Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Настоящее исследование представляется актуальным в современную цифровую эпоху, когда технологические достижения играют ключевую роль в обеспечении конкурентных преимуществ и вовлечении потребителей в маркетинговый сектор. Во-первых, стремительная интеграция дополненной реальности (AR), виртуальной реальности (VR) и искусственного интеллекта (AI) в рекламу и связи с общественностью (PR) подчеркивает трансформационный сдвиг в том, как потребители взаимодействуют с брендами и их сообщениями; это явление требует пристального внимания со стороны исследователей. Распространение цифровых медиаплатформ, способствующих погружению в потребительский опыт с помощью AR и VR, произвело революцию в парадигмах вовлечения: потребители больше не пассивные реципиенты, а активные участники рекламного повествования. Во-вторых, роль искусственного интеллекта в анализе данных и прогнозировании поведения потребителей открывает возможности для персонализированных маркетинговых стратегий, повышая эффективность и точность результатов кампаний. Таким образом, актуальность темы настоящего исследования заключается в том, что она может внести определенный вклад как в теоретические знания, так и в практическое применение в развивающейся области цифровых рекламных технологий. Объект исследования - применение дополненной реальности, виртуальной реальности и искусственного интеллекта в сфере рекламы и связей с общественностью. Предмет исследования - механизмы, с помощью которых эти технологии усиливают, трансформируют и влияют на эффективность и этические аспекты PR-кампаний.
Цель исследования - дать оценку их роли в современных рекламных стратегиях, их потенциала для будущего применения и этических соображений, которые они вызывают. В соответствии с целью определены задачи:
- определить и классифицировать инновационные технологии;
- изучить историческое развитие технологий в рекламе и PR;
- дать оценку эффективности использования AR/VR и AI;
- рассмотреть перспективы развития и будущие тенденции;
- изучить дополненную реальность (AR) в PR и рекламе;
- изучить виртуальную реальность (VR) в рекламных кампаниях.
Методы исследования: обзор литературы, дискурс-анализ, анализ успешных примеров. Методологическая основа исследования опирается на теоретический и эмпирический анализ, взятый из нейронауки и цифровых технологий в рекламе. Исходя из предпосылки, что передовые цифровые инструменты значительно повышают вовлеченность потребителей и точность данных, в исследовании используются методологии и идеи из работ Д.И. Голдыбаева и Т.В. Суворова, Ю.В. Шишакова, Д.Ю. Бурцева, М.Ю. Лукова, Е.А. Менделеева. Научная новизна исследования заключается в комплексном рассмотрении дополненной реальности, виртуальной реальности и искусственного интеллекта в специализированных рамках рекламы и связей с общественностью. Отличительной особенностью данного исследования является дифференцированное воздействие этих технологий на различные демографические группы потребителей, проясняющее нюансы взаимодействия между принятием технологий и сегментацией потребительского поведения. Теоретическая значимость исследования заключается в погружении в механику дополненной реальности, виртуальной реальности и искусственного интеллекта в сфере рекламы и связей с общественностью; в нем определены концептуальные основы цифровой интерактивности, вовлеченности пользователей и иммерсивного опыта; исследование проясняет, как цифровые инновации катализируют сдвиги в динамике рынка; представляет теоретическую модель, которая объединяет рамки принятия технологий с психологией потребителей, потенциально служа ссылкой для будущих научных изысканий в области цифрового маркетинга. Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы инновационных технологий в рекламе и PR
1.1. Определение и классификация инновационных технологий
В сфере рекламы и PR понятие «инновационные технологии» охватывает набор цифровых инструментов - дополненную реальность (AR), виртуальную реальность (VR) и искусственный интеллект (AI), - которые в корне пересматривают парадигмы интерактивного маркетинга и вовлечения потребителей; В этой главе представлены классификации и основополагающие теории, относящиеся к этим технологиям, начиная с AR и VR, определяемых как иммерсивные технологии, которые расширяют реальное окружение и создают полностью симулированные среды, соответственно, предлагая потребителям новые сенсорные ощущения и интерактивные возможности, которые, как поясняют А.А. Напалковой и Т. А. Никулиной, значительно повышают уровень взаимодействия потребителей с брендами [14]. ИИ, по мнению А.В. Леонова и А.Ю. Пронина, представляет собой отдельное измерение, сфокусированное на когнитивных возможностях, обработке данных и принятии решений, которые позволяют осуществлять высоко персонализированные маркетинговые коммуникации [12].
