Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Регулярные занятия бегом развивают силу, быстроту, выносливость и другие качества, необходимые человеку в повседневной жизни. Положительное влияние бега предопределило их широкое включение в программы физического воспитания школьников и молодежи, в планы тренировки по различным видам спорта.
Различные виды бега, прыжков и метаний входят составной частью в каждый урок физической культуры общеобразовательных учреждений всех ступеней и тренировочный процесс многих видов спорта. Начиная с раннего возраста тренировки на выносливость в виде бега, широко используются в детских дошкольных учреждениях, школах, средних и высших учебных заведениях.
Бег повышает деятельность всех систем организма, способствуют закаливанию, является одним из действенных факторов профилактики различных заболеваний. Бег может использоваться как для развития физических качеств спортсменов высокого класса, так и для развития подрастающего поколения, для людей с ослабленным здоровьем, пожилого возраста, в период реабилитации после перенесенных травм и просто для поддержания нормальной жизнедеятельности человеческого организма.
Доступность, относительная простата упражнений, минимум затрат позволяют заниматься различными видами бега практически везде, и в сельской местности, и в городской.
Объект исследования: исследование быстроты как скоростной способности школьников.
Предмет исследования: развитие быстроты у младших школьников на уроках физической культуры.
Цель исследования: проанализировать особенности развития быстроты у младших школьников на уроках физической культуры.
Задачи исследования:
1. Раскрыть особенности физического развития и физической подготовленности детей младшего школьного возраста;
2. Изучить особенности развития скоростных способностей;
3. Рассмотреть подвижные игры как средство развития скоростных способностей;
4. Привести методы исследования;
5. Раскрыть организацию исследования;
6. Осуществить проведение исследования;
7. Провести анализ результатов исследования.
Источниковая база исследования включает ряд правовых актов, учебников, учебных пособий, научных статей.
Гипотеза исследования. Предполагается, что улучшение быстроты в беге у младших школьников будут способствовать развитию физических качеств.
Научная новизна. Теоретически и экспериментально обоснована методика развития быстроты младших школьников средствами подвижных занятий.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследований позволяют рекомендовать в практику тренировочного процесса применение программы, направленной на развитие быстроты в беге.
Методы исследования: аналитический метод, метод сравнения, метод измерений, метод описания, метод моделирования, метод наблюдения.
Структура. Работа включает в себя введение, три главы, заключение и список источников.
Глава 1 Теоретические основы развития быстроты младших школьников
1.1 Особенности физического развития и физической подготовленности детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст - это период постоянного совершенствования двигательных навыков и огромная возможность для развития двигательных качеств [5].
У детей младшего школьного возраста навыки личной координации (в метании на точность и дальность, в спортивных движениях и игровых видах спорта), сила и скоростно-силовые навыки совершенствуются с довольно высокой скоростью; скоростные навыки и выносливость умеренно повышаются. Медленный темп наблюдается в развитии гибкости.
Ведение здорового образа жизни, отказ от вредных привычек и здоровое, сбалансированное питание могут позволить значительно продлить продолжительность жизни. В горных районах люди занимаются спортом с юных лет и не испытывают последствий вредных привычек. Поэтому средняя продолжительность жизни в этих районах намного выше, чем в городах.
Здоровье разумно поддерживается и укрепляется самим человеком, чтобы обеспечить долгую и активную жизнь [15]. К сожалению, многие люди не следуют самым простым, научно обоснованным правилам здорового образа жизни. Главный враг городских жителей - низкая динамика.
Гипокинетика - это нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения), ограничивающее двигательную активность и снижающее сократительную способность мышц. Лишенный естественной способности много двигаться, человек заболевает множеством болезней. Поэтому развитие физической подготовленности является главной задачей современного человека.
Без развития иммунитета развитие физической формы невозможно. Важной профилактической мерой для предотвращения простудных заболеваний является закаливание системы организма. Водные процедуры очень важны в системах закаливания. Они укрепляют нервную систему, благотворно влияют на сердце и кровеносные сосуды, нормализуют кровяное давление и улучшают обмен веществ.
Летом лучше всего проводить водные процедуры на открытом воздухе после загрузки утром. Насколько это возможно, полезно бывать на свежем воздухе, загорать и купаться. Здоровые и закаленные люди при определенных условиях могут проводить водные процедуры на открытом воздухе и зимой [3].
