Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Данная работа посвящена сущности и функциям массовой коммуникации.
В условиях информационного общества наиболее актуальны для изучения проблемы, связанные с массовой коммуникацией. Массовая коммуникация яв-ляется процессом распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) через технические средства (пресса, радио, телевидение, компьютерная техника и др.) на большую аудиторию . Массовая коммуникация имеет целый ряд отличительных признаков, в частности, речь идет об опосредованности общения посредством технических средств, массово-сти аудитории, выраженной социальности процесса общения, институциональ-ном характере общения, отсутствии непосредственной связи между коммуника-тором и аудиторией в процессе общения; социальной значимости информации, многоканальности, двухступенчанчатом характере информационной передачи. Массовая коммуникации способна выполнять функции социального стимула (эта функция ярко проявлена в период проведения предвыборных кампаний, по-скольку представители власти прибегают к методу убеждения, мотивируют со-вершать определенные действия), социального контроля через пропаганду определенных норм, которые рассматриваются как желательные и поощряемые. В комплексном отношении коммуникация участвует в процессе социализации личности.
Изучение функций коммуникационных процессов также открывает об-ширные перспективы прогнозирования общественного и системного социально-го развития теории коммуникации.
Эта тема изучалась такими исследователями, как Д.П. Гавра, Г. Дебор, Ж. Бодрийар, О.А. Гулевич и т.д.
Цель исследования – анализ специфики и функций массовой коммуника-ции.
Задачи:
- изучение понятия коммуникации и подходов к сущности коммуникации на со-временном этапе
- анализ функций массовой коммуникации
- выявление специфики и сущности влияния массовой коммуникации на обще-ство и массовое сознание.
Гипотеза исследования: функция влияния на общество и массовое созна-ние сегодня может быть признана ведущей в аспекте трансформации ценност-ных установок, поведения людей, их мировоззрения и картины мира.
В ходе работы были использованы следующие методы:
− аналитический;
− метод синтеза;
− метод систематизации.
Объект исследования – категория массовой коммуникации.
Предмет исследования – сущность и функции массовой коммуникации.
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением и списком использованной литературы.
Первая глава посвящена общей характеристике массовой коммуникации, особое внимание уделено функциям массовой коммуникации.
Во второй главе приведен анализ влияния массовой коммуникации на об-щество и массовое сознание.
В заключении представлены выводы по исследованию.
Глава 1.Понятийный аппарат исследования: коммуникация и ее основные функции
1.1.Понятие массовой коммуникации
Коммуникация – это процесс, который позволяет понимать другого чело-века, кроме того, именно в результате коммуникации мы достигаем возможно-сти быть понятыми, коммуникация обеспечивает комплексный процесс передачи информации любого содержания, как в вербальном, так и в невербальном виде. Коммуникационный процесс предполагает передачу идей, эмоций, посредством образов, слов, символов и т.д. Процесс коммуникации исключительно динами-чен .
Проблема структуры массовой коммуникации была детально разработана Лассвелом. В самом начале коммуникативного моделирования было два сколь ярких, столь же и простых сообщения, заложивших основу всего будущего дис-курса в исследовании коммуникации. Первое — «формула Лассвелла» — из-вестная как «самая знаменитая фраза в коммуникативных исследованиях». Вто-рое - «математическая» модель Шеннона-Уивера, заложившая основные прин-ципы дальнейшего моделирования коммуникаций. Дело не в том, что до этих двух событий никто и представить не мог, что такое коммуникация. Однако именно с попыток моделировать коммуникацию, возникает исследовательский подход, направленный как на комплексное теоретическое изучение проблем, так и на использовании академических разработок в коммуникативных практиках и их прикладном анализе. Политолог Гарольд Лассвелл (Harold Lasswell) поло-жил основу всему моделированию, представив в 1948 свою легендарную пяти-ступенчатую структурную «формулу»:
Кто?
Что сказал?
По какому каналу?
Кому?
С каким эффектом?
Формула по праву получила статус классической, поскольку она эффек-тивна и лаконична. Безусловно, эта модель не всегда применима для решения целого ряда коммуникативных прикладных проблем, но все же, она имеет огромное значение для развития исследования коммуникаций. Это начало начал в сфере коммуникации, более того, именно эта модель задала другим ученым четкие границы самого феномена коммуникации как объекта исследования.
Структурная модель Дж. Гербнера выглядит следующим образом.