Классификация этих технологий, несмотря на кажущуюся простоту, обнаруживает многоуровневую сложность: AR и VR классифицируются по их способности объединять цифровой контент с физической реальностью или создавать полностью цифровые пространства, в то время как AI различается по функциональности - от алгоритмов машинного обучения, предсказывающих поведение потребителей, до нейронных сетей, автоматизирующих и оптимизирующих размещение рекламы [7]. Такая сегментация не только помогает понять индивидуальные возможности каждой технологии, но и подчеркивает их взаимосвязь при создании комплексных маркетинговых стратегий, которые одновременно являются увлекательными и высокоэффективными. Теоретические основы этих классификаций подкрепляются работами Г.Г. Аминовой и Л.К. Козыревой, которые подчеркивают преобразующее воздействие AR и VR на эстетику дизайна и функциональные атрибуты рекламных кампаний, предполагая, что эти технологии не только привлекают потребителей, но и значительно повышают запоминаемость взаимодействия с брендом [1].
Более того, дискурс вокруг этих технологий не сводится только к их применению, но и включает критический анализ их интеграции в широкие маркетинговые рамки, как это сформулировал К.А. Татаринов, который обсуждает эволюционирующие аспекты цифровых коммуникаций в сетевом обществе, подчеркивая, что эти технологии играют ключевую роль в навигации по сложностям цифрового взаимодействия с потребителями [20]. Таким образом, теоретическое исследование AR, VR и AI в рекламе и PR служит не только для классификации и понимания этих инструментов, но и для того, чтобы вписать их в повествование о цифровой трансформации, которая постоянно формирует будущее взаимодействия с потребителями глубокими и всепроникающими способами.
Очерчивая классификацию таких технологий, как дополненная реальность, виртуальная реальность и искусственный интеллект, крайне важно сформулировать их отличительные функциональные особенности и интеграционный потенциал в сфере маркетинга и связей с общественностью. AR, как технология, накладывает цифровую информацию на физический мир, усиливая реальную среду, не заменяя ее, что позволяет потребителям воспринимать цифровые и реальные элементы одновременно, тем самым дополняя окружение пользователя в реальном времени [18]. VR, напротив, создает полностью иммерсивную среду, которая заменяет физический мир цифровым, полностью перенося пользователя в виртуальное пространство, где все визуальные и слуховые ощущения симулируются, обеспечивая интенсивный уровень погружения, который может глубоко повлиять на восприятие и взаимодействие потребителей [4].
ИИ, как третья категория, включает в себя системы, оснащенные алгоритмами и возможностями машинного обучения, которые могут выполнять задачи, обычно требующие человеческого интеллекта; они включают в себя, но не ограничиваются, обучение, принятие решений и решение проблем на продвинутом уровне. Роль ИИ в рекламе и PR выходит за рамки простой автоматизации, поскольку он может анализировать огромные объемы данных для получения информации о поведении потребителей, прогнозирования тенденций и персонализации контента в беспрецедентных масштабах [8]. Интеграция ИИ с AR и VR может привести к созданию высоко персонализированных и контекстуально релевантных маркетинговых опытов, которые могут подстраиваться в реальном времени под реакции и взаимодействия пользователя.
Более того, применение инструментов нейромаркетинга, использующих ИИ для анализа реакции потребителей, добавляет еще один уровень сложности: например, алгоритмы ИИ могут интерпретировать данные, полученные с помощью нейровизуализации и биометрического мониторинга, чтобы понять эмоциональное и когнитивное воздействие маркетинговых стимулов, тем самым оптимизируя рекламные стратегии, чтобы лучше соответствовать психологическим профилям целевой аудитории [2]. Синергетический потенциал этих технологий в сочетании - способность AR улучшать реальность, способность VR создавать ее и способность AI понимать и предугадывать потребности потребителей - создает мощный набор инструментов для маркетологов, стремящихся создавать убедительные, эффективные и высоко вовлекающие маркетинговые кампании.