Чтобы избежать проблем с пищеварением, необходимо строго соблюдать распорядок дня и не злоупотреблять острой, копченой и жареной пищей. Переедание строго запрещено перед отходом ко сну. Это может негативно сказаться на сне. Это ложится огромным бременем на сердце. Организм, вместо того чтобы отдыхать, получает паразитные нагрузки, что приводит к нарушениям сна и плохому самочувствию по утрам.
Человеческая жизнь - это непрерывный процесс развития, в котором она по очереди проходит через следующие стадии: зрелость, зрелый возраст и старение. Рост и развитие - это два взаимосвязанных и взаимозависимых аспекта одного и того же процесса. Рост - это количественное изменение, связанное с увеличением размера клеток, отдельных органов и тканей, а также качества всего организма.
Физическое развитие организма подчиняется биологическим законам и отражает общую закономерность роста и развития. Подчиняясь биологическим закономерностям, физическое развитие зависит от большого количества факторов, отражающих не только генетическую предрасположенность, но и влияние всех факторов окружающей среды на организм.
Физическое развитие по-прежнему является одним из важнейших показателей здоровья и стандартов улучшения, связанных с возрастом, поэтому правильная оценка его фактических возможностей будет способствовать воспитанию здорового поколения.
Особенности физического развития запрограммированы на генетическом уровне, поэтому дети похожи на своих родителей. Генетическая программа передается из поколения в поколение, и у одних людей она не изменится, в то время как у других улучшится.
Следует помнить, что на физическое развитие влияют многие внешние и внутренние факторы. Этими факторами являются материальные и бытовые условия, образ жизни и национальные и региональные особенности, экологические условия, условия питания и наличие заболеваний [18].
1.2 Особенности развития скоростных способностей
Быстрота — в релятивистской кинематике монотонно возрастающая функция скорости, которая стремится к бесконечности, когда скорость стремится к скорости света. В отличие от скорости, для которой закон сложения нетривиален, для быстроты характерен простой закон сложения («быстрота аддитивна»). Поэтому в задачах, связанных с релятивистскими движениями (например, кинематика реакций частиц в физике высоких энергий), часто удобнее пользоваться формализмом быстрот, а не обычных скоростей.
Способность быстро выполнять движения ациклические и циклические, взрывные ускорения в них – одно из самых важнейших качеств спортсмена такого, например, как легкоатлет.
Быстрота движения в первую очередь определяется соответствующей нервной деятельностью, вызывающей напряжение и расслабление мышц, направляющей и координирующей движения. Она в значительной мере зависит от совершенства спортивной техники, силы и эластичности мышц, подвижности в суставах, а в продолжительной работе от выносливости спортсмена.
Встречаются утверждения, что быстрота – качество врожденное, что нельзя, например, стать бегуном на короткие дистанции, если нет соответствующих природных данных. Однако практика подтверждает, что в процессе систематической многолетней тренировки спортсмен может развить качество быстроты в очень большой мере.
Быстрота имеет разные формы проявления. Различают быстроту как способность к быстрым двигательным реакциям на зрительный, звуковой или тактильный раздражитель. Например, быстроту реакции фехтовальщика в ответ на действие противника, быстроту движения со старта бегуна на короткие дистанции. Быстрота выражается также в способности к смене движений по направлению и характеру, прекращению движений. Это та сторона качества быстроты, которая в наибольшей мере проявляется в спортивных играх, скоростном спуске на лыжах, слаломе.
Одной из характеристик быстроты является частота движений, играющая большую роль в таких действиях, как, например, спринтерский бег, работа на ключе радиопередатчика, исполнение трели на музыкальном инструменте и т.п. Быстрота проявляется в способности к частоте повторных движений; например, движений баскетболиста, ведущего мяч, движений бегуна на короткие дистанции. Чем меньше масса движущейся части тела, тем большую частоту можно развить ею. Наибольшая частота движений – пальцев и кисти в целом. Наиболее медленны по сравнению с движениями в лучезапястном, локтевом и плечевом суставах движения туловища. Быстрота частоты движений развивается весьма незначительно.