1. Кто-то
2. Воспринимает событие
3. И реагируете
4. В данной ситуации
5. С помощью неких средств,
6. Чтобы сделать доступными материалы
7. В некоей форме
8. И контксте
9. Сообщая содержание
10. С какими-то последствиями .
Дж. Гербнер стремился своей моделью решить многие проблемы, в част-ности, сделать исследование коммуникации более удобным и универсальным, приблизить модель к реальным практическим случаям, избавиться от «умозри-тельности» в прикладной коммуникативистике.
Кроме того, на современном этапе принята и такая структурная модель массовой коммуникации, которая носит поистине универсальный характер:
1) коммуникатор – тот, кто передает сообщение;
2) реципиент – тот, кто принимает сообщение;
3) сообщение – передаваемая информация.
При исследовании коммуникации осуществляется использование различ-ных методов. В частности, это общенаучные методы – речь идет о совокупности исследовательских приемов и процедур, широко применяемых в различных об-ластях научного знания, как социально-гуманитарного, так и естественнонауч-ного. Также важность имеет системный подход (понятие «система» является выражением совокупности элементов, которые находятся в отношениях и свя-зях друг с другом и со средой, образующих определенную целостность, един-ство) объект рассматривается в качестве некоторого множества элементов, вза-имосвязь которых обусловливает целостные интегральные свойства данного множества.
Также осуществляется использование частнонаучных методов. Частнона-учные методы являются совокупностью способов, исследовательских приемов и процедур познания, которые используются в той или иной отрасли науки. Тео-рия коммуникации является многоуровневой чрезвычайно разветвленной си-стемой; в ней осуществляется использование методов социологии, психологии, лингвистики, педагогики, межнаучных дисциплин – это социальная психология, социолингвистика и др.
На современном этапе широко используются методы общей социологии в социологии коммуникации, в частности, речь идет об анкетировании, включен-ном наблюдении, корреляционном анализе.
Анкетирование является достаточно распространенным методом, в каче-стве основного инструмента опроса, как правило, выступает анкета, которую должен заполнить либо сам респондент, либо исследователь, фиксирующий от-веты респондента. Заполнять анкету допускается в ходе непосредственного кон-такта исследователя с респондентами, кроме того, анкеты могут рассылаться по почте. Такого рода опросы сейчас не особенно эффективны, соответственно, в последние годы осуществляется использование анкет в сети Интернет, процент их заполняемости гораздо выше.
Включенное (участвующее, соучаствующее) наблюдение является таким видом наблюдения, при котором существует большая или меньшая степень включения исследователя в коммуникационный процесс, который изучается. Таким образом, он пребывает в контакте с наблюдаемыми, принимая участие в их деятельности, постоянно пребывая в коммуникативной ситуации. Безуслов-но, исследователь как фиксирует свои наблюдения, так и анализирует их с пози-ции того или иного методологического подхода.
В социологических исследованиях на современном этапе чаще использу-ются методы статистического анализа, некоторые из них могут быть применены и в социокоммуникативных исследованиях. Корреляционный (лат. «correlatives» — соотносительный) анализ в социокоммуникации является процедурой, кото-рая устанавливается для того, чтобы соотносить между собой социальные и коммуникативные переменные.
Если исследованию подвергаются тексты СМИ, то наиболее часто исполь-зуется метод контент-анализа.
Контент-анализ (англ. «contens» — содержание) занимает особое место в системе методов второго этапа исследования, так как позволяет интерпретиро-вать содержание информации посредством количественных показателей. Кон-тент-анализ является по своей сути качественно-количественным анализом со-держания текстового массива в целях изучения коммуникации, какого-то ее конкретного явления, аспекта. Он дает возможность выявления скрытых эле-ментов содержания текстов, которые могут ускользнуть, если мы используем традиционные методы логико-аналитического анализа. Здесь особое внимание следует обратить на появление возможности выявления тенденций социальной действительности, в том числе социальной коммуникации.
Контент-анализ позволяет добиться установления скрытых мотивов ком-муникаторов и авторов, социальных характеристик массового потребителя определенной информации. Данный метод совершенно незаменим, если есть по-требность в выявлении закономерностей в применении пропагандистских сте-реотипов, на базе чего производится прогноз тенденции в тех или иных соци-альных движениях.