Научное изучение конкретных областей применения этих технологий и постоянная оценка их влияния на цифровое общество имеют решающее значение для использования их полного потенциала [20]. Рассматривая AR, VR и AI не просто как самостоятельные инструменты, а как часть целостной цифровой экосистемы, данное исследование дает фундаментальное представление об их трансформационных возможностях и прокладывает путь к их стратегическому внедрению в маркетинг и связи с общественностью.
1.2. Историческое развитие технологий в рекламе и PR
Историческая эволюция технологий в рекламе и PR прослеживает путь от традиционных носителей к цифровым инновациям, воплощая в себе трансформационный сдвиг в методах передачи информации и взаимодействия с потребителями. Изначально в рекламе доминировали печатные СМИ, радиопередачи и телевизионная реклама - средства, обеспечивающие односторонние коммуникационные потоки, - а с появлением Интернета и цифровых технологий сфера рекламы начала развиваться, обозначив значительный поворот в сторону интерактивных и вовлекающих форматов [4].
Внедрение цифровых платформ превратило рекламу из преимущественно широковещательной в динамичное двустороннее взаимодействие между брендами и потребителями. Эта цифровая революция началась с использования веб-сайтов и маркетинга электронной почты в конце 1990-х - начале 2000-х годов, а затем распространилась на поисковый маркетинг (SEM) и платформы социальных сетей, предоставив рекламодателям беспрецедентные возможности таргетирования и персонализации коммуникаций [18]. Интеграция аналитики и стратегий, основанных на данных, еще больше усовершенствовала эти подходы, позволив оптимизировать маркетинговые усилия на основе обратной связи в реальном времени и аналитики поведения потребителей.
Появление дополненной реальности и виртуальной реальности обогатило рекламный аспект за счет иммерсивного опыта, который повышает вовлеченность потребителей с помощью сенсорных и интерактивных элементов. AR интегрирует цифровую информацию с окружением пользователя в режиме реального времени, позволяя органично сочетать реальный и виртуальный миры, что повышает практичность и привлекательность рекламных объявлений, встраивая их в физическое
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аминова Г.Г., Козырева Л.К. Технологии виртуальной и дополненной реальности в дизайне рекламы // Ноэма. 2021. №2 (7). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-virtualnoy-i-dopolnennoy-realnosti-v-dizayne-reklamy (дата обращения: 20.05.2024).
2. Амирханова, РМ., Тагирова, К.М., Нажмутдинова, С.А. Нейромаркетинг как новая Наука о поведении потребителя // Вестник Академии знаний. 2019. №6 (35). С. 44-47.
3. Бабкин А.В., Чистякова О.В. Цифровая экономика и её влияние на конкурентоспособность предпринимательских структур // Российское предпринимательство. - 2017. - Т.18. - № 24 - С. 4087-4102.
4. Белько Т.В., Золотарёв Д.А. Интерактивные технологии в дизайне как инструмент качественного изменения информации // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Том 13. № 2-2. с. 477-480.
5. Боджгуа Г.А., Орлова Е.А. Нейромаркетинговые исследования в рекламной деятельности компаний: возможности и перспективы // Инновационные аспекты развития науки и техники. 2021. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neyromarketingovye-issledovaniya-v-reklamnoy-deyatelnosti-kompaniy-vozmozhnosti-i-perspektivy (дата обращения: 19.05.2024).
6. Бурцева, Д.Я., Луков, М.Ю., Менделеев, Е.А., Петров, РВ. Нейротехнологии и VR. Принципы совместимости // Вестник НовГУ. 2021. №2 (123). С. 9-12.
7. Голдыбаев Д.И., Суворова Т.В. Маркетинговые инструменты будущего: ИИ и нейросети, нейромаркетинг и AR/VR технологии // Современные технологии управления. 2023. №4 (104). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/marketingovye-instrumenty-buduschego-ii-i-neyroseti-neyromarketing-i-ar-vr-tehnologii (дата обращения: 19.05.2024).
