Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современная внешняя и внутренняя среда любого бизнеса обладает высоким уровнем динамизма и непредсказуемостью, что сказывается на эффективности функционирования предприятий на рынке. Следовательно, для развития стратегии бизнеса должны обладать действенным инструментом релевантного реагирования на изменение факторов внешней среды.
Хороший уровень стратегического анализа на современном рынке растет благодаря глобализации и цифровизации экономики, в частности, с помощью социальных сетей, поскольку эти процессы приводят к нивелированию многих факторов, которые влияют на конкурентные преимущества бизнеса. Таким образом, формирование стратегических реакций на изменение факторов внешней и внутренней среды в рамках эффективной стратегии развития с целью повышения конкурентоспособности бизнеса является актуальным вопросом для исследования.
Степень изученности темы. Различные вопросы, касающиеся формирования стратегической оценки бизнеса и ее влияния на уровень ее конкурентоспособности на рынке, нашли отражение в публикациях российских и зарубежных авторов. Среди авторов, прямо или косвенно уделяющих внимание изучению данной проблематики, можно выделить таких российских и зарубежных исследователей, как: В. Веснин, А. С. Гаршин, И. А. Иванова, Н. М. Розанова, Мэн Су, M. Портер, Л. Робин Келлер, M. Р. Крамер и др.
Объект исследования: стратегический анализ.
Предмет исследования: стратегический анализ бизнеса в социальных сетях.
Цель исследования: проанализировать особенности стратегического анализа бизнеса в социальных сетях в современных условиях.
Задачи исследования:
1. Изучить основные термины и содержание стратегии развития и стратегического анализа;
2. Раскрыть инструменты продвижения бизнеса с использованием стратегического анализа социальных сетей;
3. Привести анализ динамики и вектора рынка социальных сетей;
4. Провести комплексный анализ разработки стратегии продвижении через социальные сети на примере ООО «Бьюти Клиник».
Источниковая база исследования включает ряд правовых актов, учебников, учебных пособий, научных статей.
Методы исследования: аналитический метод, метод сравнения, метод измерений, метод описания, метод моделирования, метод наблюдения.
Структура. Работа включает в себя введение, две главы (теоретическую, аналитическую), заключение и список источников.
1 ТЕОРЕТИКО – МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИИ И СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
1.1. Основные термины и содержание стратегии развития и стратегического анализа
Стратегия предприятия представляет собой не только правила поведения на конкурентном рынке. Она является проявлением фундаментальных основ самой сути коммерческой организации и выступает в качестве механизма коллективного восприятия и функционирования. Априори конкурентная стратегия может включать в себя любые правила функционирования, которые регламентируют деятельность по отношению к товарам и процессам, клиентам и поставщикам, собственным интересам предприятия и ее социальным обязательствам, элементам управления и т.д.
Грамотно разработанная стратегия дает возможность структурировать ограниченные ресурсы предприятия оптимальным способом, при этом учитывая движение внешней и внутренней среды [7].
Главными функциями конкурентной стратегии являются:
- отражение программы выбора целей развития предприятия;
- нахождение способа достижения желаемых целей деловой активности;
- отражение направлений развития предприятия и набора требующихся ресурсов;
- представление детальной, всеобъемлющей производственной программы достижения желаемых целей предприятия и выполнения ее миссии;
- представление совокупности необходимых действий, которые одобрены менеджерами предприятия для решения поставленных задач [8].
Таким образом, конкурентная стратегия – это «это стратегия, направленная на достижение наиболее устойчивого и привлекательного рыночного положения стратегической единицы бизнеса (СЕБ). Конкурентная стратегия содержит в себе действия и решения в условиях рынка, которые менеджеры реализуют для достижения конкурентного преимущества» [4].
Термин «конкурентная стратегия» считается довольно новым в современных исследованиях. Чаще всего его используют в маркетинговых исследованиях, посредством которого компания может улучшить свою узнаваемость. Поэтому следует рассмотреть роль и особенности конкурентного позиционирования в среде бизнеса как основного процесса построения востребованности и эффективности своей компании, не только на внешнем уровне, но и на внутреннем [2].
В процессе конкурентной борьбы соперники пытаются понять, кто лидер отрасли, а кого уже давно пора убрать из нее. Благодаря налаженному конкурентному позиционированию, построенному со стороны руководителем и сотрудников, у компании будут все шансы на более успешное положение среди остальных компаний.
Стоит отметить определение конкурентного позиционирования – это положение компании, построенное с помощью действий самой компании в процессе рыночных условий. Положение компании может быть как на высоком уровне (лидирующие позиции среди конкурентов), так и на низком. Организациям следует свой уровень и свое положение в отрасли, так у нее появится возможность узнать, насколько эффективны ее действия.
Знание своего положения со стороны компании необходимо для следующих действий:
- проведения оценки эффективного положения среди других компаний;
- использования рычагов воздействия на существующую отрасль посредством своих действий;
- разработки стратегии роста производительности товаров и услуг;
- осуществления принятых целей и задач для вывода на новый уровень.
Изучая работы отечественных современников, можно увидеть совершенно различные подходы к анализу конкурентоспособности организаций. Но к 2022 году еще не сложился единый подход к оценке этой проблемы. К примеру, со стороны российских экономистов и менеджеров, по данному аспекту чаще всего используется термин «конкурентные преимущества».
Но слово «конкурентная позиция» - это немного иное, говорящее о «месте» компании в данный момент; а преимущества – это уже плюсы, существующие в компании, без негативных сторон (которые бывают у всех компаний).