Далее рассмотрим возможности мотивационного анализа. Под мотиваци-онным анализом понимается совокупность качественных техник и исследова-ний, направленных на изучение сознания участника коммуникации с целью идентификации главных, часто скрытых и подсознательных причин, которые лежат в основе его коммуникативного поведения. Исследование мотивации - это чрезвычайно сложная задача, потому как сами участники не всегда осозна-ют, что ими движет на самом деле при принятии решений. Тем не менее, моти-вационный анализ незаменим в исследованиях межличностной коммуникации, влияния рекламной коммуникации на поведение людей и т.д.
Мотивация и сами мотивы, являющиеся причиной определенных высказы-ваний, поведения или поступков в процессе общения, у различных его участни-ков имеют свои особенности. Одни при этом учитывают действие нескольких мотиваторов (факторов), а другие обращают внимание только на один из них и ведут себя в соответствии с ним. Во втором случае поведение одного из обща-ющихся другим кажется недостаточно обдуманным, разумным или обоснован-ным .
Мотивация поведения и поступков общающихся характеризуются и дру-гим — обстоятельства, лежащие в ее основе в процессе коммуникации, у разных людей в одно и тоже время могут быть совершенно противоположного характе-ра. Разумно поступает тот, кто учитывает различия между людьми, проявляю-щиеся при мотивации их поведения и поступков. И это особенно актуально в контексте изучения рекламы как способа массовой коммуникации.
1.2.Функции массовой коммуникации
Существует также достаточно много подходов к функциональной харак-теристике коммуникации и массовой коммуникации в частности.
В первую очередь, речь идет о контактной функции. Реализация данной функции предполагает установление, поддержание контакта как состояния го-товности к тому, чтобы передавать сообщение, поддерживать взаимосвязь.
Также весьма актуальна информативная функция. Ее реализация позволя-ет обмениваться сообщениями, принимать и передавать информацию любого содержания, в том или ином формате. Обмен информацией – это своего рода фундамент любого взаимодействия между акторами.
Особое внимание можно обратить в контексте рассматриваемой темы и на интерактивную функцию. Партнер, участвующий в коммуникации, может сти-мулироваться к выполнению тех или иных действий. И в данном случае акту-ально говорить о манипулятивных формах, которые могут находить отражение в коммуникативном процессе.
Прагматическая функция – это взаимное ориентирование, согласование действий в процессе деятельности. Эта функция играет важную роль в регла-ментации поведения, деятельности акторов коммуникации. Без ее реализации сложно себе представить конструктивные совместные действия.
Далее рассмотрим и экспрессивную функцию.
Экспрессивная функция основана на возбуждении в партнере нужных эмоциональных переживаний и трансформации собственных эмоциональных переживаний (например, с целью побуждения их к работе); партнеры по ком-муникации стремятся к выражению, пониманию эмоциональных переживаний, причем, чувства и эмоции могут выражаться посредством вербальных и невер-бальных средств. Кстати, в зависимости от конкретного способа передачи чувств и эмоций экспрессивная функция может служить фактором усиления или ослабления информационной функции, которая была рассмотрена нами ранее.
Функция установления отношений – данная функция основана на осозна-нии, фиксации места человека в системе связей в социуме.
Социальная функция заключается в формировании и развитии культурных навыков взаимоотношений людей; кроме того, коммуникация формирует мне-ния, реакции, позиции, стереотипы, помогает приобретать те или иные компе-тенции и т.п.
С этой функцией связана и функция социальной идентификации, посколь-ку люди могут как согласиться, так и не согласиться с той информацией, кото-рая выражена в процессе коммуникации.
Статусоопределяющая функция - здесь речь идет о выполнении челове-ком социальной роли, демонстрации знания норм социальной среды.
Интерпретативная функция – данная функция состоит в понимании смыс-ла тех сообщений и намерений, состояний партнера, которые тот транслирует в процессе коммуникации и т.п.
Медиа-ориентированный подход к изучению коммуникаций в условиях информационного общества был предложен Г. Маклюэном. Согласно данному подходу, человеку свойственно подчиняться действию СМК. И действительно, эта проблема в высшей мере актуальна для информационного общества. Воз-действие средств массовой коммуникации напоминает действие наркотика на человеческое сознание, сопротивление ему невозможно.
Особое значение имеет и теория коммуникации, которая была разработана М. Кастельсом в контексте модели «сетевого общества».
Согласно позиции М. Кастельса, фундаментом информационного обще-ства является специфическая социальная организация, в которой именно комму-никативным процессам принадлежит ключевая роль. Коммуникативные инфор-мационные процессы – это в теории Кастельса базовые источники производи-тельности и власти. Кроме того, как считал Кастельс, коммуникационные про-цессы современности должны осмысливаться в контексте сетевой структуры, которая пришла на смену иерархиям прошлого.
