Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования.
В современном постиндустриальном (информационном) обществе на человека оказывается большое психоэмоциональное давление, что во многом объясняется избытком информации, источниками ее происхождения и каналами ее распространения. В результате человек вынужден постоянно сталкиваться с ситуациями, которые вызывают реакцию его психики. Жизнь в состоянии "постоянного стресса", к сожалению, является неотъемлемым атрибутом общества. Не все взрослые способны грамотно ориентироваться и организовывать свою деятельность в этих условиях, не говоря уже о подростках, которые в силу своего возраста и биологических особенностей менее устойчивы к стрессам. Высокий темп жизни, нестабильность экономической и политической ситуации в мире вызывают неуверенность в завтрашнем дне, неуверенность в завтрашнем дне и, как следствие, негативно влияют на способность подростков ориентироваться в окружающей социальной реальности. Поэтому вопросы, касающиеся путей разработки эффективных средств и методов преодоления стрессовых ситуаций, развития навыков саморегуляции личности, в последние годы приобрели большую актуальность.
Разные ученые занимались изучением процесса саморегуляции в разное время, такие как Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Л. И. Божович, М. Я. Басов, А. К. Осницкий, О. А. Конопкин, В. И. Морозанова, А. Адлер, З. Фрейд, А. Бандура, Э. Фромм и другие. Исследователи считали проблему саморегуляции центральной для психологии личности. В настоящее время существует нехватка теоретических работ и экспериментальных исследований по изучению рассматриваемого явления, что делает тему исследования актуальной.
Саморегуляция – это сознательное влияние индивида на характерные для него психические явления и процессы, а также на его деятельность и поведение с целью последующего их изменения в интересах индивида.
Взаимодействуя с окружающим миром, человек постоянно сталкивается с ситуацией выбора различных способов осуществления своей деятельности в зависимости от поставленных целей, индивидуальных особенностей и условий окружающей его действительности, особенностей взаимодействующих с ним людей. В ситуации выбора уменьшение неопределенности возможно только с помощью регуляции, а в случае психологической регуляции – с помощью саморегуляции, в том смысле, что индивид исследует ситуацию, программирует свою деятельность, контролирует и корректирует результаты.
Взросление подростков в современном мире несет в себе множество испытаний, это чрезмерные физиологические, информационные нагрузки и чувство постоянного психоэмоционального напряжения. В позднем подростковом возрасте недостаточное развитие навыков саморегуляции может создать предпосылки для формирования девиантного поведения. Подростки школьного возраста возбудимы, импульсивны, неуравновешенны, могут совершать необдуманные поступки. По этой причине существует необходимость в систематической психолого-педагогической деятельности для развития саморегуляции личности у подростков, поскольку овладение приемами самоконтроля и саморегуляции в стрессовой ситуации помогает преодолевать трудности, вовремя мобилизовывать свои ресурсы и является важным показателем зрелости личности.
Цель исследования – изучение саморегуляции личности у подростка.
Объект исследования – процесс саморегуляции личности подростка.
Предмет исследования – упражнения, направленные на формирование навыков саморегуляции подростков.
Задачи:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Выявить способность к саморегуляции как условие психологического благополучия подростков.
3. Разработать рекомендации по формированию осознанной саморегуляции подростков в учебной деятельности.
4. Разработать упражнения, направленные на формирование навыков саморегуляции подростков
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух разделов, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы саморегуляции личности у подростка
1.1 Психологические особенности подросткового возраста
Подростковый возраст – время социального становления с глубокими изменениями во всех сторонах жизни ребенка. Подростковый возраст – важный период в жизни любого человека. Социальная ситуация подростка мало чем отличается от детской. Психологически это время очень неуравновешенное. Существенные различия можно увидеть в уровне и скорости развития. Самый важный психологический аспект – чувствовать себя взрослым. Уровень амбиций молодых людей смотрит вперед, в свое будущее, и они еще не реализовали весь свой потенциал и еще не достигли его. С этого момента у подростка возникают обычные вечные споры с родителями, учителями и самим собой. Обычно это конец детства, а затем начало «взрослости».
Оценивая и интерпретируя поведение подростков, наблюдаемое в школе, в классе или среди сверстников, учителя часто используют повседневные соображения, которые неадекватно отражают истинные причины поведения. Следовательно, повышение социального познания (межличностного познания) требует понимания внутренней логики поведения подростков и, таким образом, взаимодействия с другими людьми в рамках образовательной системы для выявления возрастных особенностей. При этом личная деятельность подростка определяет как его учебную деятельность, так и его личные взаимодействия в рамках этой работы.
По подростковой психологии имеется большой объем работ – это исследования отечественных и зарубежных авторов, в основном посвященные особенностям подросткового этапа онтогенетического развития, имеющим преимущественно описательный или симптоматический характер. Эти исследования включают изучение поведенческих характеристик подростков, социальных отношений подростков, а также интеллекта и личностных качеств подростков.
Наряду с понятием «подростковый возраст» многие авторы используют понятие «переходный период» (Д. Б. Эльконин, И. В. Дубровина и др.).
