклора на содержание и форму балета “Неаполь”.
Объектом являются балетные произведения Бурнонвиля, в частности балет "Неаполь", отражающий национальную самобытность в хореографии и музыке.
Предметом исследования является анализ национальных особенностей, которые Бурнонвиль вложил в свое творчество, и их проявление в балете "Неаполь". В частности, рассматриваются элементы национальной культуры, музыкальный и хореографический стиль, а также их влияние на формирование национального балетного искусства.
Методологическая основа исследования включает:
- анализ теоретических работ по истории балета, национальным стилям и школам в хореографии;
- изучение приемов, используемых в хореографии, чтобы отразить национальную идентичность.
Практическая значимость работы: исследование может служить основой для разработки учебных программ и методических пособий, направленных на изучение творчества Бурнонвиля и его вклада в развитие национального балетного искусства. Это может быть полезно для студентов хореографических вузов и колледжей, а также для преподавателей, ищущих материалы для углубленного изучения датской балетной школы.
Глава 1. Теоретические основы национального своеобразия в балете
1.1 Формирование национального своеобразия в Датском балете
На особенности национальной культуры, такие как народ, его менталитет, влияют определенные факторы, такие как особенности истории и языка, район проживания, быт, психологический склад и другие. Культура обогащается традициями, но ее изначальная природа и устойчивость меняются со временем. Важно раскрыть этот факт как в динамике, в сравнении, так и в многообразии связей с реальностью. Определение истоков и причин, определивших своеобразие нации, и изучение ее нынешнего положения имеют важное значение для объективной оценки не только культуры, но и полного знания народа.
Искусство дает наглядное представление о людях и их духовных ценностях. Его воспроизведение важнейших моментов человеческой жизни в художественных образах подтверждает историческое существование нации, а его образный язык, то есть сочетание формы (композиции, рисунка, цвета) и содержания (то, что должен был сказать автор), определяет роль и место национального искусства в жизни общества. о человечестве.
Искусство изначально базируется на универсальных ценностях, которые являются общими для всего человечества. Однако, индивидуальность и национальная специфика творчества определяются “художниками, принадлежащими к конкретным этническим группам” . Они усваивают и передают из поколения в поколение моральные и эстетические нормы, подкрепляя их соответствующим образованием и жизненным опытом. В результате, они представляют интересы своего народа, адаптируя свои идеи в формах, понятных прежде всего представителям своей национальности.
Таким образом, в искусстве проявляется национальная идентичность.
В то же время, произведения искусства, отражающие естественные человеческие чувства, понятны и близки любым народам. В науке это явление рассматривается как “диалектическое единство особенного и общего, что выражается в взаимосвязи национального и общечеловеческого” .
Национальные особенности искусства, проявляющиеся в характерных сюжетах, образах и приемах, включают в себя общечеловеческие ценности, такие как смысл бытия, чувство долга, патриотизм, любовь к родине, гуманизм, радость, печаль, любовь и т. д. Также они затрагивают общие вопросы, относящиеся к концептуально-образным началам художественного мышления всего человечества.
Степень распространенности любого художественного явления, то есть чисто количественные параметры его измерения, сами по себе позволяют интерпретировать его не всегда и не только как нечто положительное. В этом случае термин "универсальный" иногда заменяется термином "международный". Это относится, например, к “образцам массового искусства, которые с наименьшей вероятностью передают зрителю определенный минимум стандартной и краткосрочной социокультурной информации с помощью конформистской схемы- вдохновленные эстетической ценностью, они сочетают в себе национальную самобытность и культуру” .
Поскольку содержание всеобщего является своего рода мерой национального, то особенности последней категории необходимо выявить как специфические исторические явления изменения универсальных законов общественного развития. Кроме того, само искусство можно отнести к полностью универсальным явлениям, обусловленным причинами его возникновения, наличием прочных универсальных художественных ценностей и стабильностью отдельных сюжетов, сюжетов и образов в духовной практике разных народов. В целом задача художника состоит в том, чтобы как “раскрывать общие ценности в национальном выражении, так и определять "общее" через "особенное" и подчеркивать национальное через общее” . Он обращается к широкой многонациональной аудитории, и зритель, проецируя свои мысли и эмоции на свою жизнь, учится узнавать о самих людях через национальную культуру.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников
1. Балет «Неаполь» / Napoli or The Fisherman and His Bride (Хореограф – Август Бурнонвиль.) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://my.mail.ru/mail/bgm1958/video/2960/4310.html (Дата обращения 10.05.2024)
2. Суриц Е.Я. Бурнонвиль / Большая Российская энциклопедия [Электронный ресурс] Режим доступа: https://bigenc.ru/theatre_and_cinema/text/1889705 (Дата обращения 10.05.2024)
3. Bruhn E. and Moore L. Bournonville and ballet technique. London, -1961. –128 p.
4. Карп П. Балет и драма / П. Карп. – Л.: Искусство, 1980. – 244 с.
5. Карп, П. О балете / П. Карп. – М.: Искусство, 1967. – 228 с.
6. Карпенко В.Н. Народно-сценический танец: монография [Электронный ресурс] / В.Н. Карпенко, И.А. Карпенко, Ж. Багана. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 306 с. – (Научная мысль). – URL: www.dx.doi.org/10.12737/15948. (дата обращения: 10.05.2024)
7. Слонимский Ю. В честь танца / Ю. Слонимский. – М.: Искусство, 1968. – 370 с.
8. Уразгалиева Р. Об искусстве танца / Р. Уразгалиева. – Фрунзе: Мектен, 1981. – 70 с.
9. Фомин А.С. Танец в системе воспитания и образования. Т. 1 / А.С. 10. Фомин. – Новосибирск, 2005. – 618 с.
11. Энциклопедия «Балет» – М. Совет. Энциклопедия, 1981. – 623 с.
РАТУРА
12. Bournonville A., McAndrew P. N. My Theatre Life. Wesleyan University Press, 1979. Project MUSE, doi:10.1353/book.77778. [Электронный ресурс]. URL: https://muse. jhu.edu/book/77778 (дата обращения: 10.05.2024).
13. Фридеричиа А. Август Бурнонвиль: балетмейстер, отразивший в своем творчестве идеалы и борьбу века / пер.с дат. В. А. Тейдер. М.: Радуга, 1983. - 272 с.
14. Terry W. The King’s Ballet Master: A Biography of Denmark’s August Bournonville. New York: Dodd, Mead & Company, 1979. - 173 p.
15. August Bournonville: Scattered Reminiscences in Honor of the Hundredth Anniversary of His Birth (1905) Collected and Edited by Charlotte Bournonville: Part One // McAndrew P. N. Dance Chronicle. 2005. Vol. 28. No. 1. Р. 29−66 [Электронный ресурс]. URL: https://www.jstor.org/stable/1568190 (дата обращения: 10.05.2024).