Интересна и позиция Ю. Хабермаса, который вводит такое понятие, как коммуникативный разум. Коммуникативный разум рассматривается в качестве интеграции социального жизненного мира, в качестве структурных элементов которого в системе целого выступают культура, гражданское общество и лич-ность. Кроме того, в этой теории фигурирует понятие коммуникативного дей-ствия. Все социальные системы – это, по сути, системы коммуникативного дей-ствия, которые базируются на автономии личности, социальных групп.
Наконец, важно отметить концепцию Н. Лумана, которая также отражает актуальные реалии развития коммуникации в условиях информационного обще-ства.
По сути, теория Лумана основана на артикуляции системных свойств коммуникации. Хабермас же выбирает для себя иную установку, провозглашая тезис об универсализме коммуникации как таковой. Но Луман вписывает ком-муникативную модель в рамки системной теории общества, чего нет у Хаберма-са. Как полагал Луман, универсалистская модель коммуникации не способна объяснить многие актуальные проблемы. Соответственно, как считает Луман, нужно изменить установку познания, взяв за основу теорию систем. Луман от-казывается от рассмотрения коммуникации с позиции должного, а именно, такие позиции, как идеалы, внутренние цели, нормативные основания коммуникации. Луман не считает, что коммуникация – это нечто само собой разумеющееся в системном функционировании. Луман отрицает, что вообще может существо-вать некий универсальный способ как описания, так и управления коммуникаци-ей. И объясняет Луман это достаточно просто – в коммуникации огромную роль выполняют случайные факторы. Это положение также расходится с пози-цией Хабермаса, который стремился выработать универсальный подход к опи-санию коммуникации.
Вместе с тем, между Луманом и Хабермасом есть нечто общее, а именно, они признают, что коммуникация является очевидностью, но все же, именно Луман обращает внимание на то, что в коммуникации слишком сильны те фак-торы, которыми управлять невозможно. То есть, Луман в отличие от Хабермаса предлагал рассматривать коммуникацию сквозь призму параметров и состояния системы.
И если Хабермас стремится прояснить механизм коммуникации, отталки-ваясь от внутренней структуры (то есть, при вступлении в коммуникацию субъ-екты стремятся к достижению консенсуса, понимания), то для Лумана важна иная посылка – коммуникация не является неким целеполаганием, тогда как консенсус выступает в качестве некой отвлеченной идеальной модели, которая вовсе и не отражает специфику реального коммуникативного процесса.
Для Хабермаса система – это есть внешний механизм относительно ком-муникации, соответственно, в концепции этого ученого она не анализируется в качестве релевантного фактора коммуникации. И как раз этот фактор для Лума-на становится наиболее актуальным .
Особо нужно выделить теорию общественного мнения У. Липпмана. Липпман полагает, что человек изначально наделен весьма ограниченными по-знавательными возможностями, человеку не под силу познание всего, полная информированность – это миф, так как среда является динамическим, сложным, переменчивым образованием. В процессе преодоления мира человеком прово-дится систематизация знания о нем в категории. Данные категории представлены фикциями, стереотипами, элементами псевдосреды, через которые человек при-спосабливается к окружающим людям. Соответственно, поведение человека яв-ляется реакцией на стимулы псевдосреды. Стереотипы объединяются в системы стереотипов, которые предстают в виде повседневных укладов, верований, уче-ний, социальных институтов и т. д. Ученый отмечает, что характеристики внешнего мира, вытекающие из поведения других человеческих существ по-стольку, поскольку это поведение касается нас самих, зависит от нас или инте-ресно нам, мы можем в первом приближении назвать общественными делами (public affairs). Картины в головах человека, образы самого человека, других людей, их целей, потребностей, отношений друг с другом являются обществен-ными мнениями. Также Липпман вводит понятие Общественного Мнения с большой буквы. Речь идет в данном случае о картинах, согласно которым дей-ствуют люди в группе, индивиды, если они действуют именно от имени группы. Общественное мнение – это собственно все те черты внешнего мира, которые имеют отношение к поведению окружающих людей в той степени, в которой это поведение пересекается с поведением индивида и зависит от него и его интере-сует. Он говорил, что все, существующие в человеческом сознании образы, к которым относят образы себя и других людей, это все является предметом