В России первым, кто заговорил о термине «конкурентное позиционирование» был Ю. Рубин. По его мнению, это положение компании, которое она занимает среди конкурентов в рыночной среде. Данное положение компании строится на оценке со стороны внутренних показателей (сотрудников) и со стороны внешних показателей (клиентов и конкурентов). Позиция здесь имеет субъективный характер и выражается в сопоставлении действий компании с другими [11].
По мнению ученого А.В. Куликовой, конкурентное позиционирование строится именно на том, какие конкурентные преимущества есть у организации определённой отрасли. Такой же точки зрения придерживается А.А. Михайлова. Она считала, что существуют разные виды компании и все они борются: у одних борьба выражается в выживании среди соперников, у других – в захвате всей доли отрасли.
По мнению А. А. Томпсона, стратегия конкурентного позиционирования считается одним из этапов построения конкуренции какой-либо отрасли. Посредством этого можно определить существующее положение организаций в сфере деятельности. Построение позиционирования анализируется с использованием карты стратегических групп. Определение позиционирования посредством данных методик предполагает исследование и оценку стратегических позиций компаний, в частности, в узконаправленной деятельности.
Соответственно, рассматривая мнения авторов по данному вопросу, можно отметить такой факт, что общим будет являться – исследование положения компании среди остальных. Основной трудностью в этом будет поиск тех параметров и показателей, посредством которых будет осуществляться сравнение. Формирование конкурентного позиционирования строится посредством действий со стороны бизнес-структуры в процессе конкуренции, в ходе которой составляется мнение о конкурентоспособности компании. Разработка конкурентной позиции в огромной степени зависит от того, какими способностями обладает компания и какое положение занимает в настоящее время [18].
Довольно распространённым способом изучения конкурентной позиции компаний считается метод М. Портера о пяти силах конкуренции:
- уже давно установленная «борьба» между компаниями;
- власть потребителей;
- власть продавца;
- возможность появления на рынке аналогичных товаров и услуг;
- возможность выхода аналогичных компаний.
Определить конкурентное позиционирование любой компании можно как качественными методами, так и количественными. Довольно часто данный аспект производится методом сравнения существенных показателей компании с аналогичными показателями конкурентов.
По мнению Ю. Рубина, конкурентная позиция находится во влиянии со
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Басовский, Л.Е. Стратегический анализ: Учебное пособие / Л.Е. Басовский, А.М. Лунева, Е.Н. Басовская и др. — М.: Инфра-М, 2020. – 479 c.
2. Веснин, В. Стратегическое управление и его роль в бизнесе : учебник. / В. Веснин – М.: Проспект, 2019. – 328 с.
3. Гаршин, А. С. Особенности стратегического управления // Молодой ученый. – 2019. – №26. – С. 99-102.
4. Григорьева, Т.И. Финансовый анализ для менеджеров: оценка, прогноз: учебник бакалавриата и магистратуры / Т.И. Григорьева – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 486 с.
5. Иванова, И. А. Бизнес-менеджмент : учебник и практикум для СПО / И. А. Иванова. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 305 с.
6. Казакова, Н. А. Современный стратегический анализ / Н. А. Казакова. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 386 с.
7. Лавринович, А.А. Анализ рисковых факторов внешней среды при разработке методики повышения эффективности деятельности при выпуске товаров // БИТ. – 2019. – №1 (5). – С. 27-31
8. Павлов, С. О. Факторы и методы повышения конкурентоспособности современной компании // Международный журнал прикладных наук и технологий Integral. - 2020. - № 5. - С. 24.
9. Плахотникова, М.А. Стратегия процессной трансформации бизнеса на российских предприятиях // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. – 2019. – №1(31). – С. 45-50.
10. Портер, М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / М. Портер. – М. : Альпина Паблишер, 2019. - 716 с.
11. Розанова, Н. М. Конкурентные стратегии современной фирмы : учебник и практикум / Н. М. Розанова. — М.а : Издательство Юрайт, 2019. — 343 с.
12. Росстат «Россия в цифрах». - Электронный ресурс: https://rosstat.gov.ru/
13. Семенихина, А. В. Интегрированный подход к изучению внутренней среды организации в условиях цифровой экономики // Современные тенденции и инновации в науке и производстве : материалы IX Международной научно-практической конференции. - 2020. - С. 2631-263-6.
14. Сидоров, М.Н. Стратегический менеджмент : учебник / М.Н. Сидоров. – М.: Юрайт, 2020. – 145 с.
15. Сысоева, Е. В. Стратегия, как инструмент развития и оружие против конкурентов // Юридическая наука. - 2019. - № 3. - С. 20-26.
16. Тебекин, А.В. Стратегический менеджмент / А.В. Тебекин. – М.: Юрайт, 2020. – 333 с.
17. Трифонов, Ю. В. Выбор конкурентной стратегии развития и функционирования предприятия // Креативная экономика. - 2019. - Т. 11. - № 4. - С. 457-466.
18. Хакимов, А. Х. Методология формирования конкурентных стратегий предпринимательских организаций // Журнал правовых и экономических исследований. - 2019. - № 4. - C. 114-126.
19. Luping Sun, Xiaona Zheng Intention–Behavior Discrepancy of Foreign Versus Domestic Brands in Emerging Markets // Journal of International Marketing: March. – 2019. - Vol. 25. - № 1. - Р. 91-109.
20. Porter, M.E., Kramer, M.R. Creating shared value. In Managing Sustainable Business // Springer, Dordrecht. – 2020. - № 2. – Р. 44-59.