Для развития частоты движений можно использовать бег на месте с максимальной, естественно, частотой, но с минимальным подниманием стоп от пола. Это упражнение можно использовать и как соответствующий тест, подсчитывая количество шагов за 10 сек. (удобней подсчитывать касания пола какой-нибудь ногой).
С целью превышения максимальной скорости и частоты движений можно использовать звуковой ритм или соответствующую музыку. Под музыкальное сопровождение с отчетливым ускоряющимся ритмом, рассчитанное на 15-30 сек. передвижения, гораздо легче проявить предельную быстроту и попытаться превысить ее. Так, в эксперименте бег на месте под ускорявшийся танцевальный ритм позволил спортсменам увеличить частоту движений на 5-8 %.
Быстрота проявляется также в способности преодолевать определенное расстояние в наиболее короткий отрезок времени, а также в импульсивности, резкости одиночных или повторных движений. Между указанными формами проявления быстроты имеется связь, но нет прямой зависимости.
Уровень развития быстроты, в конечном итоге, определяет успех в подавляющем большинстве видов спорта. Даже марафонец должен, возможно, быстрее пробежать свою дистанцию, сохраняя высокую «крейсерскую» скорость. И успех тяжелоатлета зависит от того, с какой скоростью он сумеет выполнить необходимое движение.
Быстрота определяется:
- путем измерения скорости движения в ответ на определенный сигнал реакциометрами различной конструкции;
- по количеству движений за установленное время незагруженной конечностью или туловищем в границах определенной амплитуды;
- по времени преодоления установленного расстояния (например, бега на 20, 30 м);
- по скорости выполнения однократного движения в сложном действии, например отталкивания в прыжках, движения плечевого пояса и руки в метаниях, удара в боксе, начального движения бегуна на короткие дистанции, движений гимнаста и др.
Все проявления быстроты эффективно развиваются при игре в баскетбол. Можно также порекомендовать ручной мяч, настольный теннис, подвижные игры с быстро меняющейся игровой ситуацией и быстрым передвижением.
Воспитание быстроты движений, повышение скорости выполнения целостных двигательных актов тесно связаны с повышением функциональных возможностей организма спортсмена, обусловливающих скоростные характеристики в различных формах двигательной деятельности. В методике воспитания быстроты существует два направления: целостное воспитание быстроты в определенном движении и аналитическое совершенствование отдельных факторов, обуславливающих максимальную скорость движения.
В современной литературе термин «скорость» используется для описания физической подготовки спортсмена, которая является условием его скоростных навыков. В последние годы термин «скоростная способность» стал более распространенным.
По мнению Ю.К.Холодова и В.С. Кузнецова, скоростная способность относится к способности человека обеспечивать выполнение двигательных действий в кратчайшие сроки в данных условиях [7]. Наблюдая за выступлениями спортсменов в различных видах спорта, ученые установили высокую степень специфичности в выполнении скоростных навыков. Они могут отличаться простотой выполнения, поэтому они замечают основные проявления скоростных навыков (например, движение рулевого колеса руками или ступнями, мазки кистью ступнями или кистями рук) [9].
В процессе онтогенеза проявления скорости претерпели значительные изменения, и это следует учитывать при непосредственном воздействии на развитие скоростных способностей [9].
Существует множество факторов, которые зависят от выполнения скоростных навыков:
1. Подвижность (подвижность нервных процессов);
2). Мышечный состав;
3. Сила мышц, их эластичность и растяжимость;
4. Навыки выполнения упражнений;
5. Запасы энергии (АТФ и CRF) в мышцах;
6. Объем движений (степень подвижности суставов);
7. Эффективность внутримышечной и межмышечной координации;
8. Биологическая активность организмов;
9. Возраст и пол;
10. Наследственность [4].
Оценка скоростных качеств может быть определена по следующим показателям:
- время определенной реакции;
- время достижения максимальной скорости в специальных подготовительных или соревновательных упражнениях;
- уровень максимальной скорости.
В спортивных соревнованиях очень важна скорость торможения, которая характеризуется быстрой остановкой и мгновенной сменой направления движения. В спортивной практике особое внимание уделяется скорости выполнения общего двигательного действия. В этом смысле скорость считается комплексной характеристикой. В результате успех во многих спортивных дисциплинах означает всестороннее развитие скоростных навыков, влияющих на