Э. Эриксон выделяет восемь стадий психосоциального развития. Конечная цель развития человека – достижение позитивного понимания самого себя по мере перехода от одного этапа жизни к другому. Решение проблем старения осуществляется через разрешение межличностных конфликтов. Когда нормативный межличностный конфликт разрешается положительно, личность на этом этапе развития приобретает относительную целостность и движется к реализации своей индивидуальной идентичности.
Таким образом, индивидуальная идентичность формируется в процессе саморазвития, который постепенно завершается устойчивой и повторяющейся интеграцией, продолжающейся на протяжении всего детства.
Таким образом, разрешение конфликта на каждом этапе дает два результата посредством межличностного конфликта: положительный, если конфликт успешно разрешен и человек приобретает новые положительные черты, способствующие зрелой идентичности, и отрицательный, когда конфликт разрешен или не разрешен.
Подростковый возраст или юность (для Э. Эриксона эти два понятия тождественны) есть период «нормативного кризиса», в котором наблюдается интенсивное внутреннее смятение или единый, семичастный кризис... В этот период у подростка формируется чувство идентичности. Для этого ему следует проанализировать свои сильные и слабые стороны и собрать всю информацию о нем на данный момент (какие ученики, дети, друзья и т. д.). Многие из этих изображений пришлось объединить и изучить. Используйте его, чтобы получить четкое представление о нем и о том, кем он хочет быть в будущем. Если процесс формирования идентичности по какой-либо причине затруднен, существует риск диффузии ролей и идентичности.
Подростковый возраст — это драматический переход от детства к взрослой жизни, в котором противоположности явно перекрываются. С одной стороны, этот сложный период отражает негативные проявления, личностные конфликты, распад ранее сложившейся системы предпочтений ребенка и поведенческое противодействие взрослым. С другой стороны, подростковый возраст имеет множество преимуществ, таких как: повышается самостоятельность ребенка, отношения с детьми и другими взрослыми становятся более разнообразными и содержательными, значительно разнообразят его роли, расширяются. Важно отметить, что этот момент меняется, когда ребенок попадает в качественно новые социальные ситуации и формирует его сознательное отношение как члена общества.
Ключевой особенностью подросткового возраста является постепенный переход от прямого копирования взрослых стандартов к самооценке с большей опорой на внутренние критерии. Размышления о том, как подростки оценивают самооценку в контексте конкретной деятельности и процессов самосознания. Основная самоидентификация ребенка происходит с другим человеком: взрослым, сверстником.
В раннем подростковом возрасте учебная деятельность теряет приоритет в эмоциональном развитии учащихся. Но это продолжает оставаться наиболее признанной, стандартной и одобренной социальной нормой организации детских мероприятий. Ее роль и место в развитии ребенка кардинально меняются. Если младшие школьные годы представляют собой своеобразное знакомство с учебной деятельностью, овладение ее основными структурными компонентами, то средние школьные годы представляют собой время овладения различными заданиями. Развитие интеллектуальной и познавательной самостоятельности ребенка. Если роли учителя и ученика не перераспределяются в учебно-воспитательной деятельности так, что они становятся предметом его учебной деятельности, такое обучение перестает интересовать подростка.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — Текст: электронный // fgos.ru: [сайт].
2. Бортникова, Л. Г. Трудности общения как фактор становления саморегуляции произвольной активности в подростковом возрасте / Л. Г. Бортникова, Д. Б. Петрова. — Текст : непосредственный // Психология в России и за рубежом : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2011. — С. 25-29.
3. Галеева, Е. С. Педагогические механизмы саморегуляция учебной деятельности: теоретико-исторический аспект / Е. С. Галеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 1121-1124.
4. Горская, Ю. М. Особенности развития личности в подростковом возрасте / Ю. М. Горская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 43 (333). — С. 71-73.
5. Григорович, М. В. Личностная рефлексия как фактор развития личности подростка / М. В. Григорович. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 6 (29). — Т. 2. — С. 92-94.
6. Кадырова, М. К. Особенности периода взросления подростка / М. К. Кадырова, Д. Э. Абдувахобова, С. Т. Журакулова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 3 (107). — С. 999-1002.
7. Калашникова, Ю. О. Особенности осознанной саморегуляции деятельности учащихся старших классов / Ю. О. Калашникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 9 (20). — С. 251-254.
8. Кацеро, А. А. Подходы к трактовке саморегуляции в психологии / А. А. Кацеро, А. В. Кобзарь. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, март 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 10-12.
9. Моросанова, В. И. Осознанная саморегуляция и личностно-мотивационные особенности младших подростков с различной динамикой психологического благополучия / В. И. Моросанова. — Текст: непосредственный // Психологическая наука и образование. — 2019. — № 4. — С. 5–21.
10. Никифорова, В. А. Особенности формирования личности в подростковый период / В. А. Никифорова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 5-7.
11. Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов / К. Н. Поливанова. — 2-е изд. — Москва: Академия, 2000. — 184 c.
12. Степанова, А. А. Важность саморегуляции для профилактики эмоционального выгорания / А. А. Степанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 4 (138). — С. 350-351.
13. Утина, Л. А. Возрастные особенности развития саморегуляции у подростков в условиях СОШ / Л. А. Утина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 33 (323). — С. 80-81.