8. Горохов, А. В., Мартынов, В. А., Гаврин, В. А. Искусственный интеллект // Скиф. 2022. №4 (68), С. 159-162.
9. Данилина М. В. Комплексный подход к маркетинговым коммуникациям в сети интернет / М.В. Данилина, Т.В. Дейнекин // Компетентность. - 2015. - № 1 (122). - С. 40-45.
10. Дуглас, В. П. Бессознательный брендинг. Использование в маркетинге новейших достижений нейробиологии / В. П. Дуглас. - Москва: Издательская Группа Азбука-Аттикус, 2013. - 380 с.
11. Кетова Н.П., Грановская И.Ю. Возможности реализации нейромаркетинга для активизации продвижения товаров и услуг потребителям // КЭ. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-realizatsii-neyromarketinga-dlya-aktivizatsii-prodvizheniya-tovarov-i-uslug-potrebitelyam (дата обращения: 19.05.2024).
12. Леонов, А.В., Пронин, А.Ю. Новая парадигма искусственного интеллекта // Компетентность. 2023. №2. С. 37-46.
13. Льюис, Д. Нейромаркетинг в действии. Как проникнуть в мозг покупателя. М.: МИФ, 2015, 304 с.
14. Напалкова А.А., Никулина Т.А. Применение технологий дополненной и виртуальной реальности для привлечения потребителей к взаимодействию с брендами // Практический маркетинг. 2019. №4 (266). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-tehnologiy-dopolnennoy-i-virtualnoy-realnosti-dlya-privlecheniya-potrebiteley-k-vzaimodeystviyu-s-brendami (дата обращения: 20.05.2024).
15. Неделько, А. Ю. Возможности и ограничения использования методов нейромаркетинга // Управленческие науки. 2018. №4. С. 77-81.
16. Некрасова А. В. Возможности реализации нейромаркетинга для активизации продвижения товаров предприятия малого бизнеса // Вестник молодежной науки. 2020. №3 (25). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-realizatsii-neyromarketinga-dlya-aktivizatsii-prodvizheniya-tovarov-predpriyatiya-malogo-biznesa (дата обращения: 21.05.2024).
17. Полканова М. AR & VR в рекламе: настоящее и будущее. [Электронный ресурс]. URL: AR & VR в рекламе: настоящее и будущее | RB.RU/ (Дата обращения: 20.05.2024).
18. Сидорова А. Маркетинг дополненной реальности: что это и как он работает. [Электронный ресурс]. URL: https://habr.com/ru/post/487002/ (Дата обращения: 11.02.2024).
19. Старостина, А. С. Нейромаркетинговые исследования поведения потребителей / А. С. Старостина // Вестник университета (Государственный университет управления). -2015. - № 3. - С. 83-86.
20. Татаринов К.А. Современные аспекты маркетинговых коммуникаций в цифровом обществе // АНИ: экономика и управление. 2019. №1 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-aspekty-marketingovyh-kommunikatsiy-v-tsifrovom-obschestve (дата обращения: 20.05.2024).
21. Утегенов, Н. Б. Виртуальная и дополненная реальности (VR И AR) // Universum: технические науки. 2022. №7-1 (100). С. 23-26
22. Что такое виртуальная и дополненная реальность? Принцип работы VR и AR технологий. [Электронный ресурс]. URL: https://yandex.ru/turbo/mining-cryptocurrency.ru/s/vr-ar-virtualnaya-dopolnennaya-realnost/ (Дата обращения: 11.02.2021).
23. Шадрин, В. Г. Использование бессознательного в маркетинговых коммуникациях потребителя с брендом / В. Г. Шадрин, О. В. Коновалова, М. А. Шемчук // Креативная экономика. - 2019. - Т. 13. - № 11. -С. 2289-2300.
24. Шишакова Ю.В. Развитие нейромаркетинга в России // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2021. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-neyromarketinga-v-rossii (дата обращения: 19.